Иван кулибин - биография, информация, личная жизнь. Кулибин Иван Петрович: изобретения Иван петрович кулибин и его изобретения

Иван Кулибин родился в Нижнем Новгороде 10 (21) апреля 1735 года в семье мелкого торговца мукой. Поскольку отец его был старообрядцем, воспитание отличалось строгостью. С малых лет мальчика приучали к труду. Рано освоив грамоту, Иван встал за прилавок, чтобы помогать отцу. Тем не менее самым интересным для него было чтение книг и создание различных игрушек. Отец благосклонно принял увлечения сына и позволил ему заниматься слесарным и токарным делом.

В 1758 году отец умер, и Иван открыл в Нижнем Новгороде часовую мастерскую. Слава о чудесном мастере разнеслась по всему городу, после того как он починил «замысловатый снаряд, показывающий делянки суток» самого губернатора. После этого отбоя от клиентов у Кулибина не было.

В 1767 году он был представлен императрице Екатерине II, совершавшей поездку по волжским городам. Мастер продемонстрировал царице свои изобретения, а также рассказал о часах, которые он хочет изготовить в ее честь.

И уже через два года он представил императрице телескоп, микроскоп, электрическую машинку и удивительные часы размером с гусиное яйцо. Особенно государыню поразил театр-автомат, в котором разыгрывались библейские сцены.

Подарки мастера произвели на Екатерину II неизгладимое впечатление. Она предложила Кулибину возглавить механические мастерские Академии наук, и он принял предложение. Это был самый яркий этап в жизни нижегородского мастера. Основным творческим направлением «главного механикуса Отечества» оставались часы. Они были самых различных размеров: от совсем маленьких «часов в перстне» до гигантских.

Кроме часов, Ивана Петровича интересовали и другие направления техники и механики.

В Петербурге по понятным причинам остро стояла проблема возведения мостов, и Кулибин занялся мостостроительством. В 70-е годы он спроектировал первый однопролетный деревянный мост через Неву, а уже в конце 1776 года успешно прошли испытания его модели.

Без Ивана Кулибина не проходило ни одно оформление карнавалов, торжественных мероприятий, празднеств и балов. Именно он устраивал всевозможные аттракционы, оптические забавы, «световые шутихи». Изобретенный им фонарь-прожектор даже при слабом источнике света давал сильное освещение. Система зеркал, используемая мастером, смогла осветить самые темные переходы Царскосельского дворца.

Именно Кулибину принадлежит первенство в изобретении массы механизмов, без которых невозможно представить современную жизнь. В 1791 году появился прототип современного велосипеда и легкового автомобиля. Кулибин сделал первый ножной протез, который предназначался для офицера Непейцина, героя Очаковской битвы. Первый лифт, или, как его называли в конце XVIII века, «подъемное кресло», тоже заслуга мастера. Эти изобретения можно перечислять долго. Среди них - оптический телеграф, «водоход», машины для добычи соли, мельницы, водяные колеса, геодезические и акустические приборы, подзорные трубы, солнечные и иные часы, точные весы и даже фортепиано и многое-многое другое.

Екатерина II по достоинству оценила заслуги мастера и наградила его медалью на Андреевской ленте с надписью: «Достойному. Академия наук - механику Ивану Кулибину».

В 1801 году Иван Петрович вернулся в Нижний Новгород и приступил к работе по совершенствованию самоходных судов. В это время мастер столкнулся с финансовыми проблемами. Катастрофически не хватало денег - крупные проекты были не дешевы. Для работы над самоходными судами Кулибин взял ссуду, которую погашал за счет своей пенсии.

Такова славная биография выдающегося русского изобретателя Ивана Кулибина. Он ушел из жизни 30 июля (11 августа) 1818 года в Нижнем Новгороде.

Большинство идей великого инженера-самоучки Ивана Петровича Кулибина не нашли поддержки властей того времени. Из всех творений мастера сегодня можно увидеть только самоходную коляску и диковинные часы, подаренные императрице. Однако имя гениального человека не только дошло до наших дней, но и стало нарицательным.

Имя этого человека стало нарицательным и произносится с восхищением, когда нам посчастливится наблюдать за работой мастера - автора полезного изобретения, открытия или удивительного механизма.

Кто такой Кулибин: краткая биография

Кулибин Иван Петрович родился в Нижегородской губернии в апреле 1735 г. Его отец был мелким купцом, семья проживала в усадьбе в слободе Подновье. Сегодня на этом месте в Нижнем Новгороде стоит памятный знак, сама же усадьба не сохранилась.

О детстве и юности Кулибина известно, что мальчик много читал и увлекался техникой, насколько это было возможно в то время. Профессия торговца не прельщала его. Он выучился на слесаря, токаря и часовщика. Образования помимо этого не получил.

Благодаря своему упорному труду он сумел произвести впечатление на императрицу. Кулибин преподнес ей в подарок удивительные часы с боем, музыкой и крошечными фигурками, которые двигались под действием часового механизма.

За этот исторический подарок Иван Петрович был назначен в 1769 году заведующим механической мастерской Петербургской академии наук. Так началась работа знаменитого мастера, инженера и изобретателя в столице России.

Лопастной водяной двигатель

Среди изобретений Кулибина выделяется водоход, принцип работы которого был похож на коноводное судно. Такие грузовые суда использовали на Руси наряду с бурлацкими. Якорь груженого судна бросали далеко впереди, завезя его на шлюпке, а затем с помощью лошадей подтягивали к нему судно. Механизм представлял собой водяные колеса, приводимые в движение потоком речной воды. Через зубчатую передачу вращение передавалось на другую ось, на которую была намотана якорная цепь. Пока судно подтягивало себя к первому якорю, далеко впереди бросали второй, и судно шло дальше.

Всего Кулибин создал три проекта водохода, последний только на бумаге. Испытание первой модели прошло не настолько успешно, чтобы впечатлить чиновников из водного департамента. Они сочли проект слишком дорогим и неэффективным, бурлаки способны протащить груз на большее расстояние за одни сутки. Хотя изобретатель внес в первый проект значительные усовершенствования, он был отклонен.

Лифт для Ее императорского величества

Сама Екатерина II была заказчицей изобретателя. С годами ей становилось все труднее передвигаться по своему огромному дворцу, а лифт с канатами, прикрепленными под крышей здания, ее величество категорически не устраивал.

Находчивый инженер предложил механизм, не нуждавшийся ни в каких канатах. «Подъемное кресло» двигалось вниз и вверх по вертикальным винтам, было простым и безопасным устройством. Привести его в действие было под силу одному крепкому мужчине. После смерти императрицы подъемный механизм перестал быть нужен во дворце, и его шахту заложили кирпичом.

Первая идея моста через Неву

Столица нуждалась в стабильной переправе через Неву. Существовавшие тогда наплавные мосты приходилось разводить во время ледохода. Конструкция одноарочного моста, предложенного Кулибиным, решала эту проблему.

Спроектировав 300-метровый однопролетный мост, инженер создал его модель в одну десятую оригинала. Она была установлена и успешно испытана в Таврическом саду на глазах скептиков и сомневающихся. Однако мост через Неву по проекту Кулибина так и не был построен.

Его конструкция была передовой для своего времени и отвечала требованиям, заявленным в конкурсе на мост через Темзу. Этот конкурс укрепил русского изобретателя в мысли, что его идеи отвечают духу времени и отражают реальные запросы города.

Самоходная коляска - прообраз первого автомобиля

Самоходка Кулибина развивала скорость до шестнадцати километров в час - невиданную по тем временам для такого новаторского средства передвижения. Фактически она представляла собой велосипед со сложной коробкой передач, тормозным и рулевым механизмами. Ради снижения веса коляски Кулибин разработал ее трехколесной.

Человек, приводивший коляску в движение, нажимая на педали, имел возможность отдыхать - коляска могла некоторое время ехать самостоятельно. «Самобеглая коляска» имела маховое колесо и подшипники качения. Отмечали, что у коляски был очень мягкий ход, несмотря на высокую скорость.

Действующая модель самоходной коляски существует, она была воспроизведена по чертежам Кулибина. Изобретение не было введено в производство, как и многие другие детища мастера. Среди знати, только развлекавшейся новыми механизмами, не нашлось человека с коммерческой жилкой и пониманием перспектив техники.


Первый протез

Поручику, потерявшему ногу при штурме Очакова, удалось продолжить военную карьеру и дослужиться до чина генерал-майора благодаря протезу ноги, сконструированному Иваном Кулибиным. Это была не просто «деревянная нога», заменявшая конечность.

Протез был выполнен из металла и состоял из нескольких частей. Голень, полая внутри (для легкости конструкции), соединялась шарниром со стопой на пружине, которая при ходьбе сгибалась и выпрямлялась, а при надевании одежды фиксировалась в нужном положении.

Было тщательно продумано и крепление протеза к телу. Система шин и ремней надежно и удобно крепила искусственную ногу к туловищу. Изобретатель предусмотрел специальные опорные перекладинки для правильного распределения тяжести при ходьбе.

Серийное производство «механических ног» не было налажено военным ведомством в России, но позднее подобные протезы стали выпускать во Франции.

Что еще изобрел инженер-самоучка

Вклад Ивана Кулибина в теорию и практику строительства мостов, судов, подъемных механизмов и других машин не ограничивался перечисленным. Иван Петрович создавал точные инструменты для навигации, астрономических и других научных исследований. Например, он сделал микроскоп без хроматических аберраций по проекту Эйлера, мощный прожектор с параболическим зеркалом, довел до совершенства технику шлифовки оптических стекол.

Императрица высоко оценила «дальнеизвещающую машину», семафор с проектом специальной башни. Код для шифровки сообщений Кулибин тоже придумал сам. Машина передавала информацию на расстояние прямой видимости, затем по цепочке таких башен - дальше.

Но признанием и восхищением знати пользовались в основном изобретения Кулибина для развлечения публики: хитроумные автоматы, сложные фейерверки, предметы роскоши.

Музыкальные золотые часы, заключенные в корпус в форме пасхального яйца, украшенного богатой чеканкой, уцелели до наших дней. Сложный механизм часов состоит из четырехсот деталей, часть которых приводит в движение множество фигурок механического театра.

Увлечение идеей создания вечного двигателя

Идея вечного движения занимала долгие годы ум и время знаменитого изобретателя. Иван Петрович не получил фундаментального образования, он был талантливый инженер-практик и самоучка.

Идея вечного двигателя издавна привлекала людей, но теоретическое обоснование возможности построить такую машину не было получено. Во второй половине XVIII века Парижская академия наук и Лондонское королевское общество официально объявили о том, что не принимают больше проекты подобного рода.

Тем более странно, что великий математик Эйлер поддерживал в Иване Петровиче веру в реальность вечного двигателя. Кулибин интересовался новостями науки и техники и старался, насколько это было возможно в то время, получать информацию обо всем, что изобретали другие в этих областях. Однако точно не известно, прочел ли Кулибин статью Петербургской академии наук с критикой всех проектов «непрерывного движения» и указанием на теоретическую невозможность его создания.

В статье прямо говорилось, что многие искусные в механике мастера разорились, преследуя недостижимую цель. Действительно, Кулибин тратил личные средства на разработку своей идеи, работал упорно до самой кончины, а критику отвергал, ссылаясь на авторитет великого математика.

В мечту Кулибина верил также его биограф, журналист и литератор Павел Свиньин. Его книга «Жизнь русского механика Кулибина и его изобретения» вышла в свет в 1819 году.

Несмотря на заблуждение о природе энергии, несмотря на то, что мало изобретений были внедрены в практику, имя и дух Ивана Кулибина остались примером упорства и изобретательности.

Идеи «русского Леонардо да Винчи» нашли применение в современном машиностроении, медицине и строительстве. Само его имя стало нарицательным. Но что именно он изобрел?

1 “Водоход”

В 1804 году Кулибин построил водоход – речное судно с водоотталкивающим мотором, позволяющим двигаться против течения. Идея появилась у него ещё в детстве: будучи маленьким мальчиком он был потрясен картиной тяжёлого труда волжских бурлаков. С тех пор он мечтал создать то, что сможет облегчить им жизнь.

2 “Одноарочный мост”

Первая в истории модель 298-метрового одноарочного моста была сконструирована Кулибиным в 1769-1787 годах. Деревянный макет с решетчатыми фермами разместился в Таврическом саду, на несколько лет соединив берега речного канала. Настоящий мост так и не был построен, но Иван Кулибин вошёл в историю как человек, который ввёл идею моделирования сооружений в практику мостостроения.

3 “Самокатная повозка”

В 1791 году Кулибин собрал механический экипаж, ход которому давал человек, крутящий педали, а не привычная упряжка лошадей. Более того, он оснастил её коробкой скоростей, тормозами и маховиком. Кулибинская трёхколёсная самокатная коляска оказалась “матерью” автомобиля Карла Бенца.

4 “Поднимающееся кресло”

Лифт для Екатерины II тоже изобрёл Иван Кулибин. Он представлял собой небольшое кресло, на винтах перемещающееся вниз и вверх, и служило как для развлечения придворных, так и для удобства самой Императрицы.

5 “Механическая нога”

Кулибин усовершенствовал протезную систему. Он создал “механическую ногу” для поручика Сергея Непейцына, пострадавшего при штурме Очакова. С тех пор Непейцына прозвали “железная нога”, а идея Кулибина позже получила своё развитие во Франции.

6 “Часы в пасхальном яйце”

В 1764-1767 годах Иван Кулибин создал уникальные по тем временам часы, которые, по его задумке, должны были быть достойны самой Екатерины II. Корпусом стало золотое яйцо. Его мастер-самоучка оснастил часовым, боевым и курантовым механизмами. Там же поместился и театр-автомат: каждый час подвижные фигурки Жён Мироносиц и Ангела под трёхкратное “Христос Воскресе” разыгрывали сцену из Евангелия о Воскрешении Иисуса Христа. Для сбора таких часов Кулибину потребовалось 427 деталей и 5 лет работы.

7 “Perpetuum mobile”

В последние годы о Кулибине ничего не слышали. Поговаривали, что перед смертью он работал над проектом вечного двигателя, но так и не успел завершить начатое.

Рисунок на заставке: Ольга Громова.

Иван Петрович Кулибин (1735-1818)

русский механик-самоучка, изобретатель

Иван Петрович родился в Нижнем Новгороде 21 апреля 1735 года, в семье небогатого торговца мукой.

Отец Кулибина не дал сыну школьного образования, он учил его торговать. Учёбой он занимался с дьячком, а в свободное время мастерил флюгера, шестерёнки. Всё, что касалось техники, сильно его волновало, особенно интересовали юношу мельницы и часовые механизмы.

Однажды отправили Кулибина в Москву, эта поездка дала ему возможность ознакомиться с часовым делом, приобрести инструменты. По возвращении из Москвы он открыл часовую мастерскую и стал преуспевать в часовом деле.
Решил Кулибин создать сложные часы.


Часы эти были величиной с гусиное яйцо. Они состояли из тысячи мельчайших деталей, заводились раз в сутки и отбивали положенное время, даже половину и четверти.
Во время изобретения часов Кулибин был не только часовщиком, но одновременно слесарем, инструментальщиком, токарем по металлу и дереву, кроме того, конструктором и технологом. Он был даже композитором - часы играли сочинённую им мелодию. На изготовление этих чудесных часов механик потратил больше 2-х лет.

20 мая 1767 года в Нижний Новгород приехала императрица Екатерина II. Кулибин представил царице часы, а также созданные им: электрическую машину, телескоп, микроскоп. Царица похвалила талант изобретателя.

В 1769 году Иван Петрович был вызван императрицей в Петербург и определен заведующим механической мастерской Академии наук со званием механика. А его изобретения попали в кунсткамеру - своеобразный музей, учреждённый Петром Первым.
В Петербурге он распоряжался мастерскими с многочисленными отделениями (инструментальным, токарным, столярным, барометрическим, оптическим), но он находил и время для разработки собственных изобретений.

Он спроектировал деревянный одноарочный мост через Неву.


Комиссия признала, что по проекту Кулибина можно построить. Екатерина II приказала наградить Кулибина деньгами и золотой медалью. А строить мост никто не собирался.

Кулибин изобрел также оригинальный светильник, который можно считать прототипом современного прожектора.

Для этого светильника он применил вогнутое зеркало, состоящее из огромного количества отдельных кусочков зеркальных стекол. В фокусе зеркала был помещен источник света, силу которого зеркало увеличивало в 500 раз. Он изобрел фонари разной величины и силы: одни были удобны для освещения коридоров, больших мастерских, кораблей, были незаменимы для моряков, а другие- меньших размеров- годились для карет.

Ещё одно изобретение - машинное водоходное судно. За построенное судно Кулибин был награжден пятью тысячами рублей, но в действие его судно так и не было введено.

Деньги Кулибин тратил на создание новых изобретений.
В 1791 году Кулибин создал самокатку- трехколесный экипаж.


В том же году Кулибин сконструировал механические ноги (протез). Военные хирурги признали изобретенный Кулибиным протез самым совершенным из всех тогда существовавших.

Кулибин разработал и телеграф оригинальной конструкции, и секретный телеграфный код. Но этой идеи не оценили.
Последней мечтой изобретателя был вечный двигатель.

Кулибин умер, окруженный чертежами, работая до последнего вздоха, Для того, чтобы похоронить его, пришлось продать стенные часы. В доме изобретателя не было ни копейки. Он жил и умер нищим.

Имя изобретателя Ивана Кулибина в России давно стало нарицательным. Однако на вопрос «Кто такой Кулибин?» мало кто может ответить что-то большее, чем «изобретатель». Зато найдётся немало «знатоков», которые расскажут, что слава его якобы «непомерно раздута квасными патриотами советского периода, а на самом деле Кулибин как изобретатель отметился лишь увеселительными аттракционами для знати».

«Нет пророков в своём Отечестве» — это как раз про Ивана Кулибина. Об итальянце Леонардо да Винчи российские обыватели знают больше, чем о своём соотечественнике, чей гений ничуть не менее значим.

Иван Петрович Кулибин родился в 1735 году в семье мелкого торговца-старовера в селении Подновье Нижегородского уезда. К разочарованию отца, сын не проявлял интереса к коммерции, зато тянулся к различным механизмам, в первую очередь, к часам.

Однажды мальчик уговорил купца-соседа позволить ему разобрать немецкие часы, чтобы понять, как они устроены. Разобравшись в устройстве механизма, Ваня собрал собственную копию, которая… не работала. Начинающему изобретателю не хватало навыков и необходимых инструментов.

Часы для императрицы

Но учился Иван быстро, беря уроки у мастеров токарного и слесарного дела. Когда умер отец, Кулибин открыл собственную часовую мастерскую и вскоре обзавёлся богатой клиентурой. Это стало возможным после того, как ему удалось отремонтировать дорогие часы с музыкой и боем, принадлежавшие нижегородскому губернатору.

Кулибину этого, однако, было уже мало. Голова была полна идей, для реализации которых в Нижнем Новгороде не хватало возможностей.

И тогда Кулибин решил создать собственные часы в подарок императрице Екатерине II. На эту работу у изобретателя ушло несколько лет, но результат того стоил.

Часы размером с утиное яйцо были заключены в золотую оправу. Механизм состоял из 427 частей. В них был вмонтирован уникальный театр-автомат, разыгрывавший настоящее представление.

В 1769 году часы были подарены Екатерине Великой, и потрясённая императрица сразу после этого назначила Кулибина руководителем мастерских при Академии наук. Это было то, о чём мечтал изобретатель. В этой должности он проработал последующие 30 лет.

«Шоу» для инвесторов

Ирония судьбы — из всех многочисленных изобретений Кулибина до нас дошли только часы, позволившие ему завоевать расположение императрицы.

Позднее для Екатерины II Кулибин сконструирует и первый в мире лифт, который позволит стареющей государыне избегать подъёма по лестницам Зимнего дворца.

Действительно, и для самой Екатерины, и для многих её приближённых Кулибин создавал вещи, не несущие большого хозяйственного смысла.

Но вызвано это было отнюдь не «легковесностью» самого Кулибина. Просто тогда, как, собственно, и сейчас, финансирование научных проектов во многом зависело от обеспеченных людей, мало что смысливших в серьёзных разработках, зато очень любивших спецэффекты. Поэтому Кулибину, чтобы получить деньги на серьёзную работу, приходилось заниматься «несерьёзными» вещами.

Изобретателю приходилось постоянно бороться со скептическим отношением к себе. «Мужик-лапотник», старовер, непьющий и некурящий, получивший от императрицы разрешение появляться во дворце в русском кафтане и с окладистой бородой, никак не вписывался в представления того времени о большом учёном.

Во многом из-за подобного отношения большинство разработок Кулибина не были реализованы.

Мост над вольной Невой

Самая показательная история связана с кулибинским мостом через Неву.

Существовавшие в то время в Петербурге переправы через Неву были неудобными и непрочными. Кулибин предложил проект однопролётного стационарного моста длиной 298 метров.

Предложенной одноарочной конструкции на тот момент не было аналогов в мире.

Кулибина подняли на смех в Академии наук — мужик, дескать, не знает элементарных вещей и предлагает конструкцию, которая немедленно разрушится.

Для того, чтобы разгромить проект, призвали математика Леонида Эйлера . Прославленный учёный проверил расчёты и пришёл в восторг — Кулибин ни ошибся в своём проекте, он был полностью жизнеспособен! Затем изобретатель создал модель моста в масштабе 1 к 10 и предложил её опробовать всем желающим. Выяснилось, что кулибинский мост способен выдерживать ещё большую нагрузку, чем та, что была необходима для реализации проекта.

Несмотря на всё это, власти не приступили к постройке моста. Первый стационарный мост над Невой появился только через три десятка лет после смерти Кулибина. Когда же кулибинский проект стали изучать в 1930-х годах, выяснилось, что многие его постулаты по-прежнему не утратили актуальности, а целый ряд решений, найденных русским инженером, его коллеги откроют для себя лишь много десятилетий спустя.

Чтобы похоронить изобретателя, продали его часы

Практически аналогичная история сложилась и с «механической ногой» — протезом для инвалидов, придуманным Кулибиным. Первая модель протеза в 1791 году была сделана для поручика Сергея Непейцина , потерявшего ногу при штурме Очакова.

С протезом конструкции Кулибина поручик Непейцин дослужился до генерал-майора, и только посвящённые знали, в чём причина небольшой хромоты генерала.

Однако протез, который мог изменить жизни тысяч русских инвалидов, так и остался единственным, ввиду отсутствия интереса со стороны властей. В итоге первыми серийное производство механических протезов наладили во Франции.

В 1801 году, уже после смерти Екатерины Великой и Павла I , Кулибин подал новому императору Александру I обширный список своих проектов, начиная от оптических приборов и заканчивая речными кораблями, но получил отказ в их финансировании.

После этого Кулибин покинул столицу, вернулся в Нижний Новгород, где провёл последние годы жизни, продолжая работать над изобретениями и борясь с огромным количеством долгов.

После смерти Кулибина в 1818 году родным пришлось продать настенные часы изобретателя — другой возможности получить деньги на похороны не было.

Один за всех

Настоящим наследием Ивана Кулибина стали около 2000 сложных технических документов, начиная от чертежей оптических приборов и заканчивая схемами мостов и зданий.

Кулибин опередил своё время — это не штамп, а реальность. К примеру, второй лифтовый механизм, подобный тому, что создал Кулибин для Екатерины Великой, появился более чем 60 лет спустя. Это же касается и других его оригинальных разработок, которые были реализованы на практике инженерами последующих поколений и, увы, по большей части вне пределов России.

В этом смысле Кулибин очень похож на Леонардо да Винчи, чьи идеи оказывались слишком революционными для современников.

Мы уже говорили о том, что после Кулибина осталось около 2000 сложных технических чертежей. Это на самом деле невероятно, если вспомнить, что никакого инженерного образования у Кулибина не было и быть не могло.

Нижегородский «мужик» Кулибин, в отличие от архангельского «мужика» Ломоносова , не заканчивал университетов, не учился за границей.

В отличие от английских инженеров, благодаря которым Британия получила славу «мастерской мира», Кулибин не имел возможности перенимать передовой опыт у коллег.

Русская наука в те времена только набирала обороты, русской инженерной школы как таковой не существовало.

Там, где английские изобретатели действовали на основе передовых научных разработок и опыта предшественников, Кулибин мог полагаться только на себя самого.

Создавая свои изобретения, Кулибин опытным путём заново открывал те физические законы и свойства материалов, которые сегодня изучают студенты технических университетов.

И можно только сожалеть, что в России мало знают о своём соотечественнике, которого по праву можно считать одним из самых выдающихся изобретателей в истории человечества.

gastroguru © 2017