Выбор читателей
Популярные статьи
Всегда считал, что выдувка стеклянных изделий - это сложное промышленное производство. А оказывается его возможно организовать в большой городской квартире или, совершенно точно, на даче. Была бы электроэнергия в достатке. Именно с квартиры и начал в своё время своё творчество со стеклом Егор Комаровский. Егор - энтузиаст, самоучка, очень инициативный и творческий человек. Недавно удалось побывать в его стеклодувной мастерской "Стеклоу" и посмотреть как из капли стекла выдувается ваза.
Вообще по первоначальному образованию Егор Комаровский международный логист, но на офисной работе долго не задержался предпочтя её творческой. Начинал с кузнецы, а потом обратил внимание на стекло. На съёмной квартире он с супругой начал нагревать село, обёртывать в фольгу и всячески его изучать, пытаясь разобраться. Потом начали заниматься фьюзингом стекла - это сплавление стёкл друг с другом а потом через форму спекается готовое изделие (например) . Занимались и витражными стёклами. И то и другое производство сейчас на рынке более-менее распространено и конкурентно.
2
А вот выдувание стекла наоборот, мало кто занимается. В Союзе стеклодувных производств было много, но почти все закрылись, частных мастерских почти нет. В Москве есть одно заведение, в Питере Мухинское училище, но ни одно из них не взяло Егора ни в качестве ученика, ни в качестве рабочего опасаясь мнимой конкуренции. Во всех работают в основном "старые кадры" 60+, молодых специалистов почти нет.
3
Только удалось немного поработать по личным договоренностям с отдельными мастерами. Это, плюс теоретическое изучение вопроса, благо в Интернете
(но не в Рунете)
сейчас много информации, а так же собственная практика позволили освоить технику. Вызывает уважение и выбранная стратегия - брать в заказ на изготовление работу чуть более сложную, чем выполнял до этого. Предоплата взята, мотивация повышается - хочешь не хочешь нужно выполнять. Иногда раз 15 приходилось переделывать изделие, прежде чем достигался удовлетворяющий всех результат.
4
Тогда как за рубежом это направление очень распространено и даже популяризировано. Делают домашние стеклоплавильные печи, обучают всех желающих - можно легко организовать домашнее мини-производство. Свои же печи пришлось Комаровскому изготавливать самостоятельно (покупать зарубежные очень дорого).
5
Всего для производства необходимы три печки с разными температурами. Все они электрические по 6 киловатт каждая. Есть и ещё одна газовая печь "кукушка" для подогрева материала в процессе его формовки.
6
В мастерской множество всяких цветных и блестящих красивостей. А ваз здесь в буквальном смысле навалом.
7
Вот примерно такую вазу и будут сейчас выдувать из капли стекла.
8
Само стекла тоже американского происхождения - специальное для выдувание. У нас такое не производят, а крупные производства варят стекло сами для себя. Цветное стекло заказывается в виде пластин, а прозрачное в виде вот таких капель. С каплями проще работать.
9
Сначала стекло плавят в керамическом горшке при температуре 1600 градусов.
10
Опускают стеклодувную трубку и забирают с печи всё что налипло на конец трубки. Немного выдувают. Стеклодувная трубка, или же выдувная, это полая трубка длиной около 1,5 метров с латунным мундштуком.
11
И катают формируя требую форму. Этап формовки.
12
Стекло периодически подогревают в "кукушке" что бы оно сохранило свою эластичность. Стекло начинает размягчаться при 650 градусах и выше.
13
Далее снова опускаем трубку в стекло, налепляем на неё новое стекло, выдуваем, формуем. Это так называемая техника свободного выдувания. Кроме неё существуют и другие методики
14
В определённый момент налепляем на заготовку полоски цветного стекла. Их предварительно подготовили - взяли полоски цветного стекла и спекли их вместе в одну пластину. Первично налепили платину на заготовку.
15
Дополнительно спекли части в "кукушке".
16
И теперь уже аккуратно формуем загибая стороны.
17
18
19
А дальше всё те же стадии - выдувание, формовка, подогрев и т.д. Иногда, правда, необходимо и чуть охладить заготовку с помощью смоченной газеты. Нужно соблюдать чётко температурный баланс, а также постоянно контролировать размеры, толщину стенок, качество. Хлопотное дело требующее хороших навыков.
20
При выключенном свете мастерская предстаёт в красивом сказочном виде. .
21
Формовка так же производится используя силу гравитации. Наклонили в одну сторону - заготовка стала деформироваться вниз, стекло стекает.
22
23
24
Когда ваза "выросла" почти до требуемого размера, заготовку ещё раз окунают с жидкое стекло, чтобы сформировался нагружений прозрачный защитный слой.
25
Примерно через 1,5 часа ваза почти готова. Теперь берут ещё одну стеклодувную трубку, окунают её в стекло и припаивают к вазе с противоположного конца. Прежнюю трубку удаляют, а на её месте начина.т формировать горлышко фазы. Стекло мягкое, поэтому щипчиками расширяем отверстие, загибаем края и придаём желаемую форму.
26
Вот такая получилась, только после охлаждения цвета будут иными. Белый останется белым, голубой станет лазуревым, а красный жёлтым.
27
И последняя стадия это охлаждение, или же отжиг - тоже очень ответственный процесс. Чем стекло толще, тем его нужно дольше охлаждать. Сантиметровые изделия охлаждают сутками и даже месяцами. Для данных ваз достаточно примерно 12 часов. Ниже 517 градусов начинают возникать напряжения в стекле и до 370 градусов нужно охлаждать очень медленно и аккуратно, далее темп охлаждения несколько увеличивается. После отжига вазу нужно будет отшлифовать и всё будет готово.
Хорошая новость для всех в том, что Егор Комаровский столкнувшись со всем трудностями обучения ремеслу, решил изменить ситуацию и уже проводит курсы и мастер-классы для всех желающих по обучению выдуванию стекла. Проводятся и экскурсии для школьников. 2 часа занятий стоят 4000 рублей и за это время вы сможет понять, интересно это вам или нет. Если "да", то можно продолжить обучение, а после приходить и изготавливать для себя какие-то изделия (если посчитаете что собственная мастерская вам не нужна). Вообще планы по просвещению большие - скоро производство переедет на новую площадку, где можно будет проводить более масштабные экскурсии и мастер-классы. Егор консультирует и многих стеклодувов на других производствах, предпочитая не самому изготовить требуемое изделие, а показать как это делается, обучить, а потом уже там справятся и самостоятельно. То есть Комаровский взял на себя очень большую и благодарную миссию просвещения и обучения, что, учитывая дефицит мастеров и информации сейчас у нас в России, не может не вызывать большого уважения.
Традиционно благодарю spbblog
в лице Жени
за приглашение.
Другие рассказы и фотокарточки можно почитать и посмотреть у Жени
Катерины
,
Искусство выдувания стекла – сложный, кропотливый процесс. Подобная техника походит к первому веку до н.э., появилась она в Сидоне (ныне прибрежный Ливан).
Искусство выдувания стекла – сложный, кропотливый процесс. Подобная техника походит к первому веку до н.э., появилась она в Сидоне (ныне прибрежный Ливан). Оттуда искусство распространилось на Римскую империю, а затем и в другие части мира. Искусство выдувания стекла практикуется и сегодня, оно подразумевает освоение массы сложных техник. Самое главное, в работе стеклодувов – это выполнение работы с высоким уровнем точности и аккуратности.
Процесс начинается тогда, когда впечь попадает 4-5 фунтовая трубка, где расплавляется стекло при температуре 2200 градусов по Фаренгейту (температура лавы).
Этот процесс называется сбором. После сбора стеклодувы окунают паяльную трубу в раскаленное стекло, пока на конце не сосредоточится приличного размера капля. Это очень сложный момент, так как стекло имеет консистенцию меда и легко капает с конца трубы.
На следующем этапе стеклодув начинает дуть воздух в трубу, образуя небольшой пузырек воздуха внутри расплавленного стекла. Это весьма тонкий процесс: если художник дует слишком интенсивно, то его работу ждет крах.
Одним из наиболее сложных аспектов выдувания является сохранение температуры на необходимом уровне. Благодаря поддержанию температуры, художник может придавать стеклу форму, которую он задумал. Благодаря традициям, которые передаются стеклодувами из поколение в поколение, это искусство не перестает привлекать и покорять наше внимание.
Искусство выдувания стекла – сложный, кропотливый процесс. Подобная техника походит к первому веку до н.э., появилась она в Сидоне (ныне прибрежный Ливан). Оттуда искусство распространилось на Римскую империю, а затем и в другие части мира. Искусство выдувания стекла практикуется и сегодня, оно подразумевает освоение массы сложных техник. Самое главное, в работе стеклодувов – это выполнение работы с высоким уровнем точности и аккуратности.
Процесс начинается тогда, когда впечь попадает 4-5 фунтовая трубка, где расплавляется стекло при температуре 2200 градусов по Фаренгейту (температура лавы).
Этот процесс называется сбором. После сбора стеклодувы окунают паяльную трубу в раскаленное стекло, пока на конце не сосредоточится приличного размера капля. Это очень сложный момент, так как стекло имеет консистенцию меда и легко капает с конца трубы.
На следующем этапе стеклодув начинает дуть воздух в трубу, образуя небольшой пузырек воздуха внутри расплавленного стекла. Это весьма тонкий процесс: если художник дует слишком интенсивно, то его работу ждет крах.
Одним из наиболее сложных аспектов выдувания является сохранение температуры на необходимом уровне. Благодаря поддержанию температуры, художник может придавать стеклу форму, которую он задумал. Благодаря традициям, которые передаются стеклодувами из поколение в поколение, это искусство не перестает привлекать и покорять наше внимание.
Что только в настоящее время нельзя сделать своими руками? Будь то обычная поделка, вещь гардероба, мебель и прочее. Как сделать стекло в домашних условиях? — Казалось бы плавка стекла, это нереально. В современном мире нет ничего невозможного. Главное в этом деле — это желание. И в этой статье вы найдете подробный пошаговый алгоритм столь занимательного и интересного занятия как изготавливают стекло.
Из истории известно, что стеклоделие — весьма древний процесс. Как это делается? По временным рамкам относится примерно к периоду до 2500 г. до н.э. Ранее такое редкое и ценное занятие в наше время сменилось распространенным производством данного материала.
Стеклянные изделия встречаются повсеместно. Их используют в качестве тары, элементов быта и декора, изоляторов, армирующего волокна и прочего. Различаются стекла лишь составляющим материалом, которое используется для изготовления. А вот сам процесс практически одинаковый.
Основные материалы, которые понадобятся:
Первый способ, как спаять стекло в домашних условиях, — это использование печи.
Важно! Стоимость примерного количества, которое понадобится, будет в районе 20 у. е. В будущем можно приобретать его вплоть до тонны, примерная стоимость которой будет 100 у. е. Это если вы планируете работать в промышленном масштабе.
Важно! Чем больше свинца, тем больше необходимо ловкости, чтобы придать форму расплавленному стеклу. Исходя из этого, многие стеклодувы предпочитают меньшее его количество.
Важно! Еще есть одно немаловажное требование к тиглю — он должен быть таким, чтобы при помощи металлических щипцов его с легкостью можно было зафиксировать.
Важно! Также существуют электрические, муфельные и горшковые печи. В них можно выполнить специальное стекло. Учтите, что кварц и песок, которые не содержат дополнительных примесей, переходят в стеклообразное состояние, когда температура в печи 2500 градусов по Цельсию. Если к содержимому добавить карбонат натрия, это же обычная сода, то температура снизится до 1500 градусов.
Важно! Стекло, выполненное по данному методу, имеет название флоат-стекло. С начала 1950-х годов производят именно его.
Важно! При завершении данной работы на стекло можно наносить дополнительные покрытия для увеличения стойкости и прочности. Также можно ламинировать.
Второй способ изготовления стекла в домашних условиях – это жаровня на древесном угле. Давайте и в данном случае разберем все пошагово.
Для начала нужно смастерить печь. Отлично для этого подойдет гриль для барбекю. Важно, чтобы он отапливался древесным углем. В данном случае для того, чтобы расплавить кварцевый песок в стекло используется тепло, которое вырабатывает уголь при сжигании. Опять-таки, стоимость данного материала не слишком высокая. Находятся они в широкой доступности.
Важно! Гриль используйте стандартного размера. Лучше если он будет в виде купола. Главные качества, которыми он должен обладать, — это наличие толстых стен и хорошая прочность. Если в гриле имеется отверстие для вентиляции, обычно оно расположено снизу, его нужно открыть.
Однако в данном методе могут быть небольшие препятствия. Даже если имеются очень высокие цифры температуры, не всегда можно расплавить его с легкостью. Для этого перед началом процесса нужно добавить в песок известь, буру или стиральную соду. Количество добавок не должно превышать ⅓-¼ от объема песка.
Важно! Помните, что эти добавки значительно снижают температуру плавления песка.
Для выдува стекла подготовьте длинную полую металлическую трубку. Для того чтобы вылить стекло, необходима форма. Она должна быть плотной и не должна расплавиться от горячего стекла. Используйте, например, графит.
Важно! При использовании данного метода необходимо помнить, что нагрев гриля происходит намного выше его обычного нагрева. Не исключено, что может расплавиться и сам гриль. Поэтому при изготовлении стекла данным способом, нужно аккуратно и ответственно выполнять все действия. Халатность может привести к серьезным травмам или же вовсе к летальному исходу.
Важно! Если же произошло обратное, то ни в коем случае к нему не подходите, ведь он очень сильно разогрет. Далее необходимо выключить пылесос и посмотреть положение шланга. Он должен быть направлен точно в вентиляционное отверстие.
Важно! Используйте уголь из твердой древесины. Он горит быстрее и лучше, нежели брикетированный.
Важно! Уголь, на который воздействует поток воздуха, может нагреваться до очень высоких температур. Примерно до 1100 градусов по Цельсию. Это необходимо учитывать, находясь рядом с печью. Из нее могут появляться восходящие вспышки.
В начале декабря стеклодув и владелец мастерской «Стеклоу» - Егор Комаровский, пригласил всех неравнодушных и интересующихся на свой мастер-класс. Мастерская располагается на цокольном этаже Дома Скульпторов Союза Художников по адресу: Санкт-Петербург, Заневский проспект 26, корпус 2. Егор рассказал, что художественное стеклодувное ремесло сейчас в России не так популярно и распространено как в странах Европы. Он освоил ремесло самостоятельно, изучая литературу на английском языке и смотря видеоуроки зарубежных мастеров, теперь он открыт к сотрудничеству, готов учить и удивлять.
Все печи, а их четыре, Егор в мастерской собрал самостоятельно. По центру фотографии можно увидеть индукционную тигельную печь. Своё название она получила от Тигеля — ёмкости для нагрева, высушивания, сжигания, обжига или плавления различных материалов, в данном случае в нём находилось распаленное стекло.
В России на рынке представлено около 8-ми цветов стекла, на рынках Америки — 120, разница в количестве весьма ощутима. Примеры стёкол и их цветов.
Начнём процесс изготовления вазы, нагреем выдувальную трубку. Это полая металлическая палка длинной 1 - 1,5 м с мундштуком на конце. Нам продемонстрировали технику свободного выдувания, она заключается в свободном формовании изделия. Стеклянные предметы, выполненные путём свободного выдувания, называют также гутным стеклом (от немецкого hutte - гута, стеклодувная мастерская).
Зачерпнём из тигельной печи расплавленного стекла и начнём его выдувать через трубку.
В процессе остывания мастер раскатывает остывающее стекло, подправляя его форму.
Добавим ещё стекла из печи.
Стеклянный шар становится всё больше и больше.
Последовательность на начальной стадии проста: макаешь, крутишь и формируешь, нагреваешь, дуешь…
Помимо свободного выдувания возможно применение других техник:Ручное выдувание в формы позволяет создавать изделия, схожие одно с другим. Например, лабораторные колбы. Стеклодув набирает на кончик стеклодувной трубки расплавленное стекло, выдувает пузырь и начинает формовать его, постоянно вращая трубочку и формует стекло в деревянных или металлических формах.
Прессовыдувание. Будущее изделие сначала формуют в пресс-форме, а затем в горячем виде - воздухом. Изделия получаются более толстостенными, менее прозрачными. Но этот способ позволяет создать на них рельефные украшения.
Для нагрева у Егора используется печь — «кукушка». Она нагрета до рабочих температур от +1100 до +1200 °C. Створки данной печи открываются при необходимости, позволяя помещать изделие в печь, вращать его в ней, помещать изделие частично и без соприкосновения со стенками.
Сила тяжести помогает придать форму стеклу.
Ещё немного времени и шар превращается в каплю.
Стекло нагревается, во время нагрева трубка постоянно вращается.
Возьмём стеклянные пластинки из нескольких цветов объединённых в один элемент, прикрепим его поверх изделия и нагреем.
После нагрева пластинка постепенно сгибается и оборачивается, при раскатывании образуя необходимую для нас форму.
Формируем изделие.
Вновь раскатываем.
И нагреваем заготовку.
На каждом этапе работ необходим постоянный контроль качества и размеров. Когда работа выполняется по составленному проекту, то изначально изготавливается первый вариант, который разбивается для точных замеров толщин стенок, после внесения корректировок и поправок изготавливается окончательный вариант изделия.
Опять нагреваем и понемногу выдуваем.
После выдувания раскатываем, придавая необходимую форму.
Создаём декоративный рисунок, обратите внимание на готовом изделии на него.
Формируем идеальную форму, постепенно вращая и охлаждая изделие. Охлаждение выполняется с применением мокрой газеты.
При остывании изменяется цвет заготовки.
Добавим объёма, выдуем ещё немного…
Добавим прозрачного стекла поверх цветного. Новый слой будет третьим, его получим из тигельной печи.
Постепенно нагревая и выдувая получаем довольно крупную фигуру будущей вазы.
Проверяем качество.
Формуем дно и закрепляем изделие за него.
Создаём форму горлышка вазы.
Последние шаги…
Отжигом называют нагревание до 530–580°С с последующим медленным охлаждением. При быстром и неравномерном охлаждении после формования в стекле возникают остаточные напряжения, которые со временем приведут к тому, что изделие разрушится само собой, без видимых причин. Отжиг позволяет уменьшить эти остаточные напряжения и сделать стекло долговечным.
После окончания отжига ваза шлифуется и её можно будет использовать по прямому назначению.Печь для отжига в мастерской электрическая и при отключении электроэнергии и быстром охлаждении стекла оно становится хрупким и недолговечным.
В мастерской много различных изделий из стекла, все они изготовлены вручную.
Если Вам захотелось сотворить что-нибудь самим, к примеру шарик на ёлку, стаканчик или вазу, или наоборот, хотите научиться работать со стеклом, то Егор Комаровский с удовольствием проводит индивидуальные занятия, экскурсии, мастер-классы для различных возрастных групп.
Все подробности и контакты в группе
Статьи по теме: | |
Технические и пользовательские характеристики, а также свойства металла свинец
Свинец - это металл, который был известен еще в древние времена. Человек... Очень интересный тест зигмунда фрейда Психологический тест фрейда 8 вопросов
Женщины умеют хранить тайны, если они - свои, а не чужие, но иногда... Как строить схемы предложения с причастным оборотом
Ещё М.В. Ломоносов отмечал книжный характер причастных оборотов . Они... |