Боярские палаты романовых. Палаты бояр романовых

В настоящей статье я не ставлю задачу подробно описать экспозицию музея и раскрыть историческую подоплёку артефактов. Также я не собираюсь в деталях пересказывать историю рода Романовых. Данная публикация может служить подспорьем для гидов-переводчиков при изложении материала иностранным туристам. Поэтому, по возможности, я упростила все имеющиеся в распоряжении данные, постаралась сделать рассказ понятным, доступным и интересным для публики, у которой нет никакой исторической базы для восприятия детальных сведений. В описание включены лишь совершенно необходимые материалы, достаточные для формирования представления о Романовых, их старом доме и быте богатой знатной семьи второй половины XVII века.

Краткие сведения о первых Романовых и истории их дома – “Старого государева двора”

Археологические исследования утверждают, что усадьба на месте современного здания музея существовала ещё в XV веке. С XVI века она принадлежала Романовым – старинному русскому роду.

Первые Романовы

Родоначальником фамилии историки считают Андрея Кобылу. В древней Руси прозвище человека часто заменяло фамилию. Нередко люди звались по имени отца или деда. Иногда одновременно использовали имена и отца, и деда, от поколения к поколению фамилия изменялась. Потомком Андрея Кобылы был Роман Юрьевич Захарьин. Его сын звался Никитой Романовичем Захарьиным-Юрьевым. Сыном Никиты Романовича был Фёдор Никитич Романов. В XVII веке фамилии закрепились за родами. (Чтил эту традицию и Пётр I. Путешествуя инкогнито по Европе он называл себя Пётром Алексеевым сыном Михайловым. То есть Пётр сын Алексея сына Михаила).

Никита Романович Захарьин-Юрьев

Владельцем дома, который мы называем «палаты бояр Романовых», был Никита Романович Захарьин-Юрьев. Жил он в XVI веке и этот дом не строил. На этом месте уже стояли каменные палаты, надстроенные деревянною светлицею. Вероятнее всего, Никита Романович получил усадьбу в качестве приданого после женитьбы на Варваре, дочери боярина Ховрина, которому дом и принадлежал до этого.

Когда сестра Никиты Романовича, Анастасия Романовна, вышла замуж за царя Ивана Васильевича IV (Грозного), царский родственник (шурин, брат в законе 🙂) стал одним из самых высоких сановников того времени. Перед смертью Иван Грозный назвал его одним из четырёх ближайших советников сыну Фёдору, последнему царю из династии Рюриковичей.

Первая жена Никиты Романовича, Варвара Ховрина, прожила недолго. От второй супруги, княжны Евдокии Александровны Горбатой-Шуйской, у боярина было 13 детей – шестеро дочерей и семеро сыновей (Фёдор, Александр, Михаил, Иван, Лев, Василий, Никита). Усадьба на Варварке досталась старшему сыну, Фёдору Никитичу. Он слыл первым красавцем в Москве. В XVII веке на Москве даже ходила такая поговорка – если одежда хорошо подходила фигуре, то говорили: «Сидит, как на Фёдоре Никитиче».


На снимке – Фёдор Никитич Романов. Справа – его супруга в монашеском одеянии

Романов Фёдор Никитич

Фёдор Никитич взял в жёны Ксению Ивановну Шестову. Из шестерых детей, родившихся в этом браке, в живых остались только дочь Татьяна да сын Михаил, остальные умерли в младенчестве.

В царствование Бориса Годунова всех Романовых обвинили в заговоре с целью отравить государя и самим занять престол. Братьев пытали, а затем сослали в разные монастыри. Фёдора Никитича – в Сийский монастырь (под Архангельском), где он стал иноком Филаретом, Ксению Ивановну – в Заонежский, где её постригли под именем Марфа. Пятилетнего Мишу разлучили с родителями, вместе с тёткой (А.Н.Черкасской) отослали на Белоозеро. Усадьбу на Варварке отписали в казну.

Романовы. Смутное время

Но с наступлением Смутного времени в судьбе старшего Романова (кроме него в живых остался только Иван Никитич) наступили перемены. Самозванец Лжедмитрий I (монах кремлёвского Чудова монастыря Григорий Отрепьев) назвался сыном Ивана Грозного, сводным братом царя Фёдора Иоанновича. Таким образом, он должен был признать Романовых, ведь они были его родственниками (царь Фёдор Иоаннович и Фёдор Никитич Романов были двоюродными братьями). Последнего вызвали в Москву и возвели в сан митрополита Ростовского и Ярославского. Привезли в Москву и его жену, инокиню Марфу с сыном Михаилом. По всей видимости, содержали Марфу с сыном на Варварке, в их старом доме.

После падения Лжедмитрия I, Филарет вначале оказался в плену у Лжедмитрия II, после освобождения отправился в Смоленск во главе русского посольства к польскому королю Сигизмунду III, где снова был пленён и вернулся в Москву лишь в 1619 году.

Марфа и Михаил после освобождения Москвы от поляков уехали в свои родовые костромские вотчины, затем в Ипатьевский монастырь. Туда и прибыло Великое Посольство с сообщением об избрании 17-ти летнего Михаила Фёдоровича на царство.

Палаты бояр Романовых после 1613 года

С 1613 года Романовы жили в Кремле. Марфа стала инокиней Вознесенского монастыря. В 1619 году, когда Филарет вернулся на родину, его венчали на патриаршество. Он стал соправителем сына.

В 1631 году скончалась инокиня Марфа (похоронена в Вознесенском монастыре). По всей видимости, её смерть побудила царя и патриарха основать Знаменский монастырь и передать ему земли, на которых стояла родовая усадьба. Дом Романовых стали использовать для монастырских нужд.

В 1668 году Знаменский монастырь со всеми постройками выгорел, сильно пострадали и древние палаты. Перестройка палат началась в 1674 году. После этого они долго использовались монастырём как казённые кельи.

Старый государев двор в XVIII – XIX веках. Реставрация

К концу XVIII века монастырь уже не мог сам себя содержать, палаты стали сдавать арендаторам, которые перестраивали их для своих нужд. Пострадали палаты и в 1812 году, после пожара вновь сдавались в аренду. Их вновь переделали, добавив многочисленные пристройки.

Новая жизнь палат началась в 1856 году, когда Александр II принял решение о восстановлении старого государева двора и создании музея «Палаты бояр Романовых». Палаты выкупили у Знаменского монастыря, их восстановление поручили архитектору Фёдору Фёдоровичу Рихтеру. Он самым тщательным образом подошёл к ответственному поручению императора. Со всей скрупулёзностью изучал старые планы, проводил исследования. В результате обнаружились древние части дома, узкие и маленькие двери, подвал из белого камня с печами, остатки росписей в крестовой палате.

Много вопросов вызвал третий этаж дома. Существование деревянного верха подтверждалось старыми планами Москвы, прежде всего, годуновским чертежом, где палаты изображены с вышкой. Кроме того, стены второго этажа достаточно тонкие, чтобы держать каменный верх. Логичнее предположить, что он был деревянным. Также известно, что русские люди не любили жить в сырой и холодной каменной части дома, называли такие покои «нежилыми». Когда надстроили деревянный терем, палаты получили законченный вид.

На шпиле Ф.Ф.Рихтер планировал установить флюгер в виде прапора, но, по указанию Александра II его заменили на герб Романовых – грифона, держащего в лапах щит и меч.

Нижний этаж раскрасили гранями «под бриллиантовый руст» по традиции XVII века.

Если взглянуть на палаты со стороны двора (южной стороны), легко выделить членение на этажи. Каждый этаж использовался по назначению – подклет, клеть и терем. Также традиционно строились и русские избы. Дом стоит углом («глаголем», буквой «Г»), два крыла поставлены под прямым углом друг к другу.

Музейная жизнь

Создание экспозиции было непростым делом. Основные предметы поступили из Оружейной палаты. В музее представлено много подлинных артефактов, личных вещей Михаила Фёдоровича, патриарха Филарета и инокини Марфы. Музей открылся 27 августа 1859 года.

Тщательный ремонт в «Палатах бояр Романовых» проводили в 1913 году, в год празднования 300-летнего юбилея дома Романовых. Музей посетил император Николай II с семьёй. С балкона на северной стене он приветствовал народ, собравшийся на Варварке. (Балкон отлично виден, если идти к дому по Варварке от метро Китай-город).


На кокошнике балкона тоже увидим грифона.

После революции музей переименовали в «Палаты боярина XVII века». Во время Великой Отечественной войны его экспозицию передали ГИМ, а здание занимали посторонние организации и жильцы. Палаты вернули музею в 1951 году, но в них проводились выставки. В 1984-1991 годах вновь провели серьёзную реставрацию, восстановили утраченные в советское время интерьеры. В настоящее время музей «Палаты бояр Романовых» – филиал ГИМ.
Рассказ об экспозиции в следующих публикациях.

Палаты Романовых находятся в Зарядье. Зарядье - так в старину называлась часть центра Москвы, расположенная «за рядами» торговых лавок, примыкающих к Кремлю.


Район расположен к Востоку от Кремля, между Варварской улицей, в советские времена носившей имя Разина, и Москвой-рекой.

Свое название он получил в XVI веке. И сегодня это место в центре Москвы.

Палаты Романовых в Зарядье - это единственная постройка, сохранившаяся от большой усадьбы бояр Романовых.

Палаты XVI-XVII вв. - филиал Государственного Исторического музея - «Палаты в Зарядье».

Входная плата в музей составляет 150 рублей и 100 фото.

По предположениям учёных, время основания усадьбы, относится к концу XV века - она обозначена уже на первом плане Москвы 1597 года.

Некогда усадьба была обширной и занимала видное место в топографии Москвы XVI в.

Бушевавший огонь не пощадил и Двор Государев. После пожара Варварская улица была расширена.

Возрождение двора началось только по избрании Михаила Федоровича на Российский престол.

Новый Государь разместился в царских палатах в Кремле, отчего дом стал известен как «Старый государев двор, что на Варварском крестце или у Варвары-горы».

К этому времени при Знаменской церкви на государевом дворе был уже протопоп Иаков с двумя священниками и третьим придельным и другими лицами клира.

Во время пожара 1668 г. сильно пострадали Палаты и в 1674 г. были разобраны под «погребной свод».

На месте сохраненной белокаменной основы XVI в. мастер Мелетий Алексеев соорудил в камне новые Палаты с крыльцом - нынешние первый и второй этажи филиала музея.

Уже в 1857 году здание стало носить статус исторического памятника.

Идея основателей музея была такова, что он должен был воссоздать бытовую обстановку предков русского царя.

Реставрация была осуществлена в 1857-1858 гг.

Был надстроен полностью утраченный верхний деревянный этаж в виде теремка с высокой крышей, достроено крыльцо.

В комнатах поставили богатые изразцовые печи, настелили паркет, стены обили дорогой парчой с царскими вензелями.

В комнатах также находилась серебряная и расписанная эмалями посуда, шитьё, женские украшения, сундуки, коробья, мебель, стены были украшены прекрасными росписями.

И, хотя здание строилось как часть монастыря, сочиненная в 1850-х годах придворными кругами, легенда стала называть его местом рождения царя Михаила Романова.

Жилые помещения представляли собой небольшие комнаты с тяжелыми сводчатыми потолками и предназначались для мужчин.

Кроме общей «трапезной», где семейство обедало, а также принимались гости, здесь находится «кабинет боярина» и «комната старших сыновей» с обширной библиотекой и «учебными пособиями»: астролябией, телескопом, географическими картами.

Женщинам отводился верхний деревянный этаж, который назывался теремом.

Здесь наоборот большие и просторные помещения, освещенные множеством окон.

Самое светлое из помещений - светлица - предназначалось для занятий рукоделием.

В женской половине также находилось большое количество книг, зеркала, разные женские принадлежности: коробочки и ларчики для румян, белил и сурмил, серьги, перстни, опахалы, а также и материалы для всевозможных рукоделий.

После революции 1917 г. в музее открыли «Музей старого русского быта» или «Музей боярского быта», сохранившего подлинные предметы давно прошедших лет.

С 1932 г. он является филиалом Государственного Исторического музея.

Здание филиала состоит из трех частей, разбитых на разные исторические отрезки: боярской кладовой XVI в., монашеских келий XVII в. и музейной надстройки XIX в

Очень интересный музей. Складывается впечатления, что ты попадаешь в прошлое. Несмотря на выходной день посетителей практически не было, а смотрители кратко рассказывали об экспонатах. Очень удивила потайная деревянная лестница.

Материал взят с сайта

Мини-путеводитель по Китай-городу

В 1599 году Федора Никитича посадили в тюрьму, а затем насильно постригли в монахи под именем Филарета. Палаты на стали бесхозными.

Когда-то палаты бояр Романовых были достаточно большой усадьбой, но сгорели. Возрождение двора началось только после избрания Михаила Федоровича на царство. А так как сам он разместился в царских палатах в , дом его стал известен как «Старый государев двор, что на Варварском крестце или у Варвары-горы».

Позже Романовы передали палаты в . Дом много раз перестраивали, а в 1859 году Александр II открыл здесь один из первых в России музеев - «Дом бояр Романовых».

Московские дома: от дерева к камню

Он хотел воссоздать бытовую обстановку предков русского царя. Поэтому палаты выкупили у монастыря (монастырские власти хотели вернуть их безвозмездно, но высочайшим повелением им пожаловали 20 тысяч рублей), расчистили от всевозможных пристроек и отреставрировали по проекту придворного архитектора Ф.Ф. Рихтера. Правда, здание приобрело некоторые, нехарактерные для русской архитектуры, готические черты.

Восстановили верхний деревянный этаж в виде теремка с высокой крышей и геральдическим знаком Романовых - грифоном вместо флюгера (обычно каменные палаты строили не выше двух этажей, а третий этаж строили из дерева). Также достроили крыльцо. В комнатах поставили богатые изразцовые печи, настелили паркет, стены обили дорогой парчой с царскими вензелями. Эта обивка частично сохранилась. И хотя здание строили как часть монастыря, сочиненная в 1850-х годах придворными кругами легенда стала называть его местом рождения царя Михаила Романова.

После революции музей сначала закрыли как мемориал Романовых, но уже в 1923 году здесь открылся «Музей боярского быта». Вообще память о первом Романове неоднократно спасала здание. И хотя дом дошел до нас сильно перестроенным, сохранился глубокий белокаменный подвал XVI века. Кроме того, на территории музея обнаружили уникальное деревянное сооружение - три венца сруба, столбики, поддерживающие его основание, фрагменты русской печной кладки и некрополь XVI века. А самая важная находка - производственный комплекс конца XV-XVII веков с двумя одновременно работавшими печами - гончарная мастерская.

Сейчас музей «Палаты бояр Романовых» (или «Палаты в Зарядье») занимает увенчанное высокой четырехскатной кровлей трехэтажное здание. Каждый из этажей его по мере подъема в высоту уменьшается в размере.

Путеводитель по архитектурным стилям

Теперь это филиал . Для обзора доступны все 3 этажа. На первом - каменные и кирпичные подвалы, на втором (на уровне улицы ) воссозданы трапезная, библиотека и кабинет боярина, на верхнем деревянном этаже - женская половина дома со светлицей. При этом убранство комнат состоит, преимущественно, из подлинных предметов XVII века.

Но основная ценность палат в Зарядье - их планировка. Тесные комнатки, толстые стены, низкие сводчатые потолки, узкие переходы, мрачные крутые лестницы - все это создает эффект погружения в Московского средневековье.

В боярской столовой семья Романовых собиралась для обеда. Здесь устраивали пиры и принимали гостей. В углу столовой стоит стол, порядок мест за которым соблюдался согласно обычаю «местничества» (распределения служебных должностей по признаку родовитости): наиболее знатные гости садились около хозяина, менее знатные - в противоположном конце стола.

Смежная со столовой комната оформлена как кабинет боярина. Проход в другую половину дома, состоящую из двух помещений, идет через площадку лестницы. Первое от лестничной клетки помещение оформлено в виде сеней, служивших в боярских домах и «спальными чуланами», и местом хранения вещей. Поэтому в комнате на лавках расставлены ларцы и шкатулки, в которых находятся кружева и ткани.

Из сеней можно пройти в светелку с окнами с трех сторон. Основную обстановку интерьера составляют предметы, связанные с рукоделием, тогда как в подвале стоят сундуки для денег, тканей, одежды и обуви, железные светцы, посуда. Но есть в музее и предметы, которые напоминают о военной службе боярина, обязанного являться на войну при своем вооружении и на своем коне - холодное и огнестрельное оружие, доспехи и конский убор.

В комплекс палат бояр Романовых входят 11 разнообразных по назначению и стилю построек XVI-XVIII веков: древние палаты, собор, церкви, зубчатая крепостная стена. Сейчас это огромный музей древнерусского зодчества под открытым небом.

Еще один утраченный элемент вернулся на дом в конце 2008 года, когда в канун 200-летия со дня рождения Ф.Ф. Рихтера его потомки захотели помочь реставрации музея. Такое же желание выразил Павел Куликовский-Романов, прямой потомок великой княгини Ольги Александровны (младшей сестры Николая II). Объединенными усилиями Романовых и Рихтеров в долго пустовавшей нише на северном (выходящем на Варварку) фасаде палат вновь появился красивый лепной грифон. А расстрелянного в 1917 году грифона-флюгера решили не реставрировать, сохранив следы от пуль как часть истории.

Говорят, что....

...во время Ливонской войны Никита Романов-Юрьев в городе Пернау увидел на одном из домов фигуру полульва-полуорла и взял его себе на прапор. Но только в XIX веке грифона - символ власти и силы - официально утвердили геральдическим знаком Романовых.
...Никита Романов-Юрьев, шурин Ивана IV, остался в народной памяти первым защитником от царского гнева. По легенде, когда царь однажды осерчал на своего сына, боярин встал между ними и защитил собой племянника. Царь, опомнившись, похвалил его за смелость и велел просить все, что пожелает. Никита Романов-Юрьев попросил вотчину и «льготу нерушимую» - кто в этой вотчине укроются, тех не тронут. Такой вотчиной стало Измайлово. Но в 1580 году Никита Романов-Юрьев сам попал в опалу. Причины ее неизвестны, но 200 посланных царем стрельцов разорили двор Романова на Варварке. Боярин остался нищим и даже просил у соседей-англичан на Старом английском дворе ткани, чтобы сшить одежду себе и домочадцам. Мыкался он недолго - вскоре царь сменил гнев на милость и перед смертью назначил Никиту Романова-Юрьева одним из ближайших советников.
...в палатах бояр Романовых Илья Репин писал «Ивана Грозного» .

Палаты в Зарядье на фотографиях разных лет:

Публикации раздела Архитектура

Где жили Романовы

М алый Императорский, Мраморный, Николаевский, Аничков - отправляемся на прогулку по центральным улицам Петербурга и вспоминаем дворцы, в которых жили представители царской фамилии .

Дворцовая набережная, 26

Начнем прогулку с Дворцовой набережной. На несколько сотен метров восточнее Зимнего дворца расположен дворец великого князя Владимира Александровича, сына Александра II. Раньше здание 1870 года постройки называли «малым императорским двором». Здесь почти в первозданном виде сохранились все интерьеры, напоминающие об одном из главных центров светской жизни Петербурга конца XIX века. Когда-то стены дворца украшало множество известных картин: например, на стене бывшей бильярдной висели «Бурлаки на Волге» работы Ильи Репина . На дверях и панелях сохранились вензеля с буквой «В» - «Владимир».

В 1920 году дворец стал Домом ученых, а сегодня в здании расположен один из главных научных центров города. Дворец открыт для туристов.

Дворцовая набережная, 18

Чуть дальше на Дворцовой набережной можно увидеть величественный серый Ново-Михайловский дворец. Его возвел в 1862 году знаменитый архитектор Андрей Штакеншнейдер к свадьбе сына Николая I - великого князя Михаила Николаевича. Новый дворец, для перестройки которого были выкуплены соседние дома, вобрал в себя стили барокко и рококо, элементы Ренессанса и архитектуры времен Людовика XIV. До Октябрьской революции на верхнем этаже главного фасада находилась церковь.

Сегодня во дворце располагаются учреждения Российской академии наук.

Улица Миллионная, 5/1

Еще далее на набережной расположен Мраморный дворец , родовое гнездо Константиновичей - сына Николая I, Константина, и его потомков. Его построил в 1785 году итальянский архитектор Антонио Ринальди. Дворец стал первым зданием в Петербурге, которое было облицовано натуральным камнем. На рубеже XIX и XX века здесь с семьей жил великий князь Константин Константинович, известный своими поэтическими произведениями, в предреволюционные годы - его старший сын Иоанн. Второй сын - Гавриил - в эмиграции написал воспоминания «В Мраморном дворце».

В 1992 году здание было передано Русскому музею .

Адмиралтейская набережная, 8

Дворец Михаила Михайловича. Архитектор Максимилиан Месмахер. 1885–1891. Фотография: Валентина Качалова / фотобанк «Лори»

Недалеко от Зимнего дворца на Адмиралтейской набережной можно увидеть здание в стиле неоренессанс. Когда-то оно принадлежало великому князю Михаилу Михайловичу, внуку Николая I. Строить его начали, когда великий князь решил жениться - его избранницей стала внучка Александра Пушкина Софья Меренберг. Император Александр III согласия на женитьбу не дал, и брак признали морганатическим: жена Михаила Михайловича не стала членом императорской фамилии. Великий князь был вынужден покинуть страну, так и не пожив в новом дворце.

Сегодня дворец сдается в аренду финансовым компаниям.

Площадь Труда, 4

Если от дворца Михаила Михайловича дойти до Благовещенского моста и свернуть налево, на площади Труда перед нами предстанет еще одно детище архитектора Штакеншнейдера - Николаевский дворец. В нем до 1894 года жил сын Николая I - Николай Николаевич Старший. В годы его жизни в здании также находилась домовая церковь, на службы сюда пускали всех желающих. В 1895 году - уже после смерти хозяина - во дворце был открыт женский институт имени великой княгини Ксении, сестры Николая II. Девушек обучали профессиям бухгалтера, экономки, швеи.

Сегодня в здании, известном в СССР как Дворец труда , проводятся экскурсии, лекции и фольклорные концерты.

Английская набережная, 68

Вернемся на набережную и пройдем на запад. На полпути к Ново-Адмиралтейскому каналу расположен дворец великого князя Павла Александровича, сына Александра II. В 1887 году он выкупил его у дочери покойного барона Штиглица - известного банкира и мецената, имя которого носит учрежденная им Художественно-промышленная академия. Великий князь жил во дворце до самой смерти - его расстреляли в 1918 году.

Дворец Павла Александровича долгое время пустовал. В 2011 году здание передали Санкт-Петербургскому университету.

Набережная реки Мойки, 106

На правой стороне реки Мойки, напротив острова Новая Голландия, расположен дворец великой княгини Ксении Александровны. Она была замужем за основателем русского военно-воздушного флота великим князем Александром Михайловичем, внуком Николая I. Дворец им подарили на свадьбу - в 1894 году. Во время Первой мировой войны великая княгиня открыла здесь госпиталь.

Сегодня во дворце находится Академия физической культуры имени Лесгафта.

Невский проспект, 39

Выходим на Невский проспект и двигаемся в направлении реки Фонтанки. Здесь, у набережной, расположился Аничков дворец. Его назвали так вслед за Аничковым мостом в честь старинного рода столбовых дворян Аничковых. Дворец, возведенный еще при Елизавете Петровне, - самое старое здание на Невском проспекте. В его строительстве участвовали архитекторы Михаил Земцов и Бартоломео Растрелли. Позже императрица Екатерина II подарила здание Григорию Потемкину. По поручению нового хозяина архитектор Джакомо Кваренги придал Аничкову более строгий, близкий к современному вид.

Начиная с Николая I, во дворце жили преимущественно престолонаследники. Когда на престол взошел Александр II, здесь жили вдова Николая I Александра Федоровна. После смерти императора Александра III в Аничковом дворце поселилась вдовствующая императрица Мария Федоровна. Здесь же вырос и Николай II. Он не любил Зимний и большую часть времени, уже будучи императором, проводил в Аничковом дворце.

Сегодня в нем располагается Дворец творчества юных . Здание также открыто для посещения туристами.

Невский проспект, 41

На другой стороне Фонтанки расположен дворец Белосельских-Белозерских - последний построенный на Невском в XIX веке частный дом и еще одно детище Штакеншнейдера. В конце XIX века его купил великий князь Сергей Александрович, а в 1911 году дворец перешел к его племяннику - великому князю Дмитрию Павловичу. Тот в 1917 году, находясь в ссылке за участие в убийстве Григория Распутина, дворец продал. А позже эмигрировал и вывез деньги от продажи дворца за границу, благодаря чему долго жил безбедно.

С 2003 года здание принадлежит Управлению делами Президента РФ, в нем устраивают концерты и творческие вечера. В отдельные дни проходят экскурсии по залам дворца.

Петровская набережная, 2

А гуляя возле домика Петра на Петровской набережной, нужно не пропустить белое величественное здание в стиле неоклассицизм. Это дворец внука Николая I, Николая Николаевича Младшего, верховного главнокомандующего всеми сухопутными и морскими силами Российской империи в первые годы Первой мировой войны. Сегодня во дворце, ставшем последним великокняжеским сооружением до 1917 года, располагается Представительство Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.

Палаты бояр Романовых представляют собой единственную постройку, сохранившуюся от усадьбы семьи Романовых. Находящейся в центре Москвы, музейный комплекс расположен к востоку от Московского Кремля. Сам музей представляет собой не только коллекции предметов быта, но и крупнейшие памятники классической архитектуры XVII века.

В музейны комплекс входят: палаты боярской семьи, несколько небольших церквей, отдельный собор с великолепными куполами, крепостная стена — всего под открытым небом представлено одиннадцать различных сооружений и памятников зодчества.

Церкви, находящиеся на территории музея известны тем, что пережили события революции. Одна из таких церквей — церковь великомученицы Варвары, в честь которой названа целая улица. Не менее известны и остальные церковные строения. Помимо церквей, на территории музея расположены одни из древнейших зданий города — Старый Английский двор и сами Палаты бояр.

Сами палаты разделяются на две части. Первая, названная мужской, включает в себя такие экспозиции, как «Кабинет боярина», «Комната сыновей Романовых», «Библиотека» и «Столовая палата». В женской же половине расположены: «Сени», «Комната Боярыни» и «Светлица». Весь интерьер комнат составлен исключительно из подлинных предметов быта бояр Романовых. В основной экспозиции посетители смогут увидеть древнюю серебряную посуду, ювелирные украшения, работы московских мастеров, изразцовые печи, резные шкатулки и сундуки, предметы мебели и художественного искусства.


Режим работы:

  • четверг-понедельник — с 10:00 до 18:00;
  • среда — с 11:00 до 19:00;
  • вторник — выходной;
  • первый понедельник месяца — санитарный день.

Стоимость билетов:

  • полный — 350 руб.;
  • льготный — 150 руб.

Узнать подробности можно на официальном сайте.

gastroguru © 2017