Использование компьютера при изучении физики. Рабочая программа для индивидуального обучения по физике Компьютерные обучающие программы по физике

Учителям остаётся только выбирать, если они, конечно, готовы к этому выбору. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию 13 различных приложений и игр, которые могут пригодиться при изучении физики. Впрочем, они настолько интересны, что вполне подойдут не только ученикам и студентам, но и всем, кому интересно устройство нашего мира.

Snapshots of the Universe – удивительное приложение для iOS, не так давно выпущенное самим Стивеном Хокингом совместно с компанией Random House . Приложение состоит из восьми экспериментов, которые дают пользователям возможность не только получить базовые знания по физике, но и познакомиться с принципами, управляющими нашей Вселенной. В рамках предложенных экспериментов игроки могут отправлять ракеты в открытый космос, собирать собственные звёздные системы, искать и изучать чёрные дыры. Каждый эксперимент можно проводить бесчисленное количество раз, изменяя физические параметры и наблюдая за появляющимися эффектами. Чтобы лучше понять эксперименты, можно зайти в раздел объяснения результатов и посмотреть видео. Приложение доступно на iTunes . Cтоимость игры от великого физика составляет всего лишь $4,99.

Это игра с уникальным сочетанием особенностей аркады и головоломки, место действия которых – мир субатомных частиц. Взяв под контроль одного из кварков, вы должны вести переговоры с фундаментальными силами Вселенной. Другие частицы будут притягиваться и отталкиваться, соединяться и изменять полярность, задача несчастного кварка - не терять контроль и избегать разрушения. Через всю игру красной нитью проходит история Элисон – молодого физика с нелёгким прошлым. Её путешествие через субатомный мир протекает в воспоминаниях и в конечном счёте приводит к удивительным открытиям. На сайте представлена бесплатная демо-версия, за полную придётся заплатить от 5-ти до 50-ти долларов – в зависимости от особенностей вашей системы.

Игра от первого лица, разработанная лабораторией игр (MIT), даёт возможность игрокам познакомиться с восприятием пространства на околосветовых скоростях и понять теорию относительности. Задача игрока – перемещаться по 3D-пространству, собирать сферические объекты, которые замедляют скорость света на фиксированные значения, что даёт возможность наблюдать за различными визуальными эффектами эйнштейновской теории.

Чем медленнее движется излучение - тем яснее проступают некоторые физические эффекты. К 90-му собранному камню свет будет распространяться со скоростью пешехода, что заставит вас почувствовать себя героями сюрреалистического мира. Среди явлений, с которыми может познакомиться герой во время игры, эффект Допплера (изменение при движении игрока длина волны регистрируемого им света, что приводит к изменению окраски видимых предметов, которая смещается в ультрафиолет и инфракрасную область), абберация света (увеличение яркости света в направлении движения), релятивистское замедление времени (различия между субъективным ощущением времени игрока и протекании времени во внешнем мире), преобразование Лоренца (искажение пространства на околосветовых скоростях) и т.д.

Crayon Physics Deluxe - это 2D-пазл/игра «в песочнице», которая даёт возможность испытать игрокам, что было бы, если бы их рисунки могли превращаться в реальные физические объекты. Задача игрока – помогать шарику собирать звёздочки, рисуя подходящие для его движения поверхности – мосты, переправы, рычаги и т.д. Всё происходит в волшебном мире детского рисунка, где инструментами игрока являются восковые карандашики. Как минимум игра развивает художественное видение и творческие способности, как максимум – позволяет познакомиться с основами механики - гравитацией, ускорением и трением. Для теста на сайте представлена демо-версия , полную версию для PC, Mac и Linux можно приобрести за $19,95, приложения на Android и iOS обойдутся в $2,99.

Впрочем, для тех, кто только приступил к изучению движения тел и различных физических сил, будет также интересно ознакомиться с образовательной видеоигрой Physics Playground. Игра представляет собой площадку, на которой игроку нужно выполнять достаточно простые действия – с помощью зелёного шара сбивать красный воздушный шарик. Вот тут-то и начинается классическая механика: без правильного применения законов Ньютона игрокам вряд ли удастся сконструировать в интерактивной среде механизмы, которые помогут привести в движение шарик. Впрочем, можно пользоваться и интуицией – главное, что на протяжении 80-ти уровней интуитивные знания, позволяющие достигать цели, постепенно приводят к пониманию закономерностей, которые лежат в основе классической механики. Игра разработана компанией Empirical Game , которая занимается созданием развивающих образовательных игр. В открытом доступе её, к сожалению, нет, однако разработчики предлагают связаться с ними, если вас заинтересовал этот продукт. В полной версии можно отслеживать успехи игроков с помощью анализа журналов лог-файла.

«Наука, индустрия развлечений и игра слились в красивом уникальном творческом опыте Newton’s Playground. Манипулируйте Вселенной, создавайте невероятные сочетания планет и запускайте гравитацию», - говорят создатели приложения. Newton’s Playground – интерактивное приложение, которое базируется на моделях, отражающих гравитационную взаимосвязь различных тел. Имитируя гравитационные отношения планет, небольшое приложение Newton’s Playground даёт своим игрокам возможность понаблюдать за взаимодействием сфер, плавающих в открытом пространстве, или же самому поэкспериментировать с массой и плотностью различных тел и создать собственную Солнечную систему. Все расчёты основаны на исследованиях института астрономии Sverre Aarseth"s. Стоимость приложения в App Store – $1,99.

«Algodoo создает новую синергию между наукой и искусством», - гласит надпись на одной из страниц игры. Algodoo – это уникальная платформа 2D-моделирования физических экспериментов от Algoryx Simulation AB . С помощью мультяшных образов и интерактивных инструментов Algodoo позволяет создавать удивительные изобретения, разрабатывать игры для использования в классе или специальные эксперименты для лабораторных занятий по физике. В процессе своих естествоиспытаний и создания различных механизмов участники игры могут использовать жидкости, пружины, шарниры, двигатели, световые лучи, различные индикаторы, оптику и линзы. Моделируя различные конструкции и меняя параметры, игроки изучают трение, преломление, силу тяжести и т.д. Для новичков на сайте представлено подробное руководство , а также создан канал Youtube , на котором можно посмотреть десятки видео по теме. Для Windows и Mac доступны бесплатные версии игры, приложение для iPad стоит $4,99.

Autodesk ForceEffect – приложение для инженеров, которые занимаются различного рода проектированием. С помощью Autodesk ForceEffect можно делать инженерные расчёты прямо на мобильном устройстве. Это существенно облегчает работу по дизайну на стадии создания концепции, так как мгновенно определяет жизнеспособность конструкции. Впрочем, приложение будет интересно и тем, кто хотел бы узнать, как различные силы влияют на объекты. Таким энтузиастам вместо схемы дома для эксперимента можно взять обычный велосипед и на основе его фото провести ряд экспериментов, которые покажут, какую нагрузку он способен выдержать и что влияет на равновесие велосипеда. Особенно приятно, что приложение находится в открытом доступе и бесплатно доступно для Android , iOS .

и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Быстрое развитие компьютерной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса. Большие возможности содержатся в использовании компьютеров при обучении физики. Эффективность применения компьютеров в учебном процессе зависит от многих факторов, это и от "железа", и от качества используемых обучающих программ, и от методики обучения, применяемой учителем. Физика - наука экспериментальная, её всегда преподают, сопровождая демонстрационным экспериментом. Методика обучения физике всегда была сложнее методик преподавания других предметов. Использование компьютеров в обучении физики деформирует методику её преподавания как в сторону повышения эффективности обучения, так и в сторону облегчения работы учителя.

Для повышения наглядности обучения можно использовать компьютерную программу "Физика в картинках" НЦ "Физикон"

Изложение нового материала, можно проводить с использованием одного компьютера, находящегося рядом с демонстрационным столом. Все физические эксперименты можно сопровождать использованием компьютерной программы " Физика в картинках ", в которой содержатся и проводятся демонстрации опытов с одновременно строящимися графиками, прилагаются пояснения происходящих процессов и явлений. Этот подход в компьютерной программе применяется ко всем основным темам школьного курса физики, что позволяет быстрее и качественнее объяснить учебный материал, повышает наглядность и доступность обучения, даёт возможность демонстрировать неоднократно явления и процессы как в дискретном, так и анимационном режимах. Просматривать изучаемые явления одновременно со строящимися графиками, менять в программе компьютера параметры факторов, создающих явления. Позволяет разносторонне демонстрировать ход опытов, а учащимся глубже осваивать учебный материал. Использование этой программы эффективно на этапах закрепления и повторения учебного материала как в индивидуальном, так и групповом обучении.

В плане закрепления изученного материала и при самостоятельной работе учащихся можно использовать программу "Уроки физики Кирилл и Мефодий" для 9 и 10 кл - электронные учебники от компании "Кирилл и Мефодий". Данная программа разбита на уроки в соответствии с основными темами курса физики. Имеет чёткое звуковое сопровождение. Хороший подбор контролирующих тестов. Заранее устанавливается нужная тема и после объяснения нового материала запускаются нужные озвученные пункты учебного материала. Это позволяет быстро и кратко ещё раз прокрутить изучаемую тему в сознании учащихся. Иногда для повторения применяют создание кроссвордов на пройденные темы по физике. Выполняют их в программе Microsoft Excel. Организационно проводят это в компьютерном кабинете, где учащиеся рассаживаются по 3-5 человек за компьютер. В группы учащиеся комплектуются самостоятельно. Процесс создания кроссвордов в группе учащихся проходит более интенсивно, более азартно и более интереснее, чем когда за компьютером сидит один учащийся. После создания кроссворда учащиеся обмениваются ими, предварительно записав их на дискеты, (желательно чтобы каждый учащийся наряду с тетрадью имел свою собственную дискету), а затем разгадывают кроссворды, при этом возникает в некотором роде соревновательный эффект: кто сложнее создаст кроссворд, а кто быстрее его разгадает.

Кроме того, можно использовать компьютеры для рисования общего вида графика какого- либо закона или явления с помощью приложения Paint, а более точное построение графиков проводят в программе Microsoft Excel, при этом графики получаются очень красивыми, что вызывает чувство удовлетворения работой. Построение графиков в программе Microsoft Excel позволяет пронаблюдать процесс изменения графика при изменении любых параметров протекающего процесса.

Контроль знаний, точнее, обратную связь устанавливают на основе самоконтроля и самооценки знаний учащихся: перед началом занятия получают информацию от каждого учащегося о степени выполнения им домашнего задания, в виде самооценки за каждую часть домашнего задания, а затем на занятии они подтверждают свои оценки, либо традиционным способом в кабинете физике, либо тестированием с использованием компьютеров, на основе собственных тестов, либо с помощью тестов программы "Уроки физики Кирилла и Мефодия". Также неплохо вписывается в структуру контроля знаний использование компьютерной программы "Репетитор по физике Кирилла и Мефодия". Во время тестирования учащиеся рассаживаются по одному человеку за компьютер. Остальные в это время заняты либо традиционным контролем, либо решением задач по данной теме.

Использование компьютера при решении физических задач.

Задачи решаются в компьютерном классе с помощью электронного задачника программы "Физика в картинках". НЦ " Физикон ".

Нужно сказать, что решение физических задач с помощью компьютера мало что даёт учебному процессу, так как в этом случае в основном используется компьютер как калькулятор и не более. Но, тем не менее, использование компьютера при решении физических задач может давать большой образовательный эффект при условии, если к седьмому классу учащиеся будут владеть программой Microsoft Excel, тогда на полную мощность можно использовать при решении задач функции, графики и мн. др. Кроме того, необходимо создать специальную подборку задач и методику их решения.

Методика использования компьютерных моделей на уроках.

Прежде всего, чрезвычайно удобно использовать компьютерные модели в демонстрационном варианте при объяснении нового материала или при решении задач.

Конечно, такие демонстрации будут иметь успех, если учитель работает с небольшой группой учащихся, которых можно рассадить вблизи монитора компьютера или, если в кабинете имеется проекционная техника, позволяющая отобразить экран компьютера на стенной экран большого размера. В противном случае учитель может предложить учащимся самостоятельно поработать с моделями в компьютерном классе или в домашних условиях, что иногда бывает более реально.

Следует отметить, что при индивидуальной работе учащиеся с большим интересом повозятся с предложенными моделями, пробуют все регулировки, как правило, не особенно вникая в физическое содержание происходящего на экране. Как показывает практический опыт, обычному школьнику конкретная модель может быть интересна в течении 3 -5 минут, а затем неизбежно возникает вопрос: «А что делать дальше?»

Что же нужно сделать, чтобы урок в компьютерном классе был не только интересен по форме, но и дал максимальный учебный эффект?

Учителю необходимо заранее подготовить план работы с выбранной для изучения компьютерной моделью, сформулировать вопросы и задачи, согласованные с функциональными возможностями модели, также желательно предупредить учащихся, что им в конце урока будет необходимо ответить на вопросы или написать небольшой отчёт о проделанной работе. Идеальным является вариант, при котором учитель в начале урока раздаёт учащимся индивидуальные задания в распечатанном виде.

Какие же виды заданий и учебной деятельности можно предложить учащимся при работе с компьютерными моделями и как организовать эту деятельность?

Виды заданий к компьютерным моделям

1.Ознакомительное задание

Это задание предназначено для того, чтобы помочь учащемуся понять назначение модели и освоить её регулировки. Задание содержит инструкции по управлению моделью и контрольные вопросы.

2.Компьютерные эксперименты

После того как компьютерная модель освоена, имеет смысл предложить учащимся 1 - 2 эксперимента. Такие эксперименты позволяют учащимся глубже вникнуть в смысл происходящего на экране.

3.Экспериментальные задачи

Далее можно предложить учащимся экспериментальные задачи, то есть задачи, для решения которых необходимо продумать и поставить соответствующий компьютерный эксперимент. Как правило, учащиеся с особым энтузиазмом берутся за решение таких задач. Несмотря на кажущуюся простоту, такие задачи очень полезны, так как позволяют учащимся увидеть живую связь компьютерного эксперимента и физики изучаемых явлений.

4.Расчётные задачи с последующей компьютерной проверкой

На данном этапе учащимся уже можно предложить 2 - 3 задачи, которые вначале необходимо решить без использования компьютера, а затем проверить полученный ответ, поставив компьютерный эксперимент. При составлении таких задач необходимо учитывать как функциональные возможности модели, так и диапазоны изменения числовых параметров. Следует отметить, что, если эти задачи решаются в компьютерном классе, то время, отведённое на решение любой из этих задач, не должно превышать 5 -8 минут. В противном случае, использование компьютера становится мало эффективным. Задачи, требующие более длительного времени для решения, имеет смысл предложить учащимся для предварительной проработки в виде домашнего задания и/или обсудить эти задачи на обычном уроке в кабинете физики, и только после этого использовать их в компьютерном классе.

5.Неоднозначные задачи

В рамках этого задания учащимся предлагается решить задачи, в которых необходимо определить величины двух зависимых параметров, например, в случае бросания тела под углом к гори-зонту, начальную скорость и угол броска, для того чтобы тело пролетело заданное расстояние. При решении такой задачи учащийся должен вначале самостоятельно выбрать величину одного из параметров с учётом диапазона, заданного авторами модели, а затем решить задачу, чтобы найти величину второго параметра, и только после этого поставить компьютерный эксперимент для проверки полученного ответа. Понятно, что такие задачи имеют множество решений.

6.Задачи с недостающими данными

При решении таких задач учащийся вначале должен разобраться, какого именно параметра не хватает для решения задачи, самостоятельно выбрать его величину, а далее действовать, как и в предыдущем задании.

7.Творческие задания

В рамках данного задания учащемуся предлагается составить одну или несколько задач, самостоятельно решить их (в классе или дома), а затем, используя компьютерную модель, проверить правильность полученных результатов. На первых порах это могут быть задачи, составленные по типу решённых на уроке, а затем и нового типа, если модель это позволяет.

8.Исследовательские задания

Наиболее способным учащимся можно предложить исследовательское задание, то есть задание, в ходе выполнения которого им необходимо спланировать и провести ряд компьютерных экспериментов, которые бы позволили подтвердить или опровергнуть определённые закономерности. Самым сильным ученикам можно предложить самостоятельно сформулировать такие закономерности. Заметим, что в особо сложных случаях, учащимся можно помочь в составлении плана необходимых экспериментов или предложить план, заранее составленный учителем.

9.Проблемные задания

С помощью ряда моделей можно продемонстрировать, так называемые, проблемные ситуации, то есть ситуации, которые приводят учащихся к кажущемуся или реальному противоречию, а затем предложить им разобраться в причинах таких ситуаций с использованием компьютерной модели.

10.Качественные задачи

Некоторые модели вполне можно использовать и при решении качественных задач. Такие задачи или вопросы, конечно, лучше сформулировать, поработав с моделью, заранее.

При регулярной работе с компьютерным курсом из придуманных заданий имеет смысл составить компьютерные лабораторные работы, в которых вопросы и задачи расположены по мере увеличения их сложности. Это занятие достаточно трудоёмкое, но именно такие работы дают наибольший учебный эффект.

В последнее время можно часто слышать вопросы: "А нужен ли компьютер на уроках физики? Не вытеснят ли компьютерные имитации реальный эксперимент из учебного процесса?" Чаще всего такие вопросы задают учителя, не владеющие информационными технологиями и не очень понимающие, чем могут быть полезны эти технологии в преподавании.

Давайте попробуем ответить на вопрос: "Когда же оправдано использование компьютерных программ на уроках физики?" Мы считаем, что, прежде всего, в тех случаях, в которых возникает существенное преимущество по сравнению с традиционными формами обучения. Одним из таких случаев является использование компьютерных моделей в учебном процессе. Следует отметить, что под компьютерными понимают компьютерные программы, которые позволяют имитировать физические явления, эксперименты или идеализированные ситуации, встречающиеся в задачах.

В чем же преимущество компьютерного моделирования по сравнению с натурным экспериментом? Прежде всего, компьютерное моделирование позволяет получать наглядные динамические иллюстрации физических экспериментов и явлений, воспроизводить их тонкие детали, которые часто ускользают при наблюдении реальных явлений и экспериментов. При использовании моделей компьютер предоставляет уникальную, не достижимую в реальном физическом эксперименте, возможность визуализации не реального явления природы, а его упрощённой модели. При этом можно поэтапно включать в рассмотрение дополнительные факторы, которые постепенно усложняют модель и приближают ее к реальному физическому явлению. Кроме того, компьютерное моделирование позволяет варьировать временной масштаб событий, а также моделировать ситуации, не реализуемые в физических экспериментах.

Работа учащихся с компьютерными моделями чрезвычайно полезна, так как компьютерные модели позволяют в широких пределах изменять начальные условия физических экспериментов, что позволяет им выполнять многочисленные виртуальные опыты. Такая интерактивность открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимых экспериментов. Некоторые модели позволяют одновременно с ходом экспериментов наблюдать построение соответствующих графических зависимостей, что повышает их наглядность. Подобные модели представляют особую ценность, так как учащиеся обычно испытывают значительные трудности при построении и чтении графиков.

Разумеется, компьютерная лаборатория не может заменить настоящую физическую лабораторию. Тем не менее, выполнение компьютерных лабораторных работ требует определенных навыков, характерных и для реального эксперимента - выбор начальных условий, установка параметров опыта и т. д.

Большое число компьютерных моделей по всему школьному курсу физики содержится в мультимедийных курсах, разработанных компанией "Физикон": "Физика в картинках", "Открытая физика 1.1", "Открытая физика 2.0", "Открытая астрономия 2.0". Главной отличительной особенностью этих компьютерных курсов являются многочисленные компьютерные модели - уникальные и оригинальные разработки, значительное число которых расположено на сайте "Открытый колледж" по адресу: http://www.college.ru/).

Компьютерные модели, разработанные компанией "Физикон", легко вписываются в урок и позволяют учителю организовать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся.

1.Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой.

Учитель предлагает учащимся для самостоятельного решения в классе или в качестве домашнего задания индивидуальные задачи, правильность решения которых они могут проверить, поставив компьютерные эксперименты. Самостоятельная проверка полученных результатов, при помощи компьютерного эксперимента, усиливает познавательный интерес учащихся, а также делает их работу творческой, а зачастую приближает её по характеру к научному исследованию. В результате многие учащиеся начинают придумывать свои задачи, решать их, а затем проверять правильность своих рассуждений, используя компьютерные модели. Учитель может сознательно побуждать учащихся к подобной деятельности, не опасаясь, что ему придётся решать ворох придуманных учащимися задач, на что обычно не хватает времени. Более того, составленные школьниками задачи можно использовать в классной работе или предложить остальным учащимся для самостоятельной проработки в виде домашнего задания.

2.Урок - исследование.

Учащимся предлагается самостоятельно провести небольшое исследование, используя компьютерную модель, и получить необходимые результаты. Тем более, что многие модели позволяют провести такое исследование буквально за считанные минуты. Конечно, учитель помогает учащимся на этапах планирования и проведения экспериментов.

3.Урок - компьютерная лабораторная работа.

Для проведения такого урока необходимо разработать соответствующие раздаточные материалы. Задания в бланках лабораторных работ следует расположить по мере возрастания их сложности. Вначале имеет смысл предложить простые задания ознакомительного характера и экспериментальные задачи, затем расчетные задачи и, наконец, задания творческого и исследовательского характера. При ответе на вопрос или при решении задачи учащийся может поставить необходимый компьютерный эксперимент и проверить свои соображения. Расчётные задачи рекомендуется вначале решить традиционным способом на бумаге, а затем поставить компьютерный эксперимент для проверки правильности полученного ответа.

Хочется отметить, что задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении физики и являются дополнительным мотивирующим фактором. По этой причине уроки последних двух типов приближаются к идеалу, так как ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы, ибо знания необходимы им для получения конкретного, видимого на экране компьютера, результата. Учитель в этих случаях является лишь помощником в творческом процессе овладения знаниями.

Использование компьютера при изучении физики

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Свердловская общеобразовательная школа № 5»

УТВЕРЖДАЮ

Директор «СООШ № 5»

Хачёва Л. Е.

Приказ № ____

от «___» _________ 20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

ПО ФИЗИКЕ

9, 10 КЛАССЫ

Составитель рабочей программы:

учитель математики

Суслина Анастасия Олеговна

2017 – 2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передачи суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности к их разрешению. Рабочая программа по физике для индивидуального обучения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта 2004 года. На изучение физики в процессе индивидуального обучения в 9 и 10 классах отводится 1 час в неделю. Всего 16 часов за первый семестр, 18 часов - за второй, 34 часа за год.

Рабочая программа индивидуального обучения по физике составлена на основе примерной программы основного общего образования по физике в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта и с учетом рекомендаций авторских программ по физике, с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающегося, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания. Основным принципом организации образовательного процесса для детей данной категории является обеспечение щадящего режима проведения занятий. Особенность рабочей программы в том, что обучение осуществляется только в пределах часов, отведенных учебным планом школы. Количество часов по темам изменено в связи со сложностью материала и с учетом психофизического развития и возможностей обучающегося. Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных работ. Учитывая быструю утомляемость обучающегося, продолжительность контрольных работ и тестов не превышает 25 минут. Остальное время отводится на работу над ошибками.

Структура рабочей программы:

Данная программа включает в себя следующие элементы:

​ титульный лист;

​ пояснительная записка;

​ основное содержание;

​ требования к уровню подготовки учащихся;

​ календарно-тематическое планирование;

​ перечень учебно-методического обеспечения.

Цели и задачи изучения предмета «Физика»:

Обучение физике направлено на достижение следующих целей:

    Освоение знаний о механических, тепловых явлениях, величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

    Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений и измерений с помощью таблиц, графиков, выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения природных явлений и процессов.

    Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнении экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

    Воспитание убеждённости в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества.

    Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.

Цели и задачи изучения физики

Цель курса : сформировать у учащихся представление об основных физических величинах и явлениях, о методах их изучения.

Задачи:

    Сформировать у учащихся представление о физических явлениях (механических, тепловых, электрических);

    Развитие творческого потенциала в процессе решения физических задач

    Воспитание отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

КЛАСС: 9

ПРЕДМЕТ: ФИЗИКА

Законы взаимодействия и движения тел

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение.

    Механические колебания и волны. Звук

Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.

3. Электрические явления

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Электрический ток.

4. Электромагнитное поле

Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле. Опыт Эрстеда. Правило буравчика. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Магнитное поле тока. Электромагнит.

Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель постоянного тока.

5. Квантовые явления

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

7. Строение и эволюция Вселенной

Видимые движения небесных светил. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Состав и строение Солнечной системы. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.

Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд.

Строение и эволюция Вселенной. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной.

КЛАСС: 10

ПРЕДМЕТ: ФИЗИКА

Кинематика

Механическое движение. Траектория движения. Путь и перемещение. Прямолинейное равномерное движение. Графики равномерного прямолинейного движения. Равноускоренное движение. Ускорение. Графики равноускоренного движения. Свободное падение тел. Ускорение свободного падения. Движение точки по окружности.

    Динамика

Первый закон механики Ньютона. Сила. Сложение сил. Масса. Второй закон механики Ньютона. Третий закон механики Ньютона. Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Сила упругости. Сила трения. Основы статики. Устойчивое и неустойчивое равновесие. Центр тяжести. Законы сохранения в механике. Импульс тела. Реактивное движение. Освоение космоса. Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.

    Релятивистская механика

Основные положения специальной теории относительности. Скорость света в вакууме. Относительность одновременности событий. Взаимосвязь массы и энергии.

    Свойства газов, жидкостей и твёрдых тел

Основные положения молекулярно-кинетической теории. Масса молекул. Количество вещества. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Закон Бойля-Мариотта. Закон Гей-Люссака. Абсолютная шкала температур. Закон Шарля. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Влажность воздуха. Точка росы. Строение и свойства твёрдых тел. Полимеры.

    Основы термодинамики

Термодинамические системы и макропараметры строения вещества. Внутренняя энергия тела. Работа газа. Первый закон термодинамики. Тепловые двигатели.

    Итоговое повторение

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ПО ФИЗИКЕ УЧАЩИХСЯ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ:

В результате изучения физики ученик должен знать/понимать:

    смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

    смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

    смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

    вклад российских и зарубежных ученых , оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Уметь:

    описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитн ую индукци ю , распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

    отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

    приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

    воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;

    оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

    рационального природопользования и защиты окружающей среды.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится, если ответ ученике удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка 1 ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Календарное планирование изучения физики в 9 классе

(17 ч., 1 семестр – 8 ч., 0,5 ч. в неделю, 2 семестр - 9 ч., 0, 5 ч. в неделю)

Календарное планирование изучения физики в 10 классе

по учебнику Е. В. Коршак, А. И. Ляшенко, В. Ф. Савченко

(34 ч., 1 семестр – 16 ч., 1 ч. в неделю, 2 семестр - 18 ч., 1 ч. в неделю)

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебно-методическое обеспечение

Программы

    Рабочие программы по физике. 7-11 классы / Под ред. Л. М. Корневич. – М.: ИЛЕКСА, 2012

    Примерная программа по физике среднего (полного) общего образования (базовый уровень)

    Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы. Естествознание. 5 класс. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010

Учебная литература

    Коршак, Е. В. Физика: 10 кл. : учеб. Для общеобразоват. учебн. Заведений: уровень стандарта: Пер. с укр. – К. : Генеза, 2010. – 192 с. : ил.

    Сиротюк В. Д. Физика: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. завед. – К. : Зодиак, 2008. – 240 с. : ил.

    Божинова Ф. Я. Физика. 7 класс: Учебник / Ф. Я. Божинова, Н. М. Кирюхин, Е. А. Кирюхина. – Х.: Ранок, 2007. – 192 с.: илл.

Дополнительная литература

Оборудование

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора

Батракова А.В.

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

«___» _________ 20___г. _________ Титаренко О.А.

Протокол № ___ от «___» _________ 20___г.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ УРОКОВ ФИЗИКИ И АСТРОНОМИИ.

Внедрение компьютерных технологий в преподавание физики и астрономии идет по нескольким направлениям:

Использование текстовых и графических редакторов учителями для подготовки разнообразных дифференцированных учебных материалов и учениками для оформления результатов своих учебно-исследовательских или реферативных работ. Использование компьютера на уроках в качестве технического средства обучения. В этом случае наиболее эффективно применение такого программного обеспечения как Открытая Физика 1.0 (части I и II) и RedShift –3 (Энциклопедия по астрономии), которые содержат большое количество наглядного материала: динамические модели, видеозаписи и т. п. Использование компьютера учителем и учениками для моделирования разнообразных физических процессов и явлений при помощи, например, такого средства как “Живая физика”. Создание в кабинете физики компьютерной измерительной лаборатории для проведения демонстрационного и ученического эксперимента. Такой комплекс с широкими измерительными возможностями предлагает фирма “Снарк” (компьютерный комплекс L - микро). Использование таких обучающих программ как “Репетитор по физике Кирилла и Мефодия” и “1С: репетитор” для самостоятельной работы школьников, а также диагностики и контроля их знаний.

1. КОМПЬЮТЕРНЫЙ КОМПЛЕКС - МИКРО.

Компьютерный измерительный комплекс позволяет использовать имеющийся в кабинете физики компьютер для проведения демонстрационного эксперимента или работ практикума.

В набор входит электронный измерительный блок, датчики температуры, давления, влажности , проводимости, ионизирующих излучений, числа оборотов и угла поворота, фотоэлемент, микрофон, а также дополнительное оборудование для проведения разнообразных экспериментов. Информация с датчиков автоматически обрабатывается и демонстрируется на экране монитора в удобной для учащихся форме.

Компьютерный измерительный комплекс позволяет проводить многочисленные эксперименты по различным темам курса. Так, например, в методическом пособии по теме “Механика” представлено подробное описание 17 экспериментов для 7-10 классов.

Фирма “Снарк”
Москва,

2. ЖИВАЯ ФИЗИКА.

Программа представляет собой среду, в которой школьники могут проводить моделирование физических экспериментов. При помощи представленного в “лабораторном шкафу” оборудования и материалов возможно моделирование разнообразных процессов по таким темам как механика, электричество и магнетизм. Современный вычислительный аппарат, средства анимации, многочисленные вспомогательные функции делают “Живую физику” удобным и мощным инструментом преподавания физики в школах.

Программа снабжена справочным пособием для учителя, содержащим все необходимые сведения об установке и инструментарии программы, о способах разработки и проведения экспериментов.

В УМЛ физики МИПКРО в рамках курсовой системы повышения квалификации работает модуль по обучению работе в среде “Живая физика”.

3. ОТКРЫТАЯ ФИЗИКА 1.0 (ЧАСТИ I И II)

Полный мультимедиа курс физики для Windows 3.1X/95/NT на двух CD.

В первую часть курса, которая содержит 34 компьютерных эксперимента, 11 видеозаписей физических экспериментов и 1 час звуковых пояснений вошли следующие разделы: механика, термодинамика и механические колебания и волны. Во вторую часть курса вошли разделы: электричество и магнетизм, оптика, атомная и квантовая физика.

Курс рекомендуется для классов с расширенным и углубленным преподаванием физики. Курс состоит из модулей - компьютерных экспериментов. Для каждого эксперимента представлены: компьютерная анимация, графики, численные результаты. Изменяя параметры и наблюдая результат компьютерного эксперимента, учащийся может провести интерактивное физическое исследование по каждому эксперименту. Видеозаписи делают курс более привлекательным и помогут сделать занятия живыми и интересными. Весьма полезны вопросы или задачи. сопровождающие каждый эксперимент Ученик может ввести в компьютер свой ответ и проверить себя.

000 "ФИЗИКОН"
РФ, Московская обл ., Долгопрудный-1, а/я 59
Тел/Факс (0Москва)
*****@***ru
http://www. physicon. ru

4. РЕПЕТИТОР ПО ФИЗИКЕ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ

на одном CD

Учебный материал представлен в виде тестов. В “Репетитор” вошли вопросы, наиболее часто встречающиеся в экзаменационных билетах на вступительных экзаменах в Вузы.

Содержит около 1200 вопросов и заданий с подробными ответами. Рекомендуется для поступающих в Вузы.

“Кирилл и Мефодий”
http://www. km. ru

5. “1С: РЕПЕТИТОР. ФИЗИКА” (ВЕРСИЯ 1,5)

на одном CD

Интерактивный курс обучения, изложены основы следующих тем: механика, молекулярная физика, электричество и магнетизм, оптика, теория относительности и квантовая механика.

Содержит 300 иллюстраций, 100 видеофрагментов и анимаций, 70 интерактивных моделей, а также около 300 тестов и задач по всем перечисленным разделам. Включены справочные материалы: основные формулы по физике и математике, система физических единиц, фундаментальные физические постоянные, биографические сведения о выдающихся ученых, внесших существенных вклад в развитие физики.

Фирма “1С”
Москва, а/я 64
,
Ул. Селезневская, 21, .
*****@***ru

6. REDSHIFT –3. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПО АСТРОНОМИИ

на одном CD

Уникальная астрономическая энциклопедия, которая обладает следующими возможностями:

    Можно выбрать время и место наблюдения любых небесных тел – как в прошлом, так и в будущем 9в интервалелет), как в пределах Солнечной системы, так и вне ее. Используя видеозапись можно запечатлеть движение небесных тел, восход солнца на Юпитере или бесконечно глубокое звездное небо, а также записать свое собственное путешествие в космосе. Полноцветная реалистическая графика позволяет увидеть детальные изображения всех планет, а также галактик и туманностей и Млечного Пути. Программа содержит данные о 700 малых планет и астероидов , 1500 комет, 1 миллионе звезд, квазаров, “черных дыр” и тысячи других поразительных объектов, сведения о десятках космических исследовательских аппаратах, подробные карты поверхностей Луны, Марса, Венеры и Земли.

Компания “Новый диск”
Москва, а/я 42
тел/

7.5 ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УРОКОВ ФИЗИКИ И АСТРОНОМИИ.

Видеостудия “Кварт” предлагает учителям физики и астрономии учебные видеопрограммы по различным темам школьного курса, которые помогут сделать процесс обучения более эмоциональным и наглядным, а следовательно и более эффективным.

1. “ФИЗИКА–1” 143 мин.
Лабораторные работы по курсу 11 класса , снятые в физико-математическом колледже при МИФИ.

2. “ФИЗИКА–2” 109 мин.
Фильмы по темам: дифракция света, интерференция, дисперсия , тепловое излучение, физические основы квантовой теории.

3. “ФИЗИКА–3” 65 мин. Фильм о том, как изменялись представления ученых о физической картине мира по мере познания тайн строения материи.
Фильмы о явлениях магнетизма, фотоэффекта, пластической деформации.

4. “ФИЗИКА–4” 38 мин. Два фильма: “Диффузия”, "Поляризация”.

5. “ФИЗИКА–5” 63 мин.
Представление о кристаллах, кристаллических решетках и др.

6. "ОПЕРАЦИЯ “ГЕЛИЙ”" 77 мин.
На примере истории открытия "солнечного вещества" - гелия дана история важнейших открытий в области физики и химии начала ХХ века. О своих открытиях рассказывают (актерское исполнение) ученые: Бунзен, Беккерель, Кюри, Резерфорд, Кавендиш, Рэлей, Рентген, Рамзай.

7. “КИНЕМАТИКА” новое.
Вопросы школьного курса кинематики рассматриваются с использованием авторского эксперимента Заслуженного учителя РФ

8. “ВСЕЛЕННАЯ И ЗЕМЛЯ” 60 мин. Происхождение Вселенной по Фридману. Загадки атмосферных вихрей. Материки, моделирование движения литосферных плит, прогноз на будущее. Тайны плато Усть-Юрт.

9. “АСТРОНОМИЯ” ЧАСТЬ 1 77 мин.
Звездные ориентиры, небесная механика, солнечная система, планета Земля, Луна, Утренняя звезда и т. д.

10. “АСТРОНОМИЯ” ЧАСТЬ II 80 мин.
Марс, Планеты - гиганты, малые тела, Солнце, жизнь и смерть звезд, Галактика, млечный путь, устройство вселенной.

11. “ИЗ ИСТОРИИ НАУКИ И ТЕХНИКИ” 108 мин.

    От огня до ядерной энергетики; тайны космоса и солнечной энергии; в толще земной коры и др.

12. “ЭТЮДЫ О РУССКИХ УЧЕНЫХ” 90 мин.
Жизнь, деятельность, и история открытий знаменитых ученых: Тимирязева, Вернадского, Циолковского, Флоренского.

13. “ШАНС НА СПАСЕНИЕ” 58 мин.
Парниковый эффект, сохранение озонового слоя, сохранение флоры и фауны, социальный аспект природоохранной деятельности.

14. “БУДУЩЕЕ В ГАРМОНИИ” 63 мин.
Футурологические прогнозы развития человечества и окружающей среды.

15. “ЭКОЛОГИЯ. НЕТРАДИЦИОННАЯ ЭНЕРГЕТИКА” 70 мин.
Использование в качестве источников энергии геотермальных вод, энергии лунных приливов, биоэнергии, силы ветра, солнечной энергии. В будущем эти экзотические виды энергии займут свое место и чем скорее, тем лучше.

Видеостудия “Кварт”
Москва, ул. Острякова, а/я 17.
Тел.

Физический факультет МГУ им. представляет видеокассеты с записями лекционных экспериментов. Предлагаемые опыты являются классикой демонстрационного физического эксперимента и в течение многих лет показываются школьникам и студентам при чтении лекций на физическом факультете . В комплект входят следующие видеокассеты.

1. “МЕХАНИКА” 185 мин.
70 экспериментов по темам: кинематика, динамика, динамика твердого тела, неинерциальные системы отсчета, законы сохранения, колебания.

2. “МЕХАНИКА СПЛОШНЫХ СРЕД” 165 мин.
Тематика: упругие свойства тел, закон Паскаля, сжимаемость жидкости, давление жидкости на стенки сосуда, закон Архимеда, плавание тел, атмосферное давление, ламинарное и турбулентное течения жидкости, уравнение Бернулли, статическое и динамическое давление в потоке жидкости и газа, эффект Магнуса, течение вязкой жидкости, вихри , физические основы авиации. 63 эксперимента.

3. “МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА” 178 мин.
Тематика: основы молекулярно-кинетической теории, явления переноса в газах (вязкость, теплопроводность, диффузия), реальные газы и жидкости, теплота и работа, тепловые двигатели, поверхностные и капиллярные явления, фазовые переходы, свойства твердых эксперимент.

4.“ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И МАГНЕТИЗМ” 145 мин.
100 экспериментов. Тематика: элементарная электростатика, электростатика проводников, емкость, проводники и диэлектрики во внешнем электрическом поле, основные механизмы создания ЭДС, зависимость сопротивления от температуры, электрический ток в различных средах, самостоятельный разряд в газах, электрический ток в жидкостях, основы магнитостатики, движение зарядов в магнитном поле, явление электромагнитной индукции, токи Фуко, магнитные свойства сред, трансформаторы, высокочастотные токи, магнитное поле Земли, электромагнимые волны.

5. “ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КУРС” 178 мин.
Сборная кассета, содержащая избранные эксперименты по курсу физики в рамках школьной программы. Количество экспериментов-- 83 Тематика: кинематика и динамика материальной точки, законы сохранения в механике, механические колебания и волны, звук, основы термодинамики, явления переноса в газах, фазовые переходы, электростатика, постоянный электрический ток, основные механизмы создания ЭДС, магнитостатика, электромагнитная индукция, геометрическая оптика, волновая оптика (интерференция, дифракция, дисперсия, аберрация , поляризация), лазеры.

МГУ им. , физический факультет
Москва, Воробьевы горы, МГУ, физический факультет, КОФ, КФД.
, Якута А. А

gastroguru © 2017