Антиохийское подворье. Московская церковь св

В 1551 году недалеко от Поганого (ныне Чистого) пруда был заложен деревянный храм во имя архангела Гавриила. В 1657 году храм впервые числится каменным. Нынешний храм построен в 1704-07 года архитектором И.П. Зарудным по заказу А.Д. Меншикова. Был самым высоким зданием Москвы, высота со шпилем 81 м. Стены внутри и наружи украшены белокаменным декором. С 1923 по 1947 год был закрыт. В 1960-х годах в храме установили иконостас XIX века из разрушенного храма Петра и Павла в Преображенской слободе.

Храм великомученика Феодора Стратилата построен в 1782-1806 года архитектором И.В. Еготовым во дворе храма архангела Гавриила как теплый храм. В 1860-1869 годах был построен северный придел во имя иконы Божией Матери «Нечаянная Ралрсть».Закрыт в 1930-е годы, четырехколонный портик, выходивший за красную линию, снесли.

В 1947 году в храмах разместилось подворье Антиохийского Патриархата и возобновились богослужения.

Историческая справка: Русскую и Антиохийскую Апостольские Церкви связуют многовековые духовные узы. По преданию, первый Митрополит Киевский святитель Михаил был сирийцем. Предстоятели древней Антиохийской Церкви не раз посещали Русскую землю для совместной молитвы. Так, в 1655 году гостем Русской Церкви был Блаженнейший Патриарх Макарий.

В начале XIX века Священноначалием Антиохийской Церкви было высказано пожелание иметь при Святейшем Синоде Русской Православной Церкви постоянного представителя. Это пожелание встретило сочувственный отклик. В 1848 году представители Антиохийской Церкви начали свое служение в Москве.

В 1848 году для Антиохийского подворья был передан московский храм в честь Вознесения Господня и священномученика Ипатия, епископа Гангрского.

В 1913 году Россию посетил Блаженнейший Патриарх Антиохийский Григорий IV.

В 1945 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви присутствовал Блаженнейший Патриарх Антиохийский Александр III. Во время официального собеседования Первосвятителей Антиохийской и Русской Церквей решено было возобновить деятельность Антиохийского подворья в Москве, которая была прервана из-за революционных событий 17-го года прошлого века. Подворью были переданы два храма, во имя архангела Гавриила и во имя великомученика Феодора Стратилата, что на Чистых прудах в Москве. Открытие подворья состоялось 17 июля 1948 года.

Знаменитая московская церковь во имя св. Архангела Гавриила находится близ Чистопрудного бульвара в скромном и маленьком Архангельском переулке, которому она и дала имя. В советское время он носил название Телеграфный. В историю Москвы эта церковь вошла как Меншикова башня, которую в народе еще величали "сестрой Ивана Великого".

Как известно, ее построил в начале XVIII столетия светлейший князь Александр Данилович Меншиков как домовый храм при своем новом московском дворце в Мясниках.

Однако, вопреки этому расхожему мнению, первая, еще деревянная церковь св. Архангела Гавриила существовала здесь задолго до того, как в этих краях обосновался светлейший князь, - еще в XVI столетии. Впервые она упоминается в летописи в 1551 году, где именуется Гаврииловской церковью в Мясниках. В то время она была обыкновенным приходским храмом в старинной слободе московских мясников, которые поселились тут еще в XV столетии, и дали название этой местности и ее главной улице - Мясницкой. Отходы их деятельности сливались в местный водоем - запруду от реки Рачки, прозванный Поганой Лужей или Поганым прудом. О поселении московских мясников тех времен ныне напоминает и название Костянского переулка в районе Сретенки.

А уже в 1620 году этот храм именовался "Гавриила Великого, что на Поганом пруде" и был центром Патриаршей Гаврииловской слободы. Тогда же, в первой половине XVII столетия, вместо деревянного был выстроен каменный трехшатровый храм старинной московской архитектуры дониконовских времен - вероятно, по типу церкви Рождества Богородицы в Путинках. Он простоял недолго - на его месте была возведена Меншикова башня.

Появление Меншиковой башни в Москве предопределила историческая петровская эпоха. Уже в самом начале правления Петра I Мясницкая улица стала главной парадной дорогой, по которой царь ездил из Кремля в Немецкую слободу и Лефортово. И на ней стали селиться приближенные царя и московская знать: в числе новых жителей Мясницкой достаточно назвать только имена Феофана Прокоповича и князя Меншикова.

Так получилось, что оба владения этих двух соседей, никак между собою не связанных, оказались причастными к истории Московского Почтамта. Старый Почтамт прежде находился на Мясницкой, 42, где когда-то был двор Феофана Прокоповича, а в 1780-х годах перебрался на отрезок Мясницкой в черте Белого города за бульваром, в бывший дворец князя Меншикова, с домовой церковью во имя св. Архангела Гавриила.

Меншиков приобрел себе владение в Мясниках в самом конце XVII века. Прежде оно принадлежало Дмитриевым-Мамоновым, - один из членов этого рода даже женился на царевне Прасковье Ивановне, дочери царя Ивана VI, одно время правившего вместе с Петром I. А в 1699 году эти земли за 2 тысячи рублей купил ближайший "друг царев" и начал строить там свой знаменитый дворец с роскошным садом.

Прежде всего, он занялся благоустройство прилегающей территории. Жить по соседству с Поганой лужей светлейший князь не захотел и повелел ее вычистить. С тех пор мясницкий водоем стал называться Чистыми прудами .

Главное же, что князь Меншиков, приобретя это владение, сам стал прихожанином старинного Гаврииловского храма. И тогда в самом начале XVIII века князь решил перестроить его в новом вкусе как домовую церковь при своем московском дворце.

Новая церковь была ему нужна и для того, чтобы устроить в ней придел для чудотворной иконы - Меншиков, находясь в городе Полоцке, приобрел образ Полоцкой Божией Матери, написанный, по легенде, самим евангелистом Лукой. Вернувшись в Москву, он приказал сначала обновить старую мясницкую церковь св. Архангела Гавриила и устроить в ней Введенский придел, куда и поместил икону. А затем Введенский придел был сооружен и в самой Меншиковой башне, где он существовал до XIX столетия.

Одну из главных трудностей для историков представляет имя архитектора Меншиковой башни, построенной в стиле раннего петровского барокко. Официально им признан известный московский зодчий И. Зарудный, хотя часто называют и архитектора Трезини, построившего в Петербурге собор Петропавловской крепости. Дело в том, что первоначально купол Меншиковой башни венчал огромный шпиль-игла, как и Петропавловский собор в северной столице, а на самом его верху тоже была позолоченная фигура ангела с крестом. Даже ходила легенда, что знаменитый Петропавловский шпиль был всего лишь точной копией московской Меншиковой башни.

Загадочная Меншикова башня овеяна тайнами - легенд о ее истории и судьбе слагалось великое множество. Иногда считают, что автором проекта новой церкви был сам Петр I, собственноручно исполнивший ее чертеж. Такое не раз случалось с московскими церквями - кроме Меншиковой башни, Петру приписывается, например, авторство церкви Святых Апостолов Петра и Павла на Новой Басманной, тоже, кстати, построенной И.Зарудным.

А поскольку, как известно, высота Меншиковой башни изначально на 3,2 метра превышала высоту Ивана Великого, то другая легенда гласит, будто князь Меншиков в гордыне захотел превзойти самого царя Петра. Потому он и выстроил у себя на дворе собственную домовую церковь выше главной кремлевской колокольни, и был наказан Богом за гордыню против государя.

Еще говорили, что Меншиков захотел затмить Сухареву башню, незадолго до того возведенную по указу Петра, которую в народе прозвали "невестой Ивана Великого".

Так или иначе, только первоначальная высота Меншиковой башни, превышавшая священную высоту главной московской колокольни, была не только ее отличительной особенностью, но и причиной, по которой она сразу же сникала себе народное недоверие.

К тому же на башне церкви Меншиков поместил часы-куранты с боем, купленные в Лондоне за огромные деньги - такого еще не случалось с московскими храмами. Эти часы играли каждый час и били четверти, а их 50 колоколов в полдень звонили целых полчаса. В народе все эти новшества сочли за проявление княжеской гордыни и ожидали возмездия.

Меншикову не удалось долго прожить в своем роскошном Мясницком дворце и помолиться в новой церкви - Петр I приказал ему переселиться в новую столицу Санкт-Петербург, где он был назначен губернатором. Московская церковь осталась недостроенной, часы сломались, а огромный верх угрожал падением.

Беда пришла в 1723 году. 13 июня того года священник церкви Архангела Гавриила после вечерни присел на паперть передохнуть, но вдруг упал мертвым. На следующий день, когда его тело понесли в храм на отпевание, прямо над церковью внезапно нависла небольшая туча, трижды прогремел гром, и с последним ударом молния зажгла купол. Страшный пожар продолжался два часа - его не могли залить из-за очень большой высоты башни. Верх башни целиком сгорел, и на землю обрушились все 50 колоколов, подавив много людей, спасавших от огня церковную утварь.

Полоцкую икону после пожара перенесли в придел церкви, а в 1726 году тяжело заболевший Меншиков потребовал ее к себе в Петербург. После его выздоровления икона осталась в домовой церкви знаменитого дворца светлейшего князя на Васильевском острове.

В 1727 году, когда опальный Меншиков был сослан, образ пропал. Потом капитан лейб-гвардии Михаил Приклонский рассказывал, что видел эту икону в молельне императрицы Елизаветы Петровны, когда стоял в дворцовом карауле. Так, что возможно, образ находился потом и в Зимнем дворце.

А мясницкий дворец Меншикова сначала был пожалован в вечное владение "бриллиантовому" князю А.Б. Куракину, увековеченному знаменитым парадным портретом кисти Боровиковского, затем от его семьи перешел к богатому армянину И. Лазареву, а от него, в свою очередь, к Московскому Почтамту. Ныне его здание на Мясницкой улице вобрало в себя старинный дворец Меншикова.

А вот Архангельская церковь так и оставалась недостроенной. Лишь в 1787 году ее восстановил после пожара известный московский масон Гавриил Захарьевич Измайлов, живший неподалеку на Мясницкой. Тогда и появился ее винтообразный купол, напоминающий горящую свечку. Церковь была украшена масонскими символами и эмблемами с латинскими надписями, которые только в 1852 году повелел уничтожить митрополит Московский Святитель Филарет (Дроздов).


Церковь во имя св. Архангела Гавриила и церковь во имя св. великомученика Феодора Стратилата.
Фото: hram.codis.ru

В 1821 году Меншикова башня была причислена к почтовому ведомству и именовалась церковью Архангела Гавриила при Почтамте как его летний (неотапливаемый) храм. Еще в 1806 году Директор Московского Почтамта Федор Ключарев построил рядом с ней зимнюю теплую церковь св. Феодора Стратилата, освященную по его именинам.

Обе почтамтские церкви несильно пострадали в 1812 году, потому что за взятку, полученную от директора Почтамта, французские солдаты перед отступлением не сожгли их, а только для виду разбрасывали вокруг горящую солому, и здания не загорелись.

Храм св. Архангела Гавриила, как и соседний Стратилатовский, также был закрыт только в 1930-е годы и тоже ненадолго по сравнению с другими московскими церквями - уже после войны в нем разместилось Антиохийское подворье (см. нашу публикацию от 19 февраля 2003 г.).

Только ныне существующий в храме иконостас был перенесен в него в 60-х годах минувшего столетия из разрушенной церкви Петра и Павла в Преображенской слободе. А старый иконостас самой Меншиковой башни по благословению Патриарха Алексия I в 1969 году передали в Успенскую церковь г. Махачкалы.

В настоящее время церковь св. Архангела Гавриила действует.

Меншикова башня, Церковь Архангела Гавриила в Москве - православный храм в честь Архангела Гавриила; самое раннее из сохранившихся зданий петровского барокко в Москве.

Церковь Архангела Гавриила выстроена в стиле московского барокко, под влиянием светского дворцового зодчества (балконы над входными портиками со свободно стоящими колоннами, многочисленные скульптурные украшения и др.). Она представляет собой башню с двумя глухими восьмигранными ярусами звонов - вытянутый нижний четырехугольный и над ним квадратный ярус внутри зрительно сливаются в единое пространство.

Высота самого храма - 26 м. Крестообразный в плане (в верхней части). Обходные галереи - деревянные (повторение погибших при пожаре 1723 г.). Высокие восьмигранники плавно соединены друг с другом крышами. Стены украшены белокаменным скульптурным декором.
Особенно выделяется главный, западный фасад с боковыми волютами (спиралевидными завитками с главками в центре). Западный вход с балконом наверху и двухколонным коринфским портиком. Над порталами рельефные изображения: над южным входом - архангел Гавриил, над северным - архангел Михаил. Над западным, главным, входом - композиция «Вознесение Христово».

Церковь была первоначально построена в 1707 году по заказу Александра Меншикова Иваном Зарудным при помощи Доменико Трезини, группы итальянских и швейцарских мастеров из кантонов Тичино и Фрибур и российских каменотёсов из Костромы и Ярославля.

Юго-западный вход

Меншикова башня была существенно изменена в 1770-х. Церковь функционировала только летом, зимой службы проводились неподалёку, в церкви Феодора Стратилата, построенной в 1782-1806 гг. Церковь Святого Феодора Стратилата также имела колокола для ритуальных мелодий: несмотря на свою высоту, Меншикова башня не имела колоколов.


Первая церковь во имя архангела Гавриила на этом месте была впервые упомянута в записях переписи 1551 года. К 1657 она была перестроена в камне, и была увеличена в 1679. Двадцать лет позже влиятельный государственный деятель Александр Меншиков консолидировал земельные участки к югу от современных Чистых прудов. Церковь Архангела Гавриила стала домовой церковью его семьи, которая проживала в соседнем квартале с запада, на месте нынешнего Центрального почтамта.

###Страница 2

В 1701 году Меншиков отремонтировал старую церковь, а в 1704 году - приказал снести. Меншиков поручил общее руководство строительством Ивану Зарудному. Доменико Трезини, подчинённый Зарудного, был из европейских мастеров (из семей Fontana, Rusco, Ferrara и пр. из кантона Тичино), но через полгода он был отправлен в Санкт-Петербург. Новая церковь была структурно завершена к 1707 году, высота составила 81 метр и сравнилась с высотой колокольни Ивана Великого. Здание первоначально имело пять уровней с каменным (нефом, квадратную башню и три нижних восьмиугольных уровня; два верхних восьмиугольника были построены из дерева). В 1708 башня приобрела 50 колоколов и английский часовой механизм. Оно было увенчано 30-метровым шпилем с ангелом в форме флюгера. Первоначальное здание Меншиковой башни в Москве было богато украшено декоративной скульптурой, но большая её часть была утрачена в XVIII веке.

В 1710 году Меншиков был назначен губернатором Санкт-Петербурга и бросил все свои московские проекты, забрав большинство мастеров с собой. Работа над интерьерами башни замедлилась; частные владения Меншикова внутри храма были перестроены в обычный алтарь.


В 1723 году в башню ударила молния, и пожар полностью уничтожил верхнюю деревянную часть с часами. Колокола упали, раздробив деревянные потолки и уничтожив интерьеры нефов (частично). Боковые алтари, однако, выжили и продолжают действовать в то время как главная башня стояла обезглавленной до 1773 года. В 1773-1779 башня была восстановлена масоном Г.З. Измайловым и приобрела свою нынешнюю форму: вместо воссоздания разрушенного верхнего восьмиугольника, новые архитекторы заменили его компактным, но сложным куполом в стиле барокко. Вазы по углам первого восьмиугольника, установленные в 1770-х, заменили собой утраченные статуи 1723 года; позднее вазы регулярно менялись, нынешние выполнены из бетона. Окна восьмиугольных сводов были заполнены кирпичом, что делает монтаж колоколов невозможным. С другой стороны, оригиналы скульптурной отделки этого периода были практически утрачены (современная скульптура состоит, в основном, из цементных копий).


Здание использовалось для масонских собраний; восстановлено как храм в 1863 году, когда по распоряжению митрополита Филарета со стен были стерты масонские символы и изречения. По другим сведениям, в 1821 году Меншикова башня была причислена к почтовому ведомству и именовалась церковью Архангела Гавриила при Почтамте как летний храм. Как тёплая, была построена меньшая неоклассическая церковь Феодора Стратилата, которая также используется как колокольня.

В самом конце XIX века почтамтское начальство отказалось от содержания церкви и она стала приходской.


Храм был закрыт в 1930-е.


Существующий иконостас перенесён из церкви Преображения в Преображенском, которая была разрушена в 1960-х годах; иконостас самой Меншиковой башни по благословению Патриарха Алексия I в 1969 году передали в Успенскую церковь города Махачкалы.

В 1945 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви присутствовал Блаженнейший Патриарх Антиохийский Александр III (Тахан). Во время его официального собеседования с Патриархом Московским Алексием I было решено возобновить деятельность Антиохийского подворья. Подворью были переданы два храма, во имя Архангела Гавриила и во имя великомученика Феодора Стратилата; открытие подворья состоялось 17 июля 1948 года по завершении Совещания глав и представителей автокефальных Православных Церквей мира.

gastroguru © 2017