Выбор читателей
Популярные статьи
Если за корнем стоит суффикс А , то в корне пишем букву И , но если суффикса А Е .
Если за корнем стоит суффикс а , то в корне пишем букву А , но если суффикса а нет, то в корне пишется буква О .
Если в корне есть буквы Т или Щ , то пишем букву А , но если этих букв нет, то в корне пишется буква О .
Исключения: рост ок, отрас ль, Рост ислав, рост овщик, Рост ов.
Если корень оканчивается на К , то пишем букву А , но если корень оканчивается на Ч , то в корне пишется буква О .
Если на корни –гАр - и – клАн - падает ударение, то в них пишем букву А , но если эти корни безударные, то в них пишем О .
Если на корень –зАр - НЕ падает ударение, то в нём пишем букву А , но если этот корень ударный, то в нём пишем О .
Исключения: зор янка, зор евать.
Если значение слова «погружать в жидкость», то пишем А , но если слово обозначает «пропускать жидкость», то пишем О .
Если значение слова «одинаковый, сходный», то пишем А , но если слово обозначает «ровный, гладкий, прямой», то пишем О .
В данном пункте остановимся более подробно на тех, что не подвергались анализу.
Правило | Примеры |
---|---|
1. В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением. | Громо здиться - громо́ здкий, вообра жать, обра з - обра́ зчик, раздра жать - дра́ знит, умо лять - мо́ лит, ума лять - ма́л ый. |
2. Если под ударением пишется ё , то без ударения в том же слоге пишется е . | Чё ркать - че ркнуть, пё стрый - испе щрить, твё рдый - затве рдеть. |
3. В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а-ра, ла ; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о-оро, оло . | Бра зды - бо ро зда, обла ко - обо ло чка, охла ждение - хо ло д, возгла с - го ло с, огра да - ого ро дить, гла ва - го ло ва, сокра щать - ко ро ткий. |
4. Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю). | Возра жать, нава ждение, а ромат, па норама, ла би ринт, ло те рея, бе тон, ка стрюля, при ви легия, эти кет. |
Обратите внимание!
1) Слово до лина является однокоренным со словом до л ; слово препода ватель - со словом да ть ; слова одо леть, преодо леть - со словом до ля .
2) Имена существительные ка мпания и ко мпания различаются по значению.
Ка
мпания
- 1. «Совокупность военных операций; война в определённый период» (военная кампания, русско-японская кампания
); 2. «Мероприятия, деятельность» (предвыборная кампания, посевная кампания
).
Ко
мпания
- 1. «Общество, группа людей, проводящих вместе время» (дружная компания); 2. «Торговое или промышленное предприятие» (ср.: сталелитейная компания
).
3) Гласные о-а в корнях глаголов нельзя проверять при помощи формы несовершенного вида на -ывать (-ивать ), ср.: раско лет - раска лывать, гово рить - разгова ривать .
4) В некоторых заимствованных словах с выделявшимся в прошлом суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные относятся к разным по происхождению суффиксам, ср.:
интелле
кт. интелли
гент,
аккомпане
мент. аккомпани
ровать,
лиде
р. лиди
ровать,
трене
р. трени
ровать,
абоне
мент. абони
ровать,
дезинфе
кция. дезинфи
цировать.
Примечание. Читайте также о способах проверки безударных гласных в корне на странице: Как проверить слова с безударными гласными в корне?
1. Зависимость от ударения
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
Гар-/гор- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении пишется о . | Зага́ р - заго релый, уго реть, пого релец. | Прига рь, изга рь, выга рки. |
Клан-/клон- | Кла́ няться, покло́н - покло ниться, скло нять, накло нение, скло нение. | ||
Твар-/твор- | Тва́ рь, тво́рчество - тво рить, сотво рить, претво рить, притво риться. | Утва рь. | |
Зар-/зор- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении пишется а . | За́ рево, зо́ рька - за ря, за рница, оза рять. | Зо ревать, зо рянка. |
Плав-/плов- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а , о , или ы ), в безударном положении пишется а . | Пла́ вать, плы́ ть - пла вучесть, попла вок, жук-пла вунец. | Пло
вец, пло
вчиха; плы вуны |
2. Зависимость от конечных согласных корня
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
Раст-
Ращ-/рос- |
Перед ст и щ пишется а , перед с пишется о . | Ра ст и, ра ст ение, выра щ ивать, нара щ ение - выро с ший, заро с ли, поро с ль. | а) Ро
стов, Ро
стислав, ро
сток, ро
стовщик, выро
сток
ро
стовщический
). б) отра сль (и производные от них, например: отра слевой ). |
Скак-/скоч- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении перед к пишется а , перед ч пишется о . | Ска к ать, проска к ать, на ска к у - выско ч ка, заско ч ить, выско ч ить. | Ска чу, ска чок, ска чи, вска чь. |
Лаг-/лож- | Перед г пишется а , перед ж пишется о . | Сла г аемое, пола г ать, разла г ать - сло ж ить, поло ж ить, разло ж ить. | Поло г . |
3. Зависимость от наличия суффикса -а-
4. Зависимость от значения
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
Мак-/мок- | Корень мак-
(мач-
) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость». Корень мок- (моч- ) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым». |
Обма кнуть перо в чернила («погрузить»), ма кать хлеб в сметану («погружать») - промо кнуть пятно («пропустить жидкость»), промо кательная бумага («пропускающая жидкость»), смо чить («сделать мокрым»). | |
Равн-/ровн- | Корень равн-
пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный». Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой». |
Пора вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ура внение («математическое равенство») - подро внять кусты («сделать ровными»), разро внять песок («сделать ровным, гладким»). | Ра внина, поро вну, уро вень, ро весник. |
Корни | Правило | Примеры | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Бир-/бер- |
Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется и , если суффикса нет, то в корне пишется е . . |
Заби ра ть - забе ру. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Жиг-/жег- | Выжи га ть - выже гший. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стил-/стел- | Засти ла ть - посте лить. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Блист-/блест- | Бли ста ть - бле стеть. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мир-/мер- | Уми ра ть - уме реть. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тир-/тер- | Сти ра ть - сте реть. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дир-/дер- | Разди ра ть - разде рёт. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пир-/пер- | Запи ра ть - запе реть. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чит-/чет- |
Вычи та ть - выче ты. рять, приме рять платье, ме рило. 2) Чередование и /е в корнях пир- /пер- характерно только для слов со значениями «закрыть», «открыть», «двигать», «выдаться вперёд, выдавиться» и т.п.Запи рать - запе реть, отпи рать - отпе реть, выпи рать - выпе реть. В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и . Пи р, пи ровать. Чередование A(Я) /им(ин)
2.3.3. Употребление буквы ЭКак отмечалось (см. п. 1.5), гласная буква е используется, прежде всего, после мягких согласных и в начале слова, после гласных, если обозначает два звука [ j ] + гласный (е да, крае вед ). В то же время по традиции во многих словах после твёрдых согласных и после гласных (там, где нет звука [ j ] ) также пишется е , а не э . При выборе гласной следует пользоваться следующими правилами:
БЛОК 2 Чередующиеся гласные в корнях слов
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ Ø Тренинг 1 . Разберите по составу следующие слова. Изби ратели, предпола гать, зажи гательный, выра щенный, вычи тать, ка сательная, прими нать, ра стительность, прила гательное, изло жение, запи рательство, бли стательно, зани мательный, убе ру, располо житься. Ø Тренинг 2. Определите, какое значение имеют следующие слова. Подровнять (волосы), промочить (ноги), сравнить (что-либо), выровнять (дорожку), макать (хлеб в постное масло), промокательная (бумага), уравнять (шансы соперников). Ø Тренинг 3 . Определите, какое слово в каждой строке из выделенных курсивом – «лишнее»? Умирающий (воин), продираться (через лес), примерять (костюм), зажигать (лампу). Предлагать (помощь), (член) предложения , ложноножки (амёбы), прилагательное. Вытирать (ноги), словосочетание , запирать (дверь), блистательные (перспективы). Понимать (приятеля) принимать (экзамены), поднимат ь (груз), унижать (кого-либо) Постелить , стилистическая (ошибка), устилать (дно корзины), расстелю (скатерть). ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Ø Тренинг 4. Вставьте пропущенные буквы. Е или И ? Расст_лался, выт_ртый, отм_рающий, приподн_маться, заж_галка, соб_рать, зам_р, подб_раться, отп_реть, словосоч_тание, пробл_ски, прин_мать, выч_тание, бл_стать, прот_рать, выж_гший, поч_тать (старших), выб_ру, преп_раться, бл_стящий, нач_нать, прод_русь, пост_лю, соч_тать, зан_мательный, отб_ру, выт_ртый, зам_рать, заж_галка. Ø Тренинг 5. Вставьте пропущенные буквы. О или А? Распол_жение, заг_реться, пл_вчиха, изл_жение, Р_стислав, соприк_саться, р_стки, подг_релый, скл_ниться, пром_чить (ноги), пл_вники, выр_сший, пол_г, оз_рить, з_ревать, ур_вень, к_сательная, р_стовщик, выг_реть, тв_рец, зар_внять (землю), Р_стов, ск_чок, ср_внить, ср_внять (с землёй), выск_чка, пром_кашка, к_снулся, покл_нился, приг_реть, оз_рять, з_рница, пог_рельцы, ур_вень, попл_вок, укл_ниться, пл_вучесть, натв_рить, отр_сль, прекл_няться, непром_каемый, ср_внение, р_весники, ск_чу, пог_релец, г_релки, к_сательная, попл_вок, наг_реть, пл_вниковый, зар_сли, тв_рить, прир_щение. Ø Тренинг 6 . Вставьте пропущенные буквы. Бл..стательное предпол..жение, расст..латься на р..внине, з..ря разг..рается, прин..лся предл..гать р..весникам отведать выр..щенные им овощи, зам..р на мгновение от оз..рившей меня бл..стящей мысли, прин..мать участие в судьбе нач..нающего драматурга, выч..тать предл..гаемую сумму, разб..ру сложное предл..жение, прин..мать участие в изб..рательной к..мпании. БЛОК 4 Правописание приставок, заканчивающихся на буквы З и С , и приставок ПРЕ -, ПРИ -
Примечание: необходимо различать написание омонимичных слов: пре бывать (находиться) в городе – при бывать (приезжать) в город; пре дать (отдать в чьи-то руки) – при дать (дать что-то дополнительно); пре дел (граница чего-либо) – при дел (пристройка храма); пре зирать (относиться презрительно) – при зреть (дать кому-нибудь приют и пропитание); пре клонить (склонить, опустить вниз) – при клонить (нагнув, при близиться к чему-либо); пре ступить(отступить от чего-либо, нарушить) – при ступить (приняться за что-либо); пре творить (осуществить) – при творить (прикрыть); пре уменьшить (во много раз) – при уменьшить (слегка); пре ходящий (временный, недолговечный) – при ходящий (пришедший куда-либо); при ёмник (радио) – пре емник (наследник)- воспри емник (крёстный отец) О и Е (Ё) после шипящих и Ц
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ Тренинг 1. Разберите приведённые ниже слова по составу, определите, к каким частям речи они относятся. Обнажё нный, течё т, размежё вка, крюшо н, дирижё р, запрещё нный, мажо р, ухажё р, чо порный, учё ный, бечё вка, дешё вый, шо мпол, жжё ный, жё рнов, разрешё нный, раздражё н, жё сткий, прожо рливый, изжё ванный, боржо м. Тренинг 2. Разберите приведённые ниже слова по составу, расставьте ударения. Окольцо ванная, муха-цо котуха, перелице вать, пальтецо , свинцо м, ситце вый, герцо гиня, креслице , цо кольный, танце вать, це ховой, пританцо вывать, молодце ватый, глянце витый, огурцо м, принце в, Непринце в, це новая (политика). ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТРЕНИНГИ Тренинг 3. Вставьте пропущенные буквы. Ш_пот, печ_нка, ш_колад, ч_порный, ш_мпольный, ш_лковый, подж_г дома, прож_рливый, ш_к, ч_рный, ж_лтый, Ш_тландия, ч_рточка, прич_ска, пч_лка, пощ_чина, ж_нглёр, ш_ковая, деш_вый, ш_ссейный, получил ож_г, кош_лка, расч_тливая, девч_нка, ж_сткий, крыж_вник, одеж_нка, тяж_лый, ч_лн, ш_рох, ш_пот, холщ_вый, меш_к, ч_лка, щ_лкать, сч_ты, бежать рысц_й, туш_нка, ретуш_р, реч_вка, кумач_вая, рубаш_нка, ситц_вый, меш_к, внуч_к, овц_й, торц_м, ш_ссе, сгущ_нка, изразц_вая печь. Тренинг 4. Вставьте пропущенные буквы. Ч_рная щ_тка, боч_нок с печ_нкой, ж_кей в парч_вой одеж_нке, пастуш_к подул в свой рож_к, девч_нка в закопч_нной юбч_нке, ж_кей на ч_рной кобыле, поч_тная грамота, ч_порный дириж_р, знаю напереч_т все вальсы Ш_пена, получил ож_г руки, ш_фёр ш_л тяж_лой походкой, деш_вый крюш_н, ш_лковая ш_рстка, ручей теч_т у ш_ссе, модная прич_ска, тяж_лый ж_рнов, щ_голь говорил ш_потом, поч_тная миссия уч_ного, ч_рточка переноса видна неч_тко, раскорч_вка леса, ч_рный грач сидел на ж_рдочке, солнце жж_т до ож_га, ж_нглировать ж_лтыми шарами, поц_ловаться с красавиц_й, пальтец_ на ш_лковой подкладке, влиятельный герц_г, ц_кать языком, письмец_ отправлено бойким мужич_нком, изложил вопрос общ_ и отвлеч_нно, яблоко груш_вка. ИТОГОВЫЕ ТРЕНИНГИ Тренинг 4 . Вставьте пропущенные буквы (О, Е или Ё) Сгущ_нка, парч_вый, волч_нок, свинц_вый, груш_вка, пальтец_, ш_к, крюш_н, подожж_т, горяч_, еж_нок, пританц_вывать, печ_нка, деш_венький, вальц_вка, коммивояж_р, девч_нка, окольц_вать, творож_к, подтанц_вывать, ож_г руки, ранц_м, стаж_р, верш_к, пальц_м, свеч_й, ещ_, раздраж_нный, маслиц_, Пугач_в, обобщ_нный, уш_л, кулич_м, борц_вский, больш_го, копч_ность, Фурц_ва, ж_кей, поч_т, береж_т, ц_кольный, стереж_шь, старич_к, дириж_р, Ш_пен, беч_вка, трущ_ба, трещ_тка, ему всё нипоч_м. Н и НН в суффиксах слов и на стыке корня и суффикса
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ Ø Тренинг 1. Определите, к каким частям речи относятся приведённые ниже слова, выделенные курсивом. В зависимости от морфологической принадлежности распределите их в таком порядке: 1) существительные, 2) отымённые прилагательные. 3) отглагольные прилагательные, 4) страдательные причастия прошедшего времени, 5) наречия. Племянник, решённая задача, разрешено , смотреть отрешённо , картина, картинный, картинно , масляная краска, масленый блин, перчатки замаслены , халат выглядит замасленным, ветреный день, ветряная мельница, обветренное лицо, руки обветренны , колбаса заветрена , мошенник, бесприданница , телеграмма отправлена, говорил умно и сдержанно, данное слово было сдержано , человек сдержанный, подоконник, откровенное признание, говорил откровенно, слова его откровенны, откровенность , море взволновано , они чем-то взволнованы , слова его взволнованны, взволнованность, говорил взволнованно, заряжённое ружьё, пушка заряжена, заряжённость на работу, говорил рассеянно , семена рассеяны по ветру, на уроке они рассеянны, рассеянность . Ø Тренинг 2. Объясните причину различного написания слов, выделенных курсивом. Овощи взвешены, его слова взвешенны , говорил взвешенно, конченный этап работы, конченый человек, посаженный тополь, посажёный отец, он говорил обдуманно , решение его обдуманно тщательно, Прощёное воскресенье, прощённое прегрешение, кованый сундук, кованный на передние ноги конь, ветреный день, ветряная оспа, безветренная погода, помещение проветрено, непрошеный гость, непрощённая обида, цена книги, книга ценна, названый брат, названный членами жюри лауреат конкурса, длина отрезка, дорога длинна, подлинная правда. Ø Тренинг 3. Разберите слова по составу. Пустынный, берестяной, жёваный, умалишенный, былинный, развешаны, углублённый, балованный, организованы, гостиница, непросеянный, многочисленный, ураганный, негаданный, деревянный, мышиный, лиственница, проведены, сосредоточена, газированный, испуганный, полукопчёная, блинный, бессребреник, решённый, неслыханный, истинно, полуразрушенная, перочинный, свежезамороженный. Ø Тренинг 4. Вставьте пропущенные буквы. Запута_ный, добавле_ный, плавле_ный, согласова_ный, вяле_ная, застреле_ный, копчё_ный, нагруже_ный, пута_ный, серебря_ный, земля_ной, урага_ный, стекля_ный, осмысле_но, нечая_но, изумлё_но, кова_ные, полусклше_ный, нежда_ный, свяще_ный, воспита_ник, мороже_ное, листве_ница, нефтя_ник, кури_ный, жёва_ный, вымуче_ный, прикова_на, купле_ный, броше_ный. Ø Тренинг 5. Вставьте пропущенные буквы. 1. Казё(н, нн)ая палата от мужиков богата. 2) Неразумного учить – в бездо(н, нн)ую бочку воду лить. 3) Серебр_(н, нн)ый молоток проб_ёт железный потолок. 4) Зва(н, нн)ый да жела(н, нн)ый гость мил хозяину, а нежда(н, нн)ый да жела(н, нн)ый – вдвойне. 5) Правда – кус заработа(н, нн)ый, а ложь – краде(н, нн)ый. 6). Голосок соловьи(н, нн)ый, а жало – змеи(н, нн)ое. 7) Что отложе(н, нн)о, то потеря(н, нн)о.
Правильный ответ: поджигать.Задание 9 (бывшее задание 8) в 2019 году изменилось: для его выполнения нужно определить правописание 15-ти слов и выбрать те строки, в которых все три слова пишутся в соответствии с правилом, указанным в задании. Обращаем внимание на то, что в формулировке задания может быть предложено одно из трёх правил: Правописание корней с проверяемой безударной гласной; Правописание корней с чередующейся гласной; Словарные слова с непроверяемыми безударными гласными в корне, правописание которых следует запомнить. В ответ выписываем не слова, а номера строк. Важная особенность задания 2019 года - ответов может быть больше двух (от 2х до 4х). Так реализуется принцип неопределённой множественности ответов. По мнению составителей экзаменационных вариантов, этот принцип исключает использование при выполнении задания метода угадывания и помогает более точно определить уровень знаний выпускника. Если в ответ записаны не все номера или выписан хотя бы один лишний, задание оценивается 0 баллов. За верное выполнение задания дается 1 балл. Что нужно знать для правильного выполнения задания:1. правописание корней с проверяемой безударной гласной; 2. правописание корней с чередующейся гласной; 3. словарные слова с непроверяемыми безударными гласными в корне, правописание которых следует запомнить. 1.Проверяемые безударные гласные буквы в корне словаВ безударном положении в корне слова пишется та же гласная буква, что и под ударением в однокоренных словах или формах этого слова. Примеры: сериал - многосерийный; выстиранный - стирка; смиренный - смирный; зачарованный - чары; честолюбивый - честь.Проверка безударной гласной буквы в корне возможна только путём подбора формы одного и того же слова. Для этого надо:у имён существительных изменить число: весна - весны, паруса - парус;у имён прилагательных заменить полную форму краткой: нагой - (он) наг, босой - (он) бос;у глаголов:изменить число: (я) брожу - (мы) бродим;изменить время: показал - покажет;изменить род (у глаголов прошедшего времени): отвела - отвёл.При подборе однокоренных слов следует различать слова, близкие по звучанию, но различные по значению и написанию. Правильный подбор проверочного слова к ним зависит от смысла исходного слова:старожил нашего города (старый житель) - он сторожил склад (сторож);умалять значение (делать малым) - умолять о пощаде (он молит о пощаде);прославлять героя (слава) - благословить на подвиг (сказать благое слово);раздражать поведением (кто-то дразнит) - задрожать от холода (дрожь);покарать врага (кара) - покорить природу (покорный) - укорять за лень (укор);разредить морковь (редкий) - разрядить ружье (разряд);посветить свечой (свет) - посвятить стихотворение (святость);пристежной воротник (пристёгивать) - пристяжная лошадь (стягивать);флаг развевается (веять) -ребенок развивается (развитие);навевать печаль (навеять) - навивать локоны (навить);утешать ласково (утешить) - утихать постепенно (утихнуть);примерять пальто (примерка) - примирить врагов (мир);скрепя сердце (скрепка) - скрипеть стулом (скрип);увидать издали (увидит) - увядать без влаги (увянуть).Примечание:Нельзя проверять гласную в корне глагола одного вида подбором проверочного слова - глагола противоположного вида(неправильно: опоздать - опаздывать, раскроить - раскраивать;правильно: опоздать - поздно, раскроить - кройка).2.Чередующиеся гласные в корне слова3.Непроверяемые безударные гласные в корне словаСписок наиболее часто встречающихся в тестах слов с непроверяемыми безударными гласными в корне, правописание которых следует запомнить:А: авангард, авантюра, адвокат, альманах, аннотация, аномалия, антагонизм, апартаменты, аплодисменты, апелляция.Б: багаж, бойкот.В: вакансия, ватрушка, ветеринар, винегрет.Г: габариты, гарнизон, горизонт.Д: дезертир, декларация, дефицит, дилетант, директива, досконально.И: игнорировать, иждивенец, интеллигентный.К: кавычки, каламбур, каморка, карнавал, катастрофа, коварный, колдовать, комбинезон, компетентный, компоновать, компромисс, конфорка, корифей.Чередование гласных в корне - это когда в одном корне при сохранении его лексического значения пишутся разные буквы. Проверить безударные гласные ударением в таком случае невозможно, их написание основано на ряде особых правил. I. Правописание гласных в корне зависит от ударения
II. Правописание гласных зависит от последующего согласного в корне
III. Правописание гласного зависит от суффиксаПравило «ИрА»: в корне пишется И , если сразу за ним суффикс -а-.
В корне пишется А , если после корня следует суффикс -а-.
IV. Правописание гласного зависит от значения корня
* Ещё несколько лет назад слово за ревать считалось исключением из общего правила и писалось с корнем зор-. Сегодня правило гласит, что нужно писать через А : за ревать. Так рекомендует «Русский орфографический словарь», именно такое написание соответствует и правилам полного академического справочника: § 35. … зар - зор. На месте безударного гласного пишется А . Из «Объяснительного русского орфографического словаря-справочника» (авт. Е. В Бешенкова, О. Е. Иванова, Л. К. Чельцова): Слова за ревать, за рянка, за ревой изменили написание в словарях последних десятилетий. С 1999 г. в академическом орфографическом словаре даётся слово за ревать . До 1974 г. словари рекомендовали писать слово зорянка с корнем зор-. «Орфографический словарь русского языка» в 13-м издании 1974 г. утвердил в качестве нормативного написание за рянка. Слово за ревой с 1991 г. рекомендуется писать только с корнем зар- , хотя в орфографическом словаре 1974 г. приводились оба варианта, а в 1956 г. было только зоревой, в словаре Д. Н. Ушакова - заревой. Как имя собственное утвердилось написание Зоревая пушка (в Петербурге), хотя в общем случае пишется за ревая пушка. В качестве примера приведём название рассказа В. Шукшина, которое до сих пор пишется то «Заревой дождь», то «Зоревой дождь». В произведениях Шолохова слово зоревать только с корнем зор-:
gastroguru © 2017
|