Храм благовещения в петровском парке отец моисей. Храм благовещения пресвятой богородицы

В Москве расположено большое количество православных церквей и храмов, часть которых уцелела во времена массового закрытия и перестроек при Советском Союзе, часть была отстроена заново позднее. К первым относится храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке. Найти его можно на севере Москвы неподалеку от Петровского путевого дворца - это церковь у метро «Динамо».

История создания

История храма началась в 1841 году, когда действительная камергерша Анна Дмитриевна Нарышкина обратилась к императору Николаю I и митрополиту Филарету с просьбой: ей хотелось построить возле своей дачи храм. Ее дача располагалась на территории Петровского парка, названного так в честь дворца. Последний был построен во второй половине XVIII века и являлся последним местом остановки при въезде императорского поезда в Москву.

После войны с Наполеоном территорию вокруг дворца превратили в живописный парк, выделив под это 65 га земли. Благодаря близости к императорскому дворцу и удобному месторасположению место стало популярно для гуляний, а в первой половине XIX века российские аристократы начали возводить тут дачи.

Приняв во внимание необходимость церкви вблизи дач дворянства, император и митрополит одобрили просьбу Нарышкиной. Проект заказали архитектору Тюрину, работавшему до этого над Коломенским дворцом, перестройкой Александровского дворца и над подмосковным владением Юсупова. Первоначально храм должен был быть двухъярусным, с 2 колокольнями и галереями. Однако он слишком походил внешне на Петровский дворец, и Николай I не одобрил его.

Проект передали Федору Рихтеру, но и его первый проект император отклонил. Архитектор предлагал построить здание по мотивам коломенского храма Иоанна Предтечи - со столпообразной колонной и параболическим куполом. Принят был только второй проект, и в 1844 году начали строительство, которое закончили через 3 года. Деньги были выделены Анной Дмитриевной. В начале ХХ века храм приобрел новые колокола и дополнительную пристройку. Расширение произвели на деньги прихожан. В 1916-1917 годах художник Бороздин расписал стены и своды.

Точных сведений о судьбе храма в советские годы нет. Скорее всего, в 1934 году его закрыли и передали военно-воздушной академии Жуковского. В документах обозначено лишь время с 1970 по 1990 года: в храме был размещен склад, в котором хранилось подъемное оборудование, из-за чего пришлось разобрать часть колокольни и убрать купола. Также пострадали крыльцо и ограда - последнюю заменили на забор с колючей проволокой.

Однако уже в сентябре 1991 года храм Благовещения Пресвятой Богородицы был передан РПЦ, была открыта академия Патриархии. Ремонт и реставрация были завершены к началу сентября 1997 года - к 150-летию храма.

Храм сегодня

Сегодня храм является действующим и принадлежит московской городской епархии. Он относится к Всехсвятскому благочинию, которое объединяет храмы САО столицы. Здание является объектом культурного наследия.

Помимо богослужений, в храме ведутся занятия для детей и взрослых:

Также при храме действуют гимназия «Свет» и детский дом «Павлин», военно-патриотическая школа, детский лагерь (православный), школа трезвости, сестричество и патронажная служба. Регулярно проводятся балы и театральные постановки, в которых принимают участие прихожане, собираются паломнические группы. Также при храме действует православный книжный магазин, в котором можно приобрести книги, журналы, иконы, ткани и разнообразную утварь (четки, кресты, магниты, лампады, посуду и другое).

Внешний вид

Храм построен в традиционном стиле, имеет один луковообразный золотой купол и шатровую колокольню. В нем два этажа, на втором этаже проводят богослужения летом, так как там нет отопления.

Храм сразу привлекает внимание необычным цветом: снаружи он окрашен коралловой краской, на которой выделяются скромные и элегантные украшения и колонны белого камня. Также снаружи имеется несколько икон, выполненных в стиле мозаики.

Храм окружен оградой, состоящей из белых каменных столбов и железной решетки. Внутри растут несколько деревьев и разбит газон.

Расписание богослужений

В будни и субботы проводятся:

  • в 8:00 - Божественная литургия;
  • в 17:00 - Вечерня и Утреня.

В воскресные и праздничные дни проводятся:

  • в 7:00 - Божественная литургия;
  • в 9:00 - Божественная литургия;
  • накануне в 17:00 - .

Храм Благовещения в Петровском парке

Каждая церковь поистине уникальна в своем роде. Часто мы пытаемся сравнивать архитектурный облик одного храма с другими, пытаемся подобрать слова и понять, какой же из них красивее, ищем аргументы, в действительности же сравнения здесь неуместны, ведь у каждого человека есть свое собственное ощущение и понимание красоты. Каждый раз заходя в новую церковь, я понимаю, насколько все они, как и люди, не похожи друг на друга. Есть храмы светлые, сияющие, со множеством новых икон, в такие заходишь и понимаешь: вот оно, торжество Света, нимб православия. В таких церквах всегда много людей, и ходят они туда с удовольствием.

В деревнях можно встретить храмы простые, безыскусные, но чудесные в своей скромности, уединении и смиренности. Не отданные в дар за чудесное исцеление перстни с каменьями и золотые кресты висят на иконах, а чудные вышитые деревенские полотенца, платочки, отданные в дар Богородице.

Есть храмы, в которых совершенно нет праздничной атмосферы, в них темно, подчас даже мрачно, но именно в таких местах еще ярче сверкает луч надежды, духовного прозрения, блестят слезы раскаяния. Об одном из таких Храмов я и хочу рассказать.

В Москве у метро Динамо есть Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, принадлежащий к Всехсвятскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной церкви.

История Храма насчитывает почти два столетия: в 1841 году Анна Дмитриевна Нарышкина, подруга Екатерины II, обратилась к императору Николаю I и Митрополиту Филарету с просьбой возвести на месте ее дачи вблизи Петровского парка храм.

У Анны Нарышкиной случилось большое горе, у нее умерла дочь, а затем скончалась и внучка. Нарышкина дала себе обет, что обязательно построит Храм, и, преодолев все преграды, выполнила свое обещание. Первый проект Храма был отвергнут царем, вероятнее всего это было сделано из-за того, что храм походил на Петровский дворец, располагающийся неподалеку от этого места. Вскоре проект другого архитектора и реставратора, известного в своей среде человека, участника строительства Большого кремлевского дворца, Федора Рихтера, был одобрен, и строительство началось в 1844 году, на пожертвование Нарышкиной. Архитектор хотел сделать купол колокольни вытянутым, параболическим, но данная деталь была перечеркнута царем Николаем I. Глава же церкви осталась традиционной, луковичной.

Закончили строительство в 1847 году, верхний престол освятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а нижние: один во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, другой во имя преподобных Ксенофонта и Марии. В 1901 году приобрели новые колокола для церкви. В 1904 году храм был расширен на средства прихожан, сделана пристройка, в которой разместили престол во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Престол освятили в 25 ноября 1904 года. В 1916—1917 году роспись стен и сводов сделал художник Александр Бороздин. В 1934 году церковь была отдана Академии им. Жуковского, в ней располагался склад, была разобрана часть колокольни и купола, пострадало крыльцо.

1991 года храм был передан Русской Православной Церкви, при храме разместили академию Патриархии. 6 сентября 1997 года, ко дню 150-летия освящения храма были полностью закончены восстановительные ремонтные и реставрационные работы.

Главной святыней храма является икона «Господь Вседержитель Владыка мира», она располагается в левом углу иконостасного ряда. Когда заходишь в церковь, оказываешься как будто бы во тьме собственной греховности, в глубине своей собственной души.

Справа на иконостасе - икона Вседержителя с полными печали огромными глазами, писанная на трех досках в далеком 17 веке. Говорят, что иконе более чем 350 лет.

В иконе нет смиренности, она огненно поражает в самое сердце, шокирует своей глубиной. Нет в ней искусственности, приукрашивания. Этот образ не от мира, он далек от эстетики и изящества. Он написан суровым, северным русским человеком на простом наивном языке, безо всякой изобразительности, без творческих задач, начертан так, как Бог на душу положил написать простому прямодушному человеку.

Есть в ней что-то отреченное, монашеское, строгое. По преданию, сотворена она старцем Дионисием Глушицким в XV веке.

В полумраке церкви глаза Вседержителя производят впечатление не на поверхностном эстетическом уровне, а на каком-то глубинном, подсознательном, они смотрят из глубины веков. Каждый раз у меня складывается ощущение, что образ строжайше говорит самым последним грешникам «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Мф. 25, 41)

И каждый раз в сиянии свечей, в полумраке церкви, под этим прямым и твердым взглядом, клятвенно обещаешь себе исправиться.

Найдена икона якобы «случайно», как говорит отец Димитрий Смирнов: два молодых человека на праздник Успения принесли три старые доски, композицию размером 206 х 161,5, на нем был потемневший образ Христа. В церкви уже предположили, что доски гораздо старее написанного Образа и стали потихоньку очищать изображение, и под слоем краски оказался огромный глаз Господа Вседержителя размером в две ладони!

Аналогов этой иконе нет в Москве.

Престольной же иконой является икона Благовещения Пресвятой Богородицы, выложенная мозаикой. На ней изображены Архангел Гавриил и Дева Мария. Эта икона праздничная, нарядная, ее очень любят дети. Есть здесь и старинные иконы Николая Чудотворца, Матрены Московской, Серафима Саровского и множество других, к этим образам святых и к Богу люди приходят за помощью и получают ее.

Есть в этой церкви ощущение того, что происходит возрождение православия в его настоящем, честном, безыскусном виде. Как вернулась из небытия икона Вседержителя, пережив под «покровом» революцию и гонения на церковь, так и люди, пришедшие в Храм, постепенно возвращаются к истокам своей веры, к началу своей истории.

памятник архитектуры (федеральный) Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке - православный храм, принадлежащий к Всехсвятскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной Церкви. Расположен по адресу Красноармейская улица, дом 2.

В 1841 году, Анна Дмитриевна Нарышкина обратилась к императору Николаю I и Митрополиту Филарету с просьбой возвести на месте её дачи вблизи Петровского парка храм. Одобрение было получено и проект храма был заказан архитектору Е. Д. Тюрину. По замыслу архитектора храм должен был быть двухъярусным, с галереями и двумя колокольнями. Однако здание храма по проекту было очень похоже на уменьшенную копию Петровского дворца, что не понравилось Николаю I и по этой причине проект был отвергнут. Новый проект был заказан Федору Рихтеру. Проект был одобрен. Храм начали строить в 1844 году на деньги Нарышкиной и закончили строительство в 1847 году, верхний престол освятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а нижние: один во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, другой во имя преподобных Ксенофонта и Марии. В 1901 году приобрели новые колокола: большой в 250 пудов, полиелейный в 100 пудов. В 1904 году храм был расширен на средства прихожан, сделана пристройка, в которой разместили престол во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Престол освятили в 25 ноября 1904 года. В 1916-1917 году роспись стен и сводов сделал художник Александр Бороздин. Достоверных сведений о судьбе храма после революции не имеется. Предположительно, он окончательно закрылся в середине 1934 года и был передан академии Жуковского. Точно документировано, что с 1970 по 1990 год в здании храма размещался склад Академии, для размещения подъёмного оборудования были разобраны часть колокольни и купола, сильно пострадали от переделок крыльцо, ограду заменили на забор с колючей проволокой. 22 сентября 1991 года храм был передан Русской Православной Церкви, при храме разместили академию Патриархии. 6 сентября 1997 года, ко дню 150-летия освящения храма были полностью закончены восстановительные, ремонтные и реставрационные работы.

Престолы

Благовещения Пресвятой Богородицы Боголюбской иконы Божией Матери Святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы Преподобного Ксенофонта и Марии и чад их Аркадия и Иоанна

Главной святыней храма является икона Господь Вседержитель, она располагается в левом углу иконостасного ряда. Образ датируется XVII веком. Престольной иконой является икона Благовещения Пресвятой Богородицы, выложенная мозаикой. На ней изображены Архангел Гавриил и Дева Мария. Когда храм восстанавливался, настоятель выкупал для него старинные иконы.

Духовенство

Настоятель - митрофорный протоиерей Дмитрий Николаевич Смирнов протоиерей Александр Березовский протоиерей Максим Обухов протоиерей Константин Алесенко священник Дмитрий Николаев священник Андрей Спиридонов священник Александр Шестак священник Михаил Палкин священник Владимир Алексеев священник Константин Кравцов священник…

Парк, окружающий Петровский путевой дворец, некогда был гораздо больше. Многое из его наследия утрачено безвозвратно, но сохранилась уникальная церковь – памятник рано умершей внучке от безутешной бабушки.

В 1820‑х годах за Петровским путевым дворцом на Петербургском шоссе, созданным по указу Екатерины II в 1775‑1782 годах, был разбит обширный пейзажный парк. Он получил название Петровского. Территория быстро стала популярной у москвичей, устраивавших здесь прогулки: появились летний театр и здание для концертов, качели, беседки, бильярдные и другие увеселительные заведения. Также часть земли нового парка была отдана московским дворянам для строительства загородных дач. Неподалеку от дворца появилась дача супруги камергера Анны Дмитриевны Нарышкиной, которую в 1841 году постигло горе: здесь скончалась её внучка, графиня Анна Булгари. По этой причине она просила императора Николая I и митрополита Московского Филарета разрешить ей построить на месте собственной дачи храм в память о внучке, что и было удовлетворено.

Первоначальный проект храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке принадлежал архитектору , но был отвергнут властями: согласно ему новая двухколоколенная церковь с галереями превращалась бы в уменьшенную копию Петровского дворца. Альтернативный вариант был предложен зодчим Ф.Ф. Рихтером – он и был воплощен в жизнь в 1844‑1847 годах. Прототипом Благовещенского храма послужила древняя церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове, сегодня располагающаяся на территории музея в Коломенском – такой тип храмов называют «столпообразным». Здание было создано двухъярусным: на прямоугольный в плане нижний храм поставлен восьмерик верхнего храма, завершающийся полукруглыми и треугольными кокошниками с одной широкой шлемовидной главой на барабане. При этом грани верхней церкви прорезаны длинными узкими окнами, доходящими до пола. С запада к церкви примыкает обширное крыльцо с двумя лестницами, отделанное в русском стиле и завершенное четырехгранной шатровой колокольней.

В верхнем храме расположился главный престол во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в нижнем же появились приделы: первый – во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, второй – во имя преподобных Ксенофонта и Марии. Все названия были даны в честь святых покровителей храмоздательницы, её покойной внучки и других родственников. В 1904 году в новой пристройке к нижнему храму был освящен дополнительный придел во имя Боголюбской иконы Божией Матери. В 1916‑1917 году художником А.Д. Бороздиным были заново расписаны стены и своды церкви.

Точная дата прекращения богослужений в Благовещенской церкви не установлена, это произошло где-то в середине 1930‑х годов. Петровский парк в 1918 году стал местом массовых расстрелов, позже его территория была существенно сокращена: дачи снесены, большая часть земли передана под строительство стадиона «Динамо» и других спортивных сооружений при нем. Превращенный в склад, храм перешел в ведение академии Жуковского, разместившейся в Петровском путевом дворце. Храм утратил свои завершения, интерьеры также серьезно пострадали. С 1991 года в Благовещенской церкви снова ведутся богослужения, реставрационные работы вернули ей прежний облик.

gastroguru © 2017