Храм Христа Спасителя – мемориал мужества и героизма воинов России. История и время работы храма христа спасителя Храм христа спасителя построен месте

1. История Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя необыкновенная - трагическая и торжественная. Первый Храм Христа Спасителя был построен на берегу Москва-реки в конце 19 века в память о победе русской армии в войне 1812 года по проекту архитектора Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 10 сентября 1839, освящён - 26 мая 1883 года. Однако, после освящения, храм простоял недолго. 5 декабря 1931 он был взорван по указу советского правительства, чтобы на его месте возвести Вавилонскую башню – Дворец Советов. Храм, который мы можем видеть сегодня, был восстановлен в 1990-е годы.


2. По замыслу Тона, Храм Христа Спасителя должен был стать сооружением, соединяющим в себе как архитектурные традиции Византии, так и черты русского зодчества.

3. Высота храма с куполом и крестом составляет 103 метра, что на 150 сантиметров выше, чем Исаакиевский собор. Храм возведён в традициях русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства.

С четырех смотровых площадок, находящихся между колокольнями Храма Христа Спасителя, на высоте 40 метров, открывается замечательная панорама Москвы, вид на старый центр города, Кремль, Москва-реку и «Золотую милю». Кстати, попасть сюда относительно несложно. На смотровые можно подняться с экскурсионной группой. Позволю себе выложить несколько видовых фотографий, прежде, чем отправиться на экскурсию по храму.

4. Во время посещения смотровых площадок можно рассмотреть вблизи купол Храма Христа Спасителя, кресты на звонницах и колокола. Вес самого большого колокола составляет 30 тонн.

6. Патриарший мост и Золотой остров. Тут солнышко светит...

7. А тут снегопад. Памятник Петру I.

11. В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят два храма и стилобатная часть:

«Верхний храм» - собственно Храм Христа Спасителя. Имеет три престола - главный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах - во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный).

«Нижний храм» - это Преображенская церковь, сооружённая в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре.

В стилобатной части размещаются технические и служебные помещения, зал Церковных соборов, зал Высшего церковного совета, Трапезные палаты. В обходной галерее Преображенской церкви находится Патриарший музей церковного искусства, среди экспонатов которого находятся памятники церковного искусства V-ХХ веков, переданные в дар Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу.

12. Особое место в экспозиции музея занимает триптих Васнецова «Богоматерь с младенцем», «Вседержитель» и «Святая равноапостольная великая княгиня Ольга» (1899 г.)

13. В трапезных палатах, которые рассчитаны на полторы тысячи мест, проходят трапезы участников Поместных и Архиерейских Соборов, различные праздничные приемы духовенства.

14. В обычные дни здесь проводятся разнообразные тематические выставки и всевозможные светские мероприятия.

18. «Верхний храм» намного больше и просторнее. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 80 м шириной, и вмещает в себя до 10 000 человек.

20. В воссоздании росписей храма принимали участие более 400 художников, а общая площадь росписей составила около 22 000 кв.м. Это примерно как площадь двух футбольных полей.

23. Вид с хоров. Съемка проводилась во время Патриаршего богослужения 1й недели Великого поста. Особую торжественность службе придал тот факт, что она проходила на 40-ю годовщину Архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

24. Отметить юбилей посвящения в сан в Москву прибыли сотни священнослужителей со всей России.

35. Весь Комплекс Храма Христа Спасителя - уникальное по своей сложности инженерное сооружение. По качеству смонтированного инженерного оборудования Комплекс соответствует лучшим мировым образцам.

40. В центре кадра я, снимающий панораму.

41. Сама панорама.

С праздником Пасхи, дорогие друзья!

Храм Христа Спасителя (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Храм Христа Спасителя сегодня - это Кафедральный собор и по сути главный храм России. Здесь совершает богослужения Патриарх Московский и всея Руси, заседают Архиерейские соборы и другие церковные форумы. Драматическая судьба храма сделала его не только памятником павшим в 1812 году (как задумывалось изначально), но и свидетельством сложных перипетий в истории России XX века. Храм Христа Спасителя находится на балансе мэрии Москвы, которая передала храм РПЦ в бессрочное пользование.

Храм Христа Спасителя - храм-памятник, его возвели в честь победы и в память о павших в войне 1812 года . По традиции такие обетные храмы строились в честь церковных праздников или в честь святого. Но этот храм воздвигли во имя самого Спасителя. По задумке Александра Витберга, первого архитектора собора, храм должен был быть величественным и колоссальным, и слава его должна была превзойти славу Собора Петра в Риме. Первоначально храм планировали возводить на Воробьевых горах, заложили фундамент, но архитектор был обвинен в завышении сметных расходов и сослан в Вятку. Специальная комиссия запретила строительство на Воробьевых горах из-за непрочной почвы, которая бы не выдержала такое тяжелое сооружение. Новое место было выбрано недалеко от Кремля .

Храм Христа Спасителя

Строительство по проекту Константина Тона началось в 1839 году и завершилось лишь в 1881-ом. В годы сталинского режима храм был взорван, и на его месте должен был появиться Дворец Советов - огромное здание, увенчанное скульптурой Ленина. Реализации грандиозной задумки помешала война, а после ее окончания средств на Дворец уже не нашлось, да и с политической точки зрения сооружение потеряло свою актуальность. В 1960 году на месте собора появился открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994 года. В связи с этим бассейном, вода в котором не отличалась особой чистотой, вспоминают легенду о монахине, которая, воспротивившись строительству храма на месте Алексеевского монастыря, прокляла стройку и предрекла, что на месте храма будет находиться огромная грязная лужа.

В начале 90-х, уже в новой России, храм решили построить заново. Реставратором Алексеем Денисовым была проведена кропотливая работа по восстановлению исторического облика собора по сохранившимся рисункам, чертежам и обмерам, но из-за возникших разногласий по поводу внешнего вида собора его отстранили от работы. Завершением храма руководил Зураб Церетели, решивший выполнить наружную отделку стен в бронзе, хотя в истории русского церковного зодчества не найти ни одного примера, когда в этом случае использовался бы металл. Храм был достроен, но это уже не тот храм, что стоял здесь сто лет назад, несмотря на внешнее сходство. Убранство храма задумывалось Тоном как летопись Отечественной войны 1812 года в сюжетах Евангелия, но теперь эту своеобразную каменную книгу невозможно читать без обращения к архивным источникам.

Изначально Храм Христа Спасителя был символом победы над Наполеоном

Когда в 1812 году войска Наполеона были повержены, воодушевленный Александр I задумался о возведении в Москве церкви во имя Христа Спасителя. Эта идея была жестом благодарности Всевышнему за спасение русского народа. Впоследствии Александр I подписал Высочайший Манифест о строительстве храма и издал указ о празднестве 25 декабря как дня избавления от врагов. Между тем, несмотря на то, что сам замысел возведения церкви принадлежал государю, его строительная идея была воплощена генералом русской армии Михаилом Ардалионовичом Кикиным. Архитектурная же задумка была представлена Александром Витбергом. Среди множества конкурсных работ именно его оказалась более подходящей для создания храма-памятника.

Проект начал реализовываться в 1817 году. Тогда и состоялась торжественная закладка храма. Проходила она на Воробьевых горах, но возникшие вскоре проблемы, связанные с непрочностью почвы, вынудили уже нового правителя — Николая I — приостановить работу. В апреле 1832 года император утвердил новый проект храма. В этот раз архитектором выступал Константин Тон, а местом возведения храма-памятника стал берег Москвы-реки, рядом с Кремлем. Находившийся на этой территории Алексеевский монастырь был переведен в Сокольники, а церковь Всех святых разрушена. Закладка нового храма состоялась в сентябре 1839 года.

Храм Христа Спасителя строился более сорока лет

Преодолевая пожары, затопление грунтовыми водами и обвалы фундамента, рабочие строили храм больше сорока лет. В 1841 году с поверхностью цоколя были выровнены стены. В 1846 году сведен свод большого купола. Через еще три года была завершена работа по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. В 1849 году закончен свод большого купола. В 1860 году наружные леса были разобраны, и Храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичами. Уже в 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствующую в первоначальном проекте. И к 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари. Работы по внутренней росписи храма к этому времени тоже подошли к концу.

На всех стенах храма были помещены фигуры святых заступников и молитвенников за русскую землю, а также русских князей, отдавших свои жизни за целостность страны. Имена этих героев были начертаны на мраморных досках, разложенных в нижней галерее храма. В целом, скульптурное и живописное убранство Храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство, выражающее все милости Господни, ниспосланные по молитвам праведников на русское царство в течение девяти веков. А также те пути и средства, которые господь избрал для спасения людей, начиная от сотворения мира и грехопадения до искупления рода человеческого спасителем.

Освящение храма состоялось в день Вознесения Господня — 26 мая 1883 года. В это же время на престол вступил Александр III. В июне, во имя святого Николая Чудотворца, совершилось освещение предела храма, а в июле во имя святого Александра Невского был освящен второй предел. После этого в храме стали проводится регулярные богослужения. Хор, учрежденный при храме, вскоре стал считаться одним из лучших в столице.

Некоторое время на месте храма был огромный бассейн «Москва»

Всевозможные события, юбилеи и коронации с размахом отмечались в храме. Главным же престольным праздником считалось Рождество Христово, которое до 1917 года отмечалось всей православной Москвой как день победы в Отечественной войне 1812 года. В начале 1918 года, в период гонений на церковь, храм полностью лишился помощи от органов власти, а 5 декабря 1931 год был разрушен большевиками.

В честь победившего социализма на этом месте власти решили построить Московский Дворец Советов. По задумкам, это должно было быть самое высокое в мире здание, которое стало бы символом новой страны. Предполагалось, что размеры здания превысят четыреста метров, а на его крыше будет установлена вращающаяся статуя Ленина. Впрочем, воплотить проект в жизнь так и не удалось. И после Второй мировой войны на месте памятника-храма появился бассейн «Москва».

В годы перестройки возникло общественное движение за воссоздание Храма Христа Спасителя. Впоследствии было принято решение восстановить храм на его изначальном месте и в точности соответствующим оригиналу. Бассейн разобрали, и в середине 1990-х годов началось строительство. Великое освящение Храма Христа Спасителя свершилось в 2000 году и ознаменовало начало нового тысячелетия.

В каждом крупном городе обязательно есть здания, отличающиеся от прочих ухабистой и противоречивой историей. В Москве одним из таких сооружений стал Храм Христа Спасителя, с трудом построенный в царской России, взорванный при советской власти и вновь воссозданный после её падения.

Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя был воздвигнут в качестве символического кенотафа воинам Русской императорской армии, павшим в войне с Наполеоновской Францией. Здание выполнено в псевдорусском "русско-византийском" стиле по проекту архитектора Константина Тона.

Впервые идея возведения обетного храма в знак благодарения за победу и в вечную память о погибших в войне с Францией воинах была высказана в декабре 1812 года генералом Петром Кикиным в письме к адмиралу Александру Шишкову. Император Александр I поддержал идею, и 25 декабря 1812 года, когда границы России были покинуты последними французскими солдатами, был издан Высочайший Манифест о строительстве церкви в Москве.

Первый проект храма (Карл Витберг) на Воробьёвых горах

В 1814 году, спустя 2 года после Высочайшего Манифеста, было утверждено проектное задание на строительство храма: предполагалось в течение 10-12 лет возвести кафедральный собор во имя Христа Спасителя.

Для строительства собора был объявлен открытый международный конкурс, участие в котором приняли в том числе Андрей Воронихин, Джакомо Кваренги (Гваренги), Василий Стасов и другие именитые архитекторы из России и зарубежных стран, однако победу в нём одержал 28-летний художник шведского происхождения Карл Витберг. По прошествии века результат конкурса может показаться странным: помимо того, что Витберг попросту не был архитектором, он даже не был православным - художник исповедовал лютеранство (позже он перешёл в православие ради утверждения проекта) и состоял в масонской ложе; однако, его проект понравился императору:

Проект Витберга действительно был величественным: по сравнению с существующим, он был в 3 раза больше (высота - 240 метров), предполагал колоннаду из трофейных пушек (600 колонн), Пантеон погибших, а также памятники монархам и выдающимся полководцам. Храм планировали возвести на Воробьёвых горах.

Храм был заложен 12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы. Торжественная церемония закладки прошла в присутствии императора Александра I с невероятным размахом: открытие посетили почти все жители Москвы - около 400 000 человек.

На строительство Храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах было выделено 16 000 000 рублей из государственной казны, а также значительные суммы из частных пожертвований. Стройка началась энергично: для сооружения храма были привлечены около 20 000 крепостных, однако, вскоре процесс застопорился. Витберг, назначенный директором строительства, не имел опыта управления, из-за чего излишне доверчиво относился к подрядчикам и не осуществлял должного контроля за строительством. Деньги уходили буквально в никуда, и в течение 7 лет не был завершён даже нулевой цикл строительства (фактически, ещё только подготовка к нему).

В 1825 году император Александр I умирает, и вместо него на престол восходит Николай I. Строительство храма останавливают - по официальной версии, из-за недостаточной надёжности почвы Воробьёвых гор - после чего Карла Витберга и руководителей строительства отдают под суд за злоупотребление доверием императора и нанесённый казне ущерб. В ходе затянувшегося до 1835 года судебного разбирательства комиссией было выявлено более миллиона рублей хищений и растраты, обвиняемых оштрафовали, а самого Витберга, конфисковав всё его имущество, сослали в Вятку. Интересно, что на сегодняшний день историки не сходятся во мнениях по поводу вины художника: многие считают, что Витберг, не имевший достаточного опыта, попросту не уследил за строительством, что и привело к неэффективным тратам.

Второй проект храма (Константин Тон), осуществлённый

В 1831 году Москва вернулась к вопросу строительства Храма Христа Спасителя. Нового конкурса проводить не стали: императору Николаю II нравился "русско-византийский" стиль храмового зодчества, разработанный Константином Тоном, и по его личному распоряжению Тон был назначен архитектором храма. С новым архитектором было выбрано и новое место строительства: храм было решено возводить неподалёку от Кремля, на Чертолье. Располагавшийся на территории квартал был выкуплен и снесён, в том числе и Алексеевский женский монастырь, игуменья которого, по московской легенде, прокляла место и предсказала, что ничто не будет стоять на нём долго.

В августе 1837 года, в день 25-летия Бородинского сражения, храм был заложен, но активное строительство началось лишь в сентябре 1839 года и продолжалось ещё целых 44 года, включая внутреннюю отделку и роспись: общая стоимость работ составила около 15 000 000 рублей.

Храм был освящён 7 июня 1883 года. Церемонию провёл митрополит Московский Иоанникий (Руднев). На церемонии присутствовал очередной в истории строительства храма император - Александр III, взошедший на престол незадолго до завершения работ, а также члены императорской семьи, священнослужители и московская знать.

Советские годы

В 1918 году набирающая обороты советская власть специальным декретом отменила финансирование церквей, и расходы на содержание и ремонт храма легли на плечи частных жертвователей.

13 июля 1931 года под председательством "всероссийского старосты" Михаила Калинина состоялось заседание ЦИК СССР, на котором было принято решение о сносе Храма Христа Спасителя и возведении на его месте Дворца Советов. Работы по разборке храма продолжались несколько месяцев, после чего его решили взорвать, и 5 декабря 1931 года здание уничтожили двумя взрывами - после первого храм устоял. Оставшиеся после взрыва обломки здания и строительный мусор убирали в течение полутора лет.

В 1937 году на месте храма началось строительство Дворца Советов, но стройка так и не была завершена ввиду начала Великой Отечественной войны. В 1956 году от идеи возведения Дворца Советов отказались, а в 1960 на месте собора оборудовали открытый плавательный бассейн "Москва", существовавший вплоть до 1994 года.

Современный Храм Христа Спасителя

В 1988 году, когда Москва ещё была советской, в городе организовалась инициативная группа за восстановление храма, в 1989 переросшая в православную общину. Общиной был проведён "народный референдум", в ходе которого тысячи советских граждан поддержали идею восстановления Храма Христа Спасителя.

5 декабря 1990 на месте будущего строительства установили закладной камень, в 1992 был открыт фонд сооружения храма, а уже в 1994 году началось строительство.

Проект воссоздания храма был разработан архитекторами Михаилом Посохиным и Алексеем Денисовым, однако, позже Денисов отдалился от работы, уступив место Зурабу Церетели. При Церетели, который завершал строительство храма, был совершён ряд отклонений от первоначального проекта: так, вместо оригинальных мраморных горельефов на фасаде появились бронзовые, а вместо изначально планировавшейся белокаменной облицовки здание получило мраморную, из-за чего гамма фасада с тёплой сменилась на более холодную, и исторический проект был нарушен. Тем не менее, к 1999 году Храм Христа Спасителя был возведён как условная внешняя копия разрушенного оригинала.

31 декабря 1999 года храм был открыт для посещения, а в ночь с 6 на 7 января 2000 года в нём была отслужена первая торжественная рождественская литургия.

За свою пока что недолгую историю "новый" Храм Христа Спасителя не раз становился эпицентром громких скандалов: активисты от различных движений неоднократно обвиняли храм в излишнем присутствии бизнеса на его территории (кто-то даже язвительно называл его бизнес-центром) и выдвигали прочие претензии, но самый громкий скандал произошёл 21 февраля 2012 года. Тогда участницами группы "Pussy Riot" в храме была проведена акция, обозначенная как панк-молебен "Богородица, Путина прогони!": девушки попытались исполнить песню перед входом в алтарь храма, что вызвало широкий общественный резонанс. Позже суд признал их действия хулиганством.

Тем не менее, при своей ухабистой и неоднозначной истории Храм Христа Спасителя является одной из знаковых достопримечательностей Москвы. В 2004 году напротив храма был открыт : пешеходный мост, соединивший Пречистенскую, Берсеневскую и Якиманскую набережные, начинается прямо со стилобата Храма Христа Спасителя и отлично дополняет его в туристическом плане - с моста открываются отличные виды на исторический центр города и набережные Москвы-реки.

Добраться до Храма Христа Спасителя (улица Волхонка, 15) можно от станции метро "Кропоткинская" Сокольнической линии.

Храм Христа Спасителя в Москве - кафедральный собор Русской Православной Церкви недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки, на месте, именовавшемся ранее Чертольем. Существующее сооружение - осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах.

Оригинал был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».


Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён - 26 мая 1883 года.


5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1999 году.


Храм Христа Спасителя в Москве - крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на 10.000 человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 85 м шириной. Высота храма с куполом и крестом в настоящее время составляет 105 м (на 3,5 м выше, чем Исаакиевский собор). Возведён в традициях так называемого русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства. Роспись внутри храма занимает около 22 000 м?, из которых около 9000 м? позолочены.


В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят:
- "верхний храм" - собственно Храм Христа Спасителя. Имеет 3 престола – главный в честь Рождества Христова и 2 боковых на хорах - во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Освящён 6 (19) августа 2000 года.
- "нижний храм" - Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный - в честь Преображения Господня и два малых придела - в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь освящена 6 (19) августа 1996 года.

Идея построения храмов-памятников восходит к древней традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. В эпоху Куликовской битвы были построены многочисленные храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы - праздника, выпавшего на день сражения русского воинства с войсками Мамая. В Москве в память о павших и в ознаменование военных побед построены храм Всех святых, собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), и собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) на Красной площади.


25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве, лежавшей в то время в руинах:
”Спасение России от врагов, столь же многочисленных силами, сколь злых и свирепых намерениями и делами, совершенное в шесть месяцев всех их истребление, так что при самом стремительном бегстве едва самомалейшая токмо часть оных могла уйти за пределы Наши, есть явно излиянная на Россию благость Божия, есть поистине достопамятное происшествие, которое не изгладят веки из бытописаний.
В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чем постановление возвещено будет в свое время.
Да благословит Всевышний начинание Наше! Да совершится оно! Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков”
- Александр I


После победы над Наполеоном в 1814 году проект был уточнён: решено было в течение 10-12 лет соорудить кафедральный собор во имя Христа-Спасителя.


В том же 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием таких уважаемых архитекторов, как Воронихин, Кваренги, Стасов и др. Однако, победил, к удивлению многих, проект 28-летнего Карла Магнуса Витберга, художника (даже не архитектора), масона и притом лютеранина. Проект, по отзывам современников, был действительно исключительно красив. По сравнению с нынешним храм Витберга был втрое больше, включал Пантеон погибших, колоннаду (600 колонн) из трофейных пушек, а также памятники монархам и видным полководцам. Во имя утверждения проекта Витберг крестился в Православие. Разместить сооружение было решено на Воробьёвых горах. Средства на строительство выделили огромные: 16 миллионов рублей от казны и немалые народные пожертвования.

Проект А. Витберга


###Страница 2

12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, в присутствии царя Александра I был заложен на Воробьёвых горах первый храм по проекту Витберга. Стройка вначале шла энергично (в ней участвовали 20000 подмосковных крепостных), но вскоре темпы резко снизились. За первые 7 лет не удалось завершить до конца даже нулевой цикл. Деньги уходили неизвестно куда (позднее комиссия насчитала растрат без малого на миллион рублей).


По восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надёжностью почвы; Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. Процесс длился 8 лет. В 1835 году «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне» подсудимые были оштрафованы на миллион рублей. Сам Витберг был сослан в Вятку (где в частности познакомился с Герценом, посвятившим ему главу в «Былом и думах»); всё его имущество было конфисковано. Многие историки считают Витберга честным человеком, виновным лишь в неосмотрительности. Ссылка его продолжалась недолго, впоследствии Витберг участвовал в постройке православных соборов в Перми и Тифлисе.


Нового конкурса не проводилось, и в 1831 году Николай I самолично определил архитектором Константина Тона, «русско-византийский» стиль которого был близок вкусам нового императора. Новое место на Чертолье (Волхонка) было также избрано самим Николаем I; бывшие там постройки были куплены и снесены. Был снесён и располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, памятник XVII века (переведён в Красное село). Московская молва сохранила предание, что игуменья Алексеевской обители, недовольная таким поворотом, прокляла место и предрекла, что ничто не устоит на нём долго.


Второй храм, в отличие от первого, строился практически полностью за казённый счёт.

Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения - в августе 1837 года. Однако, активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей. Свод большого купола закончен в 1849 году; в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин и другие известные художники Императорской академии художеств.

Аналогичные храмы соорудили в Новочеркасске, Баку и ряде других городов. В бывшей казачьей столице Новочеркасске он стоит по сей день.


26 мая (7 июня) 1883 года состоялось торжественное освящение Храма Христа Спасителя в Москве , совершённое митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым) с сонмом духовенства и в присутствии Императора Александра III, коронованного в Московском Кремле незадолго до того.


Архитектурно-художественное достоинство Храма Христа Спасителя ставилось под сомнение многими деятелями русской культуры; в частности известен отрицательный отзыв И. Э. Грабаря.


Деятельность в храме очень скоро стала заметным явлением в общественной и культурной жизни, он был центром многих культурных событий и просветительской деятельности.

###Страница 3

За год до освящения, 20 августа 1882 года, в храме Христа Спасителя была впервые исполнена Увертюра 1812 года Чайковского, написанная композитором в ознаменование победы России в войне с Наполеоном. В церкви был собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Среди регентов были знаменитые композиторы А. А. Архангельский и П. Г. Чесноков, исполнялись произведения другого крупного церковного композитора А. Д. Кастальского, звучали голоса Федора Шаляпина и Константина Розова.


В Храме Христа Спасителя торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Николаю Васильевичу Гоголю. Главный престольный праздник храма - Рождество Христово - до 1917 года отмечался православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года. В храме была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, и постоянно проводились экскурсии.


Последним ключарём храма был священномученик Александр Хотовицкий (август 1917-1922).


С 1922 года храм оказался в ведении обновленческого Высшего Церковного Управления митрополита Антонина, а впоследствии обновленческого Священного Синода - вплоть до закрытия в 1931 году. Настоятелем Храма Христа Спасителя в Москве в те годы был один из лидеров обновленчества митрополит Александр Введенский.

5 декабря 1931 года храм-памятник воинской славы был уничтожен взрывом. 2 июня 1931 года было отдано распоряжение снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте Дворца Советов.

gastroguru © 2017