Раствор для травления ножа электролизом. Как нанести изображение на металл методом травления

OSG 06-05-2008 23:18

Дык подробности надобно! Как, чем, в чем...

Константиныч 06-05-2008 23:22

Alhim 06-05-2008 23:37


Значит, и наствольных коробках можно такое делать?

mexanicus 06-05-2008 23:39

Ну ни его себе!!!
Технологию в студию. А еще лучще ворклог.

Vorkuta 06-05-2008 23:45

quote: Originally posted by Константиныч:

Значит, и наствольных коробках можно такое делать?


Я думаю можно на всём что являеться металлом.

Делал просто как описанно на ветке "помощь начинающим ножеделам".
1.Взял банку литровую, насыпал триложки столовых соли с горкой (кашу маслом не испортишь), налил горячей воды с чайника.
2. Берём обычное зарядное устройство для аккумуляторов, "+" клема на клинок а "-" на другой кусок металла (я брал кусок латуни 140Х30Х1 мм)
3.На зарядном ставил 6V, расстояние между мателиалама 4-6 см, кому как нравиться.

Да только зарание на клинке главное не забыть: то что закрашиваешь то и останеться рисунком!!!

Много прочитал чем закрашивать, плюнул, взял лак Тиккуриловский (уретано-алкидный лак для дерева) в кладовке нашёл. И кисточкой нанес рисунок для пробы. На банке написанно сохнет 1 сутки, но я подаждал 40 минут (не выдержал)ну и засунул в банку, всё подключил и через минут 5-10 результат на лицо.

dblsav 06-05-2008 23:50

Баловство удалось на славу, поздравляю.
Теперь не остановить.

Forex 06-05-2008 23:52

ЗачОтный результат!!!
Технология освоена...

кузя 06-05-2008 23:53

"С почином вас, Глеб Георгиевич" (С)

В общем начало положено

Vorkuta 06-05-2008 23:57

quote: Originally posted by Alhim:

Лак потом из всех отверстий убрать ИМХО сложновато будет, а так... почему нет то?


Проблем с этим не было, взял обычный вайспирит и тряпочкой всё стёр, нормуль. правда ваняет зараза.

occasion 07-05-2008 01:26


Нормально получилось. Мне понравилось....

Nasgul 07-05-2008 06:41

Меньше напряжение-точнее результаты. Для травления небольших поверхностей можно на минусовой электрод намотать ватку, мочить ее в том же соляном растворе и просто протирать место травления. Плюсы-быстро и не надо заморачиваться с банками, проще контролировать результат. Я так клейма на клинках травлю из быстрореза

Vorkuta 07-05-2008 09:13



можно на минусовой электрод намотать ватку, мочить ее в том же соляном растворе и просто протирать место травления


Пробывал, ну что то мне не понравилось. Может конечно не правильно делал, ну что то долго протирал это точно. Протравилось не глубоко, а потом попробывал с банкой

Vorkuta 07-05-2008 09:14

quote: Originally posted by occasion:

Ленин баловался кипятком, а Воркута-электричеством....


В 5 лет засунул пинцет в розетку, сверкало на ура. Вот с тех пор с электричеством не дружил.

Serjant 07-05-2008 09:23

Забрал в архивы.

Vorkuta 07-05-2008 11:11

Благодарчик за внимание

Chronikulus 07-05-2008 12:17

вмемориз

Nick_Ross 07-05-2008 14:51

Я по подобной технологии в 2004м травил надписи и лого на юбилейных кинжалах к 10летию конторы.
Специально фото травления не делал, но тут разглядеть можно.
Рисунок наносил фотоспособом. Как для печатных плат.
Уж больно мелкие детальки на лого...

Truddum 07-05-2008 18:34

quote: Originally posted by Nick_Ross:

Рисунок наносил фотоспособом

Какова технология переноса изображения плиз, если не секрет.

Nick_Ross 07-05-2008 19:23

Взял у товарища баллончик позитивного фоторезиста (он для плат на радиорынке брал). Распылил на обезжиренную поверхность, в темноте высохло.
На обычную бумагу распечатал картинку, для прозрачности пропитал парафином (этой прозрачности уже достаточно). Потом картинку на фоторезист (плотно прижать) и экспонирование ультрафиолетом (детектор валют использовал ).
Лучше бы, конечно, на прозрачной пленке, но не было под рукой.
Пришлось подручными материалами обходиться...

Незасвеченный фоторезист смывается раствором щелочи. А дальше - в электролит.
Только ток подобрать нужно, чтобы равномерно травило. И, конечно, катод расположить максимально параллельно поверхности будущей картинки.
материал на фото - 4Х13

serg-pl 07-05-2008 20:00

quote: Originally posted by Nasgul:
Меньше напряжение-точнее результаты. Для травления небольших поверхностей можно на минусовой электрод намотать ватку, мочить ее в том же соляном растворе и просто протирать место травления. Плюсы-быстро и не надо заморачиваться с банками, проще контролировать результат. Я так клейма на клинках травлю из быстрореза

мой отец так всегда делал и я иногда, это действительно проще но в этом есть минус. когда травиш мелкий узор в процесе повышается температура и рисунок может поплыть или вообще лак отклеится(тогда работа вся на смарку, попробуй зашлифуй) но это конечно от лака зависит. мы используем лак собственного приготовления (смола+канифоль) пропорций точно не скажу но сами можете прикинуть из свойств этих веществ. клинок нагревается и покрывается этим лаком(лак в твердом состоянии в форме стержня плавится на вмеру подогретом клинке) потом клинок желательно еще поверх лака покрыть копотью(например от свечи или горящих нефтепродуктов) это чтоб смачиваемость лака была плохая. ну а рисунок естественно иглой царапать надо и с первого раза, если испортил уже не залепиш(верняк в процесе оклеится). говорят можно еще на глянцевой бумаге узор на лазернике роспечатать в самом неэкономном варианте, потом к клинку утюгом приклеить, бумагу розмочить и снять. сам так никогда не делал но видел чужие роботы, довольно акуратные.

Nick_Ross 07-05-2008 20:17

quote: говорят можно еще на глянцевой бумаге узор на лазернике роспечатать в самом неэкономном варианте, потом к клинку утюгом приклеить, бумагу розмочить и снять. сам так никогда не делал но видел чужие роботы, довольно акуратные.

Я пробовал так, пока про фоторезист у товарища не узнал
Но мне больше другой способ понравился.
На лист бумаги приклеивается пищевая алюминиевая фольга (клей не должен лисьно плыть от жары.) Лучше всего, края фольги завернуть за передний и задний края бумаги.
Дальше печатаешь и утюгом переносишь.
а потом просто снимаешь фольгу.
К стали тонер прилипает гораздо лучше, чем к алюминию. Наверное, из-за окисной пленки

serg-pl 07-05-2008 20:25

а от фольги нормально отстаею мелкие детали?

Nick_Ross 07-05-2008 20:29

Линии шириной миллиметр - нормально.
а вот меньше как повезет.
потому и сделал фотоспособом.
Сразу предупреждаю.
Я с алюминиевым основанием игрался на картинках 2х2см и меньше.
Как будет себя вести при больших площадях - не знаю...

Alhim 07-05-2008 23:11

Ниже раскладка по напряжениям на выходах стандартных разъемов:


Вот и все...

Буль 27-08-2009 22:22

quote: Ну а вообше еще проще: любой желтый - это +12V, синий - это -12V
Вот и все...

хм... синий то зачем трогать? массу берите-черный

Volcosob 27-08-2009 22:39

Выпрямитель нашёл, взял от принтера, но вот фигня там на выходе три провода и кто из них кто-хз.

Kneht33 27-08-2009 22:51

красный и черный есть? - они и нужны, если нет - светодиод тебе в руки!

Volcosob 27-08-2009 23:03

Termist 27-08-2009 23:10



Чёрного и красного нет -все жёлтые, а диодом попробую.


тестером попробуй

Volcosob 28-08-2009 12:44

Попробать можно,но у меня только есть индикаторная отвёртка.

Termist 28-08-2009 11:51

quote: Originally posted by Volcosob:

,но у меня только есть индикаторная отвёртка.


а от скольки вольт она работает?

Volcosob 28-08-2009 14:17

В том то дело что от 220.

Termist 28-08-2009 15:43

quote: Originally posted by Volcosob:

В том то дело что от 220.


тогда просите тестер у друзей

car-bon 28-12-2009 05:34

На быстрорезе рисунок черным получается из-за того, что углерод, который наличествует в стали остается, а в нержавейке его нет или мало. Сдирается сей углерод неплохо проволочной щёткой на дрель, а потом полировальной насадкой. Естественным путем тоже постепенно стирается, из-за этого я его сразу сдираю, чтобы потом пятнами не слазил.

Баламутище 03-01-2010 12:00

а если на дамасске травить что получится???????????? кто ответит

Termist 29-10-2010 22:42



да, и не забыть зеленый посадить на массу-для включения


хм а какой именно, сижу с блочком в руках, хз, что сделать, как запустить ((((((

Termist 29-10-2010 23:51

отвечаю на свой же вопрос. если запустить блок по совету

quote: Originally posted by Буль:

Буль


не удалось, нагрузите 12 воль или 5 вольт, или лампочками от автомобиля, или кулером (как сделал я)

Emi1 23-03-2011 06:56

вопрос по заряднику от принтера,от преобразователя идет 3 проводка,нам какие нужны?Крайние?

Дрогмот 23-03-2011 08:00

Я делал немножко по другому. Вместо банки с электролитом, на один из проводов цеплял марлевый тампон, который периодически смачивал в растворе. и им по железке водил.

Termist 23-03-2011 09:40

quote: Originally posted by Emi1:

от преобразователя идет 3 проводка


черный и красный есть, они ваши

SH-Andrey 23-03-2011 09:52

4. В качестве источника постоянного тока использовал зарядку для автомобильных аккумуляторов (выдает 12 вольт, есть 2 режима: на 4 и на 6 ампер. Я работал на 4 амперах);

5. В качестве электрода использовал кусок алюминия;
6. Ну а дальше все по схеме: минус на электрод, плюс на заготовку (ВАЖНО!!! Электрод и заготовка не должны соприкасаться. Может это для всех само собой разумеющееся, поэтому об этом не пишут ни в одной инструкции на Ганзе, но я об этом как то даже и не думал. Я абсолютный чайник по части электричества и вообще боюсь его жутко. Спасибо добрым людям, подсказали);
7. Когда все было наконец готово, включил аппарат. Электролит тут же забурлил и стала выделяться какая-то муть. Я так понял это были частицы лака. Жутковатое зрелище я вам скажу ;

8. Через 2 минуты вытащил, потер наждачкой и... О, чудо! Получилось!

9. Окрыленный успехом, решил попробовать потравить наоборот, то есть травить не рисунок, а фон. Технология та же самая. Нарисовал лаком прямоугольник, в нем букву "S". Те же две минуты кипения. Снова получилось.

Для себя сделал вывод: самое сложное во всем этом - создать четкий рисунок. Нужно делать или трафарет или просить какого-нибудь знакомого художника (желательно татуировщика) с твердой рукой нацарапать то, что хочешь. Еще возникла мысль: есть ведь такая услуга как гравировка. У нас в городе я знаю пару точек, где делают гравировки, даже пару раз заказывал у них надписи на подарках.
Можно попросить гравера сделать желаемый рисунок на клинке, потом покрыть его бесцветным лаком и процарапать все линии гравировки иголкой. Что интересно из этого получится, учитывая, что гравировка итак оставляет борозды в металле, пусть и не такие глубокие.

трижды на 09-04-2012 09:22

quote: Originally posted by sansem80:

Для себя сделал вывод: самое сложное во всем этом - создать четкий рисунок


"Оть иманно, оть иманно!"(с) Хрюн Моржов.
Качественный рисунок- краеугольный камень в травлении и скримшоу.

rudy3 28-06-2012 10:23

quote: Originally posted by Ivaldan:
Первый опыт электрохимии получился говенно, но все равно хочу "похвастать"

Клинок закрашивал аэрозольной краской, затем процарапал рикунок. Фото после небольшей зачистки, было совсем страшно. В краске поры, весь клинок в точках, особенно на обухе. Кое где краска отслоилась. Кроме этого была проблема с токами, пришлось выключить через 3 минуты.
Вобщем не зря я электричества боюсь.

rikitikitavi666 29-06-2012 22:13

prim2005 29-11-2013 15:55

quote: единственно, не понятно, как себя поведет клинок с смеси из "Крота".

собственно "Крот" нужен для снятия фоторезиста, можно снять просто ацетоном или растворителем

Ulman@Serjan 30-11-2013 13:45

Алешенька1986 13-08-2014 20:18

цитата: Originally posted by Ulman@Serjan:

А может кто подскажет как сделать травление, чтобы было похоже на вот такое покрытие?


присоединюсь мне оченна интересно тоже)

Травлением называют процесс обработки металла, в результате которого с поверхности удаляется слой определенной толщины под воздействием активных химических веществ (кислот или солей с кислой реакцией), а также постоянного тока в ванне с электролитом.

Травление металла может преследовать различные цели и применяться в промышленности и домашних условиях. Поверхность изделия, подвергаемого травлению, получает целый ряд технологических и декоративных свойств и позволяет рассмотреть его микроструктуру в металлографический микроскоп, удалить окалину и другие неметаллические включения с поверхности, получить необходимый ювелирный орнамент или подготовить к пайке.

К травлению, называемому также электрохимической гравировкой, в домашних условиях или в гараже прибегают чаще всего для получения рельефных изображений на различных предметах с декоративными функциями. Чаще всего ему подвергают стали с высокой твердостью, обработка которых обычным гравировальным инструментом требует больших усилий. Этот процесс не представляет высокой сложности даже при отсутствии художественных навыков, если соблюдать его технологию.

Подготовка поверхности металла

Для того, чтобы процесс травления протекал с высокой скоростью, а толщина удаляемого слоя была одинаковой, с поверхности изделия следует удалить все загрязнения и следы масел. Для этого подойдут обычные моющие и чистящие средства, используемые для мытья посуды, и тёплая вода. После мытья и просушки поверхность следует протереть фиброй, смоченной в растворителе, который, кроме обезжиривания, способствует удалению остатков влаги.

Отдельно стоит сказать о качестве обработки поверхности. Полировка в зеркало впоследствии гарантированно даст хороший контрастный рисунок даже при небольшой глубине травления. Но если ее выполнение невозможно по каким-либо причинам, поверхность можно обработать наждачной бумагой так, чтобы риски от нее шли в одном направлении. Это также даст хороший оптический эффект.

Нанесение рисунка

Для нанесения рисунка на металл можно использовать массу различных способов, работающих по одному и тому же механизму: участки, не подвергающиеся травлению, защищаются от воздействия агрессивной среды или электролита.

Способ №1

Самым доступным способом считается нанесение на защищаемые участки обычного лака для ногтей. Однако, он обладает рядом существенных недостатков:

  • Вязкость лака не позволяет сделать линии достаточно тонкими для получения узоров высокой сложности;
  • Необходимы хорошие способности в изобразительном искусстве;
  • Исправление неточных линий затруднительно.

Способ №2

Для начала необходимо нанести защитный слой на всю поверхность изделия. Для этого можно использовать грунтовки ГФ-021, ХВ-062 или битумный лак, доступные в магазинах автозапчастей и хозтоваров. После полного высыхания покрытия при помощи гелевой ручки или тонкого маркера можно нанести контуры будущего изображения. Для этой задачи можно привлечь опытного художника.

Далее из медной (можно латунной) проволоки или прутка, диаметр которых выбирается исходя из удобства удержания в руке, необходимо сделать иглу с заострённым концом и процарапать грунтовку по линиям изображения до металла. Более твердый материал иглы может повредить полировку поверхности изделия.

Уже на этом этапе можно оценить рельефность будущего орнамента. Для получения участков с разной глубиной травления металла, например, контуров и полутеней, этот процесс можно проводить в два и более цикла.

Важно! В процессе грунтовка не должна откалываться. Перед нанесением рисунка стоит поэкспериментировать и убедиться в том, что она пригодна для работы.

Способ №3

Понадобится лазерный принтер, глянцевая бумага, программа для обработки изображений и утюг. Выбранную картинку необходимо отформатировать (подогнать под размер, сделать зеркальной) и распечатать. Самый доступный источник глянцевой бумаги – женские журналы.

Распечатанное изображение прикладывается к поверхности, накрывается сверху обычным альбомным листом (для защиты утюга) и проглаживается. После остывания бумага смывается под струёй воды, а слой тонера остается на поверхности металла.

Таким способом часто пользуются для травления печатных плат. Основной его недостаток – рисунок наносится только на прямолинейную поверхность.

Важно! Глянец под водой плохо виден. После высыхания необходимо убедиться в том, что он не остался на изделии.

Необходимо позаботиться о защите всех поверхностей изделия. Для этого можно использовать различные вещества. Закрыть тыльную поверхность можно обычным пластилином: он является хорошим диэлектриком.

Способы травления металла

Выбор конкретного способа зависит от многих факторов: химической активности металла, доступности химических реактивов и соображений безопасности.

Химическое травление

Выполняется в емкости с активным веществом. Для углеродистых сталей могут подойти растворы слабых кислот: лимонной, уксусной. Хорошо работает соляная кислота. К травлению в аккумуляторном электролите, азотной кислоте и преобразователе ржавчины следует относиться очень осторожно: в процессе могут выделяться ядовитые газообразные вещества, поэтому с такими реактивами лучше не работать при отсутствии вытяжного шкафа и хорошей вентиляции.

Одним из самых безопасных веществ считается насыщенный раствор хлорного железа. Его можно купить в магазинах, торгующих радиодеталями. Преимуществами раствора являются практически неограниченный срок его службы (при работе со сплавами железа) и окрашивание протравленной поверхности в ровный серый цвет.

Время протекания процесса подбирается экспериментально в зависимости от концентрации используемого реактива и активности металла.

Электрохимическое травление

Многие нержавеющие и кислотостойкие стали, например, 40Х13, 95Х18, 08Х10Н18, 03Х12Н14М2, не реагируют на воздействие кислот, поэтому для их травления используется электрохимический способ.

Для него понадобятся ванна для электролита из пластмассы или стекла, провода, клеммы и источник постоянного тока.В качестве электролита вполне сойдет насыщенный раствор поваренной соли. При выборе емкости для него следует помнить, что процесс может протекать достаточно бурно, этому ее объём должен быть в 2 раза больше, чем у электролита.

В качестве источника тока можно использовать аккумуляторные батареи, но лучше применять зарядное устройство (3 – 10А) с амперметром и возможностью регулировки параметров тока для выбора их оптимального значения. Обрабатываемая деталь при помощи клемм и проводника присоединяется к аноду (плюсовому контакту), в качестве катода можно использовать любую нержавеющую пластину, размещаемую в ванне параллельно к лицевой поверхности детали. После этого прибор включается в сеть.

Весь процесс может занимать от двух минут до получаса в зависимости от силы тока и площади рисунка. Глубину травления следует контролировать, периодически вынимая деталь из ванны. При этом не забываем отключать питание.

По окончании процесса защитное покрытие можно удалить подходящим растворителем и оценить результаты работы. Благодаря хорошей адгезии протравленной поверхности возможно создание цветного рисунка.

Для этого вся поверхность изделия задувается из баллона нитроэмалью, а после ее высыхания протирается куском чистой кожи, войлоком или другим безабразивным материалом. С полированной поверхности краска удаляется, оставаясь только во впадинах.

Уважаемые читатели, если у вас остались вопросы, задавайте их, используя форму ниже. Мы будем рады общению с вами;)

Гравировка по металлу! Базовые принципы.

Основой методики является метод электрохимического травления металлов. Коротко он заключается в следующем: Деталь, на которой делается надпись, рисунок (предварительно нанесенный специальным лаком), погружается в раствор электролита, она является анодом. То есть к ней подключен (+) источника тока. Катодом, который также погружен в раствор электролита, служит полоска нержавеющей стали. К ней подключен (-) источника тока. При включении тока происходит электрохимическое травление, то есть растворение незащищенных лаком поверхностей детали.

На рисунке схематично показан принцип процесса.

Цифрами показаны:
1. Металлическая деталь.
2. Протравленный участок.
3. Слой лака сохраняет металл не протравленным.

Такова основа. Теперь рассмотрим весь процесс подробно.

1. Подготовка детали.

Как правило, она сводится к тщательному обезжириванию поверхностей, на которых будет наноситься лак. Для чего это делается? Во-первых, на обезжиренную поверхность лак приклеивается очень прочно, что гарантирует, что в процессе травления его не оторвет то детали, что приведет к неустранимому браку в виде нежелательно протравленных участков. Так можно вообще испортить изделие.

Во-вторых: если на поверхности, подлежащей травлению, останется не обезжиренный участок. К примеру, даже отпечаток вашего собственного пальца! Этот жир может сработать как слой лака, защитив поверхность от травления. И тогда вы получите вытравленный отпечаток пальца. Этот дефект неприятный, но в большинстве случаев устранимый методом повторной травки.

И так очистим поверхность от посторонней грязи, мусора и пр. Обязательно нужно одевать резиновые перчатки, чтобы не оставить отпечатки пальцев. Да и работать так в горячей воде легче.

Фото: промывка ножа под проточной водой с мылом.

Обезжиривают путем замачивания детали в растворе мыла, стирального порошка в горячей воде на некоторое время. Затем нужно тщательно прочистить деталь щеткой (подойдет зубная) в том же растворе. Особое внимание глухим (не сквозным) отверстиям. Они промываются очень трудно. Оставлять там грязь нельзя. Промывка проводится под струей воды как можно тщательно. Не снимайте перчатки! Далее с этого момента вообще крайне нежелательно прикасаться к детали руками без перчаток, во избежание появления выше описанных дефектов. Если все же вы коснулись детали, лучше повторить процесс обезжиривания. Как проверить качество обезжиривания? Очень просто. С хорошо обезжиренного металла вода стекает полностью, не оставляя капель и потеков. Если остаются капли, вода прилипает к металлу (точное выражение), то в этих местах есть жир. Потрите их щеткой с раствором более тщательно и повторите промывку и проверку.

Еще один секрет. Для обезжиривания сложных деталей, имеющих трудно промываемые отверстия, щели и пр. используют ультразвуковую ванну. В домашних условиях с успехом заменяемую бытовой ультразвуковой компактной машинкой . Применение ультразвука значительно сокращает время обезжиривания и повышает качество. Но в большинстве случаев в этом нет необходимости.

Мелкие детали можно обезжирить путем протирки ватой с зубным порошком, смоченным спиртом. Порошок содержит соду, которая и удалит жир. Очень быстрый способ обезжиривания, но требует определенного навыка.

Фото: обезжиривание с помощью спирта и зубного порошка.

2. Приготовление специального лака.

Для нанесения надписей и рисунков на металл используется специальный лак. Состав и метод приготовления отработан в результате практической работы и при выполнении этих рекомендаций гарантирует качество работы. Лак обеспечивает надежную защиту участков детали от вытравливания и легко удаляется в конце процесса. Нам понадобятся следующие ингредиенты для его приготовления:

- Гудрон. Вещество черного цвета, хрупкое. Широко используется в строительстве для целей гидроизоляции кровли, при ремонте дорог. Продается в магазинах стройматериалов большими кусками по 50 кг. Для наших целей такое количество не понадобится. Поэтому кусок гудрона проще поискать на стройках, спросить у рабочих, заливающих кровлю либо ремонтирующих дороги. В таких случаях как правило остаются осколки, которые просто выбрасывают. Важно найти чистый, без примесей песка и другого мусора образец. Содержание посторонних примесей крайне не желательно и значительно снизит качество готового лака. Основной компонент. Требуемое количество практически равно объему готового лака.

- Канифоль. Хрупкое вещество янтарного цвета. Изготавливается из сосновой смолы. Широко применяется при пайке электротехнических изделий. Недорогая. Продается в хозяйственных магазинах, также может продаваться в составе наборов для пайки, совместно с паяльником и оловом. Требуемое количество в измельченном виде спичечный коробок (около 30 куб.см.). Примерно.

- Скипидар живичный. Горючая жидкость, используется как растворитель некоторых красок и лаков. Продается в хозяйственных отделах рядом с краской. Обычно в бутылках по 0,5 литра. Достаточно одной бутылки.

Как видите, все три вещества легкодоступны и недороги. Также не опасны для здоровья.

Гудрон необходимо измельчить (расколоть молотком) и поместить в металлическую посуду с крышкой, в которой и будем готовить лак. Добавим туда скипидар и помешиваем для растворения. Можно оставить на некоторое время для растворения кусочков гудрона. Канифоль так же измельчают и перемешивают с кусочками гудрона. Хотя некоторые источники рекомендуют добавлять канифоль в уже растворенный гудрон. Тут главное обеспечить расплавление и равномерное их перемешивание. Желательно получить вязкость жидкой сметаны. Теперь необходимо подогреть смесь для лучшего перемешивания.

Нагревание проводят на электроплитке, на слабом режиме нагрева. Применять нагрев на газовой горелке не рекомендуется по причине опасности возгорания. Важнейший вопрос пожарной безопасности выделяю отдельно.

Внимание! Лак и его компоненты огнеопасны!

Не пользуйтесь источниками открытого огня для нагрева лака и не варите лак в близи огня! Испарения от расплавленного гудрона также огнеопасны! Если над расплавом лака появился серовато-белый дым , это сигнал опасного перегрева. Не открывайте крышку! Пары могут вспыхнуть в любую секунду даже от простого помешивания. Немедленно и осторожно без рывков снимите посуду с лаком с нагретой плиты и остудите. Не варите лак в жилых помещениях, лучше это делать в хорошо проветриваемых местах, так как появляется характерный запах. На всякий случай приготовьте кусок плотной ткани. Если лак вспыхнул, не паникуйте! Не тушите его водой! Накройте посуду плотной крышкой либо закройте горение плотной тканью. Пламя сразу погаснет без доступа кислорода. При тушении водой можно ошпариться водяным паром, горящие брызги лака попадут на тело, одежду и предметы, и тогда неизбежны ожоги и пожар в помещении! Никогда не отходите от варящегося лака.

Основная причина всех пожаров - забыли лак на плитке и ушли пить чай!

При соблюдении разумных мер предосторожности вы избежите возгорания. Случаев пожаров на производстве в наше время практически не бывает.

Нагревание при помешивании проводят до температуры 60-70 градусов. При этом гарантировано перемешиваются компоненты и получается лак с необходимыми свойствами. Теперь лак можно остудить и залить для хранения в посуду с плотной крышкой. При охлаждении лак немного загустеет.

Упрощенное приготовления лака.
Необходимо приобрести готовый битумный лак. Он также свободно продается в отделах красок и растворителей. Применяется в быту для защиты водопроводных труб от ржавчины. Лак разбавляют скипидаром и добавляют мелко измельченную канифоль. Примерно спичечный коробок канифоли на 0,5 литра лака. Тщательно перемешивают при слабом нагревании до полного растворения. Не забываем о пожарной безопасности! Остужаем и наливаем в посуду для хранения.

Перед непосредственным использованием лак разводят скипидаром до необходимой густоты. Лак не портится при хранении долгое время. Если он и загустеет, то всегда можно разбавить скипидаром.

3. Нанесение рисунка на нож (другую деталь).

Вы скажете, что нарисовать рисунок либо надпись может только опытный художник. А как быть тому, у кого нет способностей художника? Здесь ситуация вовсе не безнадежная. Даже опытные художники прибегают к простым хитростям, позволяющим значительно повысить качество и скорость рисовки. Воспользовавшись такой методикой, практически любой человек (Конечно, если руки не трясутся!) может успешно достичь хорошего качества. А небольшой практический опыт значительно придаст уверенности в работе.

Для начала необходимо определиться с будущей миниатюрой или надписью. Сделать карандашный предварительный рисунок в масштабе 1:1 (он называется эскиз). При этом вам никто не запрещает вырезать ножницами подходящий рисунок из журнала, газеты и т.д. Также можно выполнить его на компьютере, кто знаком с необходимыми программами, установить необходимый масштаб и распечатать.

Фото: Подготовка эскиза на компьютере.

Теперь нанесем рисунок на обезжиренную поверхность ножа, детали с помощью переводной бумаги! Только нужно использовать цветную переводку желтого, красного, белого цветов (есть и такая). Переводка черного и фиолетового цветов не оставляет следов на металле.

Фото: На нож нанесена надпись переводной бумагой желтого цвета.
Также размечены горизонтальные линии для написания ровных букв.

Совет от опытного мастера: Чтобы рисунок не сместился при копировании, его и переводную бумагу закрепляют кусочками скотча. Затем карандашом, ручкой переводят рисунок. Отпечатки линий от переводной бумаги позволят легко и точно продолжить работу лаком.

4. Рисунок лаком.

Для прорисовки будущего рисунка, надписи приготовленным лаком нужно использовать тонкие кисти, либо перья. Подобрав оптимальную густоту лака и немного потренировавшись можно быстро научиться прорисовывать переведенный рисунок. При наличии некоторого опыта также можно свободно выполнять надписи пером даже без предварительной разметки с помощью переводной бумаги.

Фото: художник обводит переведенную надпись лаком с помощью кисти. Обратите внимание: используется деревянная подставка для кисти руки. Подставка в виде скамеечки высотой 3 см. над поверхностью стола. (шириной 6 см, длина 30 см). Облегчает точность работы и снимает напряжение, позволяя долго работать без утомления. Подставка исключает касание рукой обезжиренную поверхность металла.

Операция требует определенного навыка и терпения. Не отчаивайтесь, если с первого раза не получилось. Всегда можно легко смыть лак с помощью того- же скипидара, растворителя, бензина (только использовать чистый неэтилированный бензин для зажигалок "нефрас" либо "калоша", этилированый бензин ядовит!) и повторить попытку снова.

Фото: Бинокулярные очки с увеличением 5Х.

Фото: Узор на ноже нарисован лаком. Обратите внимание: сплошная обкраска лаком мест, не подлежащих травлению выполнена не полностью. Это сделано с расчетом на последующую защиту поверхности с помощью пластилина!

5. Предварительная сушка лака.

Следующая технологическая операция - предварительное подсушивание лака до полутвердого состояния. Для этого достаточно оставить деталь в проветриваемом месте на 2-3 часа при комнатной температуре. Произойдет частичное высушивание лака и его загустевание.

6. Окончательная проработка рисунка.

Во время нанесения рисунка кистью либо пером, возможно, вы допустили некоторые неточности, ошибки и закрасили те места, которые нужно было оставить под травку. Теперь можно исправить все эти дефекты. Остро заточенной палочкой из дерева, оргстекла, текстолита либо тонкой металлической иглой необходимо удалить лак с излишне закрашенных участков. Также нужно подчистить края кривых линий, сделав их более ровными и привлекательными. Подравнивание границ линий также имеет важное значение в виду того, что слой лака у края рисунка всегда тоньше, и появляется возможность его нежелательного протравливания. Удаляя лак с границ линий мы тем самым делаем пограничный слой лака более толстым и увеличиваем его надежность.

Фото: инструменты для окончательной проработки рисунка. Палочка из оргстекла, игла на конце палочки от старой кисточки, перовая ручка.

При окончательной проработке также выполняют операцию гравировки. Она заключается в процарапывании тонких линий с помощью острой иглы, закрепленной на конце палочки от старой кисточки. Так можно выполнить очень тонкие протравленные линии либо написать надпись, имитировать номер ножа.

Удаление крупинок лишнего лака нужно выполнять сдуванием либо с помощью ваты, смоченной в спирте. Спирт не растворяет лак и легко удаляет мусор. Если воспользоваться скипидаром, чистым бензином (калоша) либо любым другим растворителем рисунок просто смоется совсем. Так можно удалять неудачные результаты работы, что очень возможно на начальном этапе.

Фото: Очень хорошо видны тонкие линии, процарапанные иголкой.
Для этой операции желательно использовать лупу, бинокулярные очки.

7. Сушка лака.

Окончательно сушить лак можно различными способами. Сушка очень важная и ответственная операция, от качества которой зависит результат работы.

Самый распространенный и надежный способ - это сушка в сушильном шкафе. Температура 100-130 град. Время сушки - 30-40 мин. После чего охлаждение при комнатной температуре. Однако такой способ применяют при больших объемах работ. В домашних условиях можно рекомендовать сушку в старой электро-духовке, установленной на самую слабую ступень нагрева. Не используйте духовки, которыми пользуются для приготовления пищи! Оставшийся запах надолго сохранится и сделает невозможным приготовление пищи! Если по забывчивости превысить время сушки, возможны случаи пересушки лака.

Другой способ - это естественная сушка. Просто оставляем деталь при комнатной температуре в проветриваемом месте. Обычно за 3-4 дня лак высыхает полностью. Сушка достаточно качественная, но очень уж долгая. Для ускорения процесса применяют настольные тепло-вентиляторы, при помощью которого сушка происходит за 1-2 часа.

Фото: Сушка лака с помощью тепловентилятора.
1 - тепловентилятор.
2 - Детали.

После чего включают режим холодного потока воздуха и деталь быстро остывает до комнатной температуры. Пожалуй, это единственный способ сушки для деталей, имеющих элементы, боящихся нагрева. Например, выполнение надписи на ноже, у которого уже собрана ручка. Нагревать такой нож в сушильном шкафу нельзя, можно просто сжечь ручку!

Особое предупреждение касается ножей, у которых ручка крепится к клинку с помощью склеивания эпоксидной смолой. При нагревании до 80-90 градусов смола размягчается и разрушается. При остывании она уже не затвердеет снова. С таким ножом можно работать только после разборки. Как снять ручку? Очень просто: нагрейте клинок до 80-90 градусов, и вытащите ручку!

При естественной сушке опасности пересушить лак практически нет.

Скоростной способ сушки возможен при использовании электроплитки. Деталь держат при помощи теплоизоляционного приспособления (можно плоскогубцами) над нагретой поверхностью электроплитки в 5-10 см. Способ достаточно опасен в перегревом лака и его возгоранием. Окончанием нагрева считают момент достижения температуры 100-130 град. При такой температуре капля воды, попавшая на нагреваемую деталь, шипит и катается по поверхности. Что может служить простейшим индикатором нагрева. Затем следует остывание до комнатной температуры. Если перегреть деталь, можно очень легко пересушить лак.

Качественно просушенный лак приобретает жесткость и при надавливании кончиком ногтя не остается вмятины.

8. Опасность пересушивания лака.

При перегреве либо слишком долгой сушке лак становится черезмерно прочным до такой степени, что удалить его при помощи бензина либо любого другого растворителя становится невозможно! Такой лак превращается в прочное покрытие, снять которое возможно только механическим способом: шлифовкой наждачной бумагой либо даже на наждаке!

Так можно очень легко испортить деталь либо нож. Не забывайте, о детали, находящейся в сушильном шкафу либо над плиткой! Лучше установить таймер для напоминания!

Забывчивость главная причина пересушки и пожаров!

Не забывайте о правилах пожарной безопасности! Все выше сказанные меры предосторожности остаются актуальными и при этой операции!

Внимательно осмотрите качество просушенного лака. Очень возможно появление пузырьков, возникающих при очень быстром нагреве. Их необходимо подкрасить и дополнительно недолго подсушить.

Фото: деталь после травления, пузырьки, возникшие при сушке привели к появлению нежелательно протравленых точек (выделено красным). Дефект неустранимый.

9. Операция после сушки.

Перед последующей травкой необходимо дополнительно промыть и обезжирить деталь, что делают путем легкого протирания ватой, смоченной спиртом и небольшим количеством обычного зубного порошка. Затем окончательно чистым спиртом. О необходимости этого мы уже говорили в главе, посвященной обезжириванию поверхности. Также вы дополнительно проверите прочность просушенного лака.

10. Подготовка детали к травлению.

Вовсе не обязательно закрашивать все остальные поверхности тем же лаком. Достаточно ограничиться только зоной около надписи, рисунка. Для защиты можно с успехом применять пластилин, полиэтилен и другие подручные материалы. Очень могут пригодиться пластиковые крышки и упаковка от майонеза и др. продуктов, из которой удобно вырезать необходимые шаблоны. Полиэтиленовой пленкой нужно тщательно обернуть ручку ножа, закрепив ее изолентой, скотчем. Пластилин, обычный, детский достаточно надежно защитит поверхности металла от травления. Вообще необходимо стараться по возможности обязательно защищать большие закрашенные поверхности дополнительно слоем пластилина, что даст дополнительную защиту от нежелательных протрав. Забегая немного вперед, заметим, что сразу необходимо позаботиться о закреплении электрода, место закрепления также необходимо защитить. На этом этапе не может быть каких-то конкретных рекомендаций, тут все зависит от ваших возможностей и свойств конкретной детали. Главное требование - обеспечить герметичную защиту частей, не подвергаемых травлению.

Фото: нож подготовлен для травления надписи. Ручка защищена слоем полиэтилена и скотча. Клинок защищен при помощи пластилина. Оставлена открытой только вытравливаемая надпись.

Фото: деталь подготовлена для травления. Защита при помощи пластилина. Хорошо видна проволока для подключения тока.

11. Установка для травления.

Общее устройство установки можно подробно рассмотреть на схеме. Она состоит из источника постоянного тока, сосуда (ванны) для травления с электролитом, электродов из нержавеющей стали (катодов), детали, подвергаемой травлению и проводников, соединяющих источник тока с электродами.

Поясним подробнее.

Источник постоянного тока.

В общем случае источник должен обеспечивать постоянный ток силой 3-10 ампер, обязателен амперметр, постоянно показывающий ток. Желательно иметь защиту от короткого замыкания по неосторожности, которая с успехом обеспечивается плавким предохранителем соответствующего номинала. На практике вовсе нет необходимости приобретать дорогостоящий источник тока с цифровой индикацией и встроенным таймером. Отличное решение - это устройство для зарядки автомобильных аккумуляторов. Очень возможно, что оно давно есть в вашем гараже. Да и купить недорого. Как правило, такие устройства снабжены амперметром, предохранителем и переключателем силы тока. Для мастеров, знакомых с электросхемами можно рекомендовать собрать самодельный выпрямитель. Замечу, что сглаживающие конденсаторы на выходе источника тока вовсе не обязательны, вполне пригоден выпрямленный, ток с наличием пульсаций. Для импульсных источников тока конденсатор все же необходим.

Ванна для травления.

Желательно, чтобы ванна была изготовлена из непроводящего ток материала. Например: полиэтилен, пластмассы и т.д. Главное требование: деталь должна свободно помещаться в ванне полностью погруженная в электролит. Возможно, проводить травку и в металлической посуде, но при этом необходимо изолировать как электроды (катоды) так и деталь от электрического контакта между собой. Помните, что при этом значительно увеличивается опасность поражения током! Нельзя прикасаться к металлической ванне при включенном токе! Такую ванну необходимо заземлить. Самый безопасный способ все же использовать неметаллическую посуду. Проявите изобретательность. К примеру, для травки длинных клинков мечей, сабель, шашек в качестве ванны используют обрезок полиэтиленовой трубы диаметром 150-200 мм и необходимой длины. С низу труба разумеется заглушена крышкой. Часто для травки единичного экземпляра ножа вполне можно приспособить полиэтиленовую бутыль из-под минералки, пива 1,5 либо 2 литра, предварительно отрезав верхнюю часть. Хотя электролит и достаточно безвреден, все же не рекомендуется использовать пищевую посуду для травления.

Состав электролита.

Для травки большинства современных нержавеющих сталей пригоден простой раствор поваренной соли! На литр простой (не дистиллят) горячей воды 3-5 столовых ложек соли и тщательно перемешать. Иногда рекомендуют добавлять в такой электролит 8-10 миллилитров соляной кислоты (концентрированной). Соблюдайте крайнюю осторожность при обращении с кислотой! Хотя на практике травка прекрасно проходит и без нее.

Для травления ржавеющих сортов сталей, меди, латуни, алюминия в раствор соли добавляют столовую ложку медного купороса. Он продается в хозяйственных отделах, удобрения (порошок голубовато-зеленого цвета). Замечу, что алюминий будет травиться вообще без подключения тока, с выделением большого количества тепла. Возможно закипание электролита.

Электролит относительно безвреден для здоровья, можно работать без перчаток, но будут трудно-смываемые пятна. После работы необходимо все же промыть руки с мылом в теплой воде. Вполне возможно смывать использованный электролит в городскую канализацию, совместно с большим количеством воды. Электролит имеет ограниченный ресурс работы. То есть в процессе травления он насыщается солями металла и постепенно теряет свои свойства. Также скапливаются нерастворимые осадки коричневого и зеленого цвета и загрязняют рисунок, мешают наблюдать процесс. Такой электролит нужно заменить. Либо дать отстояться и аккуратно перелить, выбросив осадок.

Раньше для травления без применения электротока использовали растворы сильных кислот. Мы не рекомендуем это делать. Это достаточно опасный и вредный для здоровья процесс, требующий вытяжной вентиляции, работать необходимо в очках с применением средств защиты. К тому же современные стали настолько устойчивы к кислотам, что потребуется много времени без гарантии результата.

А наш простой безопасный электролит справляется с любыми сталями!

Электроды (катоды, -).

Самый подходящий материал для изготовления это - мягкая нержавеющая сталь. Она используется для изготовления посуды, термосов, баков для воды, ложек, вилок. Чаще всего электроды представляют собой полоски листовой стали, расположенные с двух сторон по стенкам ванны травления. Если деталь имеет вытравливаемый рисунок с одной стороны, необходимо разместить электрод напротив вытравляемой поверхности, в противном случае возможно травление с различной (неравномерной) глубиной, что является заметным дефектом. Соответственно, если травим сразу две противоположные стороны детали (ножа) электроды должны быть с двух противоположных сторон. Размер электродов (их площадь поверхности) не особенно критичны. Главное, электрод должен превышать вытравливаемую площадь, в противном случае возможно получение неравномерной глубины травления. Для травления небольшой надписи на ноже автор с успехом воспользовался старой столовой ложкой из нержавейки. (Правда потом ее пришлось долго чистить наждачной шкуркой!) Срок службы катодов не ограниченный. Они не растворяются при работе, а только загрязняются. На них осаждаются соли металлов, при травлении латуни на них осаждается слой меди.

Фото: травление латуни. На электроде через 15 мин с начала процесса появился слой меди, который легко удаляется промывкой в горячей воде. После чего продолжили травление.

Уход за ними заключается в промывке горячей водой и немного зачистить наждачной шкуркой. Пластины катодов обязательно должны иметь отверстия, к которым крепятся клеммы подключения проводников. Простой и надежный способ - зажимание провода с помощью винта с гайкой и шайбами. Обеспечьте надежный контакт! Слабый контакт служит причиной нагрева, искрения и электрод может отключиться незаметно для вас! И потом будете гадать, почему одна сторона детали протравилась хорошо, а другая очень слабо.

Проводники.

Требований два: они должны выдерживать ток до 10 ампер без нагрева и иметь водостойкую изоляцию.

Комната для травления
(Щелкните по картинке чтобы ее увеличить)

Фото скрытой камерой: комната для травления на предприятии.
1 - Источники тока.
2 - Ванна для травления нерж.сталей.
3 - Пластилин.
4 - Ванна для травления латуни - малая. Изготовлена из полиэтиленового бака 50 литров. Накрыта полиэтиленом.
5 - Ванна для травления латуни - большая.
6 - Вытяжная вентиляция. Использовалась при травлении кислотами. В настоящее время не работает.

12. Процесс травления.

Собираем установку согласно схеме. Особое внимание уделяем правильному соблюдению полярности. Жестко закрепляем деталь и электроды в ванне. Проверим, нет ли между ними короткого замыкания. Сила тока для травления рисунка на одном ноже среднего размера составляет около 3-х ампер. Необходимо настроить устройство для зарядки аккумуляторов на минимальное значение тока. Увеличение силы тока приведет к более быстрому травлению, но все -же не рекомендуется из-за возможного явления срыва лака. Постоянно наблюдайте за процессом. Появление на поверхности электролита кусочков лака говорит о возможном частичном отрыве лака. Необходимо остановить процесс, достать деталь, аккуратно промыть под слоем воды и внимательно осмотреть. Места, где лак оторвало, необходимо подкрасить заново и снова подсушить. После чего продолжить процесс. Если вы будете вытравливать рисунок либо надпись больших размеров, соответственно нужно увеличить и силу тока. Время на травления необходимо 30-60 минут. В среднем за 45 минут можно добиться достаточной глубины травления. Контролируют глубину визуально, время от времени доставая деталь. Для нанесения номера ножа либо тонкой надписи достаточно небольшой глубины и времени 15-20 минут. Со временем вы приобретете опыт и сможете с достаточной точностью определять, когда необходимо завершить травление.

Фото: травление в стеклянной банке.
Электрод и деталь закреплены при помощи бельевых прищепок. Электрод расположен только с одной стороны, что не совсем правильно. Однако процесс прошел на удивление успешно.

13. Смывка.

Протравленную деталь отсоединить от электродов (предварительно отключив ток!), убирают пластилин и другие средства защиты. Лак смывают тряпочкой, смоченной в скипидаре. Окончательную, чистовую промывку делают бензином калоша (для зажигалок).

Полученный рисунок, надпись имеют серо-матовый фон. Необходимо заметить, что на фоне рисунка находятся соли металла и другие несмываемые вещества, продукты травления. Они не вредны для здоровья и таким ножом можно разрезать пищу. Для большинства целей работу можно считать оконченной.

Фото: Готовый рисунок на ноже. Время травления 30 минут. Сила тока 2.5 Ампера. Дефектов нет.

Фото: Деталь из латуни. Травление закончено.

Фото: Та же деталь. Пластилин удален, лак смыт скипидаром. Хорошо видна глубина травления. Время травления 45 мин. Сила тока 1.2 Ампера. Процесс успешно выполнен в стеклянной банке!

14. Дополнительная операция по обработке фоновой поверхности рисунка.

Немного потрудившись, можно придать фону рисунка металлический блеск, очистив его от продуктов травки.

Фото: Полированный рисунок имеет блестящий фон и выглядит более привлекательно.

Это делают методом полировки рисунка, да и весь остальной нож не мешает привести к хорошему состоянию. Для чего нам понадобятся следующие материалы:

1. Электро-наждак либо электродрель с устройством крепления к столу.
2. Ворсяной круг с синтетическим ворсом.
3. Алмазная полировальная паста. Величина зерна 10-40 мкм либо 7-10 мкм. Соответствуют серый, синий и зеленый цвета паст. Алмазные пасты имеют цвета, соответствующие размеру зерна. Можно использовать пасты с мелким зерном 2-3 мкм (желтый цвет), она даст очень хороший блеск, но работать придется подольше.

Фото: Полировка рисунка алмазной пастой с зерном 7-10 Мкм (зеленого цвета). Самодельный наждак изготовлен на основе двигателя от стиральной машинки.

Как вы уже наверное догадались, необходимо закрепить круг на наждаке либо дрели и тщательно прополировать рисунок с применением алмазной пасты. Операция настолько простая, что не требует подробного описания. Нужно только напомнить, что работать необходимо в защитных очках и перчатках. Крепко держите нож! Велика опасность порезаться, особенно, если он хорошо заточен! Время от времени протирайте поверхность тряпочкой, смоченной в бензине. Довольно быстро фоновая, а также другие поверхности приобретут металлический блеск.

Фото: придание окончательного блеска с помощью алмазной пасты с зерном 2-3 мкм (соответствует желтый цвет). Обратите внимание: используется круг из мягкой ткани.

В заключение можно заметить, что небольшие надписи можно отполировать без применения наждака и пр. Старая зубная щетка с успехом заменит полировальный круг. Однако, времени потребуется на такую чистку значительно больше.

Фото: полировка рисунка старой зубной щеткой.

15. Заключение.

В данном руководстве мы рассмотрели только самые важные, ключевые моменты метода. В каждом конкретном случае могут быть отступления в зависимости от задач и ваших возможностей. Не бойтесь импровизировать и экспериментировать! (Конечно не на вещах заказчика). Можно с уверенностью утверждать, что небольшая практика придаст уверенности и позволит вам добиться отличных результатов.

Фото: Примеры удачно выполненной работы.

Каждый покупатель этой технологии в праве задать вопросы, возможно появившиеся во время прочтения материала автору книги.

Также вы можете рассчитывать на мои подсказки при практическом применении этой методики.
Вопросы, пожелания и нарекания нужно отправлять на mail to [email protected] .
Постараюсь отвечать по возможности быстрее.

Травлением называется процесс, при котором часть металла удаляется с поверхности химическим способом. Используется такой метод для окончательной обработки детали, при подготовке заготовки перед нанесением покрытия (гальванического), а также для создания всевозможных рисунков, орнаментов и надписей.

Суть метода

Травление металлов предусматривает тщательную обработку поверхности. На изделие наносится защитное покрытие, которое стирают в месте рисунка. Затем используют или кислоты, или ванну с электролитом. Незащищенные места разрушаются. Чем больше время выдержки, тем глубже происходит травление металлов. Рисунок становится более выразительным и четким. Существуют различные способы получения гравюры (надписи): может протравливаться непосредственно само изображение или же фон. Зачастую такие процессы комбинируются. Также используют и многослойное протравливание.

Типы травления

В зависимости от используемого для разрушения поверхности материала вещества, выделяют следующие способы травления.

1. Химический метод (его еще называют жидким). При этом используются особые растворы на основе кислот. Таким образом наносят на сплавы орнаменты, надписи.

2. Электрохимическое травление металла - предполагает использование электролитной ванны. Ее заполняют специальным раствором. Также часто при этом используют соли свинца, которые предотвращают перетравливание. Этот способ имеет ряд преимуществ. Во-первых, рисунок получается более четким, а время, необходимое для завершения процесса, значительно сокращается. К тому же такая обработка металла экономична: объем использованной кислоты гораздо меньше, чем при первом методе. Еще одно несомненное преимущество - отсутствие вредных газов (протрава не содержит едкие кислоты).

3. Существует также и ионно-плазменный способ (так называемый сухой). В данном случае поверхность повреждается минимально. Такой метод используется в микроэлектронике.

Травление стали

В основном такую обработку используют для удаления окалины и различных окислов. Данная процедура требует тщательного соблюдения технологии, так как перетравливание основного металла нежелательно. В процессе применяют как химический способ, так и электролитные ванны. Для приготовления растворов используется соляная, серная кислоты. Все детали требуют тщательного обезжиривания поверхности. Даже небольшой отпечаток пальца способен испортить заготовку. В качестве защитного покрытия применяют лак на основе канифоли, скипидара, гудрона. Однако стоит помнить, что составляющие - огнеопасные вещества, поэтому приготовление лака требует большой концентрации внимания и осторожности. После того как завершилась обработка металла, происходит непосредственно сам процесс травления. По его окончании деталь необходимо очистить от лака.

Протравы, используемые для стали

Очень часто для травления стали применяют раствор азотной кислоты. Также используется соляная, виннокаменная (с небольшими добавками азотной). Твердые марки стали протравливаются смесью азотной и уксусной кислот. Глифоген - это специальная жидкость на основе воды, азотной кислоты и алкоголя. Поверхность обрабатывают таким составом несколько минут. Затем промывают (раствор винного спирта в очищенной воде), быстро сушат. Это - предварительное протравливание. Только после таких манипуляций заготовки помещаются в травильный раствор. Чугун хорошо протравливается в растворе серной кислоты.

Травление цветных металлов

Медь и сплавы на ее основе протравливаются с помощью серной, соляной, фосфорной или азотной кислот. Процесс ускоряют растворы хроматов или нитратов. Первая стадия - это удаление окалины, затем происходит непосредственно травление латуни. Алюминий (и его сплавы) травятся в растворе едкой щелочи. Для литейных сплавов используют азотную и плавиковую кислоты. Заготовки с точечной сваркой обрабатываются фосфорной кислотой. Титановые сплавы протравливаются также в два этапа. Сначала - в едкой щелочи, потом в растворе серной, плавиковой, азотной кислот. Травление титана используется для удаления окисной пленки перед нанесением гальванических покрытий. Молибден обрабатывают раствором на основе едкого натрия и перекиси водорода. Кроме того, травление металлов (например, таких как никель, вольфрам) производится с помощью воды, перекиси водорода и муравьиной кислоты.

Существует несколько способов протравливания плат. В первом случае используется вода и хлорное железо. Его можно изготовить и самостоятельно. Для этого в соляной кислоте растворяют железные опилки. Смесь выдерживают некоторое время. Также травление печатных плат осуществляется с помощью азотной кислоты. Весь процесс длится около 10 минут. По его окончании плату необходимо тщательно протереть с помощью пищевой соды, так как она отлично нейтрализует остатки едкого вещества. Еще один состав для протравливания включает серную кислоту, воду, перекись водорода (в таблетках). Гораздо больше времени занимает травление плат таким составом: горячая вода, поваренная соль, медный купорос. Стоит отметить, что температура раствора должна быть не меньше 40 градусов. В противном случае травление займет больше времени. Можно протравливать платы и с помощью постоянного тока. В качестве посуды для данного процесса можно использовать стеклянную, пластиковую тару (она не проводит ток). Заполняют емкость раствором пищевой соли. Именно он является электролитом. В качестве катода можно взять медную (латунную) фольгу.

Процесс травления для других материалов

Широко распространен в настоящее время такой вид обработки стекла, как травление. Используются пары плавиковой кислоты, фтористого водорода. Сначала осуществляется кислотная полировка поверхности, далее наносится рисунок. После данных манипуляций изделие помещается в ванну с травильным раствором. Затем стекло тщательно промывают и очищают от защитного покрытия. В качестве последнего можно применять смесь на основе пчелиного воска, канифоли, парафина. Травление стекла плавиковой кислотой используется для придания ему матовости. Существует также возможность цветного протравливания. Соли серебра придают поверхности желтые, красные, синие оттенки, соли меди - зеленые, черные, красные. Для получения прозрачного, блестящего рисунка к плавиковой добавляют серную кислоту. Если необходимо глубокое протравливание, процесс повторяют несколько раз.

Техника безопасности при травлении

Травление металлов - довольно небезопасное занятие, которое требует большой концентрации внимания. Обусловлено это работой с агрессивными материалами - кислотами и их смесями. Прежде всего, для данного процесса необходимо грамотно выбрать помещение с хорошей вентиляцией. Идеально, когда при протравливании будет использоваться вытяжной шкаф. Если же такового не имеется в наличии, то необходимо позаботиться о респираторе, чтобы избежать вдыхания вредных испарений. При работе с кислотами следует одевать резиновые перчатки и фартук. Под рукой всегда должна быть пищевая сода, которая - при необходимости - сможет нейтрализовать действие кислоты. Все травильные растворы необходимо хранить в специальных емкостях (стеклянных или пластиковых). Не стоит забывать о стикерах, на которых будет указан состав смеси, дата приготовления. Существует еще одно правило: банки с кислотами не стоит ставить на высокие полки. Их падение с высоты чревато серьезными последствиями. Художественное травление металла не обходится без использования азотной кислоты, которая является довольно-таки едкой. К тому же в некоторых смесях она может быть взрывоопасной. Чаще всего азотную кислоту используют для стерлингового серебра. Травильные растворы готовят путем смешивания кислот с водой. Стоит помнить также, что во всех случаях кислота добавляется в воду, а не наоборот.

Один из способов получения на металлических изделиях выпуклого или вдавленного рисунка, появившийся сравнительно недавно, получил название травление. Принцип действия этого метода основан на использовании электрохимических процессов в жидком электролите. При наличии художественных способностей, даже в домашних условиях можно получить узор высокого качества при минимуме требуемых материалов и оборудования.

При самостоятельном выполнении травления в домашних условиях потребуются следующие расходные вещества и приспособления:

  • изделие, предназначенное для украшения – различные столовые приборы, охотничьи или походные ножи или простые мыльницы, на которых можно выполнить простейшие узоры;
  • емкость достаточного объема и удобной формы из неметаллических материалов, подходящая для помещения в нее всего обрабатываемого изделия или украшаемой его части. Наиболее удобно использовать с этой целью стеклянные емкости, позволяющие визуально контролировать процесс обработки.
  • достаточное количество обыкновенной поваренной соли;
  • лак для ногтей любого цвета;
  • средство для снятия лака, предназначенное для очистки обработанного изделия;
  • источник постоянного электрического тока небольшого напряжения. В этом качестве может быть использовано зарядное устройство для зарядки автомобильных или телефонных аккумуляторов.

Нанесение рисунка

Начинаем с подготовки обрабатываемого изделия. Его необходимо качественно очистить от жира и грязи, промыть горячей водой и просушить. После этого с помощью кисточки нанесите лак на обрабатываемую поверхность предмета (в нашем случае это столовые ложки).

Не давая покрытию полностью высохнуть, выполните нанесение узора или надписи.

В зависимости от варианта рисунка, желаемого декоративного эффекта, при травлении металлов может быть получен как вдавленный в материал изделия узор, так и выступающий на его поверхности. Этого можно добиться при удалении защитного лакового слоя. Именно чистый металл без красивой пленки и будет подвержен химическому вытравливанию.

В том случае, если вы хотите получить выпуклое изображение, оставьте лак именно на нем, а с фона удалите.

В противном случае — снимите лаковую пленку именно в виде желаемого узора – он и будет «вдавлен» в материал изделия. Для получения тонкого узора удалять лак с поверхности удобно остро заточенной деревянной палочкой или зубочисткой. Старайтесь получить максимально гладкие линии без подтеков, которые могут значительно испортить всю работу по травлению рисунка на изделии.

Приготовление электролита

Убедившись, что весь необходимый лак удален, приступаем к подготовке рабочего раствора. Защитный слой за это время успеет полностью просохнуть. В качестве вещества, в котором и осуществляется травление стальных изделий, чаще всего в домашних условиях используют раствор поваренной соли. Для его приготовления необходимо растворить в чистой воде кристаллы в соотношении на 0,5 литра жидкости две столовых ложки соли.

Вместо хлорида натрия можно применять и другое вполне доступное химическое вещество, имеющее название медный купорос. Его не сложно приобрести в любом хозяйственном или садовом магазине.

Травление изделия из металла

Для активации процесса в раствор электролита необходимо поместить любой стальной предмет и подключить к нему отрицательный провод от источника тока. Положительный провод в этом случае присоединяется к обрабатываемому изделию. Схематично процесс травления выглядит так:

При отсутствии качественного преобразователя (выпрямителя) можно воспользоваться зарядным устройством для телефона, срезав с него контакт для соответствующего гнезда.

Процесс травления под действием электрического тока происходит достаточно бурно.

Это необходимо учитывать при выборе стеклянной емкости. Уровень электролита в ней должен предотвращать его возможное выплескивание в процессе травления.

Контроль углубления рисунка при электрохимической обработке можно осуществлять визуально, периодически доставая обрабатываемое изделие из раствора. При соблюдении всех необходимых параметров процесс может продолжаться до нескольких минут, в зависимости от желаемой глубины травления узора на металлической детали.

Получив желаемый результат, отключите электрический ток. После этого с извлеченного образца тщательно удалите лаковую пленку. Для этого удобно воспользоваться средством для снятия лака и плотной тканью. Промойте готовый рисунок теплой водой с мылом.

Получение цветного рисунка

Для придания полученному узору, рисунку или надписи дополнительного декоративного эффекта предлагаем воспользоваться несложным способом, доступным каждому. Для этого на обработанный участок нанесите небольшое количество любой нитроэмали, добившись полного заполнения углубления. Этот лакокрасочный материал достаточно быстро сохнет, поэтому к дальнейшей работе можно возвратиться уже по истечении часа. Убедившись, что эмаль полностью высохла, удалите лишний материал, попавший на поверхность протравленного изделия с помощью мелкой наждачной бумаги. Применение растворителя в данном случае может испортить всю работу, так как он размазывает краску по поверхности, полностью не удаляя ее, и может придать узору некрасивую матовость.

Окончательно придать окрашенному протравленному рисунку выразительность позволит механическое полирование готового изделия на войлочном круге с пастой ГОИ.

Уважаемые читатели, комментируйте статью, задавайте вопросы, подписывайтесь на новые публикации - нам интересно ваше мнение:)

gastroguru © 2017