С помощью суффиксов образуются новые слова. Конспект урока "Значение суффиксов

Наиболее продуктивным в русском языке является образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов . Однако, во-первых, они не исчерпывают всех возможных способов морфологического способа образования слов, во-вторых, внутри каждого из этих способов можно выделить более частные разновидности. Рассмотрим более подробно каждый из них.

1. Приставочный способ - образование новых слов с помощью приставок.

Например, глагол переплыть образован от глагола плыть с помощью приставки пере - (пере-плы -ть ← плы -ть ).

    Словообразовательная приставка присоединяется ко всему слову. При этом производные слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и производящие слова.

    Приставочный способ используется при образовании всех знаменательных частей речи.

    Например: дис -комфорт □ ← комфорт □ ; вы -ходи -ть ← ходи -ть ; сверх -одарённ -ый ← одарённ -ый ; по -ныне ← ныне .

Но наиболее продуктивен он при образовании новых глаголов.

Ср.: за -пе -ть ← пе -ть ; до -пе-ть ← пе -ть ; с -пе -ть ← пе -ть ; пере -пе -ть ← пе -ть .

2. Суффиксальный способ - образование нового слова с помощью словообразовательных суффиксов.

Например: глагол смолить образован от существительного смола с помощью глагольного суффикса -и- (смол-и -ть ← смол -а ).

    Суффиксальный способ - один из самых распространённых в языке. С его помощью в русском языке образуются все знаменательные части речи. При этом часть речи производного слова может быть той же, что и у производящего (ср.: берез-няк □ ← берёз -а ; перепис-ыва -ть ← перепис/а -ть ; сер-оват -ый ← сер -ый ), может быть иной, чем у производящего слова (ср.: сер-е -ть ← сер -ый ; сер-ость □ ← сер -ый ; сер-о ← сер -ый ).

3. Постфиксальный способ - образование нового слова с помощью словообразовательных постфиксов.

    В русском языке, как отмечалось, к словообразовательным постфиксам относятся:

    а) возвратный постфикс -ся ;
    б) постфиксы неопределённых местоимений -то, -либо, -нибудь .

    Поэтому постфиксальным способом образуются возвратные глаголы, неопределённые местоимения и местоименные наречия.

    Например: учи -ть -ся ← учи -ть ; как -ой -то ← как -ой ; когда-либо ← когда .

Примечание. Если рассматривать постфикс как разновидность суффикса, то такого рода образования можно относить к суффиксальному способу образования слов.

4. Нулевая суффиксация - образование нового существительного путём значимого использования отсутствия суффикса.

Примечание. В некоторых пособиях этот способ называют также бессуффиксным .

Например: высь -Ø□ («высокое пространство») ← выс/ок -ий ; задир -Ø-а («тот, кто задирает») ← задира -ть .

    Отсутствие суффикса значимо для нового слова подобно тому, как значимо отсутствие материально выраженного окончания при наличии нулевого окончания.

    Для сравнения сопоставим образование однокоренных слов:

    1. восхожд-ениj -е ← восход/и -ть ; надрез-к -а ← надрез/а -ть ; удаль-ств -о ← удал -ой ;

    2. восход -Ø□ ← восход/и -ть ; надрез -Ø□ ← надрез/а -ть ; удаль -Ø□ ← удал -ой .

    В первом случае (восхождение, надрезка, удальство ) при образовании отглагольного существительного использован материально выраженный суффикс, во втором случае (восход -Ø, надрез -Ø, удаль -Ø) - нулевая суффиксация.

Обратите внимание!

В современном русском языке имеется большое число слов, образованных путём нулевой суффиксации:

1) Отглагольные существительные мужского рода 2-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.

Вход ← входить, вылет ← вылететь, щебет ← щебетать.

2) Отглагольные существительные женского рода 1-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.

Расплата ← расплатиться, заслуга ← заслужить.

3) Отглагольные существительные женского рода 3-го склонения со значением отвлечённого действия или состояния.

Брань ← бранить, дрожь ← дрожать.

4) Отглагольные существительные общего рода на -а, -я , обозначающие человека по характерному для него действию.

Задира ← задирать, рёва ← реветь.

5) Существительные мужского рода 2-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака или названия лица по отличительному признаку.

Примитив ← примитивный, оригинал ← оригинальный.

6) Существительные женского рода 1-го склонения, образованные от прилагательных, со значением предмета по признаку.

Гуща ← густой, круча ← крутой.

7) Существительные женского рода 3-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака.

Синь ← синий, глушь ← глухой.

    При образовании отглагольных существительных с помощью нулевой суффиксации обычно происходит усечение производящей основы (отсекается глагольный суффикс).

    Например: заслуг -Ø-а ← заслуж/и -ть ; рассказ -Ø□ ← рассказ/а -ть ; щебет -Ø□ ← щебет/а -ть .

5. Приставочно-суффиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и суффикса.

    Префиксально-суффиксальным способом образуются существительные, прилагательные, глаголы и наречия.

    Например: под -стакан-ник □ ← стакан □ ; под -шеф-н -ый ← шеф □ ; обез -оруж-и -ть ← оружи-j -е ; по -сво-ему ← сво -й .

Обратите внимание!

1) Значение производного слова, образованного приставочно-суффиксальным способом, часто выводится из сочетания существительного в косвенном падеже с предлогом, причем в производном слове используется приставка, омонимичная предлогу.

Ср.: под -окон-ник □ («под окном») ← окн -о ; под -стакан-ник □ («под стаканом») ← стакан □ ; без -лун-иj -е («без луны») ← лун -а .

2) Не забывайте, что суффикс -j- может быть не выражен в слове специальным графическим знаком:

без-людь- [ j ] -е ← люд -и .

3) Префиксально-суффиксальным способом образованы наречия, которые пишутся через дефис:

а) от прилагательных - с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -и :

по-взрослому ← взросл ый ; по-хорошему ← хорош ий ; по -товарищески ← товарищеск ий ; по -волчь- [ j ] -и ← волч ий ;

б) от порядковых числительных - с приставкой в-, во- и суффиксом -ых, -их :

во-перв-ых ← перв ый ; в-треть-их ← трет ий .

4) Их значение обычно мотивировано сочетанием существительного с предлогом, причем в производном прилагательном используется приставка, омонимичная предлогу:

без -ног -Ø-ий («без ног») ← ног -а ; без -рог -Ø-ий («без рогов») ← рог □ .

Сопоставьте образование аналогичных прилагательных, где, наряду с приставкой, используется не нулевой, а материально выраженный суффикс:

без -билет-н -ый («без билета») ← билет □ ; без -вред-н -ый («без вреда») ← вред □ .

6. Поскольку в данном пособии -ся рассматривается не как разновидность суффикса, а как постфикс, то можно выделить несколько смешанных способов словообразования глаголов с постфиксом -ся:

    приставочно-постфиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и постфикса;

    Вы -плака -ть -ся ← плака -ть ; в -чита -ть -ся ← чита -ть .

    суффиксально-постфиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова суффикса и постфикса;

    Урок №

    Русский язык (3класс).

    Тема: Суффикс. Образование новых слов с помощью суффиксов.

    Цели: 1. показать способ образования новых слов с помощью суффикса;

    2. развивать навык выделять суффикс графически;

    3. прививать аккуратность, навыки групповой работы.

    Оборудование: карточки слов и суффиксов для разноуровневой работы, карточка словарного слова секрет .

    Ход урока

    I. Организация класса.

    II. Орфографическая разминка.

    Отгадайте загадку, запишите отгадку, определите орфограмму, подберите проверочное слово:

    1. Два братца в воду глядятся, век не сойдутся…. (берега – берег ).

    2. За тобою он плетётся, хоть на месте остаётся (след – следы )

    3. День и ночь стучит оно, словно бы заведено.

    Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук.

    (сердце – сердечко)

    III. Словарная работа.

    1. – Вспомните слова на тему Время. Запишем с комментированием. (месяц, декабрь, ноябрь, октябрь, сентябрь, январь, вчера, завтра, сегодня, календарь)

    2. Знакомство с новым словом. секрет

    Объясните лексическое значение слова

    1. То, что держится в тайне, скрывается от других.

    2. Тайный способ. Секреты производства. Знать с. приготовления чего-н.

    3. Скрытая причина В чём с. её неувядающей красоты?

    4. Потайное устройство в механизме. Замок с ~ом.

    II. СЕКРЕ́Т , -а, м. Военный наблюдательный сторожевой пост, сторожевой патруль. Назначить бойцов в с. Выставить с.

    III. СЕКРЕ́Т , Вещество, вырабатываемое и выделяемое железистыми клетками С. щитовидной железы.

    IV. Актуализация знаний.

    1. - К какой части речи относится слово? Докажите.

    От слова секрет образуйте однокоренные слова. Запишем.

    (секретный, секретик)

    К какой части речи относятся получившиеся слова?

    - Скажите, как называется общая часть родственных слов?

    А смотреть, ребята, нужно в корень

    Главный смысл - в нем, и мы поспорим:

    В слове нет морфемы важнее корня,

    И неплохо бы об этом помнить!

    Обозначьте корни.

    Что помогло образовать новые слова? (Суффикс)

    V. Определение темы и цели урока.

    1. – Сформулируйте тему урока. (Суффикс)

    2. – Над чем будем работать на уроке? (учиться образовывать новые слова с помощью суффиксов)

    Это цель нашего урока.

    3. – А для чего надо уметь образовывать новые слова? (Ответы детей)

    VI. Работа над темой.

    1. – Работа в группах. Вспомним, что мы уже знаем о суффиксе.

    Каждая группа получает карточку с заданием.

    Закончи предложение.

    1. Суффикс – это

    2. Суффикс стоит

    3. Суффикс служит

    4. Например:

    Проверка. (Карточки с ответами вывешиваются на доску).

    После корня он стоит

    Перед окончанием

    Его я, если заменю,

    Другое слово получу.

    Обозначу уголком.

    Это суффикс.

    2. Работа по учебнику. С. 57 упр.129

    3. Работа по карточке. Выписать выделенные слова, определить суффикс:

    Папин секрет

    Мне бабушка открыла
    Вчера большой секрет,
    Что папе тоже было
    Когда-то восемь лет.

    Он, как и все мальчишки ,
    Порой озорничал
    И прыгал, как
    мартышка ,
    И двойки получал.

    Ленился на зарядке ,
    Лицо не умывал
    И чёртиков
    в тетрадке
    Частенько рисовал.

    Я папиным секретом
    Ужасно удивлён,
    Ведь именно за это
    Меня ругает он.

    4. Самостоятельная работа.

    На карточке разноуровневые задания.

    1 уровень

    Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом.

    Столик – гвоздик, сынок - ____________ ,

    диванчик - ______________ , учитель - ___________ ,

    маленький - ___________ , осенний - ___________ ,

    медвежонок - ____________, стульчик - ___________,

    котище - ___________ , доброта - ___________ .

    2 уровень

    Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.

    Выходной, лесник, дома, бежит, длинная, подберёзовик, снега, снежки, заморозки, ходит.

    3 уровень

    Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс.

      Сладенький, вкусненький, тортик.

      Бежала, смотрели, писала.

      Пленник, мостик, странник

      Каменщик, бурильщик, учитель.

      Берёзка, лопатка, палка.

    Проверка.

    Кто выбрал задание первой группы? (Обсуждение, объяснение)

    Кто выбрал задание второй группы? (Обсуждение, объяснение)

    Кто выбрал задание третьей группы? (Обсуждение, объяснение)

    VII. Рефлексия.

    Какое задание вам особенно понравилось?

    Что показалось сложным?

    VIII. Итог.

    Чему учились на уроке?

    Для чего необходимо уметь образовывать новые слова?

    Разгадайте шараду:

    Корень мой находится в цене.

    В очерке найдите приставку мне.

    Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

    Вся же в дневнике я и в журнале. (оценка)

    Выставление оценок за урок.

    IX. Д/з – с. 58, упр. 132

    • Русский язык
    • 3 кл.
    • 09.10.2017

    Тема урока: Суффикс. Образование новых слов с помощью суффиксов Словарный диктант. Цели: - Формировать понятие о суффиксе, как о значимой части слова. - Учить образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов -Развивать каллиграфический навык письма, орфографическую зоркость, познавательные способности учащихся, обогащать словарный запас. -Воспитывать бережное отношение к природе, взаимопомощь, взаимовыручку. Ход урока. 1.Организационный момент. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой! - Сегодня к нам на урок пришли гости и есть гость урока, который принёс нам новую тему. Мы узнаем кто это, если вы отгадаете мою загадку. Тогда будет понятно, кто принёс нам тему сегодняшнего урока. Носит чёрные «очки», И под них жилетку, И живёт тот зверь в лесах, Что в бамбук одеты! (Панда) - Да, верно, ребята, это панда. Посмотрите он пришёл не с пустыми руками. У него бамбуковая веточка, а на ней конверт. Там наверно новая тема и задания. Это мы узнаем позже, пусть пока наш гость освоиться, а мы проверим домашнее задание. 2.Проверка домашнего задания. -Что было задано на дом? (ответы учащихся.) Наступает осень. Пожелтели берёзы, покраснели осины. Ветер уносит последние листья. Небо покрылось тяжёлыми облаками. Птицы улетают на юг. Приготовились к отлёту лебеди и утки. Снова будем ждать, когда они прилетят. (дети называют приставки и подчёркнутые предлоги.) Молодцы! -У всех так? Хорошо, сдали тетради на первую парту. (раздаю тетради) 3.Актуализация ЗУН. Фронтальный опрос. -Что называют окончанием? Пример - Что такое нулевое окончание? Приведите примеры. - Часть изменяемого слова без окончания, в ней заключено лексическое значение слова. Это? (основа слова.) - Что называют корнем слова? Пример. - Какие слова называются однокоренными или родственными? Пример. - Какие слова не будут называться однокоренными? - Это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Это? Как пишутся приставки? -Хорошо, какие вы молодцы! Всё с вами повторили. 4.Сообщение темы и целей урока. Подготовка к восприятию нового материала. Пальчиковая гимнастика. -Оформление тетради, запись числа, классная работа. -Панда приготовил для нас загадку, отгадав её мы узнаем тему нашего урока и ту букву которую будем прописывать на минутке чистописания. -Запомните, первая буква в отгадке обозначает согласный глухой твёрдый звук После корня он стоит Перед окончанием. Если я его сменю Другое слово получу. Обозначаю уголком Называю «СУФФИКСОМ» -Хорошо, молодцы, отгадали. Да это суффикс. Какую букву будем с вами прописывать на минутке чистописания? Букву С. ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ На доску вывешиваю таблицу с суффиксами различными. - Молодцы, садитесь. Знакомство с новым словом секрет. Отгадаем кроссворд и узнаем новое слово. По горизонтали: 1.Возле мусорного бака Усмотрела кость (собака). 2.Там, где солнцем всё прогрето, По пескам его маршрут. Два горба на нём, а где-то Одногорбый есть (верблюд). 3. Стоит копна: Впереди вилы, сзади метла (корова). 4.Кто альбом раскрасит наш? Ну конечно…(карандаш). 5.Любит мёд и ест малину, Но ревёт, сутуля спину, Может волка одолеть Коль рассердится (медведь). 6.Чтобы было, где писать В школе нам нужна (тетрадь). - Какие слова лишние и почему вы так считаете? -Верно, ребята, молодцы! - Объясните лексическое значение слова 1. То, что держится в тайне, скрывается от других. 2. Тайный способ. Секреты производства. Знать с. приготовления чего-н. 3. Скрытая причина В чём с. её неувядающей красоты? 4. Потайное устройство в механизме. Замок с ~ом. II. СЕКРЕ́Т, -а, м. Военный наблюдательный сторожевой пост, сторожевой патруль. Назначить бойцов в с. Выставить с. III. СЕКРЕ́Т, Вещество, вырабатываемое и выделяемое железистыми клетками С. щитовидной железы. 1. – К какой части речи относится слово? Докажите. - От слова секрет образуйте однокоренные слова. Запишем. (секретный, секретик) - К какой части речи относятся получившиеся слова? - Скажите, как называется общая часть родственных слов? - Давайте составим предложение и запишем его. Я храню секрет. Разбор синтаксический. -Хорошо, молодцы! 5.Изучение нового материала. - Давайте попробуем сформулировать правило о суффиксе. -Какая это часть слова(значимая, изменяющаяся) После чего стоит? После корня. Перед чем стоит? Перед окончанием. Для чего служит? Для образования новых слов. Теперь полностью повторить кто сможет это правило? Хорошо, молодец! Работа по учебнику. Откройте учебник на стр.46 и проверим правильно ли мы сформулировали правило? Читай вслух Эля. Верное правило получилось у нас? Да. Панда доволен, что вы справились. Дополнительный материал. -Сейчас вам наши ребята расскажут маленькие сказки о суффиксе. Слушаем. У доски: Алина, Ерсултан, Кирилл. Алина рассказывает сказку о суффиксах: -ик, -ишк, -ищ, -щик. Жили-были суффиксы -ик, -ишк, -ищ. Жили они за корнем, как и все остальные суффиксы. -Ик был очень ласковый. -Ишк всегда говорил обо всех с насмешкой. –Ищ был очень маленьким, поэтому ему все казалось большим. Однажды они работали в тетради, им нужно было образовывать слова. В тетради было написано – дом. Домик - писал – Ик. Домище - писал –Ищ. Домишко написал – Ишк. Но тут они призадумались. На следующей строчке нужно было одним словом назвать человека, который работает с камнем. Тут они позвали на помощь суффикс –Щик, и тот написал слово Каменщик. Веселые и довольные они все вместе пошли домой. Дома их ждал вкусный торт. - Тортик! – закричал –Ик. - Тортишко, - промолвил – Ишк. - Тортище – сказал - Ищ. - Тортильщик, - произнес –Щик и все засмеялись, потому что это было неправильно. Ерсултан рассказывает историю о суффиксе –Чик. Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твердостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были ключи, колокола, огурцы и так далее. Но вот появился суффикс – Чик. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же становились такими, как и он сам. У суффикса– Чик была еще одна очень важная особенность: он умел уменьшать слова. Вместо огромного ключа получался маленький ключик. Даже большой зеленый огурец превращался в изящный огурчик. Прошли десятки лет и суффикс – Чик приобрел большой опыт. Он стал не только уменьшать слова, но и образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня лет – Чик образовал слово летчик, из слова груз – грузчик. Сейчас суффикс – Чик уже не молодой. Но он по-прежнему хорошо работает и верно служит людям. Кирилл рассказывает историю о суффиксе – Ёр. Жил-был суффикс – Ёр, и работал он в театре. Был он мастер на все руки. Когда надевал черный фрак, то превращался в важного дирижера. Был он и ловким жонглером. Ему подчинялись мячи, гири, обручи. Благодаря прекрасной памяти он запоминал все роли в спектакле. И был то актером, то суфлером. А когда он вставал на место билетера, то всех детей в театр пропускал бесплатно. Вот какой суффикс – Ёр. Физминутка с использованием ИКТ. Панда приготовил для нас физминутку, давайте разомнёмся. Встали все около парт красиво и повторяем вместе с пандой. - Хорошо, тихонечко все сели. - А сейчас поработаем в парах, стр.47, упр.133. Читаем задание,1ученик. Приступаем записываем в тетрадь упражнение и выполняем. 6.Первичная проверка знаний. Самостоятельная работа. Панда приготовил для вас тест. Если вы справитесь правильно, то у вас получится слово. Текст

    Имена существительные обозначают понятия, объекты, явления. Они могут иметь различные формы. В начальной форме, существительные имеют наименьшее количество букв. Многие слова состоят из одного корня и не включают суффиксы, приставки или окончания. Но добавление перечисленных частей слова только меняет форму существительного. Его смысловое значение остается прежним.

    Образовать новые слова

    В качестве примера образования новых слов, можно взять несколько существительных и прилагательных. Допустим, это будут слова «молодой, белый, утка, тигр, дом». К данным словам можно добавить суффиксы «еньк, ёнок, ик». После добавления этих частей слова получатся новые слова. Их можно представить следующим образом:

    • слово «молодой» может быть дополнено суффиксом «еньк». Иные варианты суффиксов не подойдут к указанному слову. В результате объединения слова и суффикса, получится форма «молоденький». Она имеет уменьшительное значение. Такое значение новому слову придает именно суффикс «еньк»;
    • слово «белый» тоже является прилагательным. Поэтому, к нему подой1дет только суффикс «еньк». В результате получится слово «беленький». Оно тоже имеет уменьшительное значение, которое образовывается за счет указанного суффикса;
    • слово «утка» уже существительное. Следовательно, корень для прилагательных к нему не подойдет. Оптимальным будет вариант с корнем «ёнок». Получится слово «утенок». Но оно опять же имеет уменьшительное значение;
    • к слову «тигр» также подойдет суффикс «ёнок». Доставление данного суффикса даст новую форму слова. Это «тигренок». указанная форма характеризуется уменьшительным значением;
    • к слову «дом» подойдет только суффикс «ик». Получится уменьшительная форма «домик».

    Таким образом, получился словарный ряд из слов «молоденький, беленький, утенок, тигренок, домик». В каждом случае необходимо подбирать уместный суффикс.

    Как правильно подбирать суффикс

    Суффикс «еньк» характерен для прилагательных. А суффикс «ёнок» применяется для слов, обозначающих одушевленные объекты. Поэтому, он подошел к словам «утка, тигр» и не подошел к слову «дом».

gastroguru © 2017