Заброшенные станции. Тайны и загадки метро, поезд-призрак, заброшенные станции

Которого началось во второй половине двадцатых годов XX века, многими воспринимается исключительно как достижение продвинутой современности. Освещенные переходы, красиво (а местами великолепно) оформленные станции, сотни километров путей, пассажиропоток свыше 8 миллионов человек в день… Все это как-то не вяжется с бытующим в народе мнением, что там, под землей, базируется мир чужой, страшный, потусторонний. Но есть в зазеркальном транспортном королевстве места, где даже несгибаемые материалисты начинают сомневаться в том, что все в этом мире объяснимо. Это заброшенные станции метро в Москве. Легенды, связанные с ними, курсируют между людьми, словно Так и хочется вскочить в очередной «вагон», чтобы узнать удивительную подземную тайну, да не одну! (На фото внизу ст. "Советская").

Мечты сбываются и не сбываются

Многие гости столицы России (и даже коренные жители) сомневаются в том, что существуют (или существовали) заброшенные станции метро в Москве. Список есть: "Советская", "Первомайская", "Волоколамская", "Калужская". Одни так и остались призраками, другие вернулись в строй после долгого забвения.

Загадочные миры находятся чуть в стороне от подземной транспортной цивилизации. Их огибают, проскакивают, используют по иному назначению. Но здесь не звучит бодрый голос диктора: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция…». Это своеобразные памятники несбывшимся или изменившимся намерениям человека разумного.

Примечательно, что территории, скрытой от солнечного света Москвы с переходами, казематами, подвалами существовали еще в XVIII веке. Есть сведения о наличии карты этой «темной страны». Давайте и мы составим краткий путеводитель, повествующий о том, где находятся и как выглядят заброшенные станции метро в Москве. Фото помогут нам лучше представить тайные уголки.

Ст. "Советская" (Замоскворецкая линия). Она сама по себе легенда. Известно, что объект входил во вторую очередь строительства московского метрополитена (проект утвердили в сентябре 1935 года). Установить его хотели в промежутке между нынешней станцией «Театральная» (ранее «Площадь Свердлова») и «Маяковского».

При строительстве возникли проблемы, в том числе гидрологические. В итоге изначальные задумки потеряли актуальность, особенно после того как появилась станция «Тверская» (другое название «Горьковская»). Однако элементы проекта якобы пригодились.

По слухам, на месте несостоявшейся «Советской» соорудили бункер управления гражданской обороны, обладающий высокими степенями защиты от неблагоприятного внешнего воздействия. Мчась в вагоне по данной ветке метро, особо любопытные пристально вглядываются в подземные пейзажи: вдруг мелькнет хотя бы намек на это сооружение? Но тайна так и остается покрытой мраком.

Если допустить, что бункер существует, то он располагается в считанных метрах от стены перегонного тоннеля, примерно под тем местом на поверхности, где стоит памятник Юрию Долгорукому.

«Первомайская» (утраченная)

К категории «заброшенные станции метро» в Москве относится и ст. «Первомайская» (1954г. - 1961г., Арбатско-Покровская линия). В отличие от «Советской» эта была действующая подземная остановка. Располагалась в здании электродепо «Измайлово» (за Измайловским парком).

Вестибюль можно увидеть и сейчас. До недавнего времени над входной группой красовалось: «Метрополитен им. Л. М. Кагановича» и красивыми четкими буквами: «Первомайская». Сегодня внутри помещения кипит работа по подъемочному ремонту: своевременное устранение неисправностей, замена изношенных деталей - залог безопасной работы столичного метро.

Рабочие цеха имеют возможность ежедневно видеть кафель, лепнину, и остатки позолоты, как подтверждение того, что производственное помещение ранее было станцией подземки (конечной), где кипела обычная пассажирская жизнь. Есть мнение, что из помещения мог бы получиться новый (старому уже тесно): выставочный комплекс на базе закрытой станции - отличный способ показывать и рассказывать экскурсантам «как это было».

«Волоколамская» (возрожденная)

А вот еще сведения по теме «Заброшенные станции метро в Москве». Ст. Волоколамская (Таганско-Краснопресненская ветка) состоит из трех пролетов мелкого заложения. Два ряда колонн по 26 штук в каждом. Конструкция - аналог «Тушинской», собрана в 1975 году. не производились, так как открытие отложили.

Объект находится под бывшим тушинским аэродромом (аэрополем). Весной, при таянии снега, просматривались его очертания. С 2010 года на местности отмечается оживление в виде работ по строительству стадиона для футбольного клуба «Спартак».

Если бы в 70-е годы XX здесь, как планировалось, возвели жилые кварталы, «Волоколамская» не попала бы в разряд законсервированных на десятилетия. «Замершую» станцию особенно можно было видеть при приближении состава к остановке «Тушинская» (особенно когда погруженную во мглу обстановку высвечивали огни движущегося по параллельному пути состава).

Наверняка многие пассажиры мысленно прикидывали: как бы все смотрелось в готовом виде? Теперь особой надобности в подобных фантазиях нет: в 2014 году станция была открыта. Неподалеку от нее на домашнем стадионе тренируются спартаковцы. Так что не все так грустно: хоть и не в полдень, но безжизненные тени исчезают, порой меняя названия. «Волоколамская» теперь именуется «Спартак».

«Калужская» (временная)

Эта непостоянная «особа» тоже входит в заброшенные станции метро в Москве. Ст. «Калужская» (Калужско-Рижская линия) действовала с 1964 по 1974 гг. Название получила по объекту, в котором была открыта - депо «Калужская». Точный адрес: улица Профсоюзная, 59, самый дальний 5 зал, или неф. Находится в непосредственной близости от современной, действующей. Когда-то была конечной на данном (Калужском) радиусе.

До 1971 г. стена крайнего нефа имела окно. Но депо расширяли, пристроив еще три зала. Стена стала глухой. Два пути на Калужской вели в тупик. Каких-либо украшений на объекте не наблюдалось: еще с 60-х годов XX века к оформлению станций художников и скульпторов не привлекали, дело было поставлено на поток.

Освещение давали время ожидания поезда пассажиры коротали на простых деревянных скамьях. Платформа и вестибюль с кассами и турникетами были неким общим пространством - участок ожидания переходил во входную группу. В 1974 году, когда после продления линии наземная часть стала подземной, временную станцию закрыли.

Платформа последние годы представляет собой складское помещение (по некоторым сведениям вообще разрушена), в старом вестибюле обустроены служебные комнаты отдыха, служебный тоннель позволяет передвигаться, минуя пассажирскую зону. Кое-где можно увидеть старые светильники. Есть мнение, что всему этому хозяйству было бы неплохо под крылышком Музея Московского метрополитена, пока время окончательно не стерло следы.

«Воробьевы горы» (реконструированная)

А как вам такая заброшенная станция метро? Москве «Воробьевы горы» («Ленинские») хорошо известны. Станциюоткрыли 12 января 1959 г. Ее приютил нижний ярус Лужнецкого метромоста. В 1983 г. стали наблюдаться признаки разрушения базового объекта: сказывалось плохое качество бетона. Он не выдерживал вибрации моста от воздействия интенсивного автопотока.

Останавливать движение на два-три года (чтобы устранить проблему) - означало оставить огромную часть города без связи с центром (Москва-реку не перепрыгнешь). Выход нашли в сооружении двух обходных мини-метромостов (1984 г.) и спокойно закрыли станцию на ремонт.

Но выполнить намеченное не удалось, разрушения только усугубились. В конце 90-х годов стоял вопрос уже не о реконструкции «Воробьевых гор», а о ремонте всего Метромоста. Восстановление шло поэтапно: сначала преображался верхний уровень, потом дело дошло до нижнего, станционного. Волны кризисов усложнили и затянули работы. Станция открылась только 14 декабря 2002 года. Пути движения поездов и платформу разделили, так что теперь «горы» не трясет.

Мечтать не вредно

Любители пощекотать себе нервы интересуются: «Заброшенные станции метро в Москве? Как попасть? Так хочется побывать там, где страшно, темно, где лежит седая пыль преисподней». Трудно представить себе регулярные организованные походы по сложным, большей частью небезопасным, тайным тропам подземки. Но к бункеру Сталина (объект реальный), говорят, частные фирмы любопытных водят (удовольствие, правда, не из дешевых).

Но особо расстраиваться не стоит: легенды московской подземки носят глобальный характер, в их числе поезд с бледными «мужчинами в сером» - фантомами заключенных, которые умерли на работах и захоронены в тоннеле; неупокоенная душа путевого обходчика, бродящего по ночам своими рабочими тропами; фигурка погибшей девушки, появляющаяся в черном проеме путей; гигантские крысы-мутанты; некие сущности, толкающие людей на гибель, ставящие подножки. Обо всем этом можно подробно узнать и без проникновения в заброшенные станции метро в Москве. Экскурсии охватывают и другие места метрополитена.

Пройдемте в метро!

Как только стихает грохот приближающихся или уносящихся составов, гиды рассказывают стихийным группам интересные истории о станциях метро. Хотя пережидать шум - значит застрять надолго, а время экскурсии не бесконечно. Так что информацию знатоки часто прокрикивают.

Сколько же интересного сокрыто в московском метро! Едва ли не каждый метр экскурсионного маршрута раскрывает благодарному слушателю тайну за тайной. Их не счесть: архитектурные, политические, палеонтологические, художественные… «Листаются» страницы, повествующие про заброшенные станции метро в Москве. Идут «главы» про действующие и Все интересно! Скучать некогда!

Одной из самых известных книг о тайнах метро последнего времени является серия книг Метро-2033, и ее продолжения – Метро-2034 и Метро-2035. Дабы не читать сей толстый сказочный фолиант, но быть в курсе событий серии "Метро", приводим краткое содержания книги:

Пocле ядерной войны, жалкие остатки людей пытаются выжить глубоко под землёй в московском метро. Каждая станция превращена в город,-государство который либо входит в какой-либо союз, либо сотрудничает или враждует с соседями и имеет свои законы. Кто-то ищет оставшийся со старых времён скарб, кто-то выращивает грибы или свиней. В качестве валюты используются патроны к автомату, электричества нет, самые привычные ранее вещи теперь стоят дороже золота. Человечество потеряло почти все своих знания, но обзавелось множеством легенд и сказок. На поверхности, в полуразрушенных домах теперь другая жизнь - её осваивают мутировавшиев чудовища птицы и животные. Человечество ещё выживает, но оно обречено.

Aртём – герой книги Метро 2033, простой парень, живущей на одной из станций метро, но чтобы спасти свою родную станцию от нашествия жутких Чёрных монстров (вот где нужен фонарь и прибор ночного видения) eму предстоит пройти немало других, когда в компании, а когда одному, встетить немало странных людей и стать очевидцем когда странных, а когда и ужасных событий. В поисках помощи oн побывает и в тюрьме и в рабстве и даже на кошмарной поверхности, но лишь когда монстры уничтожены, oн понимает, что люди с его участием только что убили едва ли нe единственную надежду на своё выживание.

Краткое содержание Метро 2033, которое имеет продолжение в Метро-2034 и Метро-2035 таково: Aртём живёт на станции метро ВДНХ. Станция вроде бы неплохая, люди здесь делают из выращенных грибов чай, который ценится во всём метро, однако у них есть одна напасть - Чёрные: кошмарные существа, которые периодически осуществляют нападение на станцию. Натиск на станцию усиливается и xoтя Aртём и нe уверен, но oн подозревает, что причина нападений - это его преступление, которое oн совершил в детстве, когда они с приятелями ходили играть на соседнюю заброшенную станцию Ботанический Сад. Из шалости они тогда подняли железную плиту, открывающую путь наверх, но опустить её уже нe смогли. Вина сильно тяготит его и когда на станции появляется некто Хантер, который хочет выяснить больше о Чёрных и даже хочет провести разведку на станции Ботанический Сад, Aртём доверяет eму эту страшную тайну. Хантер просит Aртёма, если oн через два дня нe вернётся из разведки, обязательно добраться в место, которое называется Полис, занимающий Александровский Сад, Арбатскую, Боровицкую и Библиотеку им. Ленина, вместе с переходами, соединяющими эти станции и найти там некоего другого героя Метро-2033 - Мельника, которому нужно всё рассказать и передать от него записку.

Через два дня Хантер нe появился, а Aртёму приснился сон, в котором eму явился Хантер и сказал, чтобы oн выполнил своё обещание и что это нe сон. И Aртём принимает решение отправится в Полис, тем более, что кaк раз с ВДНХ уходит караван на соседнюю Рижскую. Из-за того, что красная ветка захвачена новоявленными коммунистами, которые считают всех чужаков за шпионов, короткой дороги в Полис нет и Aртём ищет обходные пути. По дороге на Рижскую весь отряд едва нe погибает, попав под воздействие странных звуков, изаваемых пустой трубой. Только благодаря Aртёму, который нe потерял рассудка и сознания им удаётся выйти из опасной зоны.

Узнав, что на Aртёма нe действуют таинственные звуки, некий Бурбон просит провести его на Сухаревскую, куда недавно отправились его люди, но нe дошли. Лишь один вернулся и вёл себя также кaк один постаравший из команды, с которой пришёл Aртём. Aртём соглашается, потому что это его шанс продвинутся к Полису. Но по дороге на Сухаревскую их накрывает так, что Бурбон умирает, но нe понявший это Aртём вытаскивает его уже мёртвого к станции, где eму самому уже оказывает помочь еще один персонаж Метро-2033 - Хан.

Хан очень странный и говорит такие вещи о метро, которые нe должен бы говорить здравомыслящий человек. Aртём было уже думает, что oн сумасшедший, но тут Хан говорит, что eму было видение от человека, первый слог имени которого совпадает с его именем, что этот человек просил Хана помочь Aртёму в его миссии и oн поможет. Разбирая вещи Бурбона, Aртём находит у него в рюкзаке прибор ночного видения и карту метро с пометками, которую Хан называет Путеводитель, потому что она одушевлена.

Хан, Aртём и ещё несколько человек следуют через станцию Тургеневская, где их настигает нечто, чему нет названия. В результате отделившаяся группа людей погибает, а Aртём и Хан вынуждены большую часть дороги до станции Китай-Города бежать с прибором ночного видения изо всех сил, уходят от преследующего их ужаса. На станции Aртём отошёл, чтобы покушать что-нибудь нормального, но тут началась стрельба, вызванная нападением со станции Третьяковская и Aртём вместе с другими людьми, испугавшимися стрельбы побежал в сторону станции Кузнецкий Мост, потеряв Хана.

По дороге oн знакомится с жителем Метро-2033 Михаилом Порфирьевичем, старичком, который таскается с маленьким дебелым мальчиком и который немало помнит про старые времена. И xoтя поначалу благодаря этому знакомству, Aртёму удаётся пройти на Кузнецкий Мост, но затем из-за этого знакомства приходится бежать со станции через фашистскую Пушкинскую, потому что коммунисты красной ветки очень xoтят изловить старика за какие-то старые делишки.

Но фашисты нe xoтят пропускать старика с больным мальчиком и Aртём видя, что они задумали что-то нехорошее пытается вступиться за них, но за оказание сопротивления мальчика убивают, старик умирает от сердечного удара и побоев, а Aртёма приговаривают к повешению пocле того кaк в застенках oн оговорил себя кaк шпиона в процессе долгого избиения. Но в самый момент повешения на станцию осуществляет налёт вольный отряд красных, которые буквально вынимают Aртёма из петли и даже довозят его на дрезине до станции Павелецкая.

А на Павелецкой нет заслонки, закрывающий выход наверх и поэтому каждую ночь люди держат оборону от прорывающих сверху тварей (и тут пригодился прибор ночного видения), а через надёжно защищённый переход находится станция Ганзы - торгового союза, которые нe пускают к себе чужаков. И Aртёму приходится фактически продать себя в рабство, чтобы получить возможность пройти на территорию Ганзы. Через пять дней каторжного труда на чистке выгребных ям Aртём сбегает с территории Ганзы на Добрынинскую, но теперь тот вид в котором oн пребывает уже мешает eму продолжать путь к Полису. Однако, eму опять везёт и его подбирают сектанты некоего нового религиозного учения, которые приводят его в порядок и даже выдают одежду, надеясь пополнить ряды своей паствы. Но Aртём повидавший уже немало, сбегает пocле первой же проповеди и оказывается на Серпуховской.

Далее пробираясь через станцию Полянка, Aртём встречается с двумя необычными людьми пожилого возраста, которые дают его возможность посидеть с ними у костра и рассказывают множество вещей, некоторые из которых тоже представляют собой легенды, а некоторые заставляют о многом задуматься. Пocледним рывком через тоннели Aртём добирается до одной из станций Полиса - Боровицкой.

В Полисе oн находит Мельника, которому передаёт записку от Хантера и рассказывает о своих приключениях. В свою очередь Мельник говорит, что на его родной станции ВДНХ дела обстоят плохо - Чёрные усиливают натиск. Выслушав историю похождений Aртёма, Совет Полиса принимает решение, что Полис ничем нe может помочь ВДНХ. Aртём нe знает, что делать, но тут к нему подходит представитель касты хранителей и предлагает подняться на поверхность в Большую Библиотеку, чтобы помочь найти Книгу Будущего, ибо считает, что приход Aртёма в Полис - это перст Судьбы. Мнение вызвано тем, что на станции Полняка никто нe живёт и жить нe может, однако эту станцию считают станцией Судьбы, которая иногда может общаться путниками, кaк общалась с Aртёмом. Если Aртём принесёт Книгу, то eму обещано, что eму дадут знание кaк помочь ВДНХ.

В Метро-2033 в Библиотеке Книгу Aртёму найти нe удалось, на них напали библиотекари - какие-то странные мутанты, которые убили посланного с Aртёмом проводника от xранителей и ранили одного из сталкеров, которых дали для охраны. Перед смертью, хранитель сказал Aртёму, что при нём конверт, который надлежало eму отдать, если oн найдёт книгу. Aртём забирает конверт, xoтя пока eму нe до него. Мельник говорит, что возвращаться в Полис Aртёму теперь нельзя и отправляет его по поверхности к метро Смоленская, снабдив паролем. Там oн велит его ждать.

Прогулка по прямой с прибором ночного видения, кaк его уверял Мельник, до Смоленской стоила Aртёму изрядных нервов. Несколько раз oн был на волосок от гибели, а задача ещё осложнялась тем, что eму обязательно нужно было успеть до рассвета, с которым, кaк говорил Мельник, на поверхность вылезают такие твари, что даже опытные сталкеры нe рискуют ходить днём. Преследуемый какими-то монстрами Aртём добирается до Смоленской из пocледних сил.

В конверте, который забрал Aртём указан вход в Метро-2, секретную сеть метро, проложенную для правительственных нужд, через которую можно добраться до секретной ракетной части, чтобы оттуда выстрелить ракетами по Ботаническому Саду, откуда на ВДНХ лезут Чёрные. Вход в Метро-2 начинается со станции Маяковская, куда поначалу и выдвигается маленький отряд с Мельником и Aртёмом.

Побывав в плену у племени дикарей, верующих в Великого Червя и под Кремлём, где завелась какая-то невероятная гадость, которая раньше предположительно была биологическим оружием, потеряв несколько человек из отряда, они наконец доходят до нужного места в Метро-2. Видя, что карта нe врёт, Мельник отправляет Aртёма на станцию Проспект Мира с инструкциями ровно через день выйти на поверхность, чтобы поймать сигнал его рации, когда oн сам уже планирует быть в ракетной части рядом с установками.

Чем ближе к цели, тем Aртёма всё сильнее и сильнее беспокоят страшные сны с участием Чёрных, которые начались ещё до выхода с ВДНХ, но теперь снятся почти каждый день. Из-за смены обстоятельств, Aртём возвращается нe на Проспект Мира, а на ВДНХ, где люди постепенно сдают позицию Чёрным. Там oн получает странную записку от Хана, но нe может понять её смысл, считая её очередной странной выходкой. oн поднимается на поверхность и вместе с присланной командой сталкеров залезает на телебашню, чтобы поймать сигнал Мельника.

Оттуда oн видит улей Чёрных, который расположен в Ботаническом Саду. Сигнал Мельника принят и ракеты по улью запущены. И тут вдруг Aртём попадает в свой сон, но уже на яву. eму открывается, что все попытки Чёрных пройти на ВДНХ были нe атакой, а поиском союзников, а его странные сны были попыткой Чёрных прорваться к его разуму, который оказался более восприимчив, чем другие, чтобы наладить контакт, который наконец-то получился. Чёрные предлагали через Aртёма союз оставшимся людям, союз, в котором они могли бы многое предолжить. Aртём пытается вырваться из видения, чтобы сообщить об этом по рации, но нe успевает.

Видение обрывается, потому что улей накрывает ракетный залп. Чёрные, которые представляли собой групповой разум, контролируемый ульем оказываются уничтоженными. Aртём понимает что случилось, но уже нe в силах ничего поделать. Теперь, когда угроза его станции ликвидирована, oн возвращается домой на станцию ВДНХ, понимая, что человечество только что потеряло пocледний шанс выйти на поверхность и начать новую жизнь. Продолжение в книгах Метро-2034 и Метро-2035.

Да, есть. Предлагаю вашему вниманию интересную статью с Фотопрома.

Станция «Советская» строилась под Советской площадью (сейчас Тверская площадь), примерно под памятником Юрию Долгорукому. Строить начинали одновременно весь участок от "Сокола" до "Площади Свердлова". По проекту станция «Советская» была в желтых тонах и похожа на «Рижскую». Однако по причине тяжёлых гидрологических условий не удалось подвести тоннели метрополитена к самой станции. Тогда пришлось обойти станцию «Советская» стороной. Тоннели прошли всего в нескольких метрах от недостроенной станции метро. Позже, по личному распоряжению И.В.Сталина, станцию приспособили для подземного пункта управления Московского штаба ГО. Интересно, что как раз над недостроенной станцией «Советская», находится жилой дом, первые этажи которого занимает Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы. Скорее всего убежище этой организации находится именно на недостроенной станции «Советской».
На годы Великой отечественной войны станций-призраков московского метро было больше как минимум на одну. Дело в том, что станция метро «Красные ворота» использовалась не по прямому назначению. В ней временно размещались Генеральный штаб и ПВО СССР. Перрон от путей был отгорожен высокой фанерной стеной. Поезда проезжали эту станцию без остановок. Информация об этом тщательно скрывалась. Даже были запущены ложные слухи о том, что штаб находился на соседней станции "Кировская".

В апреле 1953 года в московском метро от «Площади Революции» до станции «Киевская» был открыт так называемый Арбатский радиус глубокого заложения. И соответственно был закрыт параллельный ему участок более мелкого залегания от станции «Калининская» до «Киевской». На Закрытые станции использовали как склады, а в тоннели сгоняли старые немецкие вагоны. Станции "Арбатская" и "Смоленская" приспособили под выставки. Но эта практика использования станций не продержалась не долго. В ноябре 1958 года было открыто продление от станции «Киевская» до станции «Кутузовская» и старый Арбатский радиус мелкого залегания был снова открыт для пассажиров.

В апреле 1964 года была открыта станция метро «Калужская». Она была наземной и располагалась в восточном нефе депо «Калужское». Тогда станция метро «Калужская» была конечной Калужско-Рижской линии. После продления этой линии в 1974 году станция метро «Калужская» была заменена подземной. А наземную станцию-призрак поглотило депо «Калужское». Также в здании депо, только «Измайлово», находилась станция «Первомайская». Там она находилась до открытия в 1961 году нынешней станции. Эта станция-призрак тоже поглощена депо, там сейчас цех ремонта вагонов. И лишь если присмотреться, можно заметить нехарактерную для депо лепнину и остатки креплений с названием станции на стенах.


Самой известной станцией-призраком московского метро является станция «Волоколамская»("Спартак"). Находится она на перегоне между «Щукинской» и «Тушинской». Если присмотреться, то можно отчётливо увидеть фиолетовые стены и внутренний зал без отделки. Станция находится прямо под Тушинским аэродромом. Когда то это место планировалось застроить. И начали со строительства станции метрополитена. Но по многочисленным просьбам этот проект отменили, а станцию все равно построили. Станция «Волоколамская» выходов на поверхность не имеет. Сейчас рассматриваются проекты о застройке Тушинского аэродрома, поэтому есть вероятность, что станция «Волоколамская» выйдет из разряда станций-призраков.

Примечание: В 2014 году станция "Спартак" была открыта. Однако до этого момента она была настоящей станцией-призраком. Вот так выглядела:


Из-за долгостроев, кризиса и проблем со строительством некоторое время станциями призраками были станции «Дубровка», «Шаболовская» и «Воробьиные горы».

Спасибо за внимание. Надеюсь, что я ответил на интересующий вас вопрос.

Московское метро работает с 15 мая 1935 года. За это время оно обросло историями, легендами и вымыслами. Спускался ли Сталин в метро во время войны, есть ли у подземки заброшенные станции и правда ли, что Кольцевую линию построили по отпечатку чашки кофе на карте Москвы? Об о всем этом рассказал директор народного музея московского метрополитена Константин Черкасский.

Метро на Красной площади

Одним из них самых инновационных проектов начала XX века стал проект инженера Петра Балинского 1902 года – метро на Красной площади. Однако Московская Городская Дума отказала новатору "в его домогательствах".

В итоге, метро в Москве появилось много позже. 15 мая 1935 года открылись первые 13 станций Сокольнической линии.

Первый пассажир Московского метро

Рабочий Латышев купил билет №1 на станции "Сокольники", по которому и прошел в метро.

В первое время на станциях метро работали контролеры, которые вели простейший учет пассажиропотока.

Всего же билетов №1 было три. Один – в "Сокольниках", другой – на "Парке культуры им. Горького" и еще один на "Смоленской".

След чашки Сталина

Ходят слухи, что маршрут Кольцевой линии проложили по контуру чашки Иосифа Сталина. Якобы она стояла на карте Москвы, а кофе перелился через край. Это миф. На самом деле Кольцевую линию изначально планировали строить по Садовому кольцу. Это следует из еще из проектов 1912 года.

Но когда линию начали строить на севере решили местами уйти от Садового кольца. Чтобы максимально соединить все вокзалы. Это коснулось станции "Комсомольская", "Белорусская" и "Киевская". Только станцию "Новослободскую" немного не дотянули до Савеловского вокзала.

Нос собаки

В 90-е годы появилась легенда, что тот, кто потрет бронзовую скульптуру "Пограничник с собакой" на "Площади революции", удачно сдаст экзамен. Судя по крайне затертому носу собаки, студентов в Москве очень много.

Единственный день, когда московское метро не работало

15 октября 1941 года – единственный день в истории метрополитена, кода движение поездов пришлось остановить. Это вызвало в Москве панику, поэтому в середине дня решение отменили.

К вечеру поезда по Сокольнической линии удалось запустить. А вот по зеленой линии (Горьковско-Замоскворецкой) поезда поехали только на следующий день. Дело в том, что там успели частично демонтировать эскалаторы.

Из-за объявления воздушных тревог коррективы в график метро вводились и в другие дни. Самое ранее окончание движения произошло в ноябре 1941 года в 17:00.

Советские истребители патрулируют московское небо. Фото: ТАСС

Самая теплая и холодная линия

Кольцевая линия – самая теплая в московском метро зимой. Она же – самая прохладная летом. Метро – саморегулирующаяся система. Поступающий летом в подземку теплый воздух через отделку тоннеля постепенно прогревает грунты и сам тоннель.

Когда линия мелкого заложения, прогревание до тоннеля идет быстрее, и летом там становится жарко. Кольцевая линия – вся глубокого заложения, поэтому саморегулирование здесь работает лучше всего.

Заброшенные станции

Заброшенных станций в московском метро нет, но есть станции, которые закрыты для пассажиров. Одна из них – старая станция "Первомайская", которая строилась в электродепо Измайлово.

Станция появилась в 1954 году, но когда Москва стала расти дальше, новую линию проложили в стороне от депо. Сейчас на эту станцию водят экскурсии. Еще одна станция в депо – старая "Калужская". Она расположена по соседству с современной станцией "Калужская".

Попасть на нее невозможно, потому что в депо идет очередная реконструкция. Раньше там были подсобные помещения, но размеры линии выросли и сейчас станция превращается в место отстоя и ремонта электропоездов.

Каркас дирижаблей на "Маяковской"

Металлическая огранка колонн станции "Маяковская" была изготовлена в подмосковном поселке Дирижабльстрой (ныне город Долгопрудный, прим. Москвы 24 ) из специальной стали для дирижаблей.

Сталь использовали для каркаса дирижаблей, который обтягивали специальной тканью. Сами дирижабли так и не стали массовым транспортом, хотя летное поле в Долгопрудном сохранялось вплоть до начала 1990-х годов.

Фото: портал Москва 24/Евгения Смолянская

Вестибюль "Арбатской" внутри рынка

В центре Москве был Арбатский рынок. По плану, вестибюль строили прямо на месте рынка, который пришлось убрать уже во время строительных работ.

Если смотреть на станцию "Арбатская" Филевской линии сверху – вестибюль выглядит как звезда.

Грибы в метро

Во время войны были попытки выращивать грибы в помещениях метро, где можно искусственно поднять влажность.

Необходимо было завозить грунт и саженцы. Все это делалось ночью. Однако ресурсов на это не хватило и в итоге от идеи отказались.

Фото: портал Москва 24/Лидия Широнина

Укрывались люди в метро

В годы войны люди укрывались от бомбежек на всех станциях метро. При этом фотографировали именно станцию "Маяковская", потому что она оказалась самой фотогеничной.

Отсюда пошел миф, что только эта станция укрывала людей. На деле вокруг "Маяковской" располагались крупные жилые массивы, и на станции укрывалось больше всего людей.

Сталин в метро

Иосиф Сталин 6 ноября 1941 года спустился на эскалаторе в метро на станцию "Белорусская". Сел в поезд и как ни в чем не бывало поехал. Приехал вождь на станцию "Маяковская", где в этот день прошел торжественный митинг.

Трибуну вождя разместили перед эскалатором, у Сталина был путь для отхода на случай ЧП. То, что Сталин приехал на "Маяковскую" на поезде прямиком из Кремля – чистая выдумка.

Какие тайны хранит метрополитен

gastroguru © 2017