Основные требования к проектированию генеральных планов. Общие требования к проектной документации

Генеральные планы и требования к размещению промышленных предприятий. Общие требования к застройке промышленных предприятий изложены в Строительных нормах и правилах СНиП II8980 Генеральные планы промышленных предприятий с измен. Рассматриваемые требования должны строго соблюдаться их учет и выполнение контролироваться надзорными органами как при проектировании новых расширяемых и реконструируемых промышленных предприятий так и при разработке схем генеральных планов групп предприятий с общими объектами...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема № 4 Генеральные планы и требования к размещению промышленных предприятий. Внутренняя планировка и плотность застройки территории объекта

1. Генеральные планы и требования к размещению промышленных предприятий

1.1. Общие положения

Размещение зданий и сооружений на территории промышленного объекта является важнейшим элементом обеспечения эффективности производства, устойчивости его функционирования и обеспечения безопасности работающего персонала и населения, проживающего вблизи от опасных объектов.

Промышленные предприятия - одни из основных источников опасностей в техносфере. Общие требования к застройке промышленных предприятий изложены в Строительных нормах и правилах (СНиП II-89-80 «Генеральные планы промышленных предприятий», с измен. и дополн. от 01.11.1994 г.), а также в Отраслевых нормах технологического проектирования.

В зависимости от специфики общероссийские требования дополняются ведомственными (отраслевыми). Важность учета требований на этапе проектирования доказала сама жизнь. Именно на этом этапе могут быть заложены "мины замедленного действия" в виде сочетания факторов, которые приведут к серьезным авариям, либо негативно повлияют на возможность локализации ЧС как природного, так и техногенного характера в пределах территории объекта.

Рассматриваемые требования должны строго соблюдаться, их учет и выполнение контролироваться надзорными органами как при проектировании новых, расширяемых и реконструируемых промышленных предприятий, так и при разработке схем генеральных планов групп предприятий с общими объектами (промышленных узлов). Основные положения этих документов соответствуют требованиям инженерно - технических мероприятий гражданской обороны и конкретизируют их в пределах одного объекта (группы объектов).

Органы управления ГОЧС обязаны принимать участие в мероприятиях по утверждению планов застройки городов, районов и населенных пунктов. Знания требований к генеральным планам промышленных предприятий помогут специалистам оценить объект с точки зрения безопасности и аргументировать требования по их обеспечению.

В то время, когда стали обязательными организационные мероприятия по декларированию безопасности промышленных объектов и лицензированию их деятельности, на территориальные и объектовые службы легли сложные задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Это значит, что специалисты штабов ГОЧС должны разбираться в вопросах, подведомственных Ростехнадзору, Госатомнадзору, Госкомсанэпиднадзору, Гос.пожарному надзору и целому ряду других надзорных и контрольных органов. На фоне экономического кризиса рассматриваемые проблемы многократно усложнились. Даже на внешне благополучных объектах достаточно нарушений норм и требований безопасности для того, чтобы ставить вопрос о временной остановке их деятельности. Практикой рожден компромисс между необходимостью функционирования объекта и уровнем безопасности на нем. Для определения его по отношению к конкретному объекту необходимо знание норм и требований по организации безопасного и безаварийного производственного процесса, что позволит выявить отклонения в ходе инспектирования и оценить их влияние на уровень риска в пределах рассматриваемой территории.

1.2. Требования к размещению промышленных предприятий

Предприятия и промышленные узлы размещаются на территории, предусмотренной схемой или проектом районной планировки, генеральным планом города или другого населенного пункта, проектом планировки промышленного района.

Предприятия, промышленные узлы и связанные с ним отвалы, отходы, очистные сооружения размещаются на землях не сельскохозяйственного назначения или непригодных для сельского хозяйства. При отсутствии таких земель могут выбираться участки на сельскохозяйственных угодьях худшего качества.

Размещение предприятий и промышленных узлов на землях государственного лесного фонда должно производиться преимущественно на участках, не покрытых лесом или занятых кустарниками и малоценными насаждениями.

Размещение предприятий и промышленных узлов на площадях залегания полезных ископаемых допускается по согласованию с органами государственного горного надзора, а на площадях залегания общераспространенных полезных ископаемых - в порядке, устанавливаемом законодательством.

Размещение предприятий и промышленных узлов не допускается:

а) в первом поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения;

б) в первой зоне округа санитарной охраны курортов, если проектируемые объекты не связаны непосредственно с эксплуатацией природных лечебных средств курорта;

в) в зеленых зонах городов;

г) на землях заповедников и их охранных зон;

д) в зонах охраны памятников истории и культуры без разрешения соответствующих органов охраны памятников;

е) в опасных зонах отвалов породы угольных и сланцевых шахт или обогатительных фабрик;

ж) в зонах активного карста, оползней, оседания или обрушения поверхностей под влиянием горных разработок, селевых потоков и снежных лавин, которые могут угрожать застройке и эксплуатации предприятий;

з) на участках, загрязненных органическими и радиоактивными отбросами, до истечении сроков, установленных органами санитарно-эпидемиологической службы;

и) в зонах возможного катастрофического затопления в результате разрушения плотин или дамб.

Зоной катастрофического затопления является территория, на которой затопление имеет глубину 1,5 м и более и может повлечь за собой разрушение зданий и сооружений, гибель людей, вывод из строя оборудования предприятий.

Территории промышленных узлов не должны разделяться на обособленные участки железными или автомобильными дорогами общей сети.

Размещение предприятий в сейсмических районах должно предусматриваться в соответствии с "Указаниями по размещению объектов строительства и ограничению этажности зданий в сейсмических районах”.

В Северной строительно-климатической зоне предприятия размещаются на участках со скальными, вечномёрзлыми однородными или талыми непросадочными грунтами.

При размещении предприятий и промышленных узлов, влияющих на состояние атмосферного воздуха, должен соблюдаться «Закон РФ об охране атмосферного воздуха».

При размещении предприятий и промышленных узлов, влияющих на обитание и условия размножения животных, соблюдается "Закон РФ об охране животных”.

Предприятия и промышленные узлы с источниками загрязнения атмосферного воздуха вредными веществами 1-го и 2-го классов опасности не размещаются в районах с преобладающими ветрами со скоростью до 1м/с, с длительными или часто повторяющимися штилями, инверсиями, туманами (за год более 30-40 %, в течении зимы 50-60 %).

Предприятия и промышленные узлы с источниками загрязнения атмосферного воздуха размещаются по отношению к жилой застройке с учетом ветров преобладающего направления.

Между промышленной и селитебной территориями предусматривается санитарно-защитная зона.

В промышленные узлы, в составе которых имеются предприятия, требующие организации санитарно-защитной зоны шириной 500м и более, не включаются предприятия, которые в соответствии со СНиП по планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов могут быть размещены около границы или в пределах селитебной территории.

Производства с источниками внешнего шума с уровнями звука 50 децибелл и более размещаются по отношению к жилым и общественным зданиям в соответствии со СНиП по защите от шума.

При размещении предприятий и промышленных узлов, влияющих на состояние вод, должны соблюдаться соответствующие нормативные документы санэпиднадзора.

Размещение предприятий в прибрежных полосах (зонах) водоемов допускается только при необходимости непосредственного примыкания площадки предприятия к водоемам (по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод. Количество и протяженность примыканий площадок предприятий к водоемам в этих условиях должны быть минимальными.

При размещении предприятий и промышленных узлов на прибрежных участках рек и других водоемов планировочные отметки площадок предприятий принимаются не менее чем на 0,5 м выше наивысшего горизонта вод с учетом подпора и уклона водотока, а также нагона высоты волны, определяемой в соответствии со СНиП по нагрузкам и воздействиям на гидротехнические сооружения.

За горизонт принимается наивысший уровень воды с вероятностью его превышения для предприятий, имеющих экономическое и оборонное значение, один раз в 100 лет, для остальных предприятий со сроком эксплуатации до 10 лет - один раз в 10 лет.

Размещение предприятий на участках с более частым превышением уровня воды допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании и при условии возведения необходимых сооружений по защите предприятий от затопления.

Предприятия, требующие устройства грузовых причалов, пристаней или других портовых сооружений, размещаются по течению реки ниже селитебной территории.

Размещение зданий и сооружений на расстоянии до 30 км от границ аэродромов, а особо высоких сооружений (200 м и более) на расстоянии до 75 км от границ аэродромов допускается при условии соблюдения требований "Воздушного кодекса ".

В случае размещения предприятий в районе расположения радиостанций, объектов специального назначения, складов сильнодействующих ядовитых веществ расстояние до предприятий от указанных объектов принимается согласно требований специальных норм.

Размещение предприятий возле объектов по изготовлению и хранению взрывчатых веществ, материалов и изделий на их основе осуществляется с учетом границ запретных (опасных) зон и районов, определяемых по специальным нормативным документам, утвержденным в установленном порядке, и по согласованию с органами государственного надзора, министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся указанные объекты.

Устройство отвалов, шлаконакопителей, хвостохранилищ, отходов и отбросов предприятий допускается только при обосновании невозможности их утилизации. При этом для промышленных узлов следует, предусматриваются централизованные (групповые) отвалы. Участки для них размещаются за пределами предприятий и 2 го пояса зон санитарной охраны подземных водоисточников с соблюдением санитарных норм.

Отвалы, содержащие уголь, сланец, мышьяк, свинец, ртуть и другие горючие и токсичные вещества, отделяются от жилых и общественных зданий и сооружений санитарно-защитной зоной.

В правилах размещения промышленных предприятий, изложенных в несколько сокращённом виде выше, частично отражены вопросы инженерно-технических мероприятий ГО России, составляющих единую систему взаимоувязанных мероприятий по предупреждению ЧС, защите населения и снижению ущерба при авариях и катастрофах.

2. Планировка территории и размещение зданий и сооружений потенциально опасных ОЭ

Планировка площадок предприятий и территорий промышленных узлов должна обеспечивать наиболее благоприятные условия для производственного процесса и труда на предприятиях, рациональное и экономное использование земельных участков и наибольшую эффективность капитальных вложений.

Расстояние между зданиями и сооружениями, в том числе инженерными сетями, принимаются минимально допустимыми.

В генеральных планах предприятий предусматривается :

Функциональное зонирование территории с учетом технологических связей, санитарно-гигиенических и противопожарных требований, грузооборота и видов транспорта;

Рациональные производственные, транспортные и инженерные связи на предприятиях, между ними и селитебной территорией;

Интенсивное использовании территории, включая наземное и подземное пространства при необходимых и обоснованных резервах для расширения предприятий;

Благоустройство территории (площадки);

Создание единого архитектурного ансамбля в увязке с архитектурой прилегающих предприятий и жилой застройкой;

Защита прилегающих территорий от загрязнения водоемов сточными водами предприятий, а также отходами и отбросами производства;

Восстановление отведенных во временное пользование земель, нарушенных при строительстве.

В генеральном плане обязательно учитываются природные особенности района строительства:

а) температура воздуха и преобладающее направление ветра;

б) возможные изменения существующего режима вечномерзлых грунтов в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений;

в) возможность больших снегоотложений из-за наличия холмов или возвышений рельефа с подветренной стороны застройки;

г) изменения режима надмерзлотых вод в результате освоения площадки и влияние этих изменений на тепловой режим вечномерзлых грунтов.

На площадках предприятия и промышленные узлы размещаются с учетом исключения вредного воздействия на РиС, технологические процессы, сырье, оборудование и продукцию других предприятий, а также на здоровье и санитарно-бытовые условия жизни населения в районе предприятий.

Вспомогательные здания размещаются вне циркуляционной зоны (аэродинамической тени), образуемой зданиями и сооружениями, при наличии на площадке источников загрязнения атмосферного воздуха вредными веществами 1-го и 2-го классов опасности.

Гаражи предприятий предусматриваются только для специализированных автомобилей (аварийной техпомощи, технических средств по уборке и содержанию территории, спасательной и пожарной служб). При отсутствии в районе строительства автомобильных хозяйств предусматриваются для предприятий гаражи не менее чем на 15 грузовых автомобилей.

По функциональному использованию площадка предприятия подразделяются на зоны:

а) предзаводскую (за пределами ограды);

б) производственную;

в) подсобную;

г) складскую;

территорию промышленного узла подразделяют на зоны:

д) общественного центра;

е) площадок предприятий;

ж) общих объектов вспомогательных производств и хозяйств.

Деление на зоны уточняется с учетом конкретных условий.

Предзаводская зона предприятия размещается со стороны основных подъездов и подходов работающих на предприятии.

Размеры предзаводских зон (га на 1000 работающих) принимаются из расчета:

0,8 - при количестве работающих до 0,5 тыс.

0,7 - " " " более 0,5 до 1 тыс.

0,6 - " " " " 1 " 4 тыс.

0,5 - " " " " 4 "10 тыс.

0,4 - " " " " 10 тыс.

При трехсменной работе учитывается численность работающих в первой и во второй сменах.

Состав общественного центра определяется в каждом конкретном случае отдельно.

В состав общественного центра, включаются учреждения управления производством, предприятия общественного питания, профессионально-технические и средние специальные учебные заведения, специализированные учреждения здравоохранения, предприятия бытового обслуживания.

В зоне общих объектов вспомогательных производств и хозяйств размещаются объекты энергоснабжения, водоснабжения и канализации, транспорта, ремонтного хозяйства, пожарных депо, отвального хозяйства промышленного узла.

В предзаводских зонах и в общественных центрах промышленных узлов следует предусматривать открытые площадки для стоянки легковых автомобилей.

Проходные пункты располагаются на расстоянии не более 1,5 км друг от друга, а в Северной строительно-климатической зоне - не более 1 км.

Расстояние от проходных до входов в санитарно-бытовые помещения основных цехов, не превышает 800 м. (если больше - предусматривается внутризаводской пассажирский транспорт.)

На площадках промышленных предприятий предусматривается минимально необходимое число зданий. Производственные, вспомогательные и складские помещения объединяются в одно или несколько крупных зданий. Размещение отдельно стоящих зданий допускается при технологической необходимости.

Здания и сооружения с оборудованием, вызывающим значительные динамические нагрузки и вибрацию грунта, размещаются от зданий и сооружений с производствами, особенно чувствительными к вибрациям, на расстояниях, учитывающих инженерно-геологические условия территории, физико-механические свойства грунта основания фундаментов, а также мероприятия по устранению влияния динамических нагрузок и вибраций на грунты.

Здания, сооружения, открытые установки с производственными процессами, выделяющими в атмосферу газ, дым и пыль, взрывоопасные и пожароопасные объекты, по возможности, располагаются по отношению к другим производственным зданиям с наветренной стороны для ветров преобладающего направления.

Расстояния между зданиями и сооружениями в зависимости от степени огнестойкости и категории производств определяется нормами и правилами пожарной безопасности.

Расстояния между открытыми технологическими установками, агрегатами и оборудованием, а также от них до зданий и сооружений принимаются по нормам технологического проектирования.

Пожарные депо располагаются на земельных участках, примыкающих к дорогам общего пользования и обслуживают группу предприятий.

Дороги, въезды и проезды

Железные дороги, гидравлический, конвейерный транспорт и подвесные канатные дороги промышленных предприятий и промышленных узлов проектироуются в соответствии с положением по проектированию промышленного транспорта.

Автомобильные дороги и велосипедные дорожки проектируются в соответствии с проектированием автомобильных дорог.

При транспортировании грузов водными путями, предусматривается строительство объединенных портов предприятий.

Строительство причалов для отдельных предприятий допускается лишь по технологическим требованиям.

Вдоль автомобильных дорог, связывающих предприятия с местом расселения трудящихся, при их протяженности не более 2 км предусматриваются велосипедные и пешеходные дорожки или тротуары.

Предприятия с площадками размером более 5 га имеют не менее двух въездов.

Ширина ворот автомобильных въездов на площадку предприятия принимается по наибольшей ширине применяемых автомобилей плюс 1,5 м, но не менее 4,5 м. а ширину ворот для железнодорожных въездов - не менее 4,9 м.

Выбор вида внутризаводского транспорта для предприятий производится на основе единого транспортного процесса с передачей перерабатываемых материалов от мест их складирования к местам потребления одними и теми же транспортными средствами, минуя перегрузку с межцехового транспорта на внутрицеховой.

К зданиям и сооружениям по всей их длине обеспечивается подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны - при ширине здания или сооружения до 18 м и с двух сторон - при ширине более 18 м, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.

К зданиям с площадью застройки более 10 га или шириной более 100 м подъезд пожарных автомобилей обеспечивается со всех сторон.

Пожарные гидранты располагаются вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен здания.

Ширина проездов на территории предприятия принимается из расчета наиболее компактного размещения дорог, инженерных сетей и полос озеленения, но не менее расстояний между зданиями и сооружениями.

Расстояние от края дороги до стен здания регламентируются метрами, приведёнными в табл. 4.2.

Т А Б Л И Ц А 4.2.

п/п

Здания и сооружения

Расстояние в метрах

Наружные грани стен зданий, включая тамбуры и пристройки:

а) при отсутствии въезда в здание и при длине здания до 20 м

б) то же, при длине здания более 20 м

в) при наличии въезда в здание двухосных автомобилей и автопогрузчиков

г) при наличии въезда в здание трехосных

д) при наличии въезда в только электрокаров

Оси параллельно расположенных железнодорожных путей:

1520 (1524) мм

750 мм

Ограждение площадки предприятия

Наружные грани опор эстакад и путепроводов, дымовых труб, столбов, мачт, выступающих частей зданий: пилястр, контрфорсов, наружных лестниц.

Ось железнодорожного пути, по которому перевозится жидкий металл, шлак, тележки со слитками и изложницами, тележки с мульдами и коробами для перевозки шихтовых материалов

3,75

Строительные конструкции тоннелей, мостов, путепроводов, эстакад, виадуков, галерей и т.п. располагаются не менее 0,5 м. от бортового камня или наружной бровки водоотводных устройств (кюветов, лотков).

Вводы железнодорожных путей в производственные здания, тупиковые с отметкой головки рельсов в одном уровне с отметкой пола.

Расстояние от оси внутризаводских железнодорожных путей (кроме путей, по которым производятся перевозки жидкого чугуна, шлака и горячих слитков) до зданий и сооружений принимается в соответствии с данными приведёнными в табл. 4. 3.

Т А Б Л И Ц А 4. 3.

Здания и сооружения

Расстояние в м. при колее в мм.

п/п

1520 (1524)

Наружные грани стен или выступающих частей здания: пилястр, контрфорсов, тамбуров, лестниц и т.п.

а) при отсутствии выходов из зданий

б) при наличии выходов из зданий

в) при наличии выходов из зданий, устройстве оградительных барьеров (длиной не менее 10 м),расположенных между выходами из зданий и железнодорожными путями параллельно стенам зданий.

Отдельно стоящие колонны, стойки проемов производственных зданий, а также выступающих частей зданий (пилястр, контрфорсов, тамбуров, лестниц и др.) при их длине вдоль пути не менее 1000 мм; сливоналивные и погрузочно-разгрузочные устройства, устройства по техническому обслуживанию, экипировки и ремонту подвижного состава, а также другие технологические устройства в нерабочем положении, расположенные на станционных (кроме главных и приемоотправочных) путях.

Склад круглого леса емкостью до 10000 м 3 .

Склад пиломатериалов, щепы и опилок емкостью до 5000 м 3 .

Склад легковоспламеняющихся жидкостей емкостью до 2000 м 3 .

Склад горючих жидкостей емкостью до 10000 м 3 .

Склад каменного угля емкостью до 100000 т.

Склад фрезерного торфа емкостью до 10000 т.

Склад кускового торфа емкостью до 10000 т.

ГОСТ

9238 - 83

ГОСТ

9720 - 76

19,5

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПЛАНИРОВКА

Сплошную вертикальную планировку площадок предприятий и территорий промышленных узлов применяют при плотности застройки более 25 %,а также при большой насыщенности площадок предприятий дорогами и инженерными сетями, в остальных случаях - выборочную вертикальную планировку, только на участках, где расположены здания или сооружения.

На площадках предприятий и территориях промышленных узлов предусматривается снятие (как в насыпи, так и в выемке), складирование и временное хранение плодородного слоя почвы, где он не будет нарушен, загрязнен, подтоплен или затоплен при производстве строительных работ или при эксплуатации предприятий, зданий или сооружений. Условия хранения и порядок использования снятого плодородного слоя почвы определяются органами, предоставляющими в пользование земельные участки.

Уклоны поверхности площадки принимаются не менее 0,003 и не более 0,05 для глинистых грунтов; 0,03 - для песчаных грунтов; 0,01 - для грунтов легкоразмываемых (лес, мелкие пески) и 0,03 - для вечномерзлых грунтов.

При размещении предприятий на склоне или у его подошвы в целях защиты территории от подтопления водами с верховой стороны устраиваются нагорные канавы. Поперечное сечение канав и их количество назначаются в соответствии с проэктированием водоснабжения, наружных сетей и сооружений.

Резервуарные парки или отдельно стоящие резервуары с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, сжиженными горючими газами, ядовитыми веществами располагаются, на более низких отметках по отношению к зданиям и сооружениям предприятия и в соответствии с требованиями противопожарных норм обносятся (с учетом рельефа местности) сплошными несгораемыми стенами или земляными валами.

При размещении промышленных узлов в сложных топографических условиях отдельные предприятия промышленного узла размещаются частично или полностью в местах подсыпаемого или срезаемого грунта с обеспечением, баланса земляных масс по узлу в целом.

Уровень полов первого этажа зданий, как правило, выше отметки примыкающих к зданиям участков не менее чем на 15 см.

Отметка пола подвальных или иных заглубленных помещений выше уровня грунтовых вод не менее чем на 0,5 м. При необходимости устройства этих помещений с отметкой пола ниже указанного уровня грунтовых вод предусматривается гидроизоляция помещений или понижение уровня грунтовых вод. При этом учитывается возможность подъема уровня грунтовых вод во время эксплуатации предприятия.

Выемки в вечномерзлых грунтах имеют слой из непросадочных грунтов для сохранения вечномерзлого состояния основания. Толщина слоя определяется по результатам теплотехнических расчетов.

БЛАГОУСТРОЙСТВО

Предприятия и промышленные узлы, расположенные в районах, подверженных за три наиболее холодные месяца воздействию ветров со средней скоростью более 10 м/с, защищаются полосами древесных насаждений со стороны ветров преобладающего направления. Ширина полос не менее 40 м.

Для озеленения площадок предприятий и территорий промышленных узлов применяются местные виды древесно-кустарниковых растений с учётом их санитарно-защитных и декоративных свойств и устойчивости к вредным веществам, выделяемым предприятиями.

Существующие древесные насаждения по возможности сохраняются.

На площадках предприятий, выделяющих вредные вещества в атмосферу, не допускается размещение древесно-кустарниковых насаждений в виде плотных групп и полос, вызывающих скопление вредностей.

Площадь участков, предназначенных для озеленения в пределах ограды предприятия, определяется из расчета не менее 3 м 2

Расстояния от зданий и сооружений до деревьев и кустарников принимаются не менее указанных в табл. 4. 4.

Таблица

Расстояния от зданий до древесных насаждений

Элементы зданий и сооружений

Расстояние, м. до оси

Ствола дерева

Кустарника

Наружные грани стен зданий.

Оси железнодорожных путей.

Мачты и опоры осветительной сети, трамвая, колонн, галерей и эстакады.

Подошвы откосов и др.

Наружные грани подошвы под порных стенок.

Край тротуаров и садовых дорожек.

Бортовой камень или кромка укрепленной полосы обочины дороги.

Подземные сети:

газопроводов, канализации

тепловых сетей (от стенок канала)

трубопроводов тепловых сетей при бесканальной прокладке водопроводов,

дренажей.

Силовых кабелей и кабелей связи.

Примечания. 1. Приведенные нормы относятся к деревьям с кроной диаметром не более 5 м и должны быть увеличены для деревьев с кроной большого диаметра.

2. Расстояния от воздушных электросетей до деревьев принимаются в соответствии с <<Правилами устройства электроустановок>>.

Расстояния между деревьями и кустарниками при посадке рядами принимаются не менее указанных в табл. 4. 5.

Т А Б Л И Ц А 4. 5.

Расстояния между рядами насаждений

Расстояния между границей древесных насаждений и охладительными прудами и брызгательными бассейнами, считая от береговой кромки, состовляют не менее 40 м.

Основным элементом озеленения площадок промышленных предприятий предусматривается газон.

На территории предприятия предусматриваются благоустроенные площадки для отдыха и гимнастических упражнений работающих.

Размеры площадок принимаются из расчета не более 1 м 2 на одного работающего в наиболее многочисленной смене.

Для предприятий с производствами, выделяющими аэрозоли, не предусматриваются декоративные водоемы, фонтаны, дождевые установки, способствующие увеличению концентрации вредных веществ на площадках.

Вдоль магистральных и производственных дорог предусматриваются тротуары независимо от интенсивности пешеходного движения, а вдоль проездов и подъездов - при интенсивности движения не менее 100 чел. в смену.

Тротуары на площадке предприятия размещаются не ближе 3,75 м от ближайшего железнодорожного пути нормальной колеи. Сокращение этого расстояния допускается при устройстве перил, ограждающих тротуар.

Расстояние от оси железнодорожного пути, по которому производятся перевозки горячих грузов, до тротуаров применяется не менее 5 м.

Ширина тротуара принимается кратной полосе движения шириной 0,75 м. Число полос движения по тротуару устанавливается в зависимости от количества работающих, занятых в наиболее многочисленной смене в здании (или в группе зданий),к которому ведет тротуар, из расчета 750 чел. в смену на одну полосу движения. Минимальная ширина тротуара не менее 1,5 м.

При размещении тротуаров рядом или на общем с автомобильной дорогой земляном полотне они отделяются от дороги разделительной полосой шириной не менее 0,8 м. Расположение тротуаров вплотную к проезжей части допускается только в условиях реконструкции предприятия.

При реконструкции предприятий, расположенных на затесненных участках, допускается увеличение ширины автомобильных дорог за счет полос озеленения, отделяющих их от тротуаров, а при их отсутствии за счет тротуаров с переносом последних.

На площадках предприятий и территориях промышленных узлов пересечения пешеходного движения с железнодорожными путями в местах массового прохода работающих, не допускается.

Пересечения в разных уровнях (преимущественно в тоннелях) предусматривается в случаях: пересечения станционных путей; перевозок по путям жидких металлов и шлака; производства на пересекаемых путях маневровой работы и невозможности её прекращения на время массового прохода людей; отстоя на путях вагонов; интенсивного движения (более 50 подач в сутки в обоих направлениях).

При передвижении на территории предприятия инвалидов, пользующихся креслами-колясками, пешеходные тоннели оборудуются пандусами.

Ограждение площадок предприятий предусматривается в соответствии с “Указаниями по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений”.

ИНЖЕНЕРНЫЕ СЕТИ

Для предприятий и промышленных узлов проектируется единая система инженерных сетей, размещаемых в технических полосах, обеспечивающих занятие наименьших участков территории и увязку со зданиями и сооружениями.

На площадках промышленных предприятий предусматриваются преимущественно наземный и надземный способы размещения инженерных сетей.

В предзаводских зонах предусматривается подземное размещение инженерных сетей.

Для сетей различного назначения, предусматривается совместное размещение в общих траншеях, тоннелях, каналах, на низких опорах, шпалах или на эстакадах с соблюдением санитарных и противопожарных норм и правил безопасности.

Допускается совместное подземное размещение трубопроводов оборотного водоснабжения, тепловых сетей и газопроводов с технологическими трубопроводами, независимо от параметров теплоносителя и параметров среды в технологических трубопроводах.

Размещение наружных сетей с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями и газами под зданиями не допускается.

Выбор способа размещения силовых кабельных линий следует предусматривается в соответствии с требованиями Минэнерго.

При размещении тепловых сетей допускается пересечение производственных и вспомогательных зданий.

ПОДЗЕМНЫЕ СЕТИ

Подземные сети прокладываются вне проезжей части автомобильных дорог.

На территории реконструируемых предприятий допускается размещение подземных сетей под автомобильными дорогами.

Вентиляционные шахты, входы и другие устройства каналов и тоннелей должны размещаться вне проезжей части и в местах, свободных от застройки.

В каналах и тоннелях допускается размещение газопроводов горючих газов (природных, попутных нефтяных, искусственных смешанных и сжиженных углеводородных) с давлением газа до 0,6 мПа (6 кг/см 2 ) совместно с другими трубопроводами и кабелями связи при условии устройства вентиляции и освещения в каналах и тоннелях.

Не допускается совместное размещение в канале и тоннеле: газопроводов горючих газов с кабелями силовыми и освещения за исключением кабелей для освещения для самого канала или тоннеля; трубопроводов тепловых сетей с газопроводами сжиженного газа, кислородопроводами, азотопроводами, трубопроводами холода, трубопроводами с легковоспламеняющимися, летучими химически едкими и ядовитыми веществами и со стоками бытовой канализации; трубопроводов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей с силовыми кабелями и кабелями связи, с сетями противопожарного водопровода и самотечной канализации; кислородопроводов с газопроводами горючих газов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей с трубопроводами ядовитых жидкостей и с силовыми кабелями.

Подземные инженерные сети размещаются параллельно в общей траншее; расстояния между инженерными сетями, а также от этих сетей до фундаментов зданий принимаются минимально допустимыми, исходя из размеров и размещения камер, колодцев и других устройств на этих сетях, условий монтажа и ремонта сетей.

При прокладке кабельной линии параллельно высоковольтной напряжением 110 кВ и выше расстояние по горизонтали от кабеля до крайнего провода обеспечивается не менее 10 м.

При пересечении инженерных сетей расстояния по вертикали не менее:

а) между трубопроводами или электрокабелями, кабелями связи и железнодорожными и трамвайными путями, считая от подошвы рельса, или автомобильными дорогами, считая от верха покрытия до верха трубы или электрокабеля - не менее 0,6 м.

б) между трубопроводами и электрическими кабелями, размещаемыми в каналах или тоннелях, и железными дорогами расстояние по вертикали, считая от верха перекрытия каналов или тоннелей до подошвы рельсов железных дорог, - 1 м, до дна кювета или других водоотводящих сооружений или основания насыпи железнодорожного земляного полотна - 0,5 м;

в) между трубопроводами и силовыми кабелями напряжением до 35 кВ и кабелями связи - 0,5 м;

г) между силовыми кабелями напряжением 110 - 220 кВ и трубопроводами - 1 м;

д) между трубопроводами различного назначения (за исключением канализационных, пересекающих водопроводные, и трубопроводов для ядовитых и дурнопахнущих жидкостей) - 0,2 м;

е) трубопроводы, транспортирующие воду питьевого качества, размещаются выше канализационных или трубопроводов, транспортирующих ядовитые и дурнопахнущие жидкости, на 0,4 м;

ж) вводы хозяйственно-питьевого водопровода при диаметре труб до 150 мм допускюется ниже канализационных без устройства футляра, если расстояние между стенками пересекающихся труб 0,5 м;

з) при бесканальной прокладке трубопроводов водяных тепловых сетей открытой системы теплоснабжения или сетей горячего водоснабжения расстояния от этих трубопроводов до расположенных ниже и выше канализационных трубопроводов принимаются 0,4 м.

При размещении инженерных сетей по вертикали на площадках промышленных предприятий и территориях промышленных узлов соблюдаются нормы по проектированию водоснабжения, канализации, газоснабжения, тепловых сетей, сооружений промышленных предприятий, ПЭУ.

Газопроводы при пересечении с каналами и тоннелями различного назначения размещаются над или под этими сооружениями в футлярах, выходящих на 2 м в обе стороны от наружных стенок каналов или тоннелей.

Пересечения трубопроводов с железнодорожными и трамвайными путями, а также автодорогами предусматриваются, как правило, под углом 90 0 .

Расстояния от газопроводов и тепловых сетей до начала остряков, хвоста крестовин и мест присоединения к рельсам отсасывающих кабелей принимаются не менее 3 м для трамвайных путей и 10 м - для железных дорог.

НАЗЕМНЫЕ СЕТИ

При наземном размещении сетей предусматривается защита их от механических повреждений и неблагоприятного атмосферного воздействия.

Наземные сети размещаются на шпалах, уложенных в открытых лотках, на отметках ниже отметок площадок. Допускается размещение сетей в каналах и тоннелях, укладываемых на поверхность территории или на сплошную подсыпку, в каналах и тоннелях полузаглубленного типа, в открытых траншеях и др.

Трубопроводы для горючих газов, токсичных продуктов, трубопроводы, по которым транспортируются кислоты и щелочи, а также трубопроводы бытовой канализации не размещаются в открытых траншеях и лотках.

Наземные сети не размещаются в пределах полосы, отведенной для укладки подземных сетей, требующих периодического доступа к ним при эксплуатации.

НАДЗЕМНЫЕ СЕТИ

Надземные инженерные сети размещаются на опорах, эстакадах, в галереях или в стенах зданий и сооружений.

Пересечения кабельных эстакад и галерей с воздушными линиями электропередачи, внутризаводскими железными и автомобильными дорогами, канатными дорогами, воздушными линиями связи и радиофикации и трубопроводами выполняются под углом не менее 30 0 .

Надземные трубопроводы для легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, прокладываемых на отдельных опорах, эстакадах и т.п., размещаются на расстояниях не менее 3 м от стен зданий с проемами, от стен зданий без проемов это расстояние уменьшено до 0,5 м.

На низких опорах размещаются напорные трубопроводы с жидкостями и газами, а также кабели силовые и связи.

Высота от уровня земли до низа труб, прокладываемых на низких опорах на свободной территории вне проезда транспортных средств и прохода людей, принимается не менее: при ширине группы труб не менее 1,5 м - 0,35 м; при ширине группы труб от 1,5 м и более - 0,5 м.

Размещение трубопроводов диаметром 300 мм и менее на низких опорах предусматривается в два ряда или более, максимально сокращая ширину трассы сетей.

Высота от уровня земли до низа труб (или поверхности изоляции), прокладываемых на высоких опорах, принимается:

а) в непроезжей части площадки, в местах прохода людей - 2,2 м;

б) в местах пересечения с автодорогами - 5 м;

в) в местах пересечения с внутренними железнодорожными подъездными путями и путями общей сети - в соответствии с ГОСТ 9238-83;

г) в местах пересечения с трамвайными путями - 7,1 м от головки рельса;

д) в местах пересечения с контактной сетью троллейбуса - 7,3 м;

е) в местах пересечения трубопроводов с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями и газами с внутренними железнодорожными подъездными путями для перевозки расплавленного чугуна или горячего шлака - 10 м; при устройстве тепловой защиты трубопроводов- 6 м.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

5239. Водоотведение систем промышленных предприятий 1.06 MB
Применение полиакриламида для интенсификации процессов осветления и обесцвечивания воды. Расчёт устройств для сбора и отвода воды при промывке фильтров. Резервуар чистой воды...
11689. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 681.32 KB
В сложившейся ситуации в рыночной экономике перед российскими предприятиями встал вопрос о выпуске продукции которая бы не уступала заграничным аналогам по качеству и обладала бы более низкой ценой. Чтобы решить вопросы улучшения качества продукции большинство наших...
6300. Требования к носителям промышленных гетерогенных катализаторов. Основные типы носителей. Их физико-химические характеристики и технологические свойства 20.07 KB
Представляет собой смесь силикатов натрия калия кальция алюминия магния железа. Перед использованием из пемзы кислотами удаляют примеси железа и алюминия. Оксиды алюминия. αА12О3 корунд наиболее устойчивая форма оксида алюминия содержащая примерно 99 А12О3 и небольшое количество примесей оксидов титана и кремния.
16166. Оценка уровня инновационной деятельности промышленных предприятий и отраслей 6.72 KB
Оценка уровня инновационной деятельности промышленных предприятий и отраслей Для управления процессом инновационного промышленного развития регионов в первую очередь необходима информационная база на основе которой можно определять приоритеты инновационного развития тех или иных промышленных предприятий и отраслей а также экономики регионов в целом. Экономический анализ деятельности предприятий может быть внутренним и внешним в зависимости от субъекта пользования результатами анализа. Однако при этом анализ может...
18536. Примеры построения автоматизированных систем контроля и учета энергоносителей промышленных предприятий 991.77 KB
Целью организации учета электрической энергии является процесс получения информирования и запоминания информации для целей государственной ведомственной и корпоративной отчетности а также для удовлетворения требований менеджмента компании. Статистическая техническая отчетность имеет...
16809. Адаптивное проектирование бизнес-процессов как инструмент реализации стратегий развития промышленных предприятий 121.9 KB
Промышленные предприятия в процессе своего развития неизбежно сталкиваются с необходимостью изменения своих стратегий. Как правило, наиболее активно такие изменения происходят при вступлении предприятия в кризисный период, который может быть связан как с внутренними (особенности жизненного цикла предприятия), так и с внешними факторами (кризис в отрасли или в мировой экономике в целом). В связи с этим для обеспечения устойчивого развития промышленного предприятия необходимо, чтобы его операционная деятельность соответствующим образом изменялась при каждом изменении стратегии развития предприятия
15300. Разработка силового двухобмоточного трансформатора типа ТМ, применяемого на цеховых трансформаторных подстанциях в системах электроснабжения промышленных предприятий 873.24 KB
Назначение силовых трансформаторов состоит в преобразовании электроэнергии в электрических сетях и установках предназначенных для приема и использования электроэнергии. В курсовом проекте предусматривается разработка силового двухобмоточного трансформатора типа ТМ применяемого на цеховых трансформаторных подстанциях в системах электроснабжения промышленных предприятий. Фазные напряжения обмоток при выбранной схеме соединения обмоток...
13376. Нормативные основы гигиены труда и производственной санитарии. Требования к проектированию предприятий, производственных и вспомогательных помещений 108.56 KB
Требования к проектированию предприятий производственных и вспомогательных помещений Дисциплина: Основы охраны труда – для студентов всех специальностей и форм обучения Мариуполь ПГТУ 2007 Законодательство в области гигиены труда В системе законодательства относительно гигиены труда ключевое место занимает Закон Украины Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения. Эта статья предусматривает разработку и осуществление администрацией предприятий санитарных и противоэпидемических мероприятий; осуществление в...
1625. Топографические карты (планы), их использование в оперативно-служебной деятельности ОВД 161.93 KB
Общие сведения о местности. Виды типы и свойства местности. Ориентирование на местности по карте и без карты. Топография от греческого topos – местность grpho – пишу – наука изучающая способы и средства оценки местности ориентирования на ней и производства измерений на местности для обеспечения боевой деятельности сил правила ведения рабочих карт командиров и разработки боевых графических документов.
12276. Исследование свойств бетона с расширяющей добавкой на основе алунита для объектов реконструкции городской застройки 97.05 KB
Отечественный и зарубежный опыт и переспективы применения напрягающих бетонов. Рациональные области применения бетонов на алунитовом расширяющем цементе и техникоэкономическая эффективность их использования в строительстве ГЛАВА IV. ПРИМЕНЕНИЕ АЛУНИТОСОДЕРЖАЩИХ НАПРЯГАЮЩИХ ЦЕМЕНТОВ НА ОБЪЕКТАХ РЕКОНСТРУКЦИИ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ. Оценка эксплуатационной надежности и пригодности для эксплуатации обследуемого здания.
^

3.3 Исходные данные для проектирования и основные требования, предъявляемые к генеральному плану


Исходные данные. Проектант, приступая к работам по проектированию генерального плана, должен располагать рядом исходных данных. К ним относятся:

1. Сведения о составе завода с перечислением всех зданий и сооружений.

2. Сведения о размерах и технологической или служебной характеристике цехов и сооружений.

3. Данные о производственной связи цехов и устройств между собою, об объемах, весе и габаритах материалов, полуфабрикатов и готовых изделий, передаваемых из одного цеха в другой, из одного здания в другое.

4. Материалы о топографических, геологических и климатических условиях площадки, выбранной для строительства предприятия, с приложением:

А) схемы районной планировки;

Б) ситуационного и геодезического планов местности;

В) плана шурфов и скважин, сделанных для проверки качества грунта выбранной площадки;

Г) геодезических разрезов.

5. Сведения об имеющихся вблизи предполагаемых к строительству промышленных предприятий (род продукции, мощность и пр.) транспортных, энергетических, санитарно-технических и других сооружений, которые можно было бы использовать и для проектируемого завода, т.к. объединение сетей нескольких заводов приводит к определенному снижению капитальных затрат.

6. Данные о расположенных по соседству от выбранной площадки населенных пунктах (количество жителей, род их занятий, жилая площадь, наличие культурно-бытовых объектов и т.д.) с целью выяснения возможности привлечения местного населения к работе на строящемся предприятии и уменьшения расходов на жилищное и культурно-бытовое строительство.
^

Требования, предъявляемые к генеральному плану


Рационально выполненный генеральный план машиностроительного завода должен удовлетворять целому ряду требований:

1. Размещение на площадке завода всех зданий и сооружений, а также рельсовых и безрельсовых дорог должно соответствовать требованиям производства и обеспечивать поток материалов, полуфабрикатов и готовых изделий по всем переделам технологического процесса наикратчайшим путем без возвратных и встречных движений.

2. Площадь завода должна быть максимально использована, для чего наряду с выполнением требований, изложенных в п.1, разрывы между зданиями делаются минимальными (но в пределах установленных норм). Мелкие и средние цехи блокируются, т.е. объединяются в общих зданиях, рационально подбирается транспорт с тем, чтобы он обеспечивал нужды производства, занимал возможно меньше места и т.д.

3. Цехи с однородным характером производства и одинаковыми требованиями санитарно-гигиенического и противопожарного характера зонируются, т.е. размещаются рядом. Зонирование цехов, как и блокирование, не должно нарушать поточность производства.

4. Людские потоки должны быть как можно более короткими: как из поселка и мест остановки городского транспорта до проходных, так и от проходных до мест работы, а от последних до пунктов питания и амбулаторий. Они должны по возможности не пересекать грузовых потоков и идти вдоль линий безрельсового транспорта, отделяясь от них зелеными насаждениями. Связь предприятия с населенным пунктом должна быть удобной.

5. Обслуживающие и вспомогательные цехи, а также склады и энергетические устройства размещаются как можно ближе к обслуживаемым ими производственным цехам.

6. Расположение цехов, зданий и сооружений на заводе должно позволять создание заводских продольных и поперечных улиц. Это облегчает организацию транспорта, экономит средства на строительство завода, повышает использование территории.

Генеральный план должен обеспечить возможность расширения производства в соответствии с намеченными планами развития завода без нарушения основной идеи, заложенной проектантами в генплан и без сноса ранее возведенных капитальных зданий и сооружений. Проектант должен иметь ввиду, что в период проведения проектных работ могут отсутствовать перспективные планы развития предприятия на много лет вперед, а выпускаемая продукция через определенный промежуток времени может измениться коренным образом;

8. Размещение зданий и сооружений должно быть выполнено с учетом рельефа промышленной площадки и местных геологических и гидрогеологических факторов с целью обеспечения минимального объема земляных работ и максимального уменьшения стоимости строительства в целом.

9. Следует предусмотреть возможно более широкое использование типовых проектов, нормализованных строительных комплексов и деталей, обеспечение рациональной организации строительных работ в течение всего периода постройки завода.

10. Необходимо осуществить рациональное присоединение завода к магистралям МПС и шоссейным дорогам общегосударственного значения, а также энергетическим, санитарно-техническим и другим системам района.

11. Следует создать хороший архитектурный ансамбль как внутри завода, так и по фасаду, выходящему на улицы города. Предзаводская площадь не должна нарушать архитектурного ансамбля города.

12. Завод должен быть правильно ориентирован относительно господствующих ветров с тем, чтобы предохранить большинство цехов и городские жилые кварталы от дыма, газов и пыли, выделяемые некоторыми цехами.

Направление господствующих ветров определяют по так называемой розе ветров, т.е. по графическому изображению их повторяемости, а иногда и силы. Она строится на основании многолетних наблюдений за ветром, выполненных ближайшими метеостанциями.

При построении розы ветров (см.рис.1) из точки О по радиусам в направлениях, соответствующих частям света, в определенном масштабе откладывают количество дней в году (или за теплое время года), в течение которых ветер дует с данного направления. Она может быть выполнена в виде многоугольника или в виде радиус-векторов.

Рисунок 1.

К перечисленным выше пунктам, отображающим, требования к генеральному плану предприятия внутреннего порядка, имеется целый ряд требований, связанных с расположением завода в данном промышленном районе. К этим требованиям относятся: увязка выбора промплощадки, систем электроснабжения, водоснабжения и канализации проектируемого завода, подключения к транспортным общегосударственным магистралям, расселения работающих, строительство культурно-бытовых учреждений и т.п. мероприятий с планом экономического, технического и культурного развития района, в котором предполагается постройка нового предприятия.

Все эти вопросы тщательно рассматриваются одновременно с утверждением проекта генерального плана проектируемого завода.
^

3
.4. Методы застройки заводской территории по генеральному

плану


Основных методов застройки территории три:


  • -панельная;

  • -периметральная;

  • -сплошная.
1. Панельная застройка, наиболее применяющаяся для крупных заводов, заключается в расположении цехов на 2, 3, или 4 полосах земли. Каждая, из которых располагается на известном расстоянии друг от друга для создания продольных улиц.



Поскольку площади сравнительно много, при панельной застройке применяют в основном одноэтажные здания. Их располагают таким образом, чтобы завод имел не только продольные, но и поперечные улицы.

^ 2. Периметральный метод застройки используется в городах для машиностроительных заводов, изготавливающих небольшие изделия. Общая площадь такого завода не должна превышать размеры одного городского квартала. Как правило, площадь таких заводов не превышает 8 – 10 гектар. Так как выпускаемые изделия невелики, а площадь завода ограничена, здания по периметру делаются многоэтажными.

В

нутри двора могут располагаться одноэтажные постройки для установки тяжелого оборудования. По противопожарным правилам во двор должны вести двое ворот (а и в на схеме) и во дворе должен вписываться круг диаметром Д=10 метров для поворота пожарных машин.

^ 3. Сплошная застройка – тесно связана с блокированием цехов, когда в одном здании размещается несколько небольших цехов. Они блокируются с однородным производством: а) литейные цехи (чугунно – и цветолитейные); б) кузнечные (кузнечные, штамповые, прессовые, пружинно-ресорные); в) механосборочные (механические, холодно-штампованные и др.).

Блокирование цехов с разными технологическими процессами не рекомендуется.

Блокирование цехов позволяет уменьшить размеры зданий до 80%, а размер территории завода до 50% и протяжённость путей заводского транспорта до 30%. Одновременно улучшается возможность создания поточного производства, автоматизации и механизации производства.

Сблокированные здания должны строиться простой формы – прямоугольные или квадратные. Сложная форма зданий ведёт к ухудшению использования территории.

Блокирование цехов особенно большие результаты даёт в районах с суровыми климатическими условиями (длинные и холодные зимы, сильные ветры и т.д.). В этом случае уменьшение количества стен, окон и ворот резко улучшает эксплуатацию зданий. При отсутствии заготовительных цехов часто заводы располагают в одном или двух зданиях, которые занимают площадь 150-200 тысяч метров квадратных.

Генплан предприятия – это план отведенного под застройку земельного, участка территории, ориентированный в отношении проездов общего пользования и соседних владений, с указанием на нем зданий и сооружений по их габаритному очертанию, площадки для безгаражного хранения подвижного состава, основных и вспомогательных проездов и путей движения подвижного состава по территории.

Генеральные планы разрабатываются в соответствии с требованиями СНиП 11-89-80 «Генеральные планы промышленных предприятий», СНиП 2.07.01-89 «Планировка и застройка городских и сельских поселений», ВСН и ОНТП.

При проектировании предприятия для конкретных условий данного города или другого населенного пункта разработке генерального плана предшествует выбор земельного участка под строительство.

Основными требованиями, предъявляемыми к участкам при их выборе, являются:

1) оптимальный размер участка (желательно прямоугольной формы с отношением сторон от 1:1 до 1:3);

2) относительно ровный рельеф местности и хорошие гидрогеологические условия;

3) близкое расположение к проезду общего пользования и инженерным сетям;

4) возможность обеспечения теплом, водой, газом и электроэнергией, сбросом канализационных и ливневых вод.

Перед разработкой генплана предварительно уточняют перечень основных зданий и сооружений, размещаемых на территории предприятия, площади их застройки и габаритные размеры в плане.

На стадии технико-экономического обоснования и при предварительных расчетах потребная площадь участка предприятия (в гектарах) составляет:

где F з.пc – площадь застройки производственно-складских зданий, м 2 ;

F З.АБ – площадь застройки административно-бытовых зданий, м 2 ;

F oп – площадь открытых площадок для хранения техники, м 2 ;

К з – плотность застройки территории,%.

В зависимости от компоновки основных помещений (зданий) и сооружений предприятия застройка участка может быть объединенной (блокированной) или разобщенной (павильонной). При объединенной застройке все основные производственные помещения располагаются в одном здании (рис. 14.1, а ), а при разобщенной – в отдельно стоящих зданиях (рис. 14.2, б ).

Рис. 14.1. Способы застройки земельного участка:

1 – административный корпус; 2 – стоянка; 3 – зона ТО; 4 – зона ТР

Проектирование отдельно стоящих зданий допускается только при надлежащем технико-экономическом обосновании нецелесообразности блокирования зданий.

При размещении предприятия в нескольких зданиях разрывы между ними следует принимать минимально необходимыми для устройства проезда, тротуаров, прокладки инженерных коммуникаций, но не менее расстояний, обуславливающих противопожарные и санитарные требования (СНиП II-89-80).

Около административно-бытового здания следует предусматривать площадку для стоянки транспортных средств, принадлежащих работникам предприятия. Административно-бытовые помещения, могут располагаться как в пристройках к производственным зданиям, так и в отдельно стоящих зданиях. Однако при этом они должны соединяться с производственным корпусом отапливаемым коридором (галереей).

Здания и сооружения следует располагать относительно сторон света и преобладающих направлений ветров с учетом обеспечения наиболее благоприятных условий естественного освещения, проветривания площадки и предотвращения снежных заносов.

При разработке генеральных планов здания и сооружения с производственными) процессами, сопровождающимися выделением в атмосферу дыма и пыли, а также с взрывоопасными процессами, необходимо располагать по отношению к другим зданиям и сооружениям с наветренной стороны.

При размещении на территории предприятий технологического транспорта площадок для открытого хранения техники расстояния от них до зданий и сооружений принимаются по ВСН в зависимости от степени огнестойкости зданий и сооружений.

Ширина проезжей части наружных проездов должна быть не менее 3 м при одностороннем и не менее 6 м при двустороннем движении.

Исходя из противопожарных требований ко всем зданиям предприятия должен обеспечиваться подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны – при ширине здания до 18 м, с двух сторон – при ширине здания свыше 18 до 100 м и со всех сторон – при ширине здания более 100 м.

Предприятия, где предусматриваются более 10 постов обслуживания или хранение более 50 автомобилей, должны иметь не менее двух въездов (выездов) на территорию. Ворота для въезда на территорию предприятия или выезда необходимо располагать с отступом от красной линии, равным не менее длины основной модели обслуживаемых автомобилей. При расстоянии между воротами менее 30 м въезд на предприятие должен предшествовать выезду, считая по направлению движения на проезжей части дороги со стороны предприятия. При размещении АТП на участке, ограниченном двумя дорогами общего пользования, ворота следует располагать со стороны дороги с меньшей интенсивностью движения.

Для количественной оценки эффективности использования территории, занимаемой предприятиями применяются показатели генерального плана.

Основными показателями генерального плана являются площадь и плотность застройки, коэффициенты использования и озеленения территории. Площадь застройки определяется как сумма площадей, занятых зданиями и сооружениями всех видов, включая навесы, открытые стоянки автомобилей и складов, резервные участки, намеченные в соответствии с заданием на проектирование. В площадь застройки не включаются площади, занятые отмостками, тротуарами, автомобильными дорогами, открытыми спортивными площадками, площадками для отдыха, зелеными насаждениями, открытыми стоянками автомобилей индивидуального пользования.

Плотность застройки предприятия определяется отношением площади застройки к площади участка предприятия.

Коэффициент использования территории определяется отношением площади, занятой зданиями, открытыми площадками, автомобильными дорогами, тротуарами и озеленением, к общей площади предприятия.

Коэффициент озеленения определяется отношением площади зеленых насаждений к общей площади предприятия.

"

В проектную документацию, представляемую на экспертное заключение, входят следующие чертежи: схема размещения, ситуационный план, опорный план, генеральный план, план благоустройства и озеленения, план организации рельефа, план инженерных сетей. К ним прилагается общая пояснительная записка.

1. Общая пояснительная записка должна содержать: – основные градостроительные решения по генеральному плану, обоснования принятой архитектурной композиции, объемно-планировочные и конструктивные мероприятия, решения по транспортному обслуживанию, организации рельефа, благоустройству и озеленению, системе обслуживания населения или работающих; – основные технологические решения; – способы обеспечения объекта инженерными сетями, коммуникациями, инженерными системами и оборудованием зданий; – противопожарные и охранные мероприятия; – решения по энергоэффективности и энергосбережению; – мероприятия по сохранению объектов недвижимого историко-культурного наследия и их территорий; – мероприятия по охране окружающей среды; – основные мероприятия по организации строительства; – основные технико-экономические показатели и данные о проектной мощности объекта (показатели по предпроектной и проектной документации); – сведения об объектах-аналогах (для определения сметной стоимости строительства).

2. На схеме размещения показывают: – местоположение объекта в плане города, района или квартала; – наименование окружающих улиц, проездов, объектов; – направление север -юг.

Для проектов застройки схему размещения проектируемой территории в структуре города выполняют по форме проекта застройки.

3. На ситуационном плане (топографический план с подземными коммуникациями в масштабе 1:2000) наносят: – границы участка; – границы территорий различного функционального назначения; – красные линии, линии застройки, планировочные ограничения (границы технических, водоохранных, санитарно-защит-ных зон, зон охраны памятников и др.); – названия улиц, проездов; – существующие сохраняемые, сносимые и проектируемые здания и сооружения, дороги и проезды, зеленые насаждения, границы землепользования (включая противоположную сторону улиц и 100 м прилегающих территорий) с номерами корпусов (строений) и их этажностью; – направление север -юг; – экспликацию зданий и сооружений.

4. На опорном плане для проектов реконструкции застройки, а для отдельных комплексов на топографическом плане показывают: – границы проектируемой территории, обозначенные буквенными литерами в соответствии с исходно-разрешительной документацией; – красные линии, линии застройки, планировочные ограничения (линии регулирования застройки, границы технических и санитарных зон, охраняемых территорий); – существующие зеленые насаждения; – существующее функциональное использование территории в границах проекта, а также прилегающей территории в радиусе 100 м; – существующую застройку с номерами корпусов (строений), с экспликацией зданий и сооружений, с указанием назначения, этажности, капитальности; – зоны охраны недвижимых памятников истории и культуры, а также территории объектов недвижимого историко-культурного наследия, не имеющих в настоящее время утвержденных зон охраны; – утвержденные предложения по сносу, реконструкции зданий и сооружений, выводу предприятий, новому строительству; – существующие улицы, проезды, подъезды к зданиям; – направление север -юг.

5. На генеральном плане (топографический план с подземньми коммуникациями в масштабе 1:500) наносят: – границы проектируемой территории; – границы территорий различного функционального назначения; – красные линии и планировочные ограничения (линии регулирования застройки, границы технических и санитарных зон, охраняемых территорий); – названия улиц, проездов; – проектное функциональное использование территории с проектными границами территорий (участков) жилой, общественной, коммунальной застройки, зеленые насаждения общего пользования и др.; – сохраняемые, сносимые и проектируемые здания и сооружения с указанием этажности, номеров корпусов, абсолютной отметки пола 1-го этажа, разбивочных осей и осевых размеров, входов, въездов, приямков, козырьков проектируемых объектов; – сохраняемые и проектируемые дороги, проезды и автостоянки с указанием ширины внутриквартальных улиц, проездов, с разметкой машиномест автостоянок; – улицы, проезды к зданиям, пожарные проезды, загрузочные и разворотные транспортные площадки; – зеленые насаждения, пешеходные пути и площадки с указанием их назначения, основные элементы благоустройства территории с учетом мероприятий по организации рельефа (места размещения малых архитектурных форм, ограды, подпорные стенки, откосы); – границы первой очереди строительства (при поэтапном осуществлении проекта); – направление север -юг; – условные обозначения.

Чертеж генплана сопровождается экспликацией и основными технико-экономическими показателями.

6. На плане благоустройства и озеленения территории (в масштабе 1:500 на копии генплана) показывают: – существующие, сохраняемые и проектируемые зеленые насаждения - деревья, кустарники, газоны, цветники и др.; – аллеи, тропиночную сеть, малые архитектурные формы, в том числе ограды, подпорные стенки, лестницы, откосы, площадки мусоросборников и другие элементы благоустройства; – границы участков зеленых насаждений общего пользования; – дорожные покрытия; – существующие и проектируемые инженерные сети; – таблицу ассортимента проектируемого посадочного материала и объемы работ по благоустройству и озеленению.

Для согласования проектов допускается совмещать схему благоустройства и озеленения с генеральным планом в масштабе 1:500 и показывать принципиальные решения - виды озеленения, пешеходные пути, площадки с указанием их назначения, основные элементы благоустройства без объемов работ.

7 На плане организации рельефа (в масштабе 1:500 на копии генплана) наносят: – величину и направление уклонов, горизонтали; – отметки в точках перелома уклонов; – дождеприемные решетки с отметками; – красные и черные отметки по углам зданий, перед входами; – конструкции искусственных покрытий, лестниц, подпорных стенок; – абсолютные отметки, соответствующие условным нулевым отметкам проектируемых зданий; – откосы и подпорные стенки.

8. На технологических планах указывают: – основное технологическое оборудование; – транспортные средства; – категории помещений по взрыво- и пожароопасности.

9. На планах (на сводном плане) инженерных сетей показывают: – границы домовладений; – существующие и проектируемые здания, в том числе тепловые пункты; – все существующие переносимые и проектируемые инженерные коммуникации.

10. На планах нетиповых этажей наносят: – координатные оси здания по характерным местам и размеры между ними; – лестничные клетки; – лифтовые шахты; – стены и перегородки, дверные проемы с направлениями их открывания, оконные проемы, витражи; – наименования помещений и их площади, категории по взрыво- и пожароопасности (при отсутствии технологического плана); – линии разрезов; – балконы и прочие архитектурные элементы (при необходимости).

11. Разрезы (продольные и поперечные) выполняют по характерным местам здания. На них показывают: – габаритные размеры несущих и ограждающих конструкций, лестницы, перекрытия; – входы, оконные и дверные проемы; – фундаменты и отметки верха и низа их заложения; – относительные отметки по этажам и отметки прилегающего рельефа; – состав конструкции покрытия; – конструкцию существующих близкорасположенных зданий и сооружений.

12. На планах инженерного оборудования и систем указывают: – расположение основного инженерного оборудования; – трассировку сетей в одну линию.

13. На схеме стройгенплана наносят: – ограждения стройплощадки; – места размещения бытовых зданий; – временные автодороги; – пути для перемещения башенных кранов; – места складирования строительных конструкций и материалов; – точки присоединения к инженерным сетям на время строительства и временные мойки автомашин.

4.2.1. Генеральный план территории производственного (промышленного) объекта следует разрабатывать в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.

4.2.2. Предоставление земельного участка для строительства объекта УХО допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о их соответствии санитарным правилам (ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

4.2.3. Промышленную площадку для строительства новых объектов следует выбирать с учетом климатической характеристики, рельефа местности, закономерностей распространения промышленных выбросов в атмосфере, потенциала загрязнения атмосферы и фоновых концентраций загрязнителей в данной местности, с подветренной стороны по отношению к жилой, рекреационной и курортной зонам. Линия расположения всех производственных зданий должна быть перпендикулярна направлению господствующих ветров.

4.2.4. Размещение промышленной площадки объектов проводится с учетом фоновых показателей санитарно-эпидемиологического благополучия и при наличии возможности организации СЗЗ от промышленной площадки объекта.

4.2.5. В соответствии с СП 2.2.1.1312-03 "Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий" на территории промышленного объекта следует выделить административно-хозяйственную, вспомогательную, производственную и транспортно-складскую зоны. Промышленная площадка должна устанавливаться в границах земельного участка, принадлежащего объекту для ведения хозяйственной деятельности в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция".

4.2.6. Территория объекта ХХО включает военный городок, лечебно-профилактические учреждения гарнизонного значения и техническую территорию.

4.2.7. Территория военного городка объекта ХХО, как правило, состоит из основных зон: казарменной, парка техники и вооружения, жилой, хозяйственно-складской. Лечебно-профилактические учреждения гарнизонного значения размещаются на самостоятельном участке в госпитальной зоне.

4.2.8. Территория производственного объекта (промышленная площадка) УХО должна включать основные здания и сооружения для уничтожения химических боеприпасов, хранения, утилизации и захоронения продуктов детоксикации ОВ, вспомогательные здания и сооружения, административно-бытовые здания, складские сооружения для хранения сырья и материалов. Склады располагаются в отдельно стоящих одноэтажных зданиях, на безопасном расстоянии от производственных помещений уничтожения боеприпасов, административно-бытовых зданий и других сооружений, а также возможных источников возгорания.

Техническая территория объекта ХХО должна включать арсенал хранения химических боеприпасов, сооружения по уничтожению аварийных химических боеприпасов или комплексы уничтожения аварийных специзделий (далее - КУАСИ), вспомогательные здания и сооружения, административно-бытовые здания и помещения.

4.2.9. Взаимное размещение зданий и сооружений объекта УХО должно обеспечивать благоприятные условия для естественного освещения помещений и проветривания промышленной площадки. Запрещается строительство зданий, имеющих формы, способствующие образованию застойных зон.

4.2.10. Размеры площадки для технической территории объекта по ХХО и промплощадки объекта УХО должны быть достаточными для размещения основных и вспомогательных сооружений, включая пылегазоочистные и локальные очистные сооружения, места для сбора и временного хранения разрешенных промышленных и бытовых отходов, а также устройства по обезвреживанию, утилизации отходов и полигона (участка) захоронения отходов.

4.2.11. В проектной документации должны быть разработаны маршруты транспортировки ХО по территории объекта без пересечения их основными людскими потоками с выполнением мероприятий, исключающих возможность создания аварийных ситуаций.

4.2.12. В составе промплощадки объекта следует предусматривать пункты дегазации автомобильного и железнодорожного транспорта на случай возникновения аварийной ситуации.

4.2.13. Промышленная площадка должна иметь относительно ровную поверхность и небольшой уклон, обеспечивающий отвод поверхностных вод. Участок должен иметь низкий уровень стояния грунтовых вод и располагаться на незатопляемой территории. Уровень стояния грунтовых вод должен быть на 0,5 м ниже подвальных помещений. При необходимости следует выполнить соответствующие мелиоративные мероприятия по осушению строительной территории.

4.2.14. Свободная от застройки и проездов территория объектов уничтожения ОВ должна быть озеленена не менее чем на 50%. Все дороги для автотранспорта и пешеходов должны иметь твердые ровные покрытия с организованными стоками для ливневых вод.

4.2.15. Вне пределов производственной территории объектов УХО и технической территории объектов ХХО, в административно-хозяйственной зоне территории объекта УХО и на территории санитарно-защитной зоны указанных выше объектов допускается размещать производственные столовые с суточным хранением пищевых продуктов для обеспечения работающего персонала, занятого на работах с вредными условиями труда, лечебно-профилактическим питанием.

4.2.16. Врачебный здравпункт размещается в административно-хозяйственной зоне промплощадки объектов УХО в административно-бытовом корпусе на площадях не менее 500 кв. м. Помещение по оказанию первой медицинской помощи располагается на первом этаже административно-бытового корпуса.

Пункт первой медицинской помощи (по типу реанимационной) размещается в основных производственных корпусах объектов УХО.

gastroguru © 2017