Станция-музей «Козлова Засека», Тульская область: описание, история и интересные факты. Ясная Поляна и Козлова Засека

Ближайшая к Ясной Поляне железнодорожная станция Козлова Засека восстановлена в том виде, какой она была при жизни Льва Толстого. Величайший романист мировой литературы и самобытный философ, именно отсюда он пользовался телефонной связью, здесь получал почтовые отправления, отсюда же начинал свои путешествия. Скромный провинциальный вокзал станции Козлова Засека обрел музейный статус, продолжая обслуживать пассажиров в антураже начала прошлого века.

Единственное значимое несоответствие толстовскому времени – увеличившееся количество рельсовых путей, неизбежное при развитии ж/д сообщения, и электрификация дороги. В начале XX столетия путей было только два, островная платформа между ними и боковая – со стороны Ясной Поляны. Возле железнодорожного моста Лев Николаевич поворачивал своего коня во время прогулок, возвращаясь в родовую усадьбу. Встречала Козлова Засека и траурный поезд, доставивший тело писателя с места кончины, станции Астапово.

Биографы Толстого и исследователи его творческого и жизненного пути излагают несколько версий его последнего путешествия по железной дороге. Одни пишут о рядовой поездке к дочери Татьяне, другие настаивают на бесцельном спонтанном путешествии под воздействием духовных исканий. Судя по описаниям странного маршрута поездки, вторая версия в отношении человека преклонных 82-х лет более вероятна.

На станции Козлова Засека

Название местности, перешедшее при строительстве железной дороги к одной из станций, произошло от древнего укрепления – засеки. Так именовали валы из беспорядочно наваленных древесных стволов с заостренными (затесанными) сучьями, которыми Московское княжество отгораживалось от набегов южных племен и турок. Лесные завалы препятствовали продвижению конницы, облегчая задачу обороняющихся.

Именем предводителя одного из гарнизонов, воеводы Данилы Козлова, назвали укрепления южнее Тулы, затем окружающую местность, далее – станцию. Столетний юбилей со дня рождения Льва Толстого большевистские власти отметили переименованием станции Козлова Засека в Ясную Поляну, таковой она называлась вплоть до восстановления исторического имени в 2001 году. Кроме того, были проведены работы по возвращению вокзалу и окружающей территории того облика, какой они имели в 1910 году.

В рамках реконструкции привели в исходное состояние все станционные постройки и сооружения, насколько это возможно с точки зрения безопасного обслуживания нынешних пассажиров. Среди них сам вокзал и отдельное здание буфетной, багажное отделение и навес на дальнем конце перрона. Восстановлены деревянные ограждения из массивного бруса, осветительные фонари и станционные часы на платформе. Возле входа в музейное помещение, с правого торца станции Козлова Засека, установлен бюст писателя.

Внутри станционного здания

Внутри здания вокзала также восстановлена обстановка типичной небольшой станции начала XX века. Скамейки в зале ожидания, обрамления окошек билетных касс и другие детали обстановки приведены в соответствие с их обликом более чем вековой давности. Именно так выглядели тогда провинциальные железнодорожные станции, никаких световых табло, торговых точек и иных посторонних вещей транспортное ведомство не допускало.

В углу зала ожидания поставили антикварное зеркало в резной оправе. По описанию смотрителя оно оригинальное и стояло на этой станции в те дальние времена. Поодаль установлен макет станции Козлова Засека, где она выглядит полностью такой, какой видел ее Лев Николаевич. На нем всего две рельсовых нитки, отсутствуют столбы и провода железнодорожной электрификации для электровозов. На путях – макеты паровоза с вагонами старого типа, которые сейчас сохранились только в железнодорожных музеях типа или .

Экспозиция на станции Козлова Засека

Руководство РЖД, крупнейшего российского монополиста, организовало и оплатило не только работы по реставрации станции. Была создана экспозиция Железная дорога Льва Толстого, затем ставшая вместе с действующим вокзалом филиалом музея-усадьбы Ясная Поляна. Станционный музей располагает всего одной комнатой небольших габаритов, среди экспонатов не нужно искать личных вещей великого пассажира. Однако историческая достоверность в части времени их происхождения и использования соблюдена.

Выставка неплохо графически оформлена крупными настенными рисунками и увеличенными копиями старинных фотографий. Экспонаты можно разделить на две группы – связанные с функционированием железной дороги и принадлежавшие пассажирам далекого прошлого. Из рабочего инвентаря представлены старые средства связи (телеграфные и телефонные аппараты), масленки для смазки, различные осветительные фонари обходчиков и путейцев. Широко представлены большие и малые чемоданы и саквояжи, дорожная одежда и личные вещи пассажиров.

Завершая краткий обзор связанного с великим писателем провинциального вокзала, предлагаем посмотреть еще одну высотную фотографию. С этого ракурса более заметны характерные отличия нынешнего времени – легковые авто современной конструкции, длинные составы грузовых полувагонов, чего не было в первые годы существования железных дорог. Особенно бросаются в глаза мачты электросети, питающей современные локомотивы.

Посещение исключительно редкого симбиоза музея с действующим вокзалом любопытно даже само по себе. Сознание глубокой связи объекта посещения с жизнью великого соотечественника многократно увеличивает ценность этого краткого путешествия. Планируя побывать в Ясной Поляне, не забудьте предусмотреть и визит на станцию Козлова Засека, расстояние между ними меньше пяти километров.

На второй день путешествия мы отправились в Ясную Поляну. Когда до усадьбы оставалось всего несколько километров (по навигатору), мы уткнулись в "кирпич" - дорога из-за глобального ремонта была полностью перекрыта. Пришлось объезжать через Тулу. Минус навигатора в том, что довольно долго он подозревает водителя в неправильных действиях и упорно предлагает развернуться в каждом приемлемом для этого месте. Но кое-как выправился наш друг, поехали дальше. Тут выясняется, что мы неверно поставили точку на карте. И приведя нас к гигантскому заводу, навигатор объявил, что мы уже в Ясной Поляне. Небольшой взрыв эмоций, потеря ориентации в пространстве и предложенный мной выход из положения - едем на точку Козлова Засека, благо ж/д видели недалеко, а значит и станция где-то рядом. Изначально планировали заехать туда после усадьбы, но вышло всё наоборот.
Эх, а я до сих пор жалею, что не сняла завод. Ну просто монстр! Я такие только в фильмах про индустриализацию видела.
Тем временем наш поезд автомобиль прибывает на станцию Козлова Засека.



Ближайшая к усадьбе Ясная Поляна железнодорожная станция находится на территории Козловой засеки, входившей в комплекс оборонительных сооружений на южной границе Русского государства в XVI-XVII вв. Название засеки имеет несколько версий происхождения, основная из которых указывает на служившего здесь воеводу Данилу Козлова.
В 1860-е годы началось строительство Московско-Курской железной дороги, на Тульском участке которой в 1864 г. была открыта станция Козлова Засека (первоначально именовавшаяся полустанком). На ней располагалось небольшое здание вокзала, в котором помещались начальник станции и его помощник, касса, почтовое отделение, пассажирский зал. Отопление на вокзале было печным. В 1902 г. на Козловой Засеке были построены багажное отделение, деревянный перрон, островная платформа, туалет, погреб и путейский дом.









Толстой называл станцию просто Козловка. «Пишу со станции Козловка. Шумят. Народу пропасть». Лев Николаевич, который любил путешествия и много времени проводил в пути, не сразу принял вторжение цивилизации. Но все же не мог не оценить быстроту и удобство железной дороги, и вскоре для поездок по «чугунке» со всем своим многочисленным семейством он бронировал целый вагон. К писателю, со своей стороны, очень хорошо относились железнодорожники, в частности, выделили ему целое купе, когда он был болен.
На станции останавливались некоторые поезда дальнего следования, идущие в южном направлении, а в летнее время - и дачные поезда. Сюда приезжали Репин, Короленко, Шишкин, Страхов и другие гости Ясной Поляны, чтобы далее проследовать в усадьбу писателя. Часто Толстые встречали на станции своих гостей, на Козловке же они получали почту. «Жду с большим волнением твоего письма, милый друг, и иду за ним в 5 часов вечера на Козловку», - писала С.А. Толстая мужу.



В качестве своего адреса писатель указывал следующее: «Тульская губерния, Тульский уезд, станция Козлова Засека». Об этом говорит следующая его дневниковая запись: «...я передумал насчет адреса твоих писем и прошу тебя писать вперед на Козловку».
В 1928 году в год столетия со дня рождения писателя станция была переименована в «Ясную Поляну», в 2001-ом ей было возвращено её историческое название, были проведены реставрационные работы и открыта выставка «Железная дорога Льва Толстого».


Мы побродили по небольшой выставке самостоятельно, но можно купить билеты и с экскурсионным обслуживанием.










Много лет мы собирались посетить Ясную поляну, но все никак не могли доехать. Наконец, в этом году это случилось.
Первым делом мы заехали на станцию Козлова засека. К козлам она отношения не имеет, и получила название от бывшего воеводы Даниила Козлова.
1.

Название станции восходит в XIV в, когда это место близ Тулы находилось на южной окраине Московского княжества и представляло собой засеку, служившую для защиты от крымско-татарских набегов.
2.

В 1868 году открылась Московско-Курская железная дорога и станция, ближайшая к Ясной Поляне, где жил и работал Лев Толстой, была названа «Козловой Засекой».
3.

Сюда приходила почта писателю, здесь он звонил по телефону. Отсюда он поехал в ноябре 1910 года на юг, где и умер на станции Астапово.
4.

В 1928 году в год столетия со дня рождения писателя станция была переименована в «Ясную Поляну», в 2001г вернули историческое название.
5. Береза, посаженная в честь этого события начальником Московской железной дороги Фадеевым и бывшим губернатором Тульской области Стародубцевым.

К этому событию станцию отреставрировали, стилизовали под конец XIXв, и территорию вокруг вокзала тоже привели в порядок.
6.

7. Зайдемте внутрь. Внутри вполне себе уютно и чисто.

Народу – ни души. Станция мелкая, пассажирские поезда здесь почти не останавливаются. Фирменный поезд, который ходил сюда из Москвы с 2010г, отменен.
8.

9. Простаивают телефонные будки.

10. Можно отправить открытку

11. Можно зайти к начальнику.

12. Пути возле станции

С торца вокзального здания находится выставка «Железная дорога Льва Толстого». Всего одна комната, экспонатов не много, стоит рублей 20.
13. Дорожные швейцарские часы, начало XXв

14. Фонарь обходчика

15. Телеграфный аппарат. Сименс, между прочим.

16. Нехитрое устройство факела.

17. Дорожный чемодан

18. Жетон истопника

19. Прекрасная трость с набалдашником из ноги косули.

20. Рубашка-толстовка

21. Еще один видавший виды дорожный чемодан.

22. Телефон начала прошлого века

23. Путеводитель по Крыму. На злобу дня, так сказать:).

Козлова Засека представляет собой железнодорожную станцию, относящуюся к Тульскому отделению Московской железной дороги и расположенную со стороны южной границы Тулы. Название «Козлова Засека» появилось в 14 столетии – в то время это место находилось в южной стороне от Московского княжества. Данная местность представляла собой так называемую засеку, которая служила для защиты от постоянных набегов врагов. Вторая часть названия «Козлова» была названа в честь местного воеводы по имени Иван Козлов.

В 1860-е годы было начато строительство знаменитой железной дороги. Открытие Московско-Курской железной дороги произошло в 1868 году. Тогда же открылась и станция, расположенная ближе других к Ясной Поляне – здесь жил и трудился Лев Николаевич Толстой. Так образовалось новое название – «Козлова Засека». Здесь располагалось небольшое здание вокзала; в нем размещался начальник станции, а также его помощник, пассажирский зал, отделение почты и касса. Отопление вокзала было печным.

В 1902 году на станции Козлова Засека были выстроены деревянный перрон, багажное отделение, платформа в виде острова, погреб, туалет, путейский дом. Сюда поступала адресованная писателю почта, и здесь же он совершал телефонные звонки. Важно отметить, что поездки Толстого, а также его большой семьи в Москву осуществлялись именно через станцию Козлова Засека. В последний раз Лев Николаевич отправлялся в путь с этой станции летом 1910 года в имение под названием Кочеты, принадлежавшее его старшей дочке, Татьяне Львовне. Из этой местности Лев Николаевич в ноябре-месяце 1910 года уехал в южные земли, но по дороге внезапно заболел и умер на одной из станций под Астапово, по причине чего со станцией были связаны не только хорошие, но и трагические события. В здешние земли приехал траурный поезд с телом покойного Льва Николаевича Толстого.

На указанной станции останавливались поезда дальнего следования, которые направлялись в южную сторону, а в период теплого времени года здесь ходили и дачные поезда. В эту местность приезжали: Короленко, Репин, Страхов, Шишкин и некоторые другие люди из Ясной Поляны. Бывало время, когда семейство Толстых приходило к станции, чтобы встретить гостей.

В столетний юбилей великого русского писателя, в 1928 году, станция стала называться «Ясной Поляной», но в 2001 году ей вернули исторически сложившееся название. В это время при поддержке руководства железной дороги в Москве состоялись глобальные реставрационные работы, а также произошло открытие выставки под названием «Железная дорога Толстого Л.Н.». Предпринятые меры позволили вернуть комплексу свой истинный исторический вид.

На сегодняшний день музейно-привокзальный комплекс, который носит название «Козлова Засека» включает в себя непосредственно привокзальную территорию, оснащенную железнодорожной платформой, сувенирной лавкой, выставкой, посвященной Льву Николаевичу Толстому, и автостоянкой. На выставке были показаны предметы, относящиеся к началу 20 столетия, которые позволили всем посетителям увидеть то, какой именно была работающая станция в свое время. Есть возможность внимательно рассмотреть модели поездов прошлых лет, старинные фотоснимки, многочисленные дорожные вещи, представленные тростью, портфелями и другими распространенными предметами. Особый интерес у посетителей вызывает телефон и телеграф того времени.

Продолжительность любой экскурсии составляет от 45 минут до 1 часа. Есть возможность взять напрокат дорожный костюм, относящийся к концу 19 столетия – началу 20 века. Важно, что на территории проведения выставки не запрещены фото- и видеосъемки, к тому же они бесплатны.

На сегодняшний день станцию Козлова Засека посещает большое количество туристов.

gastroguru © 2017