Письмо разделительный мягкий знак. Разделительный мягкий знак (ь)

Буквы Ъ и Ь (твёрдый и мягкий знак) не обозначают звуков, они используются в письменной речи для указания правильного произношения слов. Сравните:

вюга - вЬ юга

подезд - подЪ езд

Разделительный твёрдый знак

Буква Ъ используется только в качестве разделительного знака. Пишется твёрдый знак после приставок, оканчивающихся на согласную букву, за которыми следует гласная Е, Ё, Ю или Я . Например:

об ъ яснение, с ъ ёжиться, в ъ езжать

Разделительный твёрдый знак пишется в сложных словах, первую часть которых образуют числительные ДВУХ-, ТРЁХ- и ЧЕТЫРЁХ- , за которыми следует гласная Е, Ё, Ю или Я . Например:

двух ъ ярусный, четырёх ъ ядерный

двух этажный, трёх очковый

Разделительный Ъ

Твёрдый знак не пишется:

  1. Перед гласными А, О, У, Э , например:

    без а варийный, под о конник, про у чить, с э кономить

  2. В сложносокращённых словах, например:

    детясли (детские ясли)

Обозначение мягкости согласных

В письменной речи в середине и на конце слов буква Ь обозначает мягкость предшествующего согласного звука, например:

в ь юга, лист ь я, тюл ь пан

Для обозначения мягкости согласных мягкий знак пишется:

  1. На конце слов, например:

    день , вертеть , дождь

  2. В середине слова после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым:

    больш е, женьш ень, письм о

  3. В середине слова после мягкого согласного, стоящего перед мягким Г, К, Б или М в том случае, если при изменении слова Г, К, Б или М становится твёрдым:

    серьг и - серьг а, письм енный - письм о

  4. В середине слова после мягкой Л , перед любой согласной буквой:

    льв ёнок, льс тить, польз а

    Но между двумя Л , идущими друг за другом - ЛЛ , мягкий знак не пишется:

    илл юминатор, алл ея, илл юзия

Мягкий знак в середине слова не пишется:

  1. В сочетаниях ЗН, НТ, СН, ЗД, СТ , например:

    казн ить, карант ин, красн еть, зд есь, кост и

  2. В сочетаниях с Ч и Щ со всеми согласными буквами, кроме Л :

    ночн ой, законч ить, сч ёт

    болельщ ик, мальч ик

    Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ, ЩН пишутся без мягкого знака.

    свечк а, точн ый, клянч ить, каменщ ик, сборщ ик, мощн ый

Разделительный мягкий знак

Буква Ь используется в словах в качестве разделительного знака. Пишется мягкий знак внутри слов после согласных, за которыми следует гласная Е, Ё, И, Ю или Я . Например:

коль е , ль ё т, соловь и , вь ю га, звень я

При произношении слов с разделительным мягким знаком всегда слышится звук [й"]. Разделительный Ь указывает на то, что буквы Е, Ё, И, Ю, Я обозначают два звука:

Е [й"э ], Ё [й"о ], И [й"и ], Ю [й"у ], Я [й"а ]

Обратите внимание, что разделительный Ь не пишется после приставок .

Примечание: разделительный мягкий знак пишется в некоторых словах иностранного происхождения пред буквой О :

почтальо н, бульо н, батьльо н, медальо н, шапминьо н

Разделительный Ь используется для того, чтобы при произношении слов согласная буква не сливалась с гласной.

План.

I. Актуальность проблемы.

II. Анализ ошибок по теме «Разделительный мягкий знак».

III. Цель и задачи коррекционной работы, место темы в цикле коррекционно-развивающих занятий.

IV. Основные принципы работы.

V. Направления логопедической работы.

VI. Логопедическая работа
- на уровне слога
- на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.

VII. Результативность работы.

VIII. Литература.

Актуальность проблемы.

Тема «Разделительный мягкий знак» является одной из самых сложных тем, изучаемых в начальной школе. Ошибки по написанию слов с разделительным мягким знаком являются очень распространенными и стойкими у большинства детей и, особенно у детей с нарушениями письма.

Несмотря на актуальность проблемы, тема «Разделительный мягкий знак» в логопедической литературе представлена в недостаточной мере, поэтому, работая практически, я разработала свою методику преподавания, с которой я хочу Вас познакомить.

Работая над преодолением ошибок на письме по данной теме у учащихся начальной школы, я проанализировала виды ошибок, выяснила их причины, разработала приёмы выявления и способы их устранения. Результаты этой работы я представила в таблице « Анализ ошибок по теме «Разделительный мягкий знак», которая может быть полезна не только логопедам, но и учителям начальной школы, преподавателям русского языка, а также родителям учащихся.

Виды и проявления ошибок.

Возможные их причины

Приёмы выявления

Способы устранения.

I. Пропуск разделительного мягкого знака в слове, например: солови -

1. Незнание правила.

2.Неправильное произношение слов из-за несовершенства органов артикуляции, либо в силу национальных особенностей речи (пишет как произносит)

3.Несформированность или нарушение фонематического восприятия.

1. Попросить ребенка рассказать правило.

3. Попросить ребенка повторить за Вами слоги или слова с разделительным мягким знаком и без,

например: ля – лья - ля,

солю - солью,

полет - польет,

Коля – колья,

показать нужную картинку,

Например: покажи, где Коля, а где колья.

1. Выучить или повторить правило.

2. Упражнять ребенка в правильном произношении слогов, а затем слов с разделительным мягким знаком (Сначала слушание образца правильного произношения, затем отраженное, а после самостоятельное воспроизведение).

3. Формировать фонематическое восприятие, начиная со слогового уровня, используя опору на различные анализаторы:

а) Зрительный анализатор:

* дидактическое пособие ля- лья;

*слоговая таблица с опорными знаками ле – лье;

*индивидуальные зеркала (при произнесении слогов с разделительным мягким знаком губы сильнее растягиваются в улыбку).

б) Кинестетический анализатор – при произнесении слога с разд.ь. чувствуется более сильное напряжение губ, щёк, поднятие и отодвигание языка назад.

в) Кинетический (двигательный) анализатор - слог без разделительного Ь - движение руки вперед ровно на одном уровне, слог с разделительным Ь знаком – волнообразное движение рукой вперёд.

г) Слуховой анализатор – слитное звучание слогов без разделительного Ь знаком, раздельное – с разделительным Ь знаком, появление звука Й.

II. Неуместное использование разделительного Ь знака в словах,

1.Несформированность или нарушение фонематического слуха.

2.Неусвоение правила обозначения мягкости согласных гласными 2 ряда.

1.См. I, п.3.

2.Попросить ребёнка записать под диктовку слоги ля, ли, лю, те и т.п.

1.См. I, п. 3.

2.Повторить правило обозначения мягкости согласных гласными 2 ряда.

III. Замена разделительного мягкого знака буквами и, е, например:

платие – платье,

веюга – вьюга,

леу – лью

1.Неправильное произношение слов.

2. Нарушение фонематического восприятия.

IV. Замена разделительного мягкого знака буквой й, например:

вйут - вьют

семйя – семья

Недостаточное усвоение темы “Гласные второго ряда”, несформированность графического образа слов с разделительным мягким знаком.

Попросить ребенка записать под диктовку слоги или слова с разделительным мягким знаком.

Повторить тему “Гласные 2 ряда”, дифференцируя при этом понятия “звук” и “буква”. Затем повторить правило написания слов с разделительным мягким знаком.

Из всего разнообразия ошибок по данной теме обязательной логопедической коррекции подлежат ошибки, обусловленные несформированностью фонематического восприятия и неправильным произношением слов.

Цель коррекционной работы:

формирование у детей правильных представлений об акустическом, артикуляционном и графическом образе слов с разделительным мягким знаком.

Задачи.

  1. Научить детей правильному произношению слогов и слов с разделительным мягким знаком.
  2. Формировать у учащихся фонематическое восприятие на слоги и слова с разделительным мягким знаком.
  3. Сформировать у учащихся устойчивые навыки правильной записи слов с разделительным мягким знаком.

На логопедических занятиях данная тема изучается после отработки тем «Дифференциация И-Й», «Гласные 1 и 2 ряда», «Твёрдые и мягкие согласные», «Мягкий знак – показатель мягкости согласных».

Логопедическая работа по теме «Разделительный мягкий знак» проводится с учащимися 2 – 4 классов, так как в 1 классе данная тема по программе начальной школы ещё не изучается. На прохождение данной темы можно отвести в среднем 7 занятий (1 занятие на уровне слога, 2 занятия на уровне слова, по 1 занятию на уровне словосочетаний, предложений, текста и 1 обобщающее занятие).

В работе очень важно учитывать основные логопедические принципы.

  1. Принцип квалификации дефекта – коррекция согласно выявленным причинам ошибок.
  2. Принцип максимального упрощения речевого материала – работу необходимо начинать со слогового уровня (наименьшей в данной теме речевой единицы).
  3. Принцип от простого к сложному – постепенное усложнение речевого материала и заданий. После усвоения уровня слогов переходим на уровень слов, затем уровень словосочетаний и предложений, а потом на уровень текста. При выполнении заданий сначала опора на речь логопеда, затем на самостоятельное проговаривание.
  4. Принцип опоры на сохранные анализаторы (слуховой, зрительный, кинетический, кинестетический и другие).

Направления логопедической работы.

I.Повторение правила.

II.Формирование правильных произносительных навыков.

III.Формирование фонематических представлений.

IV.Формирование навыков правильной записи слов с разделительным мягким знаком.

Рассмотрим подробнее эти направления.

I. Повторение правила.

Разделительный мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласным. Он пишется после согласных букв перед гласными е, ё, ю, я. и. Например: платье, муравьи, вьюга.

II.Формирование произносительных навыков.

  1. Слушание образца правильного произношения.
  2. Сопряжённое воспроизведение.
  3. Отражённое воспроизведение.
  4. Самостоятельное воспроизведение.

Сначала на материале слогов, затем слов, словосочетаний, предложений, текстов.

Например, чистоговорки, которые можно использовать в качестве речевой зарядки в начале занятия:
-Поля поле пашет, Коля колья колет.
- У Татьяны тачка, а у Натальи печенья пачка.
- Ульяна пекла печенье, да перепекла всю выпечку.
-Красна птица опереньем, а человек рукодельем.
-Свинья белорыла полдвора рылом изрыла.
-У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

III. Формирование фонематического восприятия.

1. С опорой на зрительный анализатор.

-Дидактическое пособие, в котором дети наглядно видят появление разделительного мягкого знака между согласной и гласной. На обратной стороне пособия при желании можно нарисовать подсказку - улыбку, которая растягивается с появлением мягкого знака.
-Слоговая таблица, предназначенная для чтения, дополнена знаками опорами - дугами, которые показывают, где согласный с гласным сливаются, читаются слитно, а где не сливаются и смягчённый согласный звучит отдельно от гласной.
-Индивидуальные зеркала, в которых дети наглядно видят изменения в положении своих органов артикуляции при произнесении слогов без разделительного мягкого знака и с разделительным мягким знаком попарно, например: ля - лья. не – нье. При произнесении слогов с разделительным мягким знаком губы сильнее растягиваются в улыбку.

2. С опорой на кинестетический анализатор.

Логопед задаёт детям вопрос: «Какой слог произнести труднее слог с разделительным мягким знаком или без него?».

Слог с разделительным мягким знаком произнести труднее, чем без него, так как ощущается более сильное напряжение губ и щёк, чувствуется поднятие спинки языка к нёбу, отодвигание языка назад (так как появляется среднеязычный звук Й).

3. С опорой на кинетический (двигательный) анализатор.

Логопед просит детей показать движением руки «дорожки» при звучании слога без разделительного мягкого знака и с разделительным мягким знаком

Слог без разделительного мягкого знака - движение руки вперёд ровно горизонтально на одном уровне («ровная дорожка»), слог с разделительным мягким знаком - волнообразное движение руки («съехали с горки»).

4. С опорой на слуховой анализатор.

Слуховой анализатор в конце нашей работы должен стать основным при определении наличия или отсутствия разделительного мягкого знака в слогах и словах. Дети должны будут научиться слышать раздельное звучание согласного звука и гласного 2 ряда, появление звука Й.

IV. Формирование навыков правильной записи слов с разделительным мягким знаком.

Нередко дети, чувствующие раздельное звучание согласного и гласного звука на слух, неправильно записывают слово. Они вместо мягкого знака пишут букву й, либо вместо буквы и после разделительного мягкого знака пишут букву й, то есть записывают слово, так как оно слышится. Поэтому во избежание подобных ошибок необходимо поработать над закреплением правильного графического образа слов с разделительным мягким знаком.

1.Необходимо использовать различные приёмы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова, (так как психология учит: чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ), такие как
- чтение и самостоятельная запись слогов, слов с разделительным мягким знаком,
- вставка буквы ь в слова,
-нахождение места буквы ь в слове по числовому ряду.

Во избежание запоминания неправильного написания слов с разделительным мягким знаком, я считаю нецелесообразным давать задания «Исправь ошибку», пока у ребёнка не сформировался устойчивый навык правильной записи слов.

Для избегания замен букв ь, и на букву й в письменных работах учащихся, необходимо уделить внимание выполнению звукобуквенного анализа слогов и слов с разделительным мягким знаком, обратить внимание детей на отличия в буквенной записи и звуковом составе слога или слова.
Например: лья [л`йа], друзья [друз`йа].

Логопедическая работа по теме «Разделительный мягкий знак» на уровне слога (1 занятие).

Цель.

Ознакомление учащихся с различными приёмами определения наличия или отсутствия разделительного мягкого знака в слогах.

На первом занятии я предлагаю детям послушать сказку и определить, какую работу, кроме смягчения согласных, может выполнять мягкий знак.

Как-то на слоговой полянке гуляли парами согласные и гласные буквы. Они были дружны, держались за руки и пели свои песенки: ля, ви, не, те, дю (демонстрируется пособия). Как звучали звуки слитно или отдельно? (Слитно).

А мягкий знак не мог ничего спеть. Почему? (Потому что он не обозначает звука). Но ему тоже хотелось подружиться с весёлыми гласными и согласными. Он вежливо представился и мягко предложил дружить с ними. Они согласились, взяли его за руки. Сначала мягкий знак встал с парой ля и получилось лья (демонстрируется пособие), потом с ви – вьи, не – нье, те – тье, дю – дью (по возможности произносят дети). Как стали звучать звуки, когда между ними встал мягкий знак? (раздельно, прерывисто). Мягкий знак смягчил согласный, но кроме смягчения он выполнил ещё одну работу. Какую? (Он отделил согласную от гласной). И называется такой мягкий знак разделительным.

Тема нашего занятия «Разделительный мягкий знак», и сегодня мы с вами поучимся находить мягкий знак в слогах. Для этого в течение занятия нам нужно будет найти способы определения наличия или отсутствия разделительно мягкого знака.

1.Уточнение правила.

Разделительный мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласными и пишется после согласных перед буквами е, ё, и, ю, я.

Логопед вывешивает плакат.
Вспомните слова с мягким знаком-показателем мягкости в середине слова, назовите их. Логопед записывает одно слово на доске, например коньки. Между какими буквами стоит буква ь? (Между двумя согласными).

Задание на закрепление правила.

Подчеркните разделительный мягкий знак среди буквосочетаний, данных на карточке, прочитайте слоги с разделительным мягким знаком:
тья, бью, льн, лью, ньк, рьк, вья, онь, едь, вьи, жьё.

Мы с вами нашли один из способов нахождения разделительного мягкого знака - он стоит между согласной и гласной 2 ряда.

2.Слушание, сопряжённое, отражённое и самостоятельное чтение слоговой таблицы с опорными знаками.

Ля – лья
Ви – вьи
Не – нье
Тё – тьё
Дю – дью

Можно ли почувствовать на слух наличие разделительного мягкого знака? (Да, слоги звучат раздельно).

Какой дополнительный звук появляется в слогах с разделительным мягким знаком. (Звук Й)

Откуда он берётся? (Гласные 2 ряда после мягкого знака распадаются на 2 звука, один из которых звук й).

На доске рядом с таблицей логопед записывает транскрипцию слогов с разделительным мягким знаком.

Это 2 способ - определение разделительного мягкого знака на слух.

Логопед делает запись-опору на доске (ухо, [й]).

Но иногда ушки нас подводят, поэтому давайте поищем дополнительные способы нахождения разделительного мягкого знака.

3.Работа с индивидуальными зеркалами и дидактическими пособиями.

Дети должны почувствовать и увидеть изменения, которые происходят с органами речи при попарном произнесении слогов с разделительным мягком знаком и без него. Когда в слоге появляется разделительный мягкий знак,губы растягиваются в улыбке, язык приподнимается и немного отодвигается назад. Слог с разделительным мягким знаком произнести труднее, так как сильнее напрягаются щёки, губы, язык.

Это третий способ - губы растягиваются в улыбке, язык приподнимается.

Логопед и дети зарисовывают знак-опору «улыбку».

А теперь представьте и покажите движением руки дорожку, которую вы представляете, когда произносите слог без разделительного мягкого знака («ровная дорожка»), а теперь с разделительным мягким знаком («горка», «волна»).

Это четвёртый способ - рука «рисует» волну.

Логопед и дети зарисовывают знак-опору.

А теперь давайте потренируемся в нахождении слогов с разделительным мягким знаком.

Упражнения для закрепления.

1.Графический диктант слогов: слог без разделительного мягкого знака ___ - прямая линия, слог с разделительным мягким знаком ~ - «волна».

2.Диктант слогов с опорой на предыдущие схемы, самостоятельное чтение написанных слогов.

3.Физкультминутка с перекидыванием мяча:

«Добавь разделит. мягкий знак»:
зя - зья
бе -
ря -
чи -
ся -
лю -

«Убери разделит. мягкий знак»
лья - ля
рью -
бьи -
сья -
нья -
пью –

4.Игра «Внимательные ушки»

(выполни определённое действие, если в слоге есть разделительный мягкий знак): ни, ньи, ре, рье, чьи, чи, жи, жьи, зья, зя и т.д.

Логопедическая работа на уровнях слова, словосочетания, предложения и текста.

При работе на уровне слова осуществляется закрепление навыков определения наличия, либо отсутствия разделительного мягкого знака в словах. Логопед напоминает, а дети самостоятельно используют специальные приёмы, данные на уровне слога.

На уровне словосочетаний и предложений предполагается активное самостоятельное использование детьми полученных навыков на более сложном речевом материале.

На уровне текста осуществляется окончательная отработка и проверка полученных умений и навыков.

На данных этапах необходимо уделять внимание не только формированию акустико-артикуляционных представлений, но и развитию навыков звукобуквенного анализа слов с разделительным мягким знаком, работе над лексико-грамматической стороной речи, а также развитию связной речи.

Задания и упражнения для закрепления.

1.Игра " Внимательные ушки".

а) хлопни, если почувствуешь, что в слове есть разделительный мягкий знак: ветер, вьюга, стены, платье, лето, лисья, ночью и т. д.

б) назови слово с разделительным мягким знаком из словосочетания или предложения: высокие деревья, лисьи следы, компьютерные игры и т.п. Стулья делают из дерева. Орёл расправил огромные крылья.

2. Игра "Четвёртое лишнее".

а) в слогах не – не – нье – не

б) в словах
- на слух с опорой на речь логопеда: Ульяна, Татьяна, Марина, Наталья
- с опорой на самостоятельное проговаривание:
- по карточкам осен…ю, ноч…ю, кол…ёса, в…юга
- по картинкам

3. Графические диктанты с записью только слога с разделительным мягким знаком.

Обязательно даются слова - «ловушки» без разделительного знака. а) слова: листья - ____тья, лимон - ________

б) словосочетания: птичьи перья - _____чьи ______рья

в) предложения: Дедушка приехал ночью. – I_______ _________ _____чью.

4. Самостоятельный подбор слов на заданные слоги.

ля – Оля, лямка, поляна и т.д.

лья – стулья, крылья, Наталья и т. д.

5. Нахождение места буквы Ь в слове по цифровому ряду.

Даются и "слова-ловушки".

а) с опорой на речь логопеда - оладьи(5), Денис, ателье(5), щалунья (6)

б) с опорой на самостоятельное произношение слов (логопед предъявляет картинку): деревья, колосья, вишня и т. д.

6. Вписывание детьми отгаданных слов в клеточки по типу кроссворда.

Поле подготавливает логопед. Можно использовать различный речевой материал, в том числе и загадки.
Л и с т ь я

Из почек появляются,
Весною распускаются.
Осенью опадают
И все увядают.

7. Задания на вставку буквы ь.

а) в словах: в…юга, в…есна, плат…е, ул…ица

б) в словосочетаниях: шустрые мурав…и, белич…и сл…еды.

в) в предложениях: Плат…е чист…ят щ…ёткой.

г) в текстах:

Апр...ель.
Сн…ег сошёл, запахло прел…ю.
Прокат…ился в н…ебе гром.
Мурав…и под старой ел…ю
Вс…ей сем…ёю строят дом.

8. Работа со словами-паронимами.

Здесь важно показать смыслоразличительную функцию разделительного мягкого знака (если исчезает разделительный мягкий знак, то изменяется значение слова). а) Вставка буквы ь в слово с опорой на картинку.

б) Вставка буквы ь в слово с опорой на смысл прочитанного предложения.
Журавли отправляются в пол…ёт. Дождик их в пути не раз пол…ёт.

в) самостоятельное составление и запись предложений со словами-паронимами.

г) Физкультминутка.
Игра с перекидыванием мяча
"Добавь разделительный мягкий знак в слово": Коля – колья, семя – семья, полёт – полёт, лют – льют, гостя – гостья
"Убери разделительный мягкий знак ": полью – полю, пылью – пылю

9. Задания на словоизменение и словообразование.

а) образование множественного числа слов:
- на уровне слова: лист – листья, крыло – крылья, колос - колосья
- на уровне словосочетания: заячий хвост – заячьи хвосты, волчий зуб – волчьи зубы.
- на уровне предложения: Улетели на юг …………….(соловей) Желтеют в саду ……………….(дерево)

б) образование отчеств от данных имён:
Анатолий – Анатольевич,
Василий –
Юрий -
Илья –
Савелий –
Сергей –
Евгений –

в) образование притяжательных прилагательных
Игра «У кого чья?» (с демонстрацией картинок животных):
У лисы голова чья? Лисья
У зайца? У волка? У белки? У лошади? У коровы? У медведя? У кошки? У собаки?

г) Задания на самостоятельное словоизменение:
- на уровне слова: Измени слово так, чтобы в нём появился разделительный мягкий знак - ночь – ночью, вить - вьют, вьёт, сидеть - сиденье, Наташа - Наталья, весело – веселье.
- на уровне предложений: Не жужжат пчёлы вокруг ……… (улей).
весна, птицы, вить, гнёзда – __Весной птицы вьют гнёзда.__

10. Задания на активизацию и расширение словарного запаса.

Подбор антонимов: болезнь – здоровье, скука – веселье, враги – друзья, легкомысленный – серьёзный, работа - безделье.

11. Выразительное чтение стихотворений.

12. Пересказы текстов.

13. Слуховые диктанты (задания на проверку).

- слова: клочья, Софья, весна, ружьё, ветер, прутья, вьюга.
- предложения: Без терпенья нет ученья.
- текст

Белочка.
У белки жильё из листьев и сучьев. Вьюга воет, а она сидит в тепле. Но вот вьюга утихла. Белочка прыгает по веткам деревьев. Она добывает себе пищу.

Результативность работы

За период с 2008 по 2011 годы логопедические занятия посетили 50 учащихся, допускавших ошибки по теме «Разделительный мягкий знак»

После коррекции 38 учащихся перестали допускать ошибки по теме, что составляет 76% от общего числа учеников с ошибками по теме. 10 учащихся (20%) допускают ошибки иногда.2 ученика (4%) продолжают допускать ошибки по теме.

В результате проведённой коррекционной работы большинство учащихся научились.

  1. Чётко проговаривать слова с разделительным мягким знаком.
  2. Безошибочно определять слова с разделительным мягким знаком на слух.
  3. Правильно записывать слова с разделительным мягким знаком.

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности предложенной мной методики.

Литература.

  1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Сборник диктантов для вспомогательной школы: (1-4 кл.). Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980.
  2. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо: сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.:Дельта, 1997.
  3. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 1. – М.: ООО "АКВАРИУМ БУК", К.:ФГУИППВ, 2004.
  4. Русский язык. Правила и упражнения. 1-5 класс. пособие по русскому языку для начальной школы. /Уроки русского языка. – М.: "Аквариум", 1997.
  5. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы./ Уроки русского языка. – М.: "Аквариум", 1997.
  6. Узорова О.В. Разделительный мягкий и твёрдый знаки: все основные орфограммы русского языка: 1-4 кл. /О.В. Узорова, Нефёдова Е.А. – М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2003.
  7. Узорова О.В. 500 контрольных диктантов по русскому языку: / Пособие для начальной школы. – М.: Аквариум, К: ГИППВ, 1998.

) и выполняет несколько служебных функций:

  • разделительная функция,
  • обозначение мягкости согласного на письме,
  • показатель грамматических форм.

Разделительный мягкий знак.

  • Ь в качестве разделительного знака употребляется после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и. :
    семь я [с’эм‘й’ А], ль ёт [л‘й’ от], вь юга [в‘й’ уга], соловь и [салав’й’и], муравь я [мурав‘й’ а], рожью [рОжй’у ].

    После приставок Ь никогда не пишется

    Ь разделяет предшествующий ему согласный и согласный звук [й’] (- всегда звонкий, всегда мягкий), подсказывая при этом появление звука [й’].
    Я солю [сал’У] щи солью [сал’й’У].
    Пылю пылью .
    Коля несёт колья .
    Сначала полю , потом полью .

    Неразделительный мягкий знак.

    Обозначение мягкости согласного (кроме шипящего).

    • Ь обозначает мягкость согласных (кроме шипящих) на конце слова:
      моль , роль , пять , фонарь .
      При этом мягкость или твердость согласного в конце слова определяет разные по смыслу слова:
      тол — толь, угол — уголь, вес — весь, ясен — ясень, ел — ель, дан — дань.
    • в середине слова Ь обозначает:
      • мягкость согласного перед твердым согласным:
        Кузь ма, кось ба, пись мо, паль ма;
      • Ь пишется между двумя мягкими согласными, только в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким:

        Кузь ме (изменили слово — Кузьма, чтобы м стал твердым), кось бе (косьба) , в пись ме (письмо), на паль ме (пальма);

        Например, гвозд и [гвОз’д’и] мягкий знак не пишется — гвозд одёр, где з — твердый звук.

      • мягкость согласного Л перед любыми другими согласными (не Л):
        маль чик, боль шой, боль ница, моль берт.

    Мягкий знак пишется (орф. №9):

    • в конце слов для обозначения мягкости согласных: конь, пять ;
    • Мягкий знак в числительных (№41)
      • В Именительном и винительном падежах числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня пишется мягкий знак Ь: семьдесят, семьсот .
      • в падежах числительного восемь : восьми (род., дат., пр. падежи), восьмью или восемью (тв.падеж) ;
    • в творительном падеже множественного числа некоторых существительных и числительных: детьми, людьми, четырьмя ;
    • в стечении согласных после л , перед м, б, г, к : мольба, письмо, резьба, возьму ;
    • в середине слова между двумя мягкими согласными : скользить ;
    • у возвратных глаголов в повелительном наклонении и большинства глаголов в неопределенной форме: одевать — одеваться, бежать, мыть — мыться ; приготовь, приготовься, приготовьтесь (повелительное наклонение); назначьте;
    • в прилагательных, образованных от названий месяцев (кроме январский ): июньский, сентябрьский .

    Мягкий знак не пишется

    • внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, рч, щн, ст, нт, нн :
      ночк а, ночн ик, конч ик, барабанщ ик, спорщ ик, испорч енный, помощн ик, мост ик, банти к, осенн ий.
    • между двумя мягкими Л : илл юзия, колл екция .
    • у числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 на конце слова: пятьдесят, пятьсот.

    Ь — показатель грамматических форм.

      • Ь пишется после шипящих (орфограммы 8,20,22,48, 64)

        • в существительных женского рода единственного числа (3-го склонения):
          дочь , мышь , ночь , тишь .
          Сравните с существительными мужского рода ед.числа: мяч, шалаш, ёж.
        • в глагольных формах (во всех формах после шипящих):
          • во 2-м лице ед.ч. глаголов настоящего и будущего времени: идёшь , поёшь , решаешь , спишь, учишь ся, бросишь , бросишь ся;
          • в инфинитиве (неопределенной форме глагола): беречь , беречь ся, стеречь , лечь , жечь , обжечь ся;
          • в глаголах повелительного наклонения: спрячь , отрежь , отрежь те, съешь , съешь те.
        • в наречиях с основой на шипящую: вскачь , наотмашь , навзничь .
          Исключение : Уж замуж невтерпёж .
        • в : вишь , лишь , ишь , бишь .
      • Ь после шипящих не пишется:

        • у существительных не 3-го склонения:
          • в существительных 2 склонения (мужской род единственное число, нулевое ): грач, луч, шалаш.
          • в существительных в форме родительного падежа множественного числа: (нет) задач, туч, луж, рощ.
        • в кратких прилагательных: горяч, тягуч.
        • у наречий на —ж (кроме настежь ): уж, замуж, невтерпёж .
    • -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах (№ 23)

      • Если глагол на -тся, -ться отвечает на вопросы настоящего или будущего времени (нет Ь в вопросе), то перед -ся мягкий знак не пишется: Купается (что делает? наст.вр.) . Если глагол отвечает на вопросы неопределенной формы (есть Ь в вопросе), то мягкий знак пишется: купаться (что делать? — неопр.ф.) .

Разработка открытого логопедического подгруппового занятия по теме «Мягкий знак -показатель мягкости. Разделительный мягкий знак.» Этот урок был дан в рамках областного семинара-практикума для логопедов и учителей-логопедов г. Курска и Курской области по теме «Коррекционно-логопедическая работа по устранению дисграфии и дислексии».

Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные нерезко-выраженным общим недоразвитием речи.

Тема занятия:
«Мягкий знак – показатель мягкости.
Разделительный мягкий знак».

Цели:

  • формировать представление о различных функциях мягкого знака и разделительного мягкого знака;
  • формировать приём мышления по определению написания разделительного мягкого знака и мягкого знака, обозначающего мягкость согласного;
  • формировать у детей правильное представление об акустическом, артикуляционном и графическом образе слов с разделительным мягким знаком;
  • формировать умение находить в тексте слоги и слова с разделительным мягким знаком;
  • развивать устную и письменную речь.

Задачи:

  • научить детей правильному произношению слогов и слов с разделительным мягким знаком;
  • формировать у учащихся фонематическое восприятие на слоги и слова с разделительным мягким знаком;
  • развивать умение находить слоги и слова с мягким знаком – показателем мягкости и разделительным;
  • формировать у учащихся устойчивые навыки правильной записи слов с разделительным мягким знаком;
  • развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, группировать;
  • воспитывать эмоциональные оттенки на увиденное и услышанное, интерес к русскому языку;
  • обогащать словарный запас учеников;
  • формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнёра, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи;
  • совершенствовать навыки каллиграфии, санитарно- гигиенические навыки.

Оборудование:

  • мультимедийная установка (проектор, экран), индивидуальная рабочая тетрадь, ручки, цветные карандаши, карточки с заданиями для индивидуальной работы, перфокарты, мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! У нас на занятии присутствуют гости. Давайте улыбнёмся друг другу и обменяемся хорошим настроением.

Присядет тот, кто назовёт последний звук мягко в данных словах:

Кон – конь
хор — хорь
Угол – уголь
мел — мель
Ест – есть
брат — брать
Ел – ель

А что помогло изменить эти слова? (Мягкий знак)

Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
но в слово часто просится.

Что вы можете сказать об этом мягком знаке? (Звука не обозначает. Может занимать место в середине слова или на конце слова. Показывает, что согласный перед ним произносится мягко.)

Ребята, какие времена года вы знаете?

Сколько месяцев в каждом времени года?

А в году?

Как называется время года, о котором говорится:

Снежок порхает, кружится на улице бело.
И превратились лужицы в прозрачное стекло.

Какие месяцы относятся к этому времени года?

(декабрь, январь, февраль)

Какую букву надо написать на конце этих слов? (слайд)

Проверка. (слайд)

Ребята, а вам нравится зимушка-зима?

Почему? (ответы детей: мне нравится зима, потому что можно кататься на лыжах, санках, коньках, играть в снежки, лепить снеговиков и т.д.)

2. Объяснение нового материала.

Посмотрите на слайд и прочитайте слова (КОНЬКИ, МЕТЕЛЬ, ВЬЮГА) что их объединяет в одну группу. Сколько букв и звуков в этих словах7

Коньки -6 б., 5 зв.
Метель – 6 б., 5 зв.
Вьюга – 5 б., 5 зв.

А почему? Может кто-то знает из вас. Давайте проверим и докажем это.

Посмотрите и прочитайте звук (ль) графически кружок зелёный;

Слог – ЛЯ графически кружок зелёный и красный.

А вот теперь внимание пришёл мягкий знак. Он разорвал, потеснил, отделил, вклинился, разъединил слог ЛЯ. Можно назвать его – разрывательный, потеснительный, отделительный, вклинительный, разъединительный. Всё это синонимы (близкие по значению слова), но правильно он называется – РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК. Теперь я думаю, что вы можете определить тему нашего занятия (речь пойдёт о разделительном мягком знаке).

Что он разделяет? Где его место в слове.

На этот вопрос мы попробуем дать ответ на нашем занятии.

Среди буквосочетаний, произнесите только с разделительным мягким знаком? (слайд)

(ТЬЯ, БЬЮ, ЛЬЮ, ВЬЯ, ВЬИ, ЖЬЕ)

Какой дополнительный звук появляется в названных словах? (Й)

Откуда он берётся? (Гласные второго ряда после разделительного знака распадаются на два звука один из которых звук Й (слайд)

Можно ли почувствовать на слух наличие разделительного мягкого знака в слове? (ДА)

Повторите ЛЯ – ЛЬЯ, как произнесли первый слог – вместе, слитно (посмотрите в зеркало)

А теперь слог ЛЬЯ (как произнесли слитно или раздельно), получилось отдельно, образовалась преграда звук Й, на губах улыбка.

Давайте проверим внимательные глазки.

(Чтение таблиц, таблицы на доске)

Сначала читаем вместе, а потом по очереди (если будет получаться).

  • Ви-вьи мя-мья рё-рьё
  • Ря-рья тё-тьё де-дье
  • Ня-нья сё-сьё пи-пьи
  • Тю-тью би-бьи тя-тья
  • Ме- мье ти-тьи ся-сья
  • Фи-фьи ди-дьи зя-зья
  • Чи-чьи рю-рью ля-лья
  • Пя-пья зе-зье ке-кье и т.д.

Ребята, я думаю, что вы можете ответить, что разделяет мягкий знак?

Где его место в слове?

Закрепить нам это поможет правило стихотворение (слайд).

Слева от меня – согласный,
Справа – Е,Ё,И,Ю,Я.
Чтобы не было слиянья,
разделил их ловко я.

3. Физминутка.

(бросаю мяч ученику называя слоги…)

1.​ «Добавь разделительный мягкий знак»:

Зя-зья, бе-бье, ря-рья, чи-чьи, ся-сья, лю-лью

2.​ «Убери разделительный мягкий знак»:

Лья-ля, сью-сю, тьё-тё, нья-ня, рье-ре, бьи-би

4. Закрепление.

А) Игра «Один – много» (слайд).

Задание для детей записано в тетради.

Запишите через чёрточку слова во множественном числе. Разделительный мягкий знак подчеркните.

Друг-
Перо-
Дерево-
Крыло-
Лист-
Воробей-

Б) Измените по образцу (слайд) устно.

  • Юра – Юрьевич, Юрьевна.
  • Илья – Ильич, Ильинична.
  • Валера – Валерьевич, Валерьевна.
  • Василий – Васильевич, Васильевна.

А теперь выполните задание по карточке. (по образцу)

  • Соня-Софья
  • Даша-
  • Таня-
  • Илюша-
  • Луша-

Закончили. Карточку отложите. Давайте проверим.

Какое было затруднение (имя Луша).

Ребята, это имя уже устарело и в обычной жизни это имя не употребляется. Но в русских сказках это имя звучало часто (Лушенька — душенька, а полное имя будет Лукерья, правда звучит красиво!). Запишите теперь это имя у себя в тетради.

В) Нужно ли писать букву ь знак в этих словах.(слайд) УСТНО.

Рыс_, ал_бом, дел_фин, плат_е, тен_, друз_я

Что вы скажете?

Ь – показатель мягкости
Ь – разделительный

Г) Запишите слова, разделив их на две группы (слайд).

Счастье, пальто, день, семья, учитель, льёт, сильный, деньки

Кто уверен, что правильно написал слова — поставьте знак уверенности (!).

А кто сомневается, знак сомнения (?).

5. Итог занятия.

Возьмите перфокарты.

Я буду называть по три слова. Там где есть разделительный мягкий знак вы будете ставить «плюс», где нет «минус».

1) + + + гостья, вьюга, льёт

2) + — - счастье, гость, снег

3) + + + оладьи, платье, семья

4) — - + медведь, голубь, вьюга

5) + + + веселье, житьё, гроздья

Соедините все плюсы линией. Какую цифру вы увидели? Поднимите руки, у кого получилась «пятёрка».

6. Рефлексия. (слайд)

Выберите для себя одно из утверждений:

Сегодня на занятии я понял (а) …

Сегодня на занятии я узнал (а) …

На занятии мне было интересно …

На занятии я научился (ась) …

Всем спасибо. Поблагодарите себя. А я благодарю вас. (Возьмите из сундучка сладкий приз). Занятие окончено.

В русском алфавите есть две удивительные буквы – Ь и Ъ – они не обозначают звуков! Зачем же они тогда нужны? О важности мягкого знака в русском языке, о его функции в речи – говорим сегодня.

Три роли одной буквы

Мягкий знак - одна из букв, функция которых изменилась в процессе развития языка. Когда-то эта буква называлась «ерь» и обозначала очень короткий гласный звук (редуцированный) - что-то среднее между Е и И.

В результате развития языка звук, обозначаемый буквой ерь, исчез. Если эта буква была под ударением, она превратилась в Е; если без ударения в середине слова - просто исчезла (именно этим объясняется чередование с нулем звука: пень - пня, например); на конце слова она стала обозначать мягкость согласного.

Итак, мягкий знак может быть показателем мягкости согласного (день). Может указывать на грамматический признак (например, на 3 склонение существительного: помощь, но плащ).

А может быть разделительным.

Что разделяет мягкий знак?

Разделительный мягкий знак называется так потому, что он словно бы разделяет слово на части: часть после знака произносится так, как будто с этого места начинается новое слово. Если после разделительного мягкого знака стоит, например, буква Я, она читается так же, как и в начале слова: [йа]. Эта тема изучается еще во 2 классе и обычно не вызывает сложностей в отношении правописания, но ошибки в фонетическом разборе не редкость. Давайте рассмотрим примеры:

Статья – [стат’й’а´]

Пьёт – [п’йо´т]

Вьюга [вйу´га]

Гласные Е, Ё, Ю, Я после разделительного мягкого знака обозначают по два звука: е - [й’э], ё - ]й’о], ю - [й’у], я - [й’а].

В каких же случаях употребляется разделительный мягкий знак? После любого согласного, кроме Й, перед Е, Ё, Ю, Я, И. При этом согласный звук вовсе необязательно будет звучать мягко, так как в данном случае мягкий знак выполняет другую задачу. Однако важно помнить, что это правило не действует после приставок. После приставок на согласный перед Е, Ё, Ю, Я ставится не мягкий, а твердый разделительный знак!

Итак, в соответствии с правилом разделительный мягкий знак пишется после согласного перед Е, Ё, Ю, Я, И в любом месте предложения, кроме позиции после приставки.

Особенности употребления мягкого знака в словах иноязычного происхождения

Посмотрим на слова, употребленные в предложении: «Почтальон ел бульон с шампиньонами».

Слова «почтальон», «бульон», «шампиньон» заимствованы из французского языка. Русская орфография пыталась следовать произношению этих и других аналогичных слов, этим и объясняется нетипичное для нашего языка написание мягкого знака перед О.

Приведем примеры таких слов:

  • Бульон.
  • Медальон.
  • Шампиньон.
  • Почтальон.
  • Каньон.
  • Котильон.
  • Батальон.
  • Павильон.

Как не ошибиться в слове с разделительным знаком?

Если после согласной следует гласная Е, Ё, Ю, Я, И, то необходимо определить, не находится ли эта буква на стыке между приставкой и корнем. Если перед нами приставка, оканчивающаяся на согласную, а за ней строит Е, Ё, Ю, или Я, то в этом месте надо писать не мягкий, а твердый знак. И после приставки на согласный переходит в Ы (исключение «взимать», слова с иноязычными и некоторыми другими приставками). Если же это не граница приставки и корня, то надо писать мягкий знак. Приведем примеры: вьюга, шьет, чья, птичьи, соловьи, колье.

gastroguru © 2017