Салли манн запрещенный фотограф. Салли Манн, «Гордая плоть

Она никогда надолго не покидала родные края и с 1970-х работала только на юге США, создавая незабываемые серии снимков в жанре портрета, пейзажа и натюрморта. На многих мастерски снятых черно-белых фото фигурируют и архитектурные объекты. Пожалуй, самые известные работы американки - это одухотворенные портреты близких: мужа и маленьких детей. Временами неоднозначные фотографии навлекали на автора жесткую критику, но одно несомненно: талантливая женщина оказала неоценимое влияние на современное искусство. Начиная с первой индивидуальной выставки в Галерее искусств в городе Вашингтоне, штат Колумбия, в 1977 году, множество ценителей фотографии стали бдительно следить за развитием нового гения.

Шагая вперед

В 1970-х годах Салли изучала разнообразные жанры, взрослея и одновременно совершенствуясь в мастерстве запечатления жизни. В этот период увидели свет многочисленные пейзажи и удивительные образцы архитектурной фотографии. В творческих поисках Салли начала соединять в своих работах элементы натюрморта и портрета. Но свое подлинное призвание американский фотограф нашла после того, как в печать вышла ее вторая публикация - сборник фото, представляющий собой целое исследование жизни и образа мыслей девочек. Книга называлась "В двенадцать лет: портреты молодых женщин" и была опубликована в 1988 году. В 1984-1994 гг. Салли работала над серией "Близкие родственники" (1992), сосредоточенной на портретах трех ее детей. Малышам в то время еще не исполнилось десяти лет. Хотя на первый взгляд кажется, что серия представляет на суд зрителей обыкновенные, рутинные жизненные моменты (дети играют, спят, едят), в каждом снимке затрагиваются гораздо более масштабные темы, включая смерть и культурные различия в понимании сексуальности.

В сборнике "Гордая плоть" (2009) Салли Манн переводит объектив камеры на своего мужа Ларри. В публикации представлены фотографии, снятые за шестилетний период. Это откровенные и искренние образы, переворачивающие традиционные понятия о роли полов и запечатлевшие мужчину в моменты глубоко личностной уязвимости.

Неоднозначные снимки

Манн принадлежат также две внушительные серии пейзажей: "Далеко на юге" (2005) и "Родина". В сборнике "Что останется" (2003) она предлагает проанализировать свои наблюдения о смертности, состоящие из пяти частей. Здесь присутствует как фотографии разлагающегося трупа ее любимого грейхаунда, так и снимки уголка в ее саду в Вирджинии, где вооруженный беглый преступник проник на территорию семьи Манн и окончил жизнь самоубийством.

Салли нередко экспериментировала с цветной фотографией, однако излюбленной техникой мастера в итоге осталось черно-белое фото, особенно с использованием старой аппаратуры. Постепенно она освоила и старинные методы печати: платиновый и бромомасляный. В середине 1990-х годов Салли Манн и другие фотографы со склонностью к творческим экспериментам полюбили так называемый мокрый коллодионный способ - печать, при которой снимки как будто приобретали черты живописи и скульптуры.

Достижения

К 2001 году Салли уже трижды получила премию от Национального фонда поддержки искусств, постоянно находилась в центре внимания фонда Гуггенхайма и была награждена званием "Лучший фотограф Америки" по версии журнала "Тайм". О ней и ее творчестве сняли два документальных фильма: "Кровные узы" (1994) и "Что останется" (2007). Обе картины стали лауреатами различных кинематографических премий, а проект "Что останется" был номинирован на премию Эмми за лучший документальный фильм в 2008 году. Новая книга Манн называется "Без движения: Мемуары в фотографиях" (2015). Критики встретили труд признанного мастера с большим одобрением, а газета "Нью-Йорк Таймс" официально включила его в список бестселлеров.

Работы, о которых говорят

Считается, что лучшие фотографы мира никогда не ассоциируются с какой-либо одной работой или сборником; все их творчество воплощено в динамике совершенствования, в следовании по пути, которому не суждено стать пройденным. Тем не менее в обширном творчестве Манн на настоящий момент можно легко выделить знаковый сборник - монографию, горячо обсуждаемую и сейчас. Это серия "Близкие родственники", запечатлевшая детей автора в обычных, казалось бы, ситуациях и позах.

На фото навечно закреплены уходящие образы. Вот кто-то из детей описался во сне, кто-то показывает комариный укус, кто-то дремлет после обеда. На снимках можно наблюдать, как каждый ребенок стремится поскорее преодолеть границу между детством и взрослением, как каждый проявляет невинную жестокость, свойственную нежному возрасту. В этих изображениях живут и страхи взрослых, связанные с воспитанием младшего поколения, и всеобъемлющая нежность и стремление защитить, свойственное любому родителю. Вот полуобнаженный андрогин - неясно, девочка это или мальчик - остановился посреди устланного листьями двора. На его теле то тут, то там виднеются пятна грязи. Вот гибкие, бледные силуэты с гордой легкостью движутся между тяжеловесных, широкогрудых взрослых. Изображения словно напоминают о знакомом до боли прошлом, ставшем безгранично далеким и недостижимым.

Кто такая Салли

Разумеется, сложно судить о творчестве, не коснувшись личной истории Салли Манн. Дети и домашние заботы - не главное в ее жизни; она в первую очередь создает произведения искусства и лишь потом - наслаждается рутинными делами, как обычная женщина.

В юности Салли и ее муж были так называемыми грязными хиппи. С тех пор у них сохранились некоторые привычки: выращивать почти всю еду собственными руками и не придавать особого значения деньгам. Действительно, до 1980-х семья Манн почти не зарабатывала: мизерного дохода едва хватало на погашение налогов. Проходя рука об руку сквозь все преграды и трудности, которые преподносила им жизнь, Ларри и Салли Манн стали очень крепкой парой. Оба своих знаковых сборника и "В двенадцать лет") фотограф посвятила мужу. В то время как она снимала с яростной увлеченностью, он занимался кузнечным делом и дважды избирался в городской совет. Незадолго до публикации самой знаменитой монографии Салли ее избранник получил юридическое образование. Теперь он работает в офисе совсем недалеко и почти каждый день приходит домой на обед.

Необыкновенное занятие

Лучшие фотографы не перестают развиваться. Это можно сказать и о Манн, однако ее потенциал развития имеет небезынтересное ограничение: она фотографирует только летом, посвящая все остальные месяцы в году печати снимков. На вопросы журналистов о том, почему нельзя работать в другое время года, Салли лишь пожимает плечами и отвечает, что в любое время может заснять своих детей за выполнением уроков или обычных домашних обязанностей - просто она такое не снимает.

Корни

Как утверждает сама Салли Манн, неординарное видение мира ей досталось от отца. Роберт Мангер был врачом-гинекологом, участвовавшим в процессе появления на свет сотен детей Лексингтона. В свободное время он занимался садоводством и собрал уникальную коллекцию растений со всех уголков земного шара. Кроме того, Роберт был атеистом и художником-любителем. Непревзойденное чутье по отношению ко всему извращенному он передал по наследству дочери. Так, долгое время знаменитый врач держал на обеденном столе некую змеевидную фигуру белого цвета - пока кто-то из членов семьи не осознал, что "странная скульптура" на самом деле представляет собой засохший собачий экскремент.

Путь к легенде

Искусство фотографии Салли изучала в школе Вермонта. Во многих интервью женщина утверждает, что единственной мотивацией к учебе служила возможность оставаться в темной проявочной комнате наедине со своим тогдашним бойфрендом. Два года Салли училась в Беннингтоне - именно там она встретила Ларри, которому сама сделала предложение. Проучившись год в европейских странах, будущий легендарный фотограф получила диплом с отличием в 1974 году, а спустя еще триста дней - дополнила растущий список достижений окончанием магистратуры - не по фотографии, впрочем, а по литературе. До тридцати лет Манн параллельно и фотографировала, и писала.

Сегодня невероятная женщина и популярный фотограф живет и работает в родном городе Лексингтоне, штат Вирджиния, США. Со дня публикации и по настоящий момент ее удивительные работы служат неоценимым источником вдохновения для людей всех творческих профессий.

Салли Манн родилась в больнице, бывшей когда-то домом Томаса (Стоунволла) Джексона (Stonewall Jackson), жила в Вирджинии и всегда провозглашало свою «Южноштатовость», как в фотографиях, так и в захватывающей и нашумевшей книге воспоминаний «Не двигайтесь» (“Hold Still”). Она говорит, что её фотографию привязывает к Югу очарованность этими местами, семья, прошлое, любовь к тамошнему свету, и её готовность экспериментировать с уровнем романтичности, большим, чем могут вытерпеть большинство художников 20 столетия. Добавьте к этой романтичности влияние писателей Юга, и вы получите оттенок готики. В смеси присутствует ещё и оттенок экспрессионизма, усиленный желанием выражать сильные чувства и умением делать это.

Вся эта «Южноштатовость», с её одержимостью и стойкостью, сейчас показана в изобретательно подобранной и великолепно оформленной выставке-ретроспективе в Вашингтоне, охватывающей большую часть 40-летней карьеры фотографа: «Салли Манн: Тысяча Перекрёстков» (Sally Mann: A Thousand Crossings), в Национальной Художественной Галерее. 108 фотографий, 47 из которых показываются впервые, и роскошный каталог, составляют захватывающую экскурсию по достижениям фотографа. Это также запись исследовательского путешествия - в прошлое, в историю страны и фотографии, запечатлённую ярким авторским взглядом.


Выставка сфокусирована на озабоченности Салли Манн семейными отношениями, когда росли её дети, и она зорко фиксировала все конфликты и сложные узелки отношений процесса взросления. После этого она стала открывать для себя как родную Вирджинию, так и близлежащие Южные штаты.

Работы становятся зрительно более глубокими - а в некоторых случаях мучительными и драматичными - когда автор совершает экскурс в историю Юга. Позже она снова возвращается к детям, всё более подверженным влиянию времени, к собственному тесному соприкосновению со смертью в результате несчастного случая во время поездки верхом, и к печальному развитию поздней мышечной дистрофии у своего мужа. Фотографии детей в наибольшей степени отражают идею плавного прогресса, движения по жизни. Как бы контрастом с этими работами, Салли Манн обращается к расовой истории, к воспоминаниям о прошлом, нити от которых тянутся в сознание людей нашего времени.

Её работа никогда не была поверхностной, но с течением времени художник идёт глубже и с более дерзким вызовом встречает тёмную сторону жизни. Выставка убедительно демонстрирует её исключительную чувствительность, бесстрашное исследование разных техник, растущее мастерство печатника и готовность давать ответы на сложные вопросы жизни и смерти. (Её прошлая тенденция «перегибать» в романтическом экспрессионизме также поднимает голову). Не все работы достигают уровня её шедевров, но эти шедевры наполнены страстью.


Экспозиция организована Сарой Гринаф (Sarah Greenough), старшим куратором и гравой Департамента фотографии Национальной Художественной Галереи, и Сарой Кеннел (Sarah Kennel), куратором фотографии в Музее Пибоди в Эссексе.

Салли Манн ворвалась в национальное сознание со своей четвёртой книгой «Близкие Родственники» («Immediate Family»), в 1992 году (книга была переиздана в 2015) - «по всем неправильным причинам». Когда вся страна находилась в состоянии истерии на темы жестокого обращения с детьми и обнаженного тела (любого) (помните процесс Мэплторпа?), её фотографии трёх детей на их дальней ферме, на части которых дети обнажены, вызвали гам на тему «детскаяпорнография / плохаямать». То, что рассказывают эти снимки всего лишь об играх детей друг с другом и с родителями жарким летом у реки, никого не образумило. Но многие фотографы поняли эти работы, оценили их и попали под влияние автора.

На выставке мало фотографий с обнаженным телом, но они поднимают такие сложные темы, как мимолётность невинности, детские метания между привязанностью и независимостью, и постоянные страхи перед опасностями, преследующие родителей. Фотография «Джесси кусается» (“Jessie Bites”) показывает детскую злость - и одновременно нужду в физической поддержке, выраженной в данном случае обнимающей без энтузиазма рукой взрослого со следами укуса. «Эммет плавает в лагере» (“Emmett Floating at Camp”), неопубликованная фотография 1991 года, показывающая одного из детей, плавающего в сером нигде. Эта картинка приобрела вневременной и невероятно печальный характер, так как Эммет постепенно стал шизофреником и кончил жизнь самоубийством в 2016 году.


Когда дети подросли, Салли Манн стала исследовать Юг как таковой, вдохновлённая идеей, что «расточительная красота» ландшафта превращает сцену в странную смесь уязвимости, бунта и милосердия, что отражает характер региона в целом. В разделе, называемом «Земля» (The Land”), она использует старинную оптику, добиваясь тез артефактов, которым ужаснулись бы фотографы более ранних лет, воспринимая их как недостатки.

Земля лежит, залитая ослепительным южным светом и напоённая влагой, небо над ней выглядит сводом благодаря виньетированию по краям - или это сам Космос? Она видит свет как великого любовника, ласкающего землю, или великого насильника, разрывающего земную целостность, а нередко и великого дизайнера, меняющего наши понятия о том, что должно останавливать внимание в первую очередь.

И она считает эту роскошь и красоту обманчивой, потому что чувствует под ногами смерть, смерть рабов, которые обрабатывали и обустраивали эту землю. «У меня было некое увлечение смертью, похоже, наследственное», говорит она, и добавляет, «у моего отца было то же самое чувство, я уверена». Дом их семьи был полон изображений, посвящённых этой теме, из самых разных культур, и таким образом тема пропитала сознание фотографа с детства. Как она писала: «Смерть - скульптор очаровывающего ландшафта, влажный создатель жизни, который в один прекрасный день пожирает нас всех».

Это позже было дополнено её осознанием того, что весь Юг поражен расизмом, даже те люди, которые считают себя его противниками. Сознание этого неожиданно поразило её, когда она отправилась на Север в школу-интернат. В детстве она была сильно травмирована жестоким убийством Эммета Тилла (Emmett Till), темнокожего подростка из Чикаго, который был похищен, изуродован и убит в Миссисипи в 1955 году; позднее она назовёт в его честь своего первенца.

Но она не задавалась вопросом, почему Вирджиния Картер, её любимая темнокожая няня, которую называли Джи-Джи, должна была есть в машине, когда она путешествовала вместе с семьёй. Однажды, осознав всё полностью, она отправилась искать знаки, связанные со смертью Тилла. Ни её фотография моста, с которого он предположительно был брошен в воду, ни кусочек берега, к которому потом прибило тело, не выглядят свидетелями убийства, несмотря на тонкий белый потёк возле моста, похожий на след от слезы. Фотографии - немы, и говорят, только если им помогают сказать. Однажды получив названия, эти два снимка напоминают нам об отвратительной истории и о безразличии, и возмущают наш разум.

Она осмелилась двинуться дальше, к полям сражений Гражданской войны. Галерея работ пополнилась большими, тёмными картинами: сердитыми, депрессивными, требовательными. Используя коллодиевые негативы по образцу 19 века и старинные объективы, она внесла случайности в свои отпечатки, усиливая чувство историчности и подражая случайным разрушительным действиям войны. Несколько мощных изображений Энтитэма, места, где случился самый кровавый день в Американской истории, выглядят тёмными и мрачными, как сама смерть. На одном из них на горизонте вырисовывается половина чёрного солнца, а второе солнце, более полное, но менее чёткое, набирает зловещую силу в небе. На другой спускается занавес чёрного тяжелого облака, подсвеченного тем, что может быть молнией. В этих образах слепая убивающая сила смешивается с трауром.


Группа фотографий болота Грейт Дисмал Суомп, где скрывались беглые рабы, бегущие с юга на север, и где умерли многие из них, также сильна и мучительна. Они были созданы в архаичной технике тинтайпа, и относительно малы. Листва, атмосфера и отражения плотны и непроницаемы, как эмблемы зла. Мне бы хотелось видеть их в большем размере, эти безжалостные виды без выхода, похожие на пейзажи ада, замаскированные под искусство.

Салли Манн сделала также серию серьёзных, меланхоличных портретов темнокожих, снятых, как она пишет в «Не двигайтесь», в попытке искупить своё раннее беспечное невежество в теме расизма, и постараться понять этих людей, которых она до тех пор не видела по-настоящему.

Она не раз спрашивала, есть ли у земли память. Хорошо, пусть нет. Но мы создаём её, строя монументы, кладбища, придорожные стелы, мемориалы на полях прошлых битв. Но история движется дальше; на прошлом вырастает трава.

Личным ощущением смертности наполнен последний зал выставки. Портреты трёх повзрослевших детей автора, взятые таким крупным планом, что не видны волосы и лица нелегко различить. У одного из лиц закрыты глаза, ещё одно словно размывается, исчезает. Мы прошли полный круг и пришли к тому же: неумолимость времени, и родительский страх, что с детьми случится беда - как и произошло позже со смертью Эммета.


И ещё уважительные, заботливые по духу работы, часть серии, посвящённой разрушительному воздействию болезни на тело мужа - тонкая рука, торс, переставший быть мускулистым. Серия названа «Гефест», по имени безобразного бога, покровителя работы с металлом. Затейливый каскад чего-то, что могло бы быть расплавленным металлом, пересекает изображение торса человека, который и адвокат, и в то же время кузнец. Эти фотографии - завет брака, который основан на доверии и любви, а также живой пример того, как Салли Манн обращает свои страхи в искусство.

И завершает экспозицию цветное видео автора с кратким обзором цветущей зелёной земли, где она прожила большую часть своей жизни. Мои глаза и мой разум настолько привыкли к чёрным пейзажам, что полноцветное видео ошеломило меня, и мне показалось, что что-то пошло не так. Фотография может менять нашу жизнь многими путями.

Есть особый героизм в том, чтобы смотреть прямо на все тёмные вещи, скрывающиеся за пейзажем, на сложности своей семьи и жизни, память о зверствах в истории. Вероятно, нет ничего героического в «зацикленности» на смерти, но когда это приводит к созданию произведений искусства высшего класса, вопрос можно считать закрытым по самой высокой мерке. В конце концов, смерть тоже «зациклена» на нас, и последнее слово принадлежит ей.

_________________

Салли Манн: Тысяча Перекрёстков

Выставка открыта до 28 Мая в Национальной Художественной Галерее в Вашингтоне, а затем переезжает в Музей Пибоди в Эссексе (Салем, Массачусетс), в Музей Гетти в Лос-Анджелесе и другие музеи.



Sally Mann (Салли Манн) родилась в США, штат Виржиния, Лексингтон, 1 мая 1951 года. В Putney School (школа Патни) с углубленным изучением изобразительных искусств и богатыми художественными традициями Салли Манн получает среднее образование. С этого момента в маленькой девочки зародилось пристрастие к фотографии, хотя мотивы были далеки от любви к искусству.

Проснувшийся интерес к противоположному полу одновременно пробудил и женскую изобретательность: где еще встречаться с мальчишками, как ни в загадочной темной фотолаборатории? Кстати говоря, среди первых фоторабот Sally Mann есть фотографии её обнаженных одноклассников.

Отец, врач-терапевт Р.С. Мангер, сыграл в формировании мировоззрения дочери самую важную роль. Благодаря ему девочка смогла осознать истину: «Репутация – это то, без чего могут жить люди с характером» из «Унесенных ветром». Под влиянием отца формировался и художественный вкус Салли Манн. Эксцентричные «шедевры» в виде собачьих экскрементов или коряги, напоминающей мужской член, были привычными в их доме.

Мать Салли всегда говорила, что это «папина дочка». Разумеется, отца не только не смущали эксперименты Sally Mann с обнаженной натурой, он их всячески поощрял.Страсть к большому формату началась с отцовской камеры с негативами 5х7 дюймов, но в скором времени Салли Манн переходит на стеклянные пластины 8х10 дюймов и начинает использовать изобретенный более 100 лет назад и практически забытый мокрый коллодионовый процесс.Аттестат о среднем образовании Салли Манн получает в 1969г., диплом бакалавра – в 1974г., а через год она становится магистром изящных искусств (специальность Creative writing (писательское мастерство)). Но писателем ей стать так и не удалось: после окончания колледжа Салли Манн устраивается фотографом в Washington and Lee University (Университет Вашингтона и Ли).

В 1977г. прошла первая персональная выставка Sally Mann. Состоялась она в Вашингтоне в Галерее Искусств Коркоран. 1984г. ознаменовался выходом фотоальбома «Second Sight» («Ясновидение»). Но эти события прошли практически незамеченными. В 1988 Салли Манн выпускает второй фотоальбом «At Twelve: Portraits of Young Women» («Двенадцать лет: Портрет молодой женщины»). Все работы в нем посвящены девочкам переходного возраста, которые уже «стоят одной ногой во взрослом мире».

Хотя книга получила положительные отзывы критиков, широкой известности Салли Манн она не принесла.Третий альбом вышел в1992 году, героями его стали две дочери и сын, которым на момент выхода фотоальбома было 7-13 лет. «Immediate Family» («Ближайшие родственники») –так назывался эта книга из 65 черно-белых фоторабот, мгновенно вознесших Салли Манн на вершину фотографического Олимпа.

Но причиной успеха стал не талант Sally Mann, а разразившийся скандал: ряд критиков посчитали позы детей на некоторых фотоработах «откровенно эротичными». Представители нескольких комитетов вообще объявили эти работы «завуалированной детской порнографией». Стоит заметить, что не только американские критики накинулись на Салли Манн, к ним присоединились и добропорядочные домохозяйки, причем, не только Америки. Возможно, для домохозяек этот альбом и является чем-то из ряда вон выходящим, но ведь Sally Mann –фотохудожник.Кстати говоря, детская эротика никогда для фотохудожников не считалась запретной темой.

Льюис Кэрролл, известный английский писатель и фотограф, еще в XIX веке сделал ряд великолепных фотопортретов обнаженных девочек, из-за чего в последствии исследователи XX века заклеймили писателя педофилизмом. Так что, Салли Манн знала, что ее может ожидать после опубликования столь противоречивого фотоальбома. Понятие «детская сексуальность» в понимании многих современников и правоохранительных органов имеет совершенно иное значение, чем его трактует сама Салли Манн.Чтобы обезопасится от различных юридических проблем, Sally Mann предварительно проконсультировалась с представителями прокуратуры и ФБР, отправила к психологу на освидетельствование двух старших детей, чтобы их голоса в поддержку матери звучали гораздо убедительнее. Салли Манн объявила во всеуслышание, что ее дети имеют право вето на публикацию любых снимков. Например, дочь Виржиния отказалась от публикации снимка, на котором она справляет малую нужду, Джесси и Эммет не захотели, чтобы мир увидели снимки, на которых они выглядят «придурковатыми или чокнутыми».

Наступил момент, когда Салли Манн решилась перенести публикацию фотокниги до тех пор, пока дети хоть немного подрастут, но они бурно выразили протест, и книга была выпущена в планируемые сроки. «Ближайшие родственники» вызвали волну вполне предсказуемых эмоций и принесли Салли Манн всеамериканскую, а после и мировую известность. «New York Times» утверждал, что еще не один фотохудожник за всю историю фотографии не прорывался к славе так быстро, а «The New Republic» назвал фотоальбом одной из величайших фотокниг современности. После выхода «Immediate Family» Салли Манн не сняла ничего подобного, сравнимого по воздействию со своим скандально известным альбомом.

В 1994 году вышла ее четвертая книга «Still Time» («Еще не вечер»). В альбом вошли более ранние пейзажные зарисовки, абстрактные образы и фотографии ее детей. В 2003г. увидел свет альбом «What Remains» («Останки»), в котором Sally Mann захотелось показать разнообразие окружающего мира: здесь и детские лица крупным планом, и таинственные пейзажи, и полуразложившиеся трупы. В целом от альбома остаются гнетущие и довольно сильные впечатления. В 2005г. Салли Манн выпускает шестой альбом «Deep South»(«Далёкий Юг»), в который вошли фотографии ландшафтов, сделанные в период с 1992 по 2004г. Когда каждый ее альбом выходил в свет, это сопровождалось выставками, проходящими со значительным успехом в Европе и Америке. В экспозицию входили не только «книжные» шедевры, но и ее удачные и не совсем фотоэксперименты.

Салли Манн определенное время после выпуска последней книги экспериментировала с собачьими костями. Для нее фотография – это неоднозначность, странность, нечестность.Одним из последних фотографических исследований Салли Манн стала атрофия мышц, которой с 1994г. страдает ее муж. Болезнь эта неизлечима, она приводит к ослаблению мышц и, как результат, к уменьшению мышечной массы. У ее супруга, Лари Манна, эти процессы происходят в левой руке и правой ноге.

Для такой работы требуется немало сил и мужества. Салли Манн назвала проект «Marital Trust»(«Супружеское Доверие»). В фотоработах отображены все стороны жизни: утренний туалет, мытье, даже секс. Не известно, увидит ли мир эти фотографии, но сама Sally Mann утверждает, что они хороши.На сегодняшний день Салли Манн считается одним из наиболее значительных фотографов Америки конца XX – начала XXI века. В ее послужном списке ряд престижных званий и премий, фотоработы продаются с различных аукционов и входят в число экспозиций крупнейших мировых музеев. Салли Манн стала героиней документальных фильмов: 1994г.- «Blood Ties» («Узы крови»), ставший номинантом на Оскар; 2005г. -«What Remains» («Останки»), получивший приз жури на кинофестивале в Атланте (лучший документальный фильм).

«Если мои снимки попали в публичное пространство и если вы видите в них эротизм, это проблема вашего восприятия или вопрос ваших неверных взрослых интерпретаций».

В 1977 году прошла первая персональная выставка американской художницы. Состоялась она в Вашингтоне, в Галерее искусств Коркоран. 1984 год для Салли Манн ознаменовался окончанием работы над серией Second Sight («Ясновидение») и выходом в печать одноименного фотоальбома. Но эти события прошли практически незамеченными для общественности и вызвали слабую реакцию у арт-критиков. В 1988-м Салли Манн выпускает второй фотоальбом - At Twelve: Portraits of Young Women («Двенадцать лет: портрет молодой женщины»), посвященный девочкам переходного возраста, - который вызвал неоднозначную реакцию публики. Столь же неоднозначную, но гораздо более бурную реакцию вызвала ее следующая книга «Близкие родственники» (Immediate Family), опубликованная в 1992 году. Альбом состоял из снимков мужа и троих детей Салли Манн, которые, по мнению фотографа и поклонников ее таланта, были представлены в «невинных детских позах», а по мнению ряда критиков и различных комитетов по защите прав детей, эти позы были «откровенно эротичными».

Снимки, на которых изображены спящие, играющиеся, полураздетые, а иногда полностью обнаженные подростки, вызывали чувство безмятежности, рассказывали о прошлом, о теплом лете и детстве, которое теперь было далеким и безвозвратным. А с другой стороны - наталкивали на двусмысленные размышления, двойственные ассоциации, продиктованные достаточно взрослыми позами детей. Скрытые и открытые страхи, которые любой родитель мог ощутить по отношению к своему ребенку, в фотографиях Салли Манн были реализованы с эйдетической ясностью.

Помимо вопросов нравственности, работы Салли Манн повлекли проблемы личного и юридического характера. Некоторые критики пошли еще дальше, объявив фотографии художницы из серии «Близкие родственники» завуалированной детской порнографией: «Если, по ее словам, главная задача материнства - защищать детей от всевозможного вреда, почему она сознательно лишает своих детей права выбора быть непубличными? Почему подвергает риску, демонстрируя их личные фотографии миру, в котором существует педофилия? Могут ли маленькие дети осознанно давать свое согласие и принимать участие в съемке столь противоречивых портретов, даже если художник является их родителем?».

Дискуссии вокруг творчества Салли Манн будут длиться еще долгое время - зрители и критики до сих пор спорят о мотивах, предшествующих появлению снимков американской художницы. Чувственные образы, которые мы видим на фотографиях, были получены в результате естественного поведения детей или сформированы фантазиями автора для аудитории специально? Это желание эпатировать публику, риск, смелость или готовность фотографировать то, чего стыдилось большинство людей, становясь взрослыми? Артикуляция Салли Манн вполне логична: «Это невинные детские позы. Посмотрите свои семейные альбомы, в которых вы и ваши родители сняты без пеленок. Если мои снимки попали в публичное пространство и если вы видите в них эротизм, это проблема вашего восприятия или вопрос ваших неверных взрослых интерпретаций. Я все время смотрю на людей и места, к которым неравнодушна, я смотрю одновременно и с пылкой страстью, и с откровенной эстетической, холодной оценкой. Я смотрю со страстью глаза и сердца, но в этом пылком сердце должен быть еще и кусок льда. На большинстве снимков - вещи и люди, которых я люблю, которые меня очаровывают и трогают, но это не означает, что мне их легко видеть или делать. Как у Флобера, у меня есть два святых правила в работе: греховность и совершенство. Первое - обычно врожденное, второго приходится добиваться. Помимо обычного «совпадения случайностей», которые порой награждают работу, занятие искусством требует упорства, нелепого сочетания в характере птички колибри и бульдозера и, более всего, практики. Практики наблюдения», - писала она в ответ на очередные обвинения.


Но критика, с одной стороны, не утихала, а с другой - вовсе не мешала росту ее популярности. В 2004 году вокруг имени Салли Манн разразился новый скандал, который, как и предыдущие, добавил ей популярности - в Музее искусств Вашингтона состоялась выставка «Останки» (What Remains). Экспозиция из пяти частей включала в себя более 90 работ. Там можно было увидеть снимки полуразложившихся трупов, таинственные пейзажи и невероятно красивые портреты людей. «Смерть могущественна, - сказала Салли Манн на открытии выставки, - и лучше всего ее воспринимать как точку, с которой можно увидеть жизнь более полно. Вот почему мой проект заканчивается снимками живых людей, моих собственных детей».





01 00

Салли Манн получила большое количество престижных премий, журнал Time в 2001 году назвал ее «Лучшим фотографом Америки» - снимки Манн дважды появлялись на обложке этого издания. Вероятно, ни один фотограф не пользовался таким успехом в мире искусства - работы Салли Манн включены в постоянные коллекции многих музеев, среди них: Метрополитен-музей, Галерея искусств Коркоран, Музей Хиршхорна и сад скульптур, Музей изобразительных искусств в Бостоне, Музей современного искусства Сан-Франциско, МоМа, Музей Уитни в Нью-Йорке и пр.

Манн стала героиней двух документальных фильмов Стива Кантора. Кинолента «Кровные узы» дебютировала на кинофестивале Sundance в 1994 году и была номинирована на премию «Оскар» в категории «Лучший короткометражный документальный фильм». Второй фильм - «Останки», - снятый тем же режиссером, впервые показали в 2006-м. Эту киноленту номинировали на «Эмми» как лучший документальный фильм в 2008 году.

В 2009-м в свет вышла серия снимков Proud Flesh («Гордая плоть») - это шестилетнее исследование мышечной дистрофии ее мужа и история тонких отношений близких людей, в которой один неизлечимо болен. Проект был также неоднозначно воспринят арт-критиками, но с успехом продемонстрирован в галерее Ларри Гагосяна в октябре того же года. Вот что говорит о проекте «Гордая плоть» сама Салли Манн:

«Я - женщина, которая смотрит. В традиционных сюжетах смотрящие женщины, в особенности те, которые пристально смотрели на мужчин, наказывались. Вспомните несчастную Психею, навеки наказанную за то, что она осмелилась приподнять фонарь, чтобы увидеть своего возлюбленного.


Я вспоминаю бесчисленных мужчин, от Боннара до Каллахана, фотографировавших своих жен и возлюбленных, но я затрудняюсь найти параллельные примеры среди фотографов моего пола. Оценивающий взгляд на мужчину, взгляд в глаза на улице, просьба сфотографировать его, изучить его тело всегда рассматривались как бесстыдство со стороны женщины, в то время как те же действия со стороны мужчины повсеместны и даже ожидаемы.

Я пристально смотрю на своего мужа с тех самых пор, когда он впервые вошел в комнату, где я сидела на затертом синельном диване в какой-то студенческой квартире. Мои глаза остановились на нем с живым интересом, украдкой изучая этого высокого человека. Через полгода мы поженились. Это было сорок лет назад, и первое, что я сделала - сфотографировала его.

Но эта длинная история никак не облегчила мою работу над «Гордой плотью». Вы можете риторически ходить вокруг да около, но в корне любой интеракции между фотографом и моделью лежит эксплуатация, даже сорок лет спустя. И Ларри, и я - мы оба понимаем, насколько этически сложен и могуществен акт взятия фото, насколько он нагружен такими понятиями, как честность, ответственность, сила и соучастие, и что очень много хороших образов приходят, так или иначе, благодаря модели.


Это свидетельствует об огромном достоинстве и смелости Ларри - то, что он позволил мне сделать эти фото. Вполне возможно, что боги выбили бы фонарь из моей поднятой руки, когда передо мной лежал мужчина, нагой и незащищенный, как несчастный, растянувшийся на мифической горе, кишащей хищниками. В нашем возрасте, когда пик жизни уже позади и мы остаемся с нашими сухожилиями и дряблостью тела, Ларри несет с высоким божественным благородством скорбь от раннего натиска мускульной дистрофии. То, что он сделал это с такой готовностью - это одновременно трогательно и пугающе».


Один из текущих проектов Салли Манн называется «Супружеское доверие» (Marital Trust). Это фотографическая история подробностей семейной жизни Салли и ее мужа, охватывающий период тридцати лет их супружеской жизни. Проект является продолжением серии работ «Гордая плоть», о конечных датах реализации или выставке пока не сообщалось.

ТЕКСТ: Ярослав Солоп

ibigdan скопипастил текст об американской фотографше Салли Манн http://en.wikipedia.org/wiki/Sally_Mann , но потом застеснялся и убрал "под замок" http://ibigdan.livejournal.com/14041387.html
IMHO, зря, потому как история занятная.

В основном, фотографии Салли - черно-белые.
Цветные фотографии я нашел только в проекте "Body Farm" - сленговое название отдела судмедэкспертизы. Голый обгоревший труп (красно-черный), голый полуразложившийся труп в трупных пятнах etc. Такие фотографии в свой журнал запихивать не буду, любопытствующие могут пройти по ссылке http://sallymann.com/selected-works/body-farm

Один из проектов Салли Манн называется "At twelve", где Салли исследует сексуальность двенадцатилетних девиц.

Если верить Википедии, на фотографии 12-летняя девица рядом с boy-friend"ом ее матери. Салли очень просила девицу прижаться поближе к мужчине, чтобы лучше скомпоновать кадр, но девица отказалась. Через несколько месяцев после фотографирования мать девицы застрелила этого boy-friend"а. На суде заявила, что поступила так, якобы, из-за сексуальных домогательств этого boy-friend"а к дочери.

Еще Салли очень нравилось фотографировать собственных детей.
Единственная фотография с улыбкой, которую я нашел - вот эта.

В основном же, как-то так:

Если кто не понял, справа - приспособление в виде жестяного конуса, чтобы отрубать головы домашним птицам.

Впрочем, у Салли есть и нейтральные сюжеты.


Сигарета фейковая, на самом деле это - конфета, изображающая сигарету.

В общем, то, что называется "готика": "из-за леcа, из-за гор, кишки, месиво, хардкор".
А теперь я процитирую талантливейший журналистско-искусствоведческий текст, ради которого я и написал данный post:

Альбом нашего детства
Эти фотографии из другого - летне-детского мира, босоногого, солнечного, оставшегося в памяти.
Все мы родом из детства. Наши взгляды, наши привычки, наше мироощущение и чувство прекрасного формируются в то время, когда мы о них еще даже не задумываемся. Фотограф Салли Манн отлично помнит своё счастливое детство, которое решила во что бы то ни стало подарить и своим детям.
[...] AdMe.ru выбрал 33 ярких снимка из семейного фотоальбома Салли Манн, пропитанного свободой и детской беззаботностью.
http://www.adme.ru/fotograf/albom-nashego-detstva-585055/

Примечание
lily_munchausen оставила комментарий по поводу "33 снимков".
Суровые детки. Ровно полторы улыбки на всю подборку. Причем, одна из них - у ребенка рядом с трупом оленя с перерезанной шеей. Как-то у меня с афтором уж очень различаются представления о счастливом детстве. Ну, счастье у всех разное, чоуш. Оно местами художественно даже, некотрые прям завораживают. Но как иллюстрации к мистическому триллеру, а так вот чтоб "я подарила своим детям счастливое детство" - такого ощущения нет.

Я долго искал, а где же на фотографиях семейного альбома есть еще половинка улыбки? Нашел. На одной из фотографий, на заднем плане, есть какя-то посторонняя девица, не дочка Салли. И да, действительно, можно сказать, что та девочка почти улыбается.

gastroguru © 2017