Курица или рыба?Как преодолеть когнитивные искажения и принимать правильные решения. Какой источник белка лучше для набора мышечной массы и сжигания жира: говядина, курица или рыба? Вот десяток самых насыщенных белками продуктов в % к их весу


Мы каждую минуту принимаем какие-то решения. Налево или направо? Курица или рыба? Высказаться или промолчать? Принять приложение о работе или искать дальше? Новый город? Новый дом? Одни решения совсем обыденные, а от других может зависеть вся жизнь.

Сам процесс принятия решений может влиять на нашу эффективность, способность управлять временем и даже на уровень стресса. Давайте посмотрим, какие ошибки возникают в процессе принятия решений, и как с ними бороться.

Когнитивные искажения, которые (обычно) помогают принимать решения

Одна из частей нашего мозга, так называемый рептильный мозг, может оказывать огромное влияние на процесс принятия решений человеком.

Он принимает решения на основе привычек. При этом привычка - это решение, принятое в прошлом, которое мы неосознанно воспроизводим.

Рептильный мозг принимает решения очень быстро, основываясь на чувствах, в то время как более развитая часть человеческого мозга задействует логику. Поэтому у нас принятие решений занимает больше времени. Если речь идет не о срочным решениях, то это даже лучше.

Мы выбираем то, что нам знакомо. Если спросить человека, какие бы ягоды он съел: знакомые или незнакомые, он, скорее всего, выберет первый вариант - из соображений выживания. Мы предпочитаем все знакомое, чтобы экономить время и энергию.

Рептильный мозг работает очень быстро, чтобы сократить количество времени и энергии, необходимых для принятия решения. Есть множество других когнитивных отклонений, которые прослеживаются при принятии решений. Вот три ошибки мышления, которые чаще всего случаются:

1. Склонность к подтверждению своей точки зрения. Мы часто сканируем новостную ленту и выбираем информацию, соответствующую нашим представлениям. То же самое с решениями: мы определяем для себя, какую информацию следует учитывать при принятии решения, исходя из того, насколько она созвучна нашим убеждениям.

2. Эффект якоря - внимание уделяется одному аспекту решения, которое может быть главным фактором, а может и нет. Пример: решение о покупке подержанного автомобиля принимается на основе показаний одометра, а не на основе состояния двигателя, параметров безопасности автомобиля, надежности производителя и других факторов.

3. Склонность к самоуверенности. Например, вы уверены, что идете по правильному пути, хотя на самом деле потерялись.

Все эти когнитивные искажения, с одной стороны, помогают принимать решения быстрее и легче, но это не значит, что эффективнее. С другой, если мы попытаемся от них отказаться, принятие решений станет более трудоемким процессом. Так как же быть?

5 способов преодолеть ошибки и принять правильные решения

1. Обращайте внимание на внутренние ощущения. Если вам нелегко принять решение, сделайте перерыв и сконцентрируйтесь на своих ощущениях. Если вы хотите есть, на кого-то злитесь, устали или чувствуете себя одиноким, не принимайте ответственные решения. Старайтесь делать это, когда вы в форме.

2. Подумайте, на кого повлияет ваше решение (или его отсутствие). Иногда, оценив последствия, вы сможете облегчить себе задачу и принять правильный выбор.

3. Проведите рациональный анализ. Хотя иногда мы интуитивно принимаем правильные решения, необходимо оценить факты и взвесить все «за» и «против», прежде чем определиться. Если у вас до сих пор ничего не получилось, возможно, вам стоит найти больше дополнительной информации.

4. Не стесняйтесь спрашивать мнение других людей. Иногда сложно сделать выбор, потому что у нас недостаточно данных или опыта. Иногда могут помешать противоречивые ценности и приоритеты. В этом случае вам помогут люди с другой точкой зрения. Даже если их мнение расходится с вашим, это может натолкнуть вас на свежую мысль.

5. Задумайтесь о прошлом. Оглянитесь назад и вспомните, не оказывались ли вы ранее в такой ситуации. В чем сходства? В чем различия? Чем все закончилось? Как вам далось это решение, и что повлияло на ваш выбор? Если вы это проанализируете, вам, возможно, откроется другая перспектива.

Хотя на оттачивание этих навыков может потребоваться какое-то время, в итоге они могут сэкономить вам силы и энергию.

Работа бортпроводника, как нам кажется, состоит в том, чтобы приветствовать нас на борту очаровательной улыбкой, накормить от пуза и, по мере надобности, развлекать во время полета. Все так, да не так. Сервис, несомненно, очень важная составляющая имиджа любой современной авиакомпании. Но ни в какое сравнение не идет с возможностью обеспечения безопасности. Наша психология такова, что даже малейшая неприятность на борту самолета приводит к состоянию паники. А уж если, не дай бог, случится что-то вовсе экстраординарное, то пассажирам будет совершенно все равно: эвакуировались они с борта с курицей в желудке или с рыбой.

И вот для того, чтобы сохранить жизни и здоровье пассажиров в экстренном случае и придуманы бортпроводники. Это если на самом деле. Неделей раньше мне удалось познакомиться с тем, как их обучает компания "Аэрофлот". Конечно, обучение сервисным технологиям тоже предусмотрено в программе подготовки. Но мы сейчас уделим особое внимание вопросам безопасности.

У "Аэрофлота" для этого есть абсолютно все.
18-й Учебно-тренировочный отряд (УТО) был образован в 1965 году, а в 1981 его переименовали в ЦПАП - Центр подготовки авиационного персонала, сейчас первая буква сменилась на Д - департамент. Новый учебный центр стал базой подготовки кадров для быстроразвивающихся международных воздушных линий.Общая площадь - 5525 кв. м. Более 15 000 обучающихся ежегодно.

В собственной школе Аэрофлота наличествует даже отдельный, полнофункциональный, летный тренажер для бортпроводников. Мы привыкли, что такие сложные конструкции используются только при подготовке летного состава, но нет.
На тренажере имитируется движение самолета Ил-96 при полете в турбулентной атмосфере, экстренное снижение, «грубая» посадка с разрушением носовой стойки шасси. Трехстепенная гидравлическая система подвижности (СП) предназначенная для кабины тренажера массой до 15000 кг, не имеет аналогов в России. Тренажер для бортпроводников тоже имитирует движение самолета С его помощью можно понять, как ВС будет вести себя в условиях турбулентности, при экстренном снижении, «грубой» посадке с разрушением носовой стойки шасси. Он один единственный такой на всю Россию. В других местах бортпроводников так не "балуют". Предвижу массу вопросов относительно типа. Во-первых, тренажер разрабатывался 10 лет назад, в другой реальности, во-вторых, главное - ощущения команды и пассажиров, а они сохраняются вне зависимости от типа.

Сейчас я попробую рассказать вам, как проходит подготовка. Технологии очень сложные, все действие, каждое движение отрабатываются с точностью - всего не передать.

Мы приехали в департамент подготовки летного персонала, который находится рядом с аэропортом"Шереметьево". Это целый комплекс зданий и сооружений. Постоянно строится что-то новое: центр растет и развивается, постоянно проходя сертификацию не только российских, но и международных авиационных властей. Потому что в авиации сложно что? В авиации, конечно, сложно всё, но с точки зрения организации любых процессов, сложно то, что каждый "чих" должен быть миллион раз согласован и утвержден на всех уровнях. И подготовка персонала, естественно, тоже. Помимо бортпроводников, здесь обучаются и пилоты, и инженеры. Но о них в какой-нибудь другой раз. Сегодня посмотрим фотографии очаровательных стюардесс в купальниках:)

2. Сразу очень страшно. Первым делом нам демонстрируют, что происходит, если на борту возникает пожар. Как обнаружить возгорание, как попытаться его ликвидировать. Выглядит реально жутковато - огонь совершенно настоящий. На большинстве других тренажеров пламя имитируется. Здесь все по-настоящему!

3. Вот так придется тушить тележку с едой. И уже на этом месте любому пассажиру станет абсолютно безразлично, горят мясо, курица или рыба...

4. Тушение багажной полки.

5.Выдыхаем, страсти-мордасти для нас закончились - идем в зал, чтобы посмотреть, что делать, когда пожар уже ликвидирован. Тренажерный зал позволяет изучить, как действовать и как эвакуировать пассажиров в случае разных чрезвычайных ситуаций, когда самолет летит над сушей и будет совершена аварийная посадка в самом ближайшем аэропорту.

6. Сначала - подробный инструктаж. Изучаем авиационно-спасательное оборудование в теории.

7. Тот самый тренажер на базе Ил-96. Часть макета лайнера. Тренажер оборудован системой имитации различных кризисных ситуаций. Вместо иллюминаторов - мониторы, на которых может отображаться ситуация реального чрезвычайного происшествия, а система движения будет имитировать крены самолета. Тренажер разработан и построен на ВАСО. Что на мой взгляд очень круто!

8. Тренажер открывания дверей. Узнаете тип?

9. Инструктор рассказывает, как правильно открывать дверь. В разных самолетах этот процесс-организован по-своему. Количество тренажеров соответствует количеству типов ВС, эксплуатируемых авиакомпанией. Даже дверь от МС-21 уже есть, но ее еще не установили.

10. Основная дверь и аварийный люк.

11. Кабина пилотов. Этот тренажер нужен для отработки эвакуации через кабину не только для летного состава, но и пассажиров, если возникнет необходимость. Обратите внимание, что в правой чашке находится манекен ребенка. Манекены полновесные для лучшей иммитации реальных событий. Пилоты и те, кто покидает самолет через их кабину, будут спускаться по канату

12. Тренажер Ил-96 не подразумевает отработки аварийной эвакуации.Здесь бортпроводники могут потренироваться, как оказывать помощь пилотам в случае нештатных ситуаций.

13. Поднимемся на борт, посмотрим, как проходит процесс подготовки, как вести себя в разных аварийных ситуациях. Специально для нас самолет подготовили к демонстрации.

14. Инструктаж для бортпроводников. Отрабатываем аварийное приземление в случае пожара на борту.

15. Командир ВС сообщил, что через 30 минут самолет приземлится в ближайшем аэропорту. Старший БП собирает команду и дает распоряжения, кто чем будет заниматься. Синхронизиют часы.

16. Старший бортпроводник строго по инструкции объявляет пассажирам о внештатной ситуации на борту и по пунктам рассказывает, как себя вести.

17. Чтобы задние ряды лучше видели инструктаж, БП забираются повыше.

18. Пассажиров с этих кресел просят пересесть на другие места или идти в конец салона для наблюдения за процедурой.

19. Правильная позиция при аварийной посадке: колени сдвинуты, ноги расставлены, голову опустить и прикрыть руками. Если у вас на коленях ребенок - прикрыть его собой, прижав к себе.

20. Теоретическая часть окончена - будем пробовать взлетать. Люки задраены, салон герметизиван.

21. Трясет, однако. Ощущения совершенно реалистичные: нас швыряло, болтало и в конце приложило об полосу. Стремно, блин.

22. Отрабатываем покидание салона через аварийные люки. Все команды БП проговаривают так, как будто все происходит по-всамделешному. Звучит убедительно.

23. Разбуди внутреннего ребенка - покатайся по трапу:) На самом деле, это важнейшая часть эвакуации. От четкости выполнения распоряжений БП зависят жизнь и здоровье вас и других пассажиров.

24. Внизу обязательно подстрахуют БП либо пассажиры-волонтеры.

25. При спуске с трапа ни в коем случае нельзя дотрагиваться до него руками - можно получить травмы и даже ожоги. Как спускаться нельзя - смотрите у Маринки .

26. Как можно скорее уходим от борта! В сторону!

27. Все спасены, остался Артем Каширин. Наверно будет снимать в процессе эвакуации.

28. Хорошо поработали. Заслуженный релакс в зимнем саду и идем наслаждаться видами стюардесс в купальнике.

29. Хотя, конечно, если самолет будет садиться на воду, то пассажиров будут интересовать не столько стройные ноги бортпроводников и купальники, сколько их профессиональная подготовка. И чтобы не было разочарования в этом вопросе, в школе предусмотрен специальный бассейн, где отрабатывается порядок действий в соответствующей ситуации. Он огромный!

30. В случае приводнения эвакуация обеспечивается за счет специального плота и/или тех самых трапов, по которым пассажиры покидали самолет.
К сожалению, нам не показали, а мы забыли спросить, как отделяются трапы.

31. Плот выглядит так.

32. Как только произведена эвакуация и пассажиры размещены в плавсредстве, надо как можно быстрее уплыть от потерпевшего крушение борта.
Гребите!!!

33.Растягиваем защитный тент

34. Он помогает при сложных метеоусловиях: палящего солнца, дождя или холода, а также привлекает внимание поисково-спасательных служб.

35. Человек за бортом!

36. Отрабатывают навыки спасения пассажиров на воде. Настроение хорошее!

37. Если вы видите плот - гребите к нему изо всех сил. Если по каким-то причинам плота нет - группируйтесь с другими пассажирами и привлекайте к себе внимание.

38. Можно вот так поплескаться в воде. Главное быть замеченным - тогда вас спасут. И не важно, сколько баллов вы получили бы у жюри на соревнованиях по синхронному плаванью.

39. Вернемся к теории. Каждый плот оборудован НАЗ. Изучаем состав. Что вы считаете самым важным?

40. И еще угадаечка: это что?

41. Мы прекрасно провели время и получили много ценных навыков в залах для подготовки бортпроводников. Но это далеко не все, чем может удивить учебный центр. На обратном пути мы смогли мельком увидеть тренажеры для пилотов. А подробнее о них нам пообещали рассказать в ходе следующего визита. Товарищи пилоты, а что интереснее: летать на тренажере или плескаться в бассейне со стюардессами?

42. Это не космический корабль, а угадайте что.

43. И это тоже не космический корабль. Это тренажер МС-21. Скоро Аэрофлот обогатит свой парк этим типом. Как никак основной заказчик.

44. А это, думаю, уже понятно что.

Вот такая история!

Большое спасибо пресс-службе авиакомпании "Аэрофлот" за возможность побывать здесь, а также всем сотрудникам и студентам Департамента подготовки авиационного персонала. Это было здорово!

Каждый из нас самостоятельно выбирает, чем ему питаться, какие продукты употреблять в пищу. Кому-то нравится растительная пища, кому-то мясная продукция, кто-то любит исключительно рыбу и морепродукты, ну и, конечно, как же не вспомнить о мясе птицы. Не стоит забывать и о разнообразных меню в существующих многочисленных кухнях мира, ведь практически в каждой из них найдется свой, особенный, способ приготовления того или иного вида мяса. Вот уж точно, сколько людей, столько и предпочтений.

Всем без исключения известно, что человеческому организму требуется белок. А мясо – один из основных поставщиков белка. Также не следует забывать, что мясо- это не только белок, в мясе содержится железо, витамины группы А и В, фосфор и аминокислоты, которых нет в других продуктах питания. Употребляя в пищу мясо, мы тем самым способствуем предотвращению таких заболеваний как малокровие, нервные нарушения, хрупкость костей. Но вместе с тем, мясо богато насыщенными жирами, которые повышают уровень холестерина – источника многих болезней. Существуют данные, что мясо может спровоцировать развитие астмы, рака, диабета, артритов, а также нарушения в работе сердечно-сосудистой системы. Поэтому для получения пользы следует придерживаться следующих правил: питаться правильно, сбалансировано, не перегружать организм большим количеством белка; выбирать нежирные сорта мяса, такие как куриная грудка, индейка, кролик, нежирная говядина; перед термической обработкой удалять как можно больше жира с сырого продукта; а также необходимо устраивать систематические «выходные дни от приема мяса», т.е. разгрузочные дни.

Еще один источник белка – это мясо птицы. Белое мясо характеризуется низким содержанием жира и высоким содержанием белка. Это диетический продукт, отличный источник аминокислот и витаминов В2, В6, В9 и В12. Самой диетической частью считается грудка, а самой вредной – куриный окорок. Из него даже не советуют варить бульон, поскольку в нём оседает наибольшее количество вредных веществ. Ну и конечно, диетологи рекомендуют отказаться от употребления в пищу куриной кожи, которая содержит максимальное количество жиров. Для курицы характерно пониженное содержание коллагена (соединительной ткани), поэтому она легко усваивается. Именно поэтому такое питание наиболее оптимально при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, сахарном диабете и ожирении.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock

Авиакомпании не виноваты в том, что еда на борту самолета такая невкусная; просто наше восприятие вкуса меняется на большой высоте. Корреспондент попыталась разобраться, почему это происходит, а также выяснить, как авиакомпании пытаются вернуть нам аппетит.

Если еда, которую подают на борту самолета, безвкусна, - в этом необязательно виновата авиакомпания. В действительности, может оказаться, что всему виной наши вкусовые ощущения, меняющиеся по мере того, как самолет набирает высоту.

Вкусовые рецепторы и обоняние начинают изменять нам на высоте в 30 тыс. футов (около 10 тыс. метров), говорит Расс Браун, директор подразделения по организации питания и розничной торговли на борту самолетов авиакомпании American Airlines. "Вкус еды - комбинация двух этих составляющих, и наше восприятие соленого и сладкого резко снижается, как только мы оказываемся в салоне самолета, в котором искусственно поддерживается давление".

Все то, что мы ощущаем на борту самолета, как выясняется, влияет на то, как мы воспринимаем вкус еды. "В воздухе нам кажется, что еда и напитки имеют другой вкус, - говорит Чарлз Спенс, профессор экспериментальной психологии Оксфордского университета. - Этому есть несколько причин: недостаточная влажность, низкое давление воздуха, шум в салоне самолета".

Сухой воздух, пониженное давление

Атмосфера на борту воздушного судна в первую очередь влияет на обоняние. По мере того, как самолет набирает высоту, давление в салоне понижается, а уровень влажности резко падает. На высоте около 10 тыс. метров уровень влажности составляет менее 12%, т.е. воздух в самолете суше, чем в большинстве пустынь.

Сочетание сухости и низкого давления понижает восприимчивость вкусовых рецепторов к сладкой и соленой еде примерно на 30%. Такой вывод содержится в исследовании, которое в 2010 году провел Институт строительной физики Общества Фраунгофера (Штутгарт, Германия) по заказу немецкой авиакомпании Lufthansa. Для изучения этого явления исследователи использовали специальную лабораторию, давление воздуха в которой было понижено значений, соответствующих полету на высоте 35 тыс. футов (10,6 км). Кроме того, исследователи откачали влагу из воздуха и воспроизвели шум двигателей самолета. В лаборатории даже учли вибрацию кресел, чтобы полностью создать условия "полета".

В ходе исследования выяснилась любопытная деталь: на большой высоте нас покидает лишь способность ощущать вкус сладкого и соленого. Восприятие кислого, горького и острого почти не меняется.

Но дело не только в наших вкусовых рецепторах.

До 80% того, что люди воспринимают как вкус, на самом деле является запахом. Для того, чтобы ощущать запахи, нам нужно испарение носовой слизи, однако в пересушенном воздухе салона самолета наши обонятельные рецепторы работают по-другому. В результате еда кажется вдвойне безвкусной.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Еду в самолете от души сдабривают солью и приправами - повторить такое не осмелился бы ни один ресторан на земле

Поэтому авиакомпаниям приходится дополнительно сдабривать еду, которую подают на борту самолета. Ее солят и перчат настолько сильно, что повторить этого не осмелился бы ни один ресторан на земле. "Добавление приправ в нужном количестве - это главное, что обеспечивает хороший вкус еды на борту, - говорит Расс Браун из авиакомпании American Airlines. - Зачастую рецепты блюд дорабатывают таким образом, чтобы дополнительные порции соли или специй создавали у обедающих на борту нужные ощущения".

Джерри Маклахлан, исполнительный шеф-повар из другой американской авиакомпании, United, конкурента American Airlines, говорит, что ему приходится использовать "мощные усилители вкуса и специи", чтобы сделать вкус еды на борту "более четким".

Ему и его коллегам, шеф-поварам авиакомпаний, приходится учитывать и постоянный монотонный гул двигателей самолетов. Психологи установили, что ваши уши также играют существенную роль в восприятии пищи. (В этом вы можете убедиться сами, если пройдете по ссылке. Приготовьте себе чашку кофе и попробуйте его на вкус в сочетании с теми или иными звуками). В ходе исследования выяснилось, что люди, которые ели в шумной обстановке, воспринимали еду менее соленой или сладкой , чем она была на самом деле. И еще один неожиданный поворот: те, кого окружал громкий звук, воспринимали еду, как более хрустящую.

Впрочем, фоновый шум в 85 децибел на борту самолета по-разному воздействует на восприятие вкусов, говорит Чарлз Спенс. Такие приправы, например, как кардамон, лемонграсс и карри приобретают на большой высоте более интенсивный вкус, чем соль или сахар.

Еда на несколько сотен человек

Приходится учитывать не только условия в салоне самолета, но и другие факторы.

Приготовление и сервировка еды для нескольких сот человек, путешествующих за облаками, не простая задача. По правилам безопасности, все блюда должны быть приготовлены на земле. Там еду упаковывают, быстро охлаждают, замораживают так, чтобы она могла пережить повторный разогрев в воздухе. Все это изменило бы вкус еды, даже если бы ее подавали на уровне моря.

Для разогрева еды на борту, почти все авиакомпании по соображениям безопасности используют конвекционные печи, в которых контейнеры с пищей обдуваются горячим сухим воздухом. Использование микроволновых печей и открытого огня не допускается, хотя первые индукционные плиты уже появились на рынке.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Кухня на борту самолета

"Шеф-повара авиакомпаний уникальны тем, что они создают рецепты того или иного блюда для многих тысяч клиентов с расчетом на массовое производство, - говорит Расс Браун. - Из-за факторов, на которые мы не можем повлиять, на выходе очень часто получается совсем не тот продукт, который изначально задумывался. Мы создаем еду из таких ингредиентов и в такой упаковке, которые способны пережить процесс от приготовления до сервировки".

Сохранить вкус пищи на борту может, например, метод sous-vide, при котором блюдо долго обрабатывают при относительно низких температурах в герметически запечатанном пластиковом пакете, говорит Пэм Садер-Смит, президент Международной ассоциации поставщиков услуг для авиакомпаний (International Flight Services Association).

Тренажер для повара

Для улучшения качества еды, авиакомпании начинают проводить эксперименты с опытными образцами блюд в специально созданных лабораторных условиях на земле либо на борту настоящего самолета.

"Нельзя использовать для приготовления блюд, сервируемых в воздухе, те же самые рецепты, по которым вы бы готовили на земле, - говорит Дэвид Маргулис из компании Sky Chefs, которая специализируется на поставках блюд и напитков для авиакомпаний. - Это не значит, что еда, подаваемая на борту самолета, не может быть такой же вкусной. Наши ведущие повара овладели искусством и наукой адаптации рецептов блюд к изменениям вкуса еды, которые происходят на больших высотах".

Впрочем, в основном, это касается блюд, которые подают в первом и бизнес-классе. "Еда в эконом-классе может оказаться менее изысканной", - признает он.

Обслуживанием первого и бизнес-класса в компании Sky Chefs занимается команда ведущих поваров, которые работают напрямую с клиентами авиакомпаний. Повара имеют в своем распоряжении кухни, оборудованные по последнему слову техники, - такие же, как в ресторанах. Готовые блюда помещаются в специальные тележки, в которых они остаются в охлажденном состоянии до тех пор, пока их не разогреют в полете. "Их готовят с расчетом на подогрев, чтобы не пережарить и не переварить", - говорит Маргулис.

Авиаперевозчики постоянно совершенствуют способы приготовления еды. Сингапурская авиакомпания Singapore Airlines сотрудничает с кейтеринговой компанией SATS, которая имеет собственный симулятор салона самолета в центре ресторанного обслуживания в аэропорту Чанги в Сингапуре. Здесь еду готовят и тестируют при пониженном атмосферном давлении. "Это позволяет нам воспроизвести условия полета на высоте 35 тыс. футов (10,6 км). Наша авиакомпания разработала блюда для пассажиров на борту, основываясь на результатах исследований, проведенных в этой лаборатории", - рассказал представитель Сингапурских авиалиний.

Спреи для носа

Некоторые из наших органов чувств не испытывают на себе влияния высоты. Особенно это справедливо для так называемого пятого вкуса, известного также как "умами". Это приятный, пикантный вкус, присущий сардинам, морским водорослям комбу, грибам шиитаке, помидорам, соевому соусу, сырам пармезан и рокфор. Такой вкус продуктам придает глютаминовая кислота. "Умами только усиливается под воздействием громкого фонового шума", - говорит Чарлз Спенс.

Именно потому, что помидоры так богаты умами, "люди, которые никогда не делают этого на земле, в полете пьют томатный сок и коктейль "кровавая Мэри", - добавляет он.

По той же причине Джерри Маклахлан из United Airlines использует в своих блюдах для авиапассажиров шпинат, томаты и моллюсков - ингредиенты, которым присущ "пятый вкус".

Знаменитый британский шеф-повар Хестон Блюменталь избрал еще более радикальный подход, который, как он надеется, поможет британской авиакомпании British Airways повысить качество предлагаемой еды.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Чтобы еда на борту казалась вкуснее, шеф-повары добавляют в нее специальные ингредиенты

Блюменталь предлагал раздавать пассажирам спреи для носа, чтобы они могли прочистить носовые пазухи перед едой. Идея, впрочем, не пользовалась популярностью. Поэтому шеф-повар обратился к умами: в одном из 99 рецептов картофельной запеканки с мясом и овощами он предлагает добавлять в хрустящую корочку морские водоросли.

Помимо адаптированного меню авиакомпания British Airways предлагает своим пассажирам музыкальное сопровождение, соответствующее вкусу еды. Для этого выдаются наушники, отсекающие внешние звуки, говорит Чарлз Спенс. Эта услуга доступна в первом, бизнес- и эконом-классах. Она "с ноября предоставляется по одному из каналов и включает в себя как семантические соответствия - например, шотландскую музыку к шотландской рыбе, - так и более сложные сочетания, предназначенные для усиления вкуса сладкого".

Некоторые авиакомпании экспериментируют со столовыми приборами, полагая, что это может помочь делу. Замена тяжелых металлических приборов на легкие пластиковые ножи и вилки ухудшает вкус еды, говорит Чарлз Спенс. "Дешевые пластиковые стаканчики, из которых мы пьем джин с тоником или вино, также не добавляют удовольствия".

Водянистое, вяжущее, кислое

Кстати, о вине. Некоторые сорта, совершенно замечательные на terra firma, могут терять свои вкусовые качества, как только они оказываются в воздухе, говорит Лиэм Стивенсон, глава винного дистрибьютора Red & White Wines Ltd. из Соединенного Королевства. В течение двух лет его фирма поставляла авиакомпании бизнес-класса Silverjet вина, сочетающиеся с меню, разработанным легендарным лондонским рестораном Le Caprice. Проект был сопряжен с многочисленными дегустациями вин на земле, а затем в воздухе. Сам Стивенсон выступал в качестве консультанта по винам авиакомпании Silverjet.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption На наши вкусовые ощущения влияет множество факторов; например, еда кажется не такой вкусной, если у нас нет нормальных столовых приборов

"Вина, которые на земле обладают довольно насыщенным фруктовым букетом, на борту становятся водянистыми, вяжущими, кислыми, - рассказывает Лиэм Стивенсон. - Вино истощается, становится более плоским, меняется его структура. Жидкости расширяются и сжимаются в зависимости от изменения атмосферного давления. Очевидно, то же самое происходит и с вином. Вкус вина может стать менее фруктовым по мере изменения давления".

Чтобы решить эту проблему, авиакомпаниям приходится выбирать вина с фруктовым вкусом, но с низким содержанием кислоты. "С этой задачей не всегда легко справиться. Например, в шампанском очень высокое содержание кислоты, а многие люди предпочитают пить на борту именно шампанское, - говорит Стивенсон. - Кларет (так в Англии называют все красные вина региона Бордо - ред.) насыщен танинами и кислотами, и, тем не менее, многие пассажиры бизнес-класса заказывают бордо. Поэтому, я считаю, что все решения о приобретении того или иного вина нужно принимать с учетом того, что произойдет с ним в воздухе".

Поскольку низкий уровень влажности меняет вкусовые ощущения, "лучше всего пить вино в начале полета, а не ближе к его завершению, когда мы теряем существенно больше жидкости, - добавляет Стивенсон. - По мере того, как мы "высыхаем", наши вкусовые рецепторы теряют свою восприимчивость".

gastroguru © 2017