Княгиня наталья шаховская. С верою, любовью и состраданием Княгиня наталья шаховская

"Утоли моя печали" в Лефортове

В.Ф.Козлов

Спасительное обновление русского общества выпадает на долю русской женщины.

Ф.М.Достоевский

Община, названная во имя целительной иконы "Утоли моя печали", была основана в прошлом веке княгиней Натальей Борисовной Шаховской, урожденной Святополк-Четвертинской. Муж Натальи Борисовны князь Дмитрий Шаховской - сын декабриста Федора Шаховского, сосланного в Туруханск и лишившегося там рассудка. Быть может, памятуя о судьбе несчастного князя Федора, в общине "Утоли моя печали" и открыли "психическую больницу".

В 60-е годы XIX века княгиня стала сестрой милосердия в Полицейской больнице для бедных и беспризорных, организованной доктором Гаазом 1 . В 1870 году она создали общину сестер милосердия "Утоли моя печали" из тридцати сестер. На печати общины - ее название и красный крест на белом фоне.

В следующем году княгиня Шаховская и несколько ее сподвижниц стали первыми в России крестовыми сестрами: при посвящении в Высоко-Петровском монастыре на них надели большие наперсные кресты с иконой Божией Матери и названием общины. Крестовые сестры имели профессиональную медицинскую подготовку. Жизнь общины определялась Уставом - почти монастырским. Трудовой день, длившийся с раннего утра до глубокой ночи, начинался и заканчивался молитвой. Работали сестры безвозмездно. По Уставу община должна была поддерживать их в случае болезни и обеспечивать в старости.

Первым испытанием стала холера 1872 года. Большинство наемных работников в страхе разбежались. Все тяготы ухода за больными, весь смертельный риск легли на плечи сестер, которые исполнили свой долг до конца. Немало их погибло.

Община росла, старые помещения около Полицейской больницы становились тесными. В 1872 году княгиня Шаховская приобретает на свои средства большую усадьбу в Лефортове, на берегу речки Синички, вблизи Главного военного госпиталя (сейчас Госпитальная площадь, 2). Здесь община располагалась до 1917 года, постепенно обустраивая всю территорию. Вначале был отреставрирован особняк, в котором жили сестры. Красивое в классическом стиле здание сохранилось по сей день - напротив храма Петра и Павла.

В 1874 году княгиня начинает строительство трехэтажного больничного корпуса, рассчитанного более чем на сто мест, - с терапевтическим, неврологическим и хирургическим отделениями. К работе в больнице, открывшейся уже на следующий год, привлекались лучшие московские врачи, в том числе С.П.Боткин. На втором этаже был освящен храм во имя иконы "Утоли моя печали" - его полукруглые апсиды видны и сегодня. Планировку продумали так, чтобы душевнобольные из прилегающих к храму палат могли слышать богослужения через большие окна. Вот что писала газета "Новое время" об атмосфере, царившей в больнице: "Нет ни специфической стрижки, ни специфической одежды, в обращении с больными особенная деликатность. В углу палаты располагается киот, одежда больных и обстановка близки к домашней. Вместе с корреспондентами к палатам прошла княгиня, легко заговаривая с каждым и многих зная в лицо" 2 . Было здесь и отделение для неизлечимо больных.

В 1896 году рядом с больницей вырастает трехэтажный кирпичный корпус детского приюта. Высочайшей его покровительницей стала последняя русская императрица Александра Федоровна, приветствовавшая создание приюта телеграммой: "Благодарю вас и общину "Утоли моя печали" за дорогие для Нас молитвы ваши. Государь и Я от души желаем преуспевания вашему доброму начинанию. Александра".

В приюте были оборудованы спальни, учебные классы, игровые комнаты. Сирот содержали здесь до 18 лет и воспитывали так, что по выходе из приюта они могли начать самостоятельную трудовую жизнь. В 1895 году 17 воспитанников поступили в фельдшерскую школу, двое - в техническое училище, один - в Межевой институт. Некоторые "дети приюта" оканчивали классические гимназии, иногда даже с золотой медалью. Часть воспитанниц после обучения в фельдшерской школе при общине оставались здесь сестрами милосердия. В 1876 году на фронтах сербско-турецкой войны княгиней Шаховской был создан госпиталь для русских добровольцев, где работали 29 сестер. В 1877 году, после того как Россия вступила в войну с Турцией, на фронт прибывают 118 сестер. Одновременно организуется госпиталь в Москве. За проявленную сестрами самоотверженность император Александр II принял общину под свое покровительство. Она стала называться Александровской. В 1883 году в память императора на первом этаже больничного корпуса освятили небольшой храм во имя святого благоверного князя Александра Невского.

В 1892 году община милосердия "Утоли моя печали" организует в Иркутском крае лепрозорий, а на Волге, в четырех верстах от Нижнего Новгорода, - плавучий госпиталь для борьбы с наступающей на Россию холерой. Двадцать сестер заразились и погибли. За помощь страждущим во время эпидемий тифа и холеры 1891 - 1892 годов тридцать сестер удостоились серебряных медалей на Анненской ленте.

В 1902 году был заложен каменный храм Воскресения Словущего. Освящение состоялось еще при жизни княгини Шаховской. В 1906 году Натальи Борисовны не стало.

Впоследствии общину, которой присвоили имя основательницы, передали в ведение Городской управы. Во время первой мировой войны сестры работали на фронтах, а больница была переоборудована в военный госпиталь на 250 раненых.

Вскоре после революции все имущество общины перешло в ведение Горздравотдела. На ее базе была создана городская больница № 29 имени Баумана. Вид корпусов по фасаду со стороны Госпитальной площади до сего дня почти не изменился. Над главным входом сейчас слова: "Утоли моя печали" - дань памяти работников больницы своим предшественницам. Храм Воскресения Словущего, где раньше находились больничные службы, сейчас возвращен Церкви. Скоро он будет освящен.

Дата смерти:

Биография

Воспитывалась вместе с кузенами Михаилом и Петром Чаадаевыми. В неё был влюблен А. Грибоедов , в 1817 году к ней одновременно сватались сослуживцы брата по Семёновскому полку Иван Дмитриевич Якушкин и Дмитрий Васильевич Нарышкин (1792-1831). Оба получили отказ. Первый его получил Якушкин, неразделённая любовь привела его к мысли о самоубийстве. От необдуманного поступка его удержала сама Наталья Дмитриевна, которая глубоко уважала Якушкина, но не хотела выходить за него.

Д. В. Нарышкин больше года упорно сватался к Наталье Дмитриевне. Она отказывала ему, чтобы не обидеть Якушкина, но её отец очень желал этого брака, ведь Нарышкин был богат, через него князь Щербатов надеялся поправить своё материальное положение. Наталья Дмитриевна была невысокого мнения о своём женихе:

но мечта о «блестящем будущем» победила. Была назначена свадьба, которая несколько раз переносилась. Не имея склонности к Нарышкину, зная, что этим браком она «убьет» Якушкина, Наталья Дмитриевна с облегчением узнала, что Нарышкин женился в Париже на дочери графа Ф. В. Ростопчина .

Дети

  • Дмитрий (10.5.1821 - 29.10.1897, Серпухов) похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище, гвардии капитан-лейтенант, серпуховской уездный предводитель дворянства, женат на княжне Наталье Борисовне Святополк-Четвертинской.
  • Иван (20.10.1826 - 3.7.1894), генерал-лейтенант , командир гвардейского корпуса, женат на гр. Екатерине Святославовне Бержинской, отец Д. И. Шаховского .

Напишите отзыв о статье "Шаховская, Наталья Дмитриевна"

Литература

  • Лубкова Е. Я. Жизнь и судьба князя Фёдора Петровича Шаховского. - М .: Прометей, 2005.
  • Молева Н. М. Легенды купеческой Москвы. - М .: Алгоритм, 2008.
  • Чернов Г. И. Герои 14 (четырнадцатого) декабря: Записки о декабристах-владимирцах. - Верхне-Волжское книжное издательство, 1973.

Отрывок, характеризующий Шаховская, Наталья Дмитриевна

– Ах, я так счастлива, – отвечала она, улыбнулась сквозь слезы, нагнулась ближе к нему, подумала секунду, как будто спрашивая себя, можно ли это, и поцеловала его.
Князь Андрей держал ее руки, смотрел ей в глаза, и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что то: не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к ее женской и детской слабости, был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею. Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично как прежнее, было серьезнее и сильнее.
– Сказала ли вам maman, что это не может быть раньше года? – сказал князь Андрей, продолжая глядеть в ее глаза. «Неужели это я, та девочка ребенок (все так говорили обо мне) думала Наташа, неужели я теперь с этой минуты жена, равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим. Неужели это правда! неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнию, теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое мое дело и слово? Да, что он спросил у меня?»
– Нет, – отвечала она, но она не понимала того, что он спрашивал.
– Простите меня, – сказал князь Андрей, – но вы так молоды, а я уже так много испытал жизни. Мне страшно за вас. Вы не знаете себя.
Наташа с сосредоточенным вниманием слушала, стараясь понять смысл его слов и не понимала.
– Как ни тяжел мне будет этот год, отсрочивающий мое счастье, – продолжал князь Андрей, – в этот срок вы поверите себя. Я прошу вас через год сделать мое счастье; но вы свободны: помолвка наша останется тайной и, ежели вы убедились бы, что вы не любите меня, или полюбили бы… – сказал князь Андрей с неестественной улыбкой.
– Зачем вы это говорите? – перебила его Наташа. – Вы знаете, что с того самого дня, как вы в первый раз приехали в Отрадное, я полюбила вас, – сказала она, твердо уверенная, что она говорила правду.
– В год вы узнаете себя…
– Целый год! – вдруг сказала Наташа, теперь только поняв то, что свадьба отсрочена на год. – Да отчего ж год? Отчего ж год?… – Князь Андрей стал ей объяснять причины этой отсрочки. Наташа не слушала его.
– И нельзя иначе? – спросила она. Князь Андрей ничего не ответил, но в лице его выразилась невозможность изменить это решение.
– Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! – вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала. – Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно. – Она взглянула в лицо своего жениха и увидала на нем выражение сострадания и недоумения.
– Нет, нет, я всё сделаю, – сказала она, вдруг остановив слезы, – я так счастлива! – Отец и мать вошли в комнату и благословили жениха и невесту.
С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым.

Обручения не было и никому не было объявлено о помолвке Болконского с Наташей; на этом настоял князь Андрей. Он говорил, что так как он причиной отсрочки, то он и должен нести всю тяжесть ее. Он говорил, что он навеки связал себя своим словом, но что он не хочет связывать Наташу и предоставляет ей полную свободу. Ежели она через полгода почувствует, что она не любит его, она будет в своем праве, ежели откажет ему. Само собою разумеется, что ни родители, ни Наташа не хотели слышать об этом; но князь Андрей настаивал на своем. Князь Андрей бывал каждый день у Ростовых, но не как жених обращался с Наташей: он говорил ей вы и целовал только ее руку. Между князем Андреем и Наташей после дня предложения установились совсем другие чем прежде, близкие, простые отношения. Они как будто до сих пор не знали друг друга. И он и она любили вспоминать о том, как они смотрели друг на друга, когда были еще ничем, теперь оба они чувствовали себя совсем другими существами: тогда притворными, теперь простыми и искренними. Сначала в семействе чувствовалась неловкость в обращении с князем Андреем; он казался человеком из чуждого мира, и Наташа долго приучала домашних к князю Андрею и с гордостью уверяла всех, что он только кажется таким особенным, а что он такой же, как и все, и что она его не боится и что никто не должен бояться его. После нескольких дней, в семействе к нему привыкли и не стесняясь вели при нем прежний образ жизни, в котором он принимал участие. Он про хозяйство умел говорить с графом и про наряды с графиней и Наташей, и про альбомы и канву с Соней. Иногда домашние Ростовы между собою и при князе Андрее удивлялись тому, как всё это случилось и как очевидны были предзнаменования этого: и приезд князя Андрея в Отрадное, и их приезд в Петербург, и сходство между Наташей и князем Андреем, которое заметила няня в первый приезд князя Андрея, и столкновение в 1805 м году между Андреем и Николаем, и еще много других предзнаменований того, что случилось, было замечено домашними.

Философия здоровья [Сборник статей] Медицина Коллектив авторов --

Община сестер милосердия «Утоли моя печали»

Княжна Наталья Борисовна Святополк-Четвертинская получила прекрасное образование, была высоко нравственна и религиозна. Кстати, родной теткой ее была Вера Федоровна Вяземская, хозяйка русского Парнаса – Остафьева.

В 1863 году, потеряв мужа, 43-летняя княгиня Наталья Борисовна Шаховская стала сестрой милосердия. И пошла туда, где было тяжелее всего, – в Полицейскую больницу. Покинув дворянские апартаменты, она поселилась тут же, при больнице, чтобы основную часть времени посвящать больным.

Выбор ее был неслучайным: семейным доктором и другом Святополк-Четвертинских был Петр Федорович Гааз. Именно его назвала княгиня своим духовным наставником. Именно под его руководством в Полицейской больнице она училась ухаживать за больными. Уже через год Наталья Борисовна возглавила группу из 30 сестер милосердия, а в 1864 году создала общину «Утоли моя печали».

Можно описать историю общины, строительства больницы, приюта для девочек, церкви. Но разве опишешь бессонные ночи, проведенные рядом с больными, разве расскажешь, как это – смотреть в глаза умирающему?.. Во время эпидемии холеры из больниц города убегали наемные служители, и тогда на их место приходили сестры милосердия, забывая о страхе за свою жизнь.

Сестры общины ездили в Тверь, Курск, Санкт-Петербург, работали в Иркутском лепрозории. На Волге, недалеко от Нижнего, Наталья Борисовна устроила плавучий госпиталь для борьбы с подступившей в очередной раз холерой. Не прошли мимо них ни сербско-турецкая (1876), ни русско-турецкая (1877), ни Первая мировая войны. За участие в сербско-турецкой войне Н. Б. Шаховская была удостоена личной награды княгини Натальи Сербской. На русско-турецком фронте из общины работали более 100 сестер. Почти 60 принимали раненых в Москве; за год с небольшим в госпитале общины получили помощь 3700 солдат! Император Александр II за заслуги сестер принял общину под свое покровительство, и она стала называться Александровской.

На Госпитальной площади в Москве и по сей день стоит красивый особняк, долгие годы служивший домом для сестер милосердия. Здесь были и апартаменты княгини, и зал, где все собирались по торжественным случаям. Неподалеку находятся несколько перестроенные, но возведенные еще Шаховской здания больницы. Они и сейчас служат людям: с 1922 года это корпуса Московской клинической больницы № 29 им. Н. Э. Баумана.

В том же 1922 году при ней была создана и до недавнего времени действовала первая советская школа медицинских сестер. В годы Великой Отечественной войны здесь работал 5002-й госпиталь. Только в первые две военные недели 1941-го он принял около 1000 раненых. Это стало возможным не только благодаря высокому профессионализму врачей и медсестер, но и милосердию и самопожертвованию, которыми наполнили эти стены княгиня Шаховская и сестры ее общины. После войны больница стремительно развивалась: здесь работали замечательные врачи-практики, устраивались еженедельные общебольничные конференции, совершенствовались технические средства… В 60-е годы больница стала крупным научно-практическим центром для врачей не только больниц и поликлиник района, но и всего города.

Постепенно здесь возрождают утраченное: обращаются к истории общины «Утоли моя печали», создают музей общины и больницы. Уже воссоздана надвратная икона «Утоли моя печали», отреставрирована церковь Воскресения Словущего, восстановлена снесенная в 20-е годы колокольня. Есть мечта установить во дворе больницы бюст княгини на мраморном постаменте. Никак не решится вопрос и о возврате больнице исторического названия – «Утоли моя печали» им. Н. Б. Шаховской.

В 130-й юбилейный год здесь по-особому отметили Международный день медицинской сестры: в актовом зале больницы звучали слова благодарности 14 медсестрам, более 30, 40 и даже 50 лет проработавшим в ее стенах. Цветы, памятные медали с портретом княгини Шаховской и словами «За сострадание и милосердие», улыбки, сдержанное счастье, внимание – и благодарность.

Первой медаль «За сострадание и милосердие» получила Майя Александровна Шуваева: она дольше всех – 58 лет! – проработала в 29-й больнице. Медали «За Отвагу», «За оборону Москвы», орден Отечественной войны – вот лишь некоторые из ее наград.

В статье использованы материалы с сайтов

Из книги Путь с сердцем автора Корнфилд Джек

Медитация: преобразование печали в сострадание. Человеческое сердце обладает необычайной способностью удерживать печали этой жизни и преобразовывать их в огромный поток сострадания. Это дар таких личностей как Будда, Иисус, Дева Мария и Гуан-инь, Богиня Милосердия, –

Из книги Пророк автора Джебран Халиль

О Радости и Печали И тогда женщина сказала: Скажи нам о Радости и о Печали.И он ответил так:Твоя радость – это твое горе без маски.Ведь тот же самый колодец, из которого поднимается твой смех, был часто заполнен твоими слезами.И разве может быть иначе?Чем глубже твое горе

Из книги Том 4 автора Энгельс Фридрих

РАЗДЕЛ II ОБЩИНА Ст. 6. Община состоит минимум из трех и максимум из двадцати членов Союза.Ст. 7. Каждая община избирает председателя и его помощника. Председатель руководит собраниями, помощник заведует кассой и, в случае отсутствия председателя, заменяет его.Ст. 8. Прием

Из книги Если ты не осёл, или Как узнать суфия. Суфийские анекдоты автора Константинов С. В.

Нет печали Одного суфия спросили:- Почтенный, почему на вашем лице не заметно следов печали?- У меня нет того, о потере чего стоило бы печалиться, - ответил

Из книги Шамбала Сияющая. Мифы, легенды, афоризмы автора

Из книги Избранное: Теология культуры автора Тиллих Пауль

6. Вера и община Только что высказанные замечания по поводу отношения веры и сомнения к религиозным убеждениям подводят нас к проблемам, которые, как правило, определяют повсеместно распространенное представление о вере. Веру рассматривают либо в ее вероучительных

Из книги Другое начало автора Бибихин Владимир Вениаминович

4. Община веры и ее выражения Описывая природу веры, мы указали на то, что вера реальна только в общине веры, или точнее - в языковом единстве веры. Рассмотрение любви и веры показало то же: любовь предполагается верой, она есть желание воссоединить обособленное. Это

Из книги Ясные Слова автора Озорнин Прохор

Община и общество 1. Уже одевание верующих для похода в храм, приборка в комнате, осанка, тон разговора с домашними и соседями окрашены принадлежностью к литургической общности. Она предлагает соблюдение правил, обычаев, от всем известных и общепринятых до местных,

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

О противниках милосердия Надсмехающийся над милосердием однажды познает беспристрастный взгляд

Из книги Этика автора Апресян Рубен Грантович

Из книги Философия здоровья [Сборник статей] автора Медицина Коллектив авторов --

Тема 25 ПРАГМАТИКА МИЛОСЕРДИЯ Что такое добродетель как практическая задача? В этическом рассуждении невозможно дать общие советы на каждый день. Эта невозможность обусловлена характером самих нравственных требований. Они сформулированы как универсальные требования,

Из книги Меч Гессар-хана и другие сказания автора Рерих Николай Константинович

Трудность милосердия Социальная жизнь воспроизводит различие, обособленность и противоположность интересов индивидов как членов сообществ. В милосердии, по существу, преодолевается обособленность и соединяются интересы индивидов. Милосердие трудно еще и

Из книги Духовные сокровища. Философские очерки и эссе автора Рерих Николай Константинович

Инициативность милосердия Милосердная любовь инициативна и упредительна. По христианскому учению, образцом этого является жизнь Иисуса Христа, который умер за людей, хотя те были еще грешниками и в этом смысле ничем не заслужили такой любви. Те же инициативность,

Из книги автора

Сестры милосердия Особая эпоха в жизни Пирогова – Севастопольская война. Как врач и как человек, не желавший оставаться безучастным к тому, что происходило, он подал прошение об отправке на фронт. После долгого молчания пришел совершенно неожиданный ответ. Его

Из книги автора

Из книги автора

Замки печали Идете по замку. Высокая зала. Длинные отсветы окон. Темные скамьи. Кресла.Здесь судили и осуждали.Еще зала, большая. Камин в величину быка. Колонны резные из дуба.Здесь собирались. Решались судить.Длинные переходы. Низкие дверки в железных заплатах. Высокий

Осенним днём 1863 года в здание Полицейской больницы в Малом Казённом переулке Москвы вошла высокая, одетая в строгое тёмное платье, женщина. Это была княгиня Наталья Борисовна Шаховская. Распахнув дверь, она застучала каблуками по гранитной лестнице. Полицейскую больницу основал и содержал знаменитый доктор Фёдор Гааз - «святой доктор», как звали его в первопрестольной за широкую благотворительность. Гааза княгиня Шаховская знала с детства - он был домашним врачом её семьи. И примером для подражания - Наталью всегда восхищало его безграничное сострадание к людям, попавшим в беду. Ей так хотелось дать людям хоть малую толику того добра, которое каждый день творил доктор Гааз! В Полицейскую больницу княгиня шла с вполне определённым намерением - она твёрдо решила трудиться здесь простой сиделкой. Наталья Борисовна Шаховская смогла добиться своего и стала одной из первых женщин среди медицинского обслуживающего персонала Полицейской больницы.

Работа полностью захватила её. Через два года, в 1865-м, княгиня приобрела помещение на улице Покровка и основала там общину сестёр милосердия в честь иконы Божьей Матери «Утоли моя печали». Наталья Борисовна обучала женщин навыкам ухода за больными. Сёстры общины во главе с основательницей трудились в Полицейской больнице доктора Гааза, в Военном госпитале, Яузской больнице для чернорабочих и Екатерининской лечебнице. Все расходы по содержанию общины княгиня Шаховская взяла на себя.

На средства, вырученные от продажи имения в Серпухове, в 1871 году Наталья Борисовна купила большой участок земли в Лефортово, на котором выстроила трёхэтажный особняк. В нём разместились хозяйственные и жилые помещения общины «Утоли моя печали», а главное - больница на 200 коек с амбулаторией и стационаром, терапевтическим, гинекологическим и психиатрическим отделениями. К больнице примыкала домовая церковь.

Здание на Покровке княгиня отдала под сиротский приют для девочек; позже, в 1895 году Шаховская поострила для него новое трёхэтажное здание, где разместилась ещё и фельдшерская школа с курсами подготовки сестёр милосердия.

Сёстры общины «Утоли моя печали» бесстрашно и самоотверженно трудились на фронтах Сербско-турецкой войны 1876 года, Русско-турецкой войны 1877-78 года, основали лепрозорий в Якутии.

В 1906 году княгиня Наталья Борисовна Шаховская скончалась. Однако дело, начатое ею, не прервалось. Даже после революции 1917 года, когда благотворительные учреждения сплошь и рядом закрывались новой властью, «Утоли моя печали» продолжала работать. Активную деятельность община развернула в годы Гражданской войны, когда в Москве свирепствовала эпидемия тифа. В 20-х годах общину всё же официально расформировали, а больнице присвоили имя революционера Баумана. Но после этого многие сёстры продолжали в ней трудиться.

Сегодня здесь располагается клиническая больница № 29, над воротами которой - икона «Утоли моя печали», а на стене - мемориальная доска с портретом княгини Натальи Шаховской и надписью: «Сестре милосердия, основательнице общины и больницы».

gastroguru © 2017