Особняк П.П. Смирнова

В 1821 году это был нарядный ампирный особняк с двумя отдельно стоящими флигелями, типичный представитель застройки Тверского бульвара пушкинского времени. Чуть позже дом сросся с флигелями, а в 1901-1903 годах Федор Осипович Шехтель перестроил его по заказу известного винозаводчика Смирнова. Он изменил постройку всего лишь несколькими штрихами, которые тем не менее придали ей совсем иной характер. Главным украшением сдержанного фасада стал кружевной кованый балкон, напоминающий плывущий по волнам корабль – излюбленная Шехтелем морская тематика.

В ХIX веке роскошное здание, творение знаменитого на весь мир русского архитектора эпохи модерна Федора Шехтеля, было центром русской общественной жизни. В шикарных интерьерах парадных помещений с 1906 года проходили праздничные дворянские собрания, проводились концерты с участием С. Рахманинова и Ф. Шаляпина, пышно отмечались значимые события. Роскошь интерьеров должна была соответствовать статусу «новой русской» элиты начала ХХ века. Парадные помещения, собранные в анфиладу, сменяют один архитектурный стиль другим: «Романский зал», «Классический зал», «Египетский зал», «Рокайльная комната», «Будуар», «Кабинет». Здание являлось не только одним из самых богатых, но и одним из самых передовых в плане технического оснащения.

У этого дома странная судьба. Строился для красивой жизни, а стал местом прописки одного из самых невесёлых учреждений города. Один из наиболее богатых домов дореволюционной Москвы, одна из интереснейших построек Шехтеля, находящаяся на самом известном бульваре города, – и при этом, почти никаких упоминаний в литературе. Дело в том, что долгие годы особняк П.П. Смирнова принадлежал городской прокуратуре и был одним из «закрытых» памятников в столице.
В 1922 году здесь размещается Революционный военный трибунал, а потом разместилась Военная прокуратура. Судебные заседания проходили прямо в Романском зале. Тем самым для обычных москвичей вход в этот историко-архитектурный памятник оказался закрытым на многие десятилетия.
Реставрация парадных залов, проведенная в 2005-2006 годах, вернула им прежнее великолепие. В последнее время его занимают различные ресторанные и клубные заведения. Частью дома владеет Пенсионный фонд.

Особняк П.П. Смирнова – сплетение невероятных событий и судеб в мистических интерьерах. Нам предоставляется редкая возможность побывать во «Дворце водочного короля».

Это интересно:
Инженерные новшества Ф. Шехтеля в особняке Смирнова:
- одно из первых зданий в Москве с центральным паровым отоплением с собственной котельной, (до середины 90-х ХХ века использовались немецкие радиаторы начала ХIХ века, заменены только при реставрации);
- один из первых в Москве особняк с полной электрификацией, включая использование встроенных светильников в декорации залов (прообраз современных подвесных потолков со встроенным освещением);
- первый дом с принудительной вентиляцией (прообраз современных кондиционеров);
- первый особняк, где в зимнем саду – оригинальное применение промышленных принципов остекления: большие металлические рамы 2,5 х 3 метра с мелким членением, с устройством двойного остекления – (прообраз современных стеклопакетов). Такие окна практически не замерзали и при большом освещенном объеме сохраняли тепло.

Адрес: Тверской бульвар 18 стр. 1
Проезд: м.Пушкинская, Чеховская, Тверская

Впервые дом на этом участке упоминается в архивах нашего города в 1759 году и принадлежит конной гвардии ротмистру Василию Васильевичу сыну Истлентьеву. В 1763 году дом перешел к камергеру генерал-поручику Александру Григорьеву сыну Петрово-Соловова. В 1818 году дом уже числится за генерал-поручиком действительным камергером графом Владимиром Григорьевичем Орловым. В квартирной книге Тверской части за этот год написано, что «Двухэтажный флигель обстроен в 1815, а главный корпус в целости, а прочее отстраивается с 1817 г.». Последующие владельцы: коллежский советник Г. П. Апухтин, камер-юнкерша О. И. Горчакова, камергер и коллежский советник П. А. Базелевский, потомственный почетный гражданин Н. П. Малютин.

Петр Петрович Смирнов (1868 – 1910гг.) – директор торгового дома «П. А. Смирнов в Москве» (источник), был членом Московского совета детских приютов, попечителем Долгоруковского детского приюта, старостой Благовещенского и Верхоспасского соборов Московского Кремля. Смирнов купил особняк на Тверском бульваре в 1900 году (по легенде) для своей любовницы. В 1906 году он сдал дом под клуб московского дворянского собрания: здесь работал ресторан, проходили концерты, велись азартные игры. В 1912 году вдова Смирнова хотела, но так и не открыла здесь синематограф. После того как Евгения Смирнова продала этот дом и до самой революции здесь располагалось Московское судебное управление. В советское время народный суд и военная прокуратура, судебные заседания проходили с Романском зале. В настоящее время владельцем особняка является фирма «Мелодия». Он попал к ней вот при каких обстоятельствах. Правительство города перед визитом в Москву английской королевы в 1994 году собиралось вернуть англиканской церкви храм Св. Андрея в Вознесенском пер.д.8 (его занимала тогда «Мелодия»). Для компании грамзаписи срочно подыскивали новое помещение, как они просили, с двумя залами рядом… и «нашли» этот особняк на Тверском бульваре. Сейчас в правом крыле здания находится московское отделение пенсионного фонда РФ. В помещениях пенсионного фонда неоклассические интерьеры (не уникальные, в отличие от той части дома, по которой пройдет наше экскурсия).

Особняк Смирнова перестраивался в стиле «модерн» лучшим российским зодчим того времени Федором Осиповичем Шехтелем одновременно с особняком Зинаиды Морозовой на Спиридоновке (сейчас Дом приемов МИДа). Шехтель не только готовил проект, но и контролировал строительство, лично сдавал объект заказчику. На примере этого дома можно проследить всю эволюцию творчества мастера. Шехтель перестраивал дом дважды – первый раз в 1901 – 1906 гг. и второй, по желанию наследников, в 1910-1913 гг., когда «модерн» уже вышел из архитектурной практики и конкурсные комитеты не принимали проекты, выполненные в этом стиле.

В доме 4 этажа, а не два, как кажется на первый взгляд. Первый этаж из-за повышения культурного слоя Тверского бульвара на 70 см стал подвалом, а четвертый этаж – мансарда, так искусно надстроенная, что на фасаде она не видна и не ухудшила вид дома с бульвара. Этого исчисления мы и будем придерживаться. На первом этаже находятся хозяйственные помещения. Второй этаж – парадный, его планировка классическая и представляет из себя анфиладу комнат, расположенную вдоль бульвара. Каждый зал решен в определенном историческом стиле. На третьем этаже жила прислуга и находились спальни хозяев. Мансарда надстроена в 90х годах 20 века.

История особняка типично московская, он как городская усадьба многократно перестраивался, обрастал пристройками, флигелями и в начале 20 века был под одним фасадом собран в единый ансамбль. Архитектор не уничтожал то, что было в доме до него, а старался переосмыслить это. Шехтель удалил ограды, прежде соединявшие правый и левый флигели с главным домом. За счет этого существенно увеличился объем жилых помещений. Ограды можно увидеть на старом плане дома (см. «Фасад дома 1834 г.»). Предложенная Шехтелем планировка объединила все помещения в новое пространство, отвечавшее потребностям хозяина. Проходя по дому, оказываешься на разных уровнях. В доме три лестницы, две из них парадные.

Северный парадный вестибюль и лестница
(время отделки конец 18 – начало 19 в., 1901 г.)
Северный парадный вестибюль и лестница сохранены в том виде, какими они были во время постройки этой городской усадьбы в 18 веке. Потолок сводчатый, высота его метра 3,5-4. В начале мраморной лестницы находятся «вылюты» - декоративные завитки. На самом деле главной лестницей, через которую входили гости была другая «западная», в правом крыле дома, где сейчас находится пенсионный фонд. Парадная лестница расходится на две малые; правая ведет во внутренние помещения, а левая в Готический кабинет.

Готический кабинет
(время отделки 1901 г.)
Накладные поперечные «ребра» и балки мореного дуба на потолке подлиные, они очищены от многих слоев краски, накопившейся за советский период жизни дома. Оригинальный паркет был утрачен, его пришлось восстанавливать полностью. Люстры (за исключением Романской гостиной), большая часть дверей, все портьеры особняка были изготовлены по фотографиям или, если информации не было, максимально приближены к стилю каждой комнаты.

Малая гостиная
(время отделки 1901 г.)

Двери выполнены из массива дуба, в верхней части воспроизведен рисунок с фасада дома. В доме было сделано паровое отопление, поэтому все камины, кроме этого, в проекте Шехтеля изначально были декоративными. Камин выполнен из темно-красного мрамора, внутренняя часть выстлана бирюзовым «кабанчиком». Потолок декорирован так называемым «ложным парусным сводом», по углам характерный для модерна орнамент из стилизованных розовых цветов и листьев.

Романская гостиная
(время отделки 1901 г.)

Это наиболее ценный интерьер особняка. Стены обшиты панелями из мореного дуба. Из него же выполнены подоконники и оконные рамы. Люстра в гостиной трофейная. Ее привез из Германии военный прокурор Москвы. Она выполнена в «югенстиле» (так назывался модерн в Швеции, Финляндии и Германии) и настолько гармонична интерьеру, что кажется была здесь всегда.

Камин – доминанта этого зала. Барельеф камина из гипса оформлен, многофигурной сценой рыцарской битвы. Внутри камин обложен темно-зеленым «кабанчиком». Материал капителей – камень песчаник. Все здесь гармонично. Витраж, изображающий виноград, созвучен интерьеру стилистически. Он создает в зале полумрак, в котором остальные детали интерьера звучат таинственно, кажутся не вполне реальными, сказочными – такими, ками мы и представляем себе ту очень далекую эпоху.

Напротив окна с витражом, в противоположной части зала, находится арка со стилизоваными романскими колоннами. Над ней на фоне орнамента в виде кедровых веток расположены пять медальонов с изображениями сказочных зверей.

В оформлении потолка использован кельтский орнамент. Карниз потолка отделяет нижний ярус от основного поля свода, он опирается на консоли с завершениями в виде человеческих голов, что является типичным романским мотивом.

Над аркой прохода в другую часть зала находится скульптурная консоль, изображающая «Битву дракона и собаки».

Витая дубовая лестница ведет на первый этаж в хозяйственные помещения.

Розовая гостиная
(время отделки 1901 г.)

Потолок этой комнаты - один из лучших примеров новаторского освещения, которое использовал Шехтель в своих интерьерах. Потолок по краям украшен лепниной в рокайльном стиле: растительные мотивы, по двум углам изображение женщины в тунике (частый для модерна мотив «декаденской дамы»). В наше время подобное освещение называется «точечным».

Большая гостиная в стиле позднего ренессанса
(время отделки 1901 г.)

Основное поля потолка заполнено плоскими рельефами «морской тематики»: маска Тритона в окружении сирен, нимфы на гиппокампах. На росписи потолка можно увидеть вензель хозяина дома. В центре потолка в прямоугольном поле, по-видимому, была роспись. Фотографий этого комнаты не сохранилось, поэтому восстанавливать ее не стали. Именно в этой гостиной на фасаде здания находится балкон, но попасть на него невозможно. Он замурован и всегда выполнял только декоративную функцию. Но с каким успехом! Именно балкон при ассиметричном фасаде дома уравновешивает его крылья и создает ощущение цельности и гармонии.

Гостиная в греческом стиле
(время отделки 1901 г.)

Две ионические колонны выполнены в технике «искусственный мрамор». Реставраторы переделывали их дважды, чтобы добиться максимального сходства с оригиналом.

Фриз тянется горизонтально по периметру комнаты под потолком. Он решен в неоклассическом стиле, в отличие от древнегреческих аналогов фигуры плоские, только слегка выступают над поверхностью стены. Мотив фриза - состязание на колесницах.

Справа напротив дверей в Египетский зал видна ниша. Это закрытый вход на главную «западную» парадную (неоклассическую) лестницу. На стенах «западной» лестницы сохранились барельефы с фигурами Слав, держащих венки. Лестница эта сделана из белоснежного итальянского мрамора. Она очень красива, но в ней нет ничего неординарного, в отличие от остальной части дома, которую мы сейчас осматриваем.

Египетский зал
(время отделки 1901 г.)

Его назначение танцевальный зал, зал для приемов. Цветовая гамма зала бежево-золотистая. Несмотря на внушительные размеры, в нем по-домашнему уютно. Две стилизованые египетские колонны отделяют коридор от основного зала. Прежде на их месте была стена, Шехтель преобразовал ее в колонны. В нише основания каждой колонны он поставил сфинкса. Сохранилась фотография, на которой виден один из сфинксов с львиной головой.

По стенам на «козырьках» размещен рельеф – группа узких симметричных полос (мотив папируса), пространство между которыми украшено иероглифами. Центральная часть – крылатый солнечный диск со змеями - Атон. Плафон выполнен в виде символического изображения Ра - бога солнца Древнего Египта. При ремонте кровли над Египетским залом реставраторы обнаружили старую вентиляцию. Оказалось, что светильник был несколько опущен от купола плафона и выполнял две функции, был источником света и закрывал вентиляционное отверстие. Шехтель активно использовал в своих проектах самые последние технические новшества. Вентиляция была очень актуальна для зала, в котором танцевало много людей.

Внутренний коридор Двери из Египетского зала ведут во внутренний коридор (он параллелен парадной анфиладе), из которого можно попасть на «черную лестницу» и вернуться на «северную парадную лестницу».

Внутренний двор
Смирнов владел не только этим особняком, но и всем домовладением, которое включало не только особняк по красной линии Тверского бульвара, но и несколько строений во дворе. Они использовались как доходный дом. Зимний сад особняка остался в той части здания, где размещается Пенсионный фонд, поэтому реставрация его не коснулась.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Тверской бульвар, дом 18. По этому адресу расположено одно из лучших творений архитектора Федора Осиповича (Франца-Альберта) Шехтеля – особняк Петра Петровича Смирнова (1868-1910). Удивительно, но в известной всем любителям столичной архитектуры издании «Памятники архитектуры Москвы» об этом доме не сказано ни слова. Это связано с тем, что в советские годы здесь располагалась прокуратура города Москвы, учреждение весьма закрытое.

* Организатор экскурсии:

Дом, расположенный на этом участке, впервые упоминается в московских архивах в 1759 году как принадлежащий ротмистру конной гвардии Василию Васильевичу Истлентьеву. Следующим владельцем стал московский губернский предводитель дворянства, действительный тайный советник, генерал-поручик Александр Григорьевич Петрово-Соловово (1736-1805). От него владение перешло к младшему из братьев Орловых, директору Академии наук графу Владимиру Григорьевичу Орлову (1743-1831). После его смерти дом неоднократно перепродавался. В разные годы его владельцами были коллежский советник Гавриил Петрович Апухтин, камер-юнкерша О.И.Гарчакова, камергер и коллежский советник П.А.Базилевский, почетный гражданин Николай Петрович Малютин. В результате, к началу XX века на участке сложился большой особняк в стиле ампир, с лабиринтом комнат на разных уровнях.

28 ноября 1900 года это домовладение за 299 тысяч рублей приобрел Петр Петрович Смирнов, директор и старший сын «водочного короля» Петра Арсеньевича Смирнова, основателя торгового дома «П.А.Смирнов в Москве».

Петр Петрович в молодости жил в Петербурге и занимался торговлей чаем из Китая. В 1893 году он по настоянию отца переехал в Москву и занялся семейным делом. На следующий год было учреждено «Товарищество водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных вин П.А.Смирнова».

Петр Петрович был женат на Евгении Ильиничне Морозовой, у них было трое детей: Татьяна, Арсений и Алексей. Жили они в родительском доме на Пятницкой улице, но вскоре он стал для них мал. Поэтому он приобрел большое домовладение на Тверском бульваре, в то время — одном из самых модных мест Москвы (впрочем, как и сейчас). В 1900 году у них родилась дочь Ольга, а через год — сын Анатолий.

В 1901 году Петр Петрович пригласил модного в то время архитектора Шехтеля для переделки всего комплекса зданий. Работы продолжались 5 лет. Шехтель сумел максимально использовать старые помещения и расширить объем за счет объединения флигелей с главным домом.

Окна Романского зала. Прежде на его месте располагалась ограда между главным домом и флигелем

Фасад, выходивший на Тверской бульвар, был отделан в модном тогда стиле модерн. Дворовые фасады были выдержаны в более строгом классическом стиле. Внутренние помещения были оформлены в стиле модерн и эклектики.

В доме было немало технических новшеств: собственная котельная и центральное паровое отопление, полная электрификация здания, встроенные светильники, принудительная вентиляция, оригинальная конструкция окон в зимнем саду, благодаря которой они не замерзали даже в самые сильные морозы и сохраняли тепло в помещении и многое другое.

На первом этаже располагались хозяйственные помещения. Сейчас из-за подъема культурного слоя почти на 70 сантиметров он стал полуподвальным. Второй этаж был представительским, здесь располагается анфилада парадных залов: Готический кабинет, Будуар (Малая гостиная), Романский зал, Аванзал, Рокайльная комната, Классический зал, Греческий зал, Египетский зал. Кроме того, в здании был зимний сад и зверинец. На третьем этаже находились жилые помещения хозяев и комнаты прислуги. В 1990-е годы был надстроен четвертый этаж, мансардный, который не виден со стороны Тверского бульвара.

В дом вело два входа. Западный парадный вход сейчас находится в части здания, принадлежащей Пенсионному фонду РФ. В прошлом он вел в парадные залы и предназначался для гостей. Другой вход (Северный парадный) был приватный.

Шехтель, несмотря на занятость на других объектах, лично контролировал строительство и сдавал дом заказчику. В 1910-1913 годах, уже после смерти Петра Петровича Смирнова, он снова частично перестроил дом по желанию наследников в стиле неоклассицизма — модерн к тому времени уже вышел из моды.

Дом Смирнова строился как «семейное гнездо». Однако реальность оказалась намного трагичнее. После смерти Смирнова в 1910 году и из-за введения сухого закона и государственной монополии на водку, финансовое состояние семьи сильно пошатнулось. Вдова была вынуждена сдать часть помещений клубу Московского русского собрания. Одно время даже предполагалось устроить здесь синематограф.

В дни Октябрьской революции особняк оказался в центре кровавых событий. Дом заняли юнкера, которые обстреливали красноармейцев, штурмующих дом московского градоначальника. После революции Евгения Ильинична Смирнова, в надежде спасти свою жизнь и жизнь своих детей, вышла замуж за итальянца, делового партнера её покойного мужа, который был назначен послом в Японию. К несчастью, ей запретили взять с собой детей. Алексей и Анатолий пропали без вести и, скорее всего, погибли в годы Гражданской войны или вскоре после неё. Старшая дочь Татьяна смогла уехать к матери только в 1926 году. Сын Арсений скитался по Средней Азии и умер там в 1950-х годах.

Дом Смирнова, фото 1932-1939 годов

В опустевшем особняке в 1922 году разместился Революционный военный трибунал. Затем его сменила Прокуратура Москвы. Роскошно отделанные стены были закрыты безликими панелями. В Романском зале проходили судебные заседания.

Дом Смирнова, фото 1977-1979 годов

В 1990 году большую часть усадьбы занял Пенсионный фонд Российской Федерации. В другую часть в 1994 году была переведена из Англиканской церкви Св. Андрея фирма «Мелодия». В 2006 году начались реставрационные работы, в ходе которых были восстановлены парадные залы. Сейчас помещения сдаются под проведение различных торжеств и мероприятий. Кроме того, здесь регулярно проводятся экскурсии.

Внешний вид и интерьеры дома Смирнова

А теперь познакомимся поближе с внешним обликом и залами дома Смирнова на Тверском бульваре. Внешне дом кажется ассиметричным. Однако если присмотреться к нему внимательнее, то под отделкой в стиле модерн можно разглядеть почти симметричную структуру классического московского особняка с главным домом в центре и примыкающими к нему с двух сторон флигелями. Прежде они соединялись решеткой. Шехтель на её месте возвел новые помещения. На первом этаже он сделал арку, ведущую во внутренний двор, а над ней устроил роскошный Романский зал с витражными окнами.

Тройное витражное окно Романского зала и картуш с вензелем Смирнова над ним

Стены дома украшены листьями и растительным орнаментом — часто встречающийся элемент у Шехтеля.

В центре фасада, выходящего на Тверской бульвар, на уровне второго этажа находится легкий кованный балкон в форме ладьи — одна из лучших работ Шехтеля. Он чисто декоративный – если его опустить ниже, он мешал бы проходу людей.

Бывший флигель в эркером

Решетка в воротах арки старинная, выполнена по проекту Шехтеля.

Фасад со стороны двора отделан в строгом классическом стиле. Здесь мы увидим несколько пристроек: лестницу и большой зал — Египетский.

Здесь же можно увидеть полукруглое окно Парадной лестницы, которая расположена в части, ныне принадлежащей Пенсионному фонду Российской Федерации. К сожалению, мне не удалось её увидеть изнутри.

Во дворе расположены еще несколько корпусов, некогда принадлежавших Смирновым. Впоследствии они сдавались под различные конторы, в 1990-е годы здания были реконструированы и частично надстроены.

На схеме ниже представлены помещения второго этажа, открытые для посещения.

Схема помещений второго этажа, открытых для посещения

Северный парадный вестибюль

Как я уже писала, в дом Смирнова ведут два входа — Западный парадный и более камерный, северный. Именно через второй вход, более скромный, сейчас заходят экскурсанты и гости «Дома Смирнова». К настоящему времени из-за роста культурного слоя первый этаж оказался почти на 70 сантиметров ниже уровня земли. Помещения первого этажа сохранили элементы отделки XVIII века, в частности, своды.

Пол в таких помещениях в прошлом нередко покрывали чугунными плитами. Реставраторы творчески обыграли это.

Оформление пола «под чугун» (современная работа)

Из холла на второй этаж ведет лестница. Здесь мы увидим излюбленный элемент Шехтеля — лестницу-волну, символизирующую стремительность и зыбкость человеческого бытия. Однако пространство не дало развернуться архитектору в полной мере, как, например, в доме Рябушинского на Малой Никитской улице. Поэтому о волне напоминают лишь небольшие завитки-волюты у первых ступеней, наподобие того, как водный поток вырывается из теснины.

Лестничный холл отделан в классическом стиле. После первого пролета лестница раздваивается. Одна её часть ведет в сторону Готического кабинета и кухни, другая — к Романскому залу и Будуару (Малой гостиной). Эта часть сохранила отделку XVIII века.

Вид из лестничного холла в сторону Романского зала

Декор стен в классическом стиле в лестничном холле

Зеркало во всю стену напротив входа в Готический кабинет

Готический кабинет, комната хозяина дома, отделан в стиле венецианского модерна. Площадь помещения небольшая — всего 35 кв.м. Он производит впечатление замкнутого, тяжелого пространства — по моде того времени: достаточно темный цвет стен, накладные балки на потолке из мореного дуба. Паркет был воссоздан реставраторами по старым фотографиям. Мебель современная, как и во всем доме.

Обстановка Готического кабинета (современная)

Украшением Готического кабинета является прямоугольный эркер, откуда открывается красивый вид на Тверской бульвар.

Из Готического кабинета можно попасть в комнату хозяйки дома — Малую гостиную, или Будуар. Площадь помещения составляет 25 кв.м. Стены отделаны китайским шелком. Скошенные углы потолка, так называемый «ложный парусный свод», украшены лепниной с цветочными мотивами. Рисунок дверей повторяет орнамент на фасаде здания. Камин из розового мрамора, отделанный внутри плиткой «кабанчик» — декоративный, поскольку в особняке было паровое отопление.

Романский зал, или Романская гостиная — самое роскошное помещение в особняке и одно из лучших творений Шехтеля. Его площадь составляет 90 кв.м. Он оформлен в бежево-зелено-коричневых тонах. Здесь мы увидим сочетание нескольких стилей — собственно романского, русского и модерна. Стены, оконные рамы и подоконники сделаны из мореного дуба. Потолок в зале украшен кельтским орнаментом. Под ним идет зеленый карниз с изображением сказочных животных. Концы консолей выполнены в виде человеческих голов.

Высокое трехчастное окно — витраж с рисунком, изображающим виноградные лозы. Благодаря этому в помещении создается таинственный полумрак.

Противоположная от окна стена оформлена колоннами в романском стиле, над которыми расположены три фальш-окна. Полукруглая арка над ними украшена пятью медальонами с изображением сказочных зверей.

Люстра в Романском зале трофейная. Её привез из Германии в 1945 году военный прокурор Москвы. Она выполнена в югендстиле — немецком модерне и великолепно подошла к интерьеру Романского зала, в то время — залу судебных заседаний.

Главной доминантой зала является большой камин. Массивный гипсовый барельеф изображает средневековую битву. Он покоится на двух колоннах, украшенных фигурами из песчаника — львами в основании и фавнами в капителях. Внутри камин выложен плиткой «кабанчик».

Из Романского зала в Аванзал ведет широкий дверной проем, украшенный сверху белокаменным барельефом с изображением битвы дракона и собаки.

Весь зал наполнен мистикой. Архитектор Дмитрий Журавлев, принимавший участие в реставрации особняка Смирнова, предложил такую их трактовку:

Интерьеры дома насыщены мистикой, не случайно тема путешествия по архитектурным эпохам вызвала у кого-то ассоциацию с картинами прожитой жизни, проходящими перед взором умирающего. Я долго смотрел на этот камин: внизу расположены львы, символы власти. На их спинах стоят колонны, увенчанные изображениями дьяволов. Еще выше фриз со сражающимися рыцарями. Однажды я понял, что в нем не так: нет победителей, нет врагов и нет «наших». То есть это могли бы быть, например, западные и восточные воины, а здесь просто какие-то рыцари, обыкновенное «рубилово». Стало быть, получается пирамида из власти, на которой покоится зло, и людей, убивающих друг друга без всякого смысла. А дракон и собака – известный масонский символ противостояния мира реального и мистического, их битвы за человека. — Александр Можаев. Место в истории. «Московское наследие». http://www.archnadzor.ru/2007/05/30/mesto-v-istorii/

Романскому залу предшествует Аванзал, в котором расположена небольшая лестница, соединяющая разные уровни особняка. Аванзал сравнительно небольшой — 40 кв. м. В прошлом, когда гости пользовались Западной лестницей в качестве парадной, он предшествовал Романскому залу.

Вид на Аванзал со стороны Рокайльной гостиной

Рокайльная комната, или Розовая гостиная

Рокайльная, или Розовая гостиная занимает площадь 40 кв.м. Потолок этой светлой комнаты украшен пышной лепниной в стиле рококо с изображением девушек — излюбленный декор стиля модерн. Уникальность этой комнаты заключается в том, что здесь Шехтель использует точечное освещение, которое станет особо популярным век спустя, в наши дни.

Потолок в Рокайльной комнате, фрагмент

Анфилада парадных залов, вид из Рокайльной комнаты

Классический зал — второй по величине в парадной анфиладе дома Смирнова, его площадь составляет 70 кв.м. Он оформлен в стиле позднего ренессанса, его основная тема — водная стихия. Стены выкрашены темно-зеленой краской. Потолок декорирован барельефами на морскую тематику: тритоны, нимфы, сирены. В углах можно увидеть вензели Смирнова. Потолок в центре зала в начале XX века был, вероятно, расписан. Поскольку фотографий росписей не сохранилось, реставраторы оставили его белым. В зале расположен камин зеленого мрамора, над которым находится зеркало в массивной раме.

Вензель Смирнова в потолке Классического зала

Окна Классического зала выходят на декоративный балкон. Хотя на него ведет дверь, уровень его пола находится почти вровень с подоконниками и потому попасть на него практически невозможно.

Некогда Греческий зал открывал анфиладу парадных залов. О том времени напоминает замурованный вход, ведущий на Западную парадную лестницу. Его площадь составляет 65 кв.м. Колонны искусственного мрамора делят Греческий зал на две части.

По периметру зала под потолком тянется фриз в классическом стиле, изображающий состязания на колесницах.

Рядом с парадной анфиладой расположен Египетский зал, окна которого выходят во внутренний двор. Это самое большое помещение в особняке, его площадь составляет 220 кв.м. Первоначально он использовался в качестве зала для приемов и танцев. Две египетские колоны делят Египетский зал на две части — основную и коридор. До шехтелевской реконструкции это помещение было флигелем.

Зал выкрашен в бежево-золотые цвета. В центре потолка расположен большой свод, в котором изображен Ра — древнеегипетский бог Солнца. Светильник в центре несколько опущен, скрывая расположенную над ним вентиляцию.

После 1910 года Египетский зал был сдан в аренду для различных мероприятий и увеселений.

Музыкант. Декор стен в Египетском зале

Мы с вами осмотрели только небольшую часть дома Смирнова — его парадные залы. Остальные в настоящее время закрыты для посещения. На мой взгляд, из-за постоянного использования помещений разными людьми и организациями, они потеряли свой лоск и несколько обветшали.

Информация для посетителей и карта

Попасть в дом Смирнова можно с экскурсией. Если постараться, можно попытаться увидеть Западную парадную лестницу, расположенную в части, принадлежащей Пенсионному фонду РФ.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

gastroguru © 2017