Выбор читателей
Популярные статьи
Фонетикой называют раздел языкознания, который изучает звуковую систему языка и звуки речи в целом. Фонетика - это наука о сочетании звуков в речи.
Фонетический разбор, или звуко-буквенный, - это анализ строения слогов и звуковой системы слова. Такой анализ предлагается выполнять как упражнение в учебных целях.
Под анализом понимается:
При разборе важно различать понятия «буква» и «звук». Ведь первые соответствуют орфографическим правилам, а вторые - речевым (то есть звуки анализируются с точки зрения произношения).
Прежде чем приступить к звуко-буквенному разбору, следует запомнить
В русском языке десять гласных звуков:
Первые пять обозначают, что предшествующий согласный является твердым, а вторые - мягким.
И двадцать один согласный звук:
звонкие непарные звуки | [Й’] | [Л] | [М] | [Н] | [Р] | |
глухие непарные | [Х] | [Ц] | [Ч’] | [Щ’] | ||
звонкие парные | [Б] | [В] | [Г] | [Д] | [Ж] | [З] |
глухие парные | [П] | [Ф] | [К] | [Т] | [Ш] | [С] |
Звонкими называют согласные, которые образуются с участием звука, а глухие - с помощью шума. Парными называют те согласные, которые образуют пару глухой/звонкий. Например, [Б]/[П], [В]/[Ф], [Г]/[К]. Непарными - те, которые не образуют пары: [Л], [М], [Р].
При фонетическом анализе слова стоит помнить, что согласные [Ч’], [Щ’], [Й’] - всегда мягкие, вне зависимости от того, какой гласный образует с ними слог. Согласные [Ж], [Ш] и [Ц] - всегда твердые.
[Й’], [Л], [Л’], [М], [М’], [Н], [Н’], [Р], [Р’] - сонорные звуки. А значит, при произношении этих согласных звук образуется преимущественно голосом, но не шумом. Все сонорные - звонкие звуки.
В русском алфавите есть также буквы Ь, Ъ. Они не образуют звука. Ь (мягкий знак) служит для того, чтобы смягчать согласные, после которых он ставится. Ъ (твердый знак) имеет разделительную функцию.
Вы знаете, почему русский язык так тяжело учить иностранцам? Особенно тем, чьи языки совсем не похожи на русский? Одна из причин в том, что про наш язык никак не скажешь, что слова можно записывать так, как они слышатся. Мы говорим «мАлАкО», но ведь помним, что записать слово надо через 3 буквы О: «мОлОкО».
Это самый простой и очевидный пример. И о том, как выглядит транскрипция (то есть графическая запись звуков) самых привычных для нас слов никто, как правило, не задумывается. Чтобы научиться разбираться, из каких звуков состоят слова, в школах и даже университетах выполняют такое задание, как фонетический разбор слова.
Не всем оно дается легко, но мы поможем вам разобраться и успешно справляться с ним на уроках и при подготовке домашних заданий.
Фонетический разбор слова – задание, нацеленное на то, чтобы разобрать слово на буквы и звуки. Сравнить, сколько в нем букв и сколько звуков. И выяснить, что одни и те же буквы в разных положениях могут обозначать разные звуки.
В алфавите русского языка 10 гласных букв: «а», «о», «у», «э», «ы», «я», «ё», «ю», «е», «и».
Но гласных звуков только 6: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Гласные «е», «ё», «ю», «я» состоят из двух звуков: гласный + й. Записываются так: «е» = [й’+э], «ё» = [й’+о], «ю» = [й’+у], «я» = [й’+а]. И называются йотированными.
Запомните, что в транскрипции «е», «ё», «ю», «я» на два звука раскладываются не всегда. А только в следующих случаях:
Если «е», «ё», «ю», «я» стоят в слове после мягких согласных, их можно спутать с [а], [о], [у], [э]: мяч [м’ач’], мёд [м’от], мюсли [м’усл’и], ветка [в’этка]. Они обозначают один звук в позиции после согласных и под ударением.
Не под ударением «е», «ё», «ю», «я» дают звук [и]: ряды [р’иды], лесок [л’исок]. В других случаях буква «я» без ударения может произноситься как [э]: трясина [тр’эс’ина].
Еще интересное про отношения «ь» и гласных: если после мягкого знака в слове стоит буква «и», она произносится как два звука: ручьи [руч’й’и].
Зато после согласных «ж», «ш» и «ц» буква «и» дает звук [ы]: камыши [камышы].
Гласные «а», «о», «у», «э», «ы» обозначают твердость согласных звуков. Гласные «е», «ё», «ю», «я», «и» обозначают мягкость согласных звуков.
Кстати, во многих словах с гласной «ё» на нее всегда падает ударение. Но это правило не работает для заимствованных (амёбиа́з) и сложных слов (таких, как трёхъя́дерный).
В русском языке 21 согласная буква. А звуков эти буквы образуют аж 36! Как это возможно? Давайте разбираться.
Так, среди согласных 6 пар по звонкости глухости:
Это интересно, потому что парные звуки обозначаются разными буквами. Такие пары есть не во всех языках. А в некоторых, например, корейском, парные глухие и звонкие звуки обозначаются одной и той же буквой. Т.е. одна и та же буква читается как звонкий или глухой звук в зависимости от положения в слове.
А еще существует 15 пар по твердости-мягкости:
Как видите, мягкость звуков обеспечивают буква «ь» и мягкие согласные, стоящие после согласных.
Есть в русском языке непарные согласные звуки, которые никогда не бывают глухими:
Чтобы было проще запомнить все звонкие звуки, можете использовать такую фразу: «Мы же не забывали друг друга» .
А также непарные звуки, которые, в свою очередь, никогда не бывают звонкими. Попробуйте прочитать слова из примеров вслух и убедитесь в этом сами:
Запомнить, какие именно звуки остаются глухими в любой ситуации, помогут две фразы: «Степка, хочешь щец?» - «Фи!» и «Фока, хочешь поесть щец?» .
Если вы внимательно прочитали те примеры, что приводились выше, наверняка уже обратили внимание, что некоторые согласные в русском языке никогда не бывают мягкими:
Запомните, что в некоторых заимствованных словах и именах «ж» все-таки бывает мягким [ж’]: жюри [ж’]юри, Жюльен [ж’]юльен.
Аналогичным образом есть в русском языке такие согласные, которые никогда не произносятся твердо:
Иногда в некоторых учебниках мягкость этих звуков не обозначается апострофом при транскрипции – раз уж все и так знают, что твердыми эти звуки в русском языке не бывают. А еще «щ» нередко принято обозначать как [ш’:].
Запомните еще, что согласные «ж», «ш», «ч», «щ» называются шипящими.
В письменном фонетическом разборе звуки записываются сверху вниз в столбик, каждый звук заключается в квадратные скобки – . В конце следует подвести черту и под ней записать количество букв и звуков в слове.
Теперь о том, как надо правильно обозначать звуки при транскрипции:
Как видите, все очень непросто с транскрипцией букв в звуки. В школьной программе, как правило, эти усложненные и более точные знаки транскрипции не используются или используются мало. Только при углубленном изучении русского языка. Поэтому разрешается вместо «и с призвуком э» и прочих сложных обозначений применять в фонетическом разборе звуки [а], [о], [у], [э], [ы], [и] и [й’].
Не забывайте также о следующих правилах транскрипции согласных:
А теперь давайте рассмотрим фонетическую транскрипцию слов на примерах. Для записи будем использовать упрощенную систему транскрипции согласных звуков.
Еще один пример:
И последний:
Ну как, помогла ли вам эта статья разобраться с фонетическим разбором слов? Не так-то просто правильно записать звуки, из которых состоит слово – на этом пути скрыто много подводных камней. Но мы постарались облегчить вам задачу и максимально подробно объяснить все скользкие моменты. Теперь такое задание в школе не будет вам казаться очень сложным. Не забудьте научить одноклассников и показать им наши полезные инструкции.
Используйет эту статью при подготовке к урокам и сдаче ГИА и ЕГЭ. И обязательно расскажите нам в комментариях, какие примеры фонетических разборов слов вам задают в школе.
blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Очень многому надо научить маленького человечка в начальных классах. Ничего не хотелось бы упустить. В свою систему работы ввела недельные ритмы, т.е. 5-7минут на уроке отвожу отработке определенного навыка. Например, на уроках русского языка:
Понедельник: орфографическая работа, выполнение грамматических заданий.
Вторник: звуко-буквенный разбор слов (фонетический разбор).
Среда: работа со словами из словаря. Морфологический разбор (как часть речи).
Четверг: работа над предложением. Разбор предложения по членам и по частям речи.
Пятница: разбор слов по составу (морфемный анализ).
Каждую четвертую неделю месяца проводится проверочная работа.
Слова для фонетического разбора подбираю по принципу от простого к сложному.
1.Слова, состоящие из звуков в сильных позициях:
дом, лом, сам, сын, сом, сон, мак, кон, конь, день, шмель, пень, ель, кульки, тюльпан, труба, дуга, труба, горы, рыбы, раны, сани, санки, розы, козы, лось, книга, стол, зайку, майку, тень, стул, царь, соль, кубик, бусы, пить, рыть, фильм, Яшу, яму.
2. Слова, состоящие из звуков в сильных и слабых позициях, практически совпадающих по своим акустическим характеристикам с сильными позициями тех же фонем:
трава, суп, лук, ёрш, рельс, Яша, яма, мама, папа, радуга, диван, полка, козлик, птица, комната, строчка, почка, пальчик, мальчик, зайка, майка, кукушка, букварь, пилот, гусь, окунь, кошка, раки, ива, сумка, рыбак, юла, арбузы, грибок, лай, крылья, льдина, съёмка, краска, звон.
3. Слова, которые имеют в своем составе звуки в сильных позициях, причем последние отличаются по звучанию от сильных позиций фонем:
ёж уголок люк радость изгиб мороз дети мел снег обложка леса жмурки подъезд бег протяжка стена морозный заявка гриб морской перепел школьники уехать глаз стекло вечер коньки подъем зуб щука нога весна ручьи ложка малина бегун весёлый здоровье столб ягодка пятно пирожок варенье морковь погрузка грохот мяч вьюга ножка дорожка ловить ходьба замазка собака цветок берёзка деревья улов пятёрка юг
Звуковой разбор идет в такой последовательности:
1.Скажите слово с нормами произношения и послушайте себя.
2. Найдите ударный слог и произнесите слово по слогам.
4. Запишите, выделите фонему (букву).
6. Проверьте, получилось ли слово.
Учащиеся имеют памятки:
№ 1. Фонетический разбор (рис. № 1).
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР
Гласные звуки [ а ], [ о ], [ у ], [ ы ], [ и ], [ э ] .
Гласные буквы я, е, ё, ю, когда стоят:
а) в начале слова (например: Яша, юла );
б) после гласной (например: маяк );
в) после разделительного мягкого знака (например: деревья, вьюга ) дают два звука.
Гласные буквы: а, о, у, э, ы - показывают, что согласный читается твердо.
Гласные буквы: я, е, ё, ю и - показывают, что согласный читается мягко.
Ь – показатель мягкости.
Звуки [ нн ’, рр’ , лл’ , мм ’, й ] – звонкие непарные или сонорные.
[ й ] или [ j ] – согл., зв. неп., мяг. неп.
Звуки [ бб’, вв’, зз ’ , ж, гг ’ , дд ’ ] – звонкие парные.
Звуки [ пп ’ , фф ’ , сс ’ , ш, кк ’ , тт ’ ] – глухие парные.
Звуки [ хх ’ , щ, ч, ц ] – глухие непарные.
Звуки [ ж, ш, ц ] – твердые непарные.
Звуки [ щ, ч, j ] – мягкие непарные.
Ъ, Ь знаки – звука не обозначают
’ - мягкость.
№ 2. Алгоритм разбора (рис. № 2).
№ 3. Лента букв (рис. № 3).
Ежедневно на уроках чтения, письма учу характеристике звука в соответствии с изучением новой буквы и звуков. Слова для анализа беру из “Азбуки” или “прописи”. Перед глазами всегда лента букв.
Слова для фонетического анализа в 1-м классе (Русская Азбука. В.Г.Горецкий. Москва. “Просвещение”. 2000.).
астра стул гвозди пастух лес арбуз руль два пастухи лось окуни забор яблоки юла мак овощи дверь яблоня кузнец маки иголка вратарь грибы эхо три шары лови круги лещ пять утка ели мяч шарфик дом барабан пила ручка шарф семь конь плотник гуси листья звонок змей зебра гусь голуби шкаф карандаш жмурки ёжик трамвай
Еженедельно работа с лентой букв, а затем следующие виды работ:
Шумят листвой деревья: ш-ш-ш-ш…
Поют птицы: …? Лает собака: …? Капает дождь: …? Гремит гром: …? Скрипит под ногами снег: …? Слышен шорох шагов: …?
б). Книга 1.
Как свистит чайник? Как шипит раскаленная сковородка? Как звенит будильник? Как скрипит старая дверь? Как капает вода из крана?
б). Речь 1.
Как мальчик играет на барабане? Как папа работает с дрелью? Как гудит стиральная машина? Как звучит работающий мотор? Как тикают часы? Как стучит мамина швейная машинка? И т.д.
б). Вдруг 1.
Назовите гласные, которые обозначают твердость согласного звука.
Назовите гласные, которые обозначают мягкость согласного звука.
Назовите звонкие непарные согласные, глухие непарные согласные, парные звонкие и глухие согласные.
Почему их так называют?
Согласные всегда мягкие.
Согласные всегда твердые.
Что вы знаете о Ъ и Ь знаках?
б). Гриб 1 – контрольный анализ.
Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово.
Вот так: горсть – гость.
Полк, всласть, краска, склон, экран, беда, тепло.
б). Лыжи 1.
Добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово.
Вот так: шар – шарф.
Рубка, дар, стол, клад, лапа, усы, укус.
б).Чай 1.
В предложенных словах замените одну согласную фонему другой, чтобы получилось новое слово.
Вот так: корж – морж .
Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, норка, клин, тоска, свет, полено, рамочка.
б). Ручка 1.
Ветер – 2 зв., 3 зв., 5 зв.
б). Цирк 1 – контрольный анализ.
В начало слова или в конце его добавьте букву , чтобы получилось новое слово.
Какие звуки обозначаются этими буквами?
роза г
вол к
осы к
корь я
пар к
утка ш
б). Яша 1.
уха м
кран э
стол б
сто г
очки т
враг о
б). Точка 1.
Вы знаете, какую важную роль играют фонемы. Стоит только в слове изменить одну фонему или убрать ее, возникает путаница, становится смешно.
Вот какая забавная история произошла в одной семье.
Девочка – первоклассница говорит своему дедушке:
Дедушка, посмотри, что я нарисовала!
А кто это?
Ты, дедушка, и портфель с учебниками. А почему ты смеешься?
Уж очень смешные твои подписи, Машенька. Ты, наверное, поторопилась и что-то напутала.
(По А. Шиваеву).Подпись под 1-м рисунком: портфель с учениками.
Подпись под 2-м рисунком: девушка.
б). Ель 1.
12. а). Работа с лентой букв.
Что обозначает Ь знак в конце и в середине слова?
Чем интересны буквы Я, Е, Ё, Ю ?
Когда они имеют два звука?
Назовите слова, в которых есть звук [ Й ] .
И вскользь мне бросила змея:
“У каждого своя судьба!”
Но я – то знал, что так нельзя –
Жить, извиваясь и скользя.
б). Письмо 1.
13. а). Нелепости.
Послушайте стихотворение Новеллы Матвеевой, это разговор двух друзей. Почему им трудно понять друг друга? Найдите и исправьте в стихотворении нелепости. Какую роль сыграли в этом звуки (фонемы)?
Путаница.
В печке выпечен батон,
А в петлицу вдет бутон,
По траве ползет питон,
Молоко течет в бидон,
А на стройке есть бетон.Повтори и ты мне в тон:
Где бутон,
А где батон,
Где бидон,
А где питон,
Ну, а где – бетон.Раз, два, три, четыре, пять.
Начинаю повторять:
В печке выпечен бутон,
А в петлицу вдет батон,
По траве ползет бидон,
Молоко течет в бетон,
А на стройке есть питон.Нет, не так!
Нет, не так!
- Ну тогда вот так:
В печке выпечен бидон,
А в петлицу вдет питон,
По траве ползет бетон,
Молоко течет в батон,
А на стройке есть бутон.Нет, не так!
Нет, не так!
Подскажите сами: как?
Разберитесь сами в том,
Где бутон, а где батон,
Где бидон, а где питон.
Ну, а где – бетон.
(Н. Матвеева)б). Контрольный анализ.
Почка1 – 1 в
Кочка1 – 2 в14. а). Чудеса.
Послушайте шутливое стихотворение. Ответьте, почему произошли такие чудеса? Будьте внимательны к словам в тексте – может быть, они подскажут вам ответ.
Дым
Пироги пекутся в речке.
На улице стоит,
Рыбаки сидят у печки.
Дом
Путник в город шел
Из труб его валит.
Мешком.
На чердак залезла ложка,
Вы слыхали о таком?
Со стола упала кошка.
Кто не верит чудесам,
В день весенний у ворот
Убедиться может сам.
Начал дружно таять
Мед.
(А. Санин)б). Лёд 1.
15. а). Превратим волка в козу.
Эту словесную игру придумал английский математик Льюис Кэролл, автор сказки “Алиса в стране чудес”. Смысл игры в том, что составляется ряд слов, каждое из которых отличается от предыдущего только одной буквой. При этом надо соблюдать следующие правила:
1) в слове можно менять только одну букву;
2) нельзя переставлять буквы, удлинять и укорачивать слово;
3) начальные и конечные цепочки должны иметь логическую связь.
б).“Волк – коза”.
Волк - полк, пола, пора, кора, коза.
б). Мосты 1.
16. а). Превратим “ночь” в “день”.
Ночь – ноль, соль, соло, село, сено, сеть, деть, день.
б). Семья 1.
17. а). Работа с лентой букв.
Какой звук вы слышите после согласного в слогах: ме – мя - мё - мю -
Назовите гласные буквы, которые обозначают мягкость согласного звука.
Какую букву пишем, а какой звук слышим?
Е - [Э] Ё – [О] Я – [А] Ю - [У]
б). Земля 1 – контрольный анализ.
18. а). Помоги звукам.
Помогите гласным и согласным быть вместе. Соедините их так, чтобы получились слова.
б). Класс 1.
19. а). Замени один звук другим.
Мне недолго измениться: с “с” - я рыба, с “ф” - я птица. (сазан – фазан)
б). Кросс 1.
20. а). Загадка – метаграмма.
Я с “у” - далекая планета,
А с “и” - я в Азии страна.
(Уран – Иран)
б). Баллон 1 – контрольный анализ.
21. а). Вспомните слова о зиме со звуком [а].
(зима, горка, сосулька, санки, варежки).
Дайте характеристику 2-му звуку в слове “горка”, 5-му звуку в слове “сосулька”, 5-му звуку в слове “варежки”.
б). Тряска 1.
22. а). Любопытный.
На любой вопрос учителя называйте только те слова, которые начинаются со звука [а].
Как тебя зовут? (Андрей).
А фамилия? (Азбукин).
Откуда ты приехал? (Из Анапы).
Что там растет? (Арбузы).
А еще что? (Абрикосы).
Какие птицы там водятся? (Аисты).
А на чем ты поедешь обратно? (На автобусе).
Какой подарок привезешь маме и папе? (Астры и альбом).
б). Ёж 1.
23. а). Говори, слушай, не повторяй.
Показываю букву, дети “по цепочке” называют слово на эту букву.
б). Якорь 1.
24. а). Как блеет баран? (бе-е-е…).
“Цепочка” слов со звуками [б, б, ].
Назовите, какой ваш звук в слове (согл., зв., глух., парн., тв., мягк., парн.).
б). Зоя 1 – 1 в
- контрольный анализ.
Яма 1 – 2 в
25. а). Занимательные модели.
- _ _ _ Ь (конь, лось).
- _ _ _ Ь _ _ (пальто, письмо, коньки).
Что вы знаете о букве Ь?
б). Конь 1.
26. а). Закончите слово (с Ь).
Бук …(-варь), тет … (-радь), сло …(-варь), мед …(-ведь), ян …(-варь), фев …(- раль).
Что обозначает Ь на конце слова; в середине между согласными; в середине после согласной перед гласными Я, Е, Ё, И?
б). День 1.
27. а). Как проверить безударную гласную? Почему она требует проверки?
Назовите одинаковый звук в словах: дом, ноты, зонт, пальто, осы, ноги.
Что это за звук? (гласный, ударный).
б). Окно 1.
28. а). Закончите предложения словами, начинающимися на букву О.
Было очень жарко, и мама открыла все …(окна). Бабушка варила варенье, и в открытое окно влетели злые…(осы). Я очень люблю кедровые …(орехи). Ничто не предвещало дождя, по небу плыло воздушное …(облачко).
б). - контрольный анализ.
Озеро 1 – 1 в
Гнездо 1 – 2 в
29. а). Кто главнее?
Как вы думаете, какие звуки важнее – гласные или согласные? Проведем фонетический эксперимент. Возьмем любые три слова. Уберем из них все согласные. Что у нас получится?
_ _ О _ _ _ И _ _ А _ А _ _ А _ _ О _ А _ У _ _ _ А.
Можно ли догадаться какие это слова? Конечно, нет. А теперь возьмем те же самые слова, но оставим в них только согласные:
ШК _ ЛЬН _ К К _ Р _ НД _ Ш П _ Ж _ Л _ ЙСТ _
А теперь догадались? Наверняка. Так кто же главнее – гласные или согласные? Подумайте и объясните почему вы так считаете?
б). Гриб 1.
30. а). Попробуйте расшифровать такие сокращения:
Мршк, Мрк Твн, Мхлкв, Чквскй, Шлхв, Блк, Лрмнтв, Нкрсв, Гйдр, Крлв.
б). Глаз 1.
Аналогично строится работа в 3-4-х классах. К концу четвертого класса все учащиеся имеют прекрасный результат по фонетическому (звуко-буквенному анализу).
Литература
Чтобы выполнить этот разбор слова, как звучащей единицы языка, пишется транскрипция - запись звукового состава слова. Выполняется точная запись, как звучит слово.
Часто орфографическая запись слова и его звучание не совпадают. В слове может быть одинаковое количестве звуков, звуков больше, чем букв, и букв больше, чем звуков.
Звуко-буквенный разбор - это анализ звукового состава слова и его буквенного отображения на письме.
Для начала разберемся, какие бывают звуки.
Все звуки делятся на гласные и согласные .
Буквы, которые обозначают гласные звуки, считаются гласными буквами ,
Буквы обозначающие согласные звуки – согласными буквами .
Согласные звуки – это звуки, при произношении которых проходящая в полости рта струя воздуха встречает различные препятствия.
Перечислим согласные звуки и соответствующие им согласные буквы.
Многие согласные звуки образуют пары и называются парными.
Пары бывают звонкие – глухие:
Пары бывают твердые – мягкие :
Твёрдые | Б | В | Г | Д | З | К | Л | М | Н | П | Р | С | Т | Ф | Х |
Мягкие | Б" | В" | Г" | Д" | З" | К" | Л" | М" | Н" | П" | Р" | С" | Т" | Ф" | Х" |
Непарные твердые | Ж | Ш | Ц | ||||||||||||
Непарные мягкие | Ч | Щ | Й |
Гласные звуки – это звуки, при произношении которых проходящая в полости рта струя воздуха не встречает препятствий, их можно пропеть.
Имеется шесть гласных звуков соответствующих шести гласным буквам:
В слогах звуки А, О, У, Ы, Э обеспечивают твердое произношение впереди стоящих согласных букв: М А , М О , М У , М Ы , М Э .
Звук И обеспечивает мягкое произношение – М И .
Остальные гласные буквы имеют по два звука:
В слогах эти звуки обеспечивают мягкое произношение: Д Е, Д Ё , Д Ю , Д Я .
Гласные звуки делятся на ударные и безударные .
Тот звук, на который в слове падает ударение, называется ударным , если на звук не падает ударения, то он называется безударным .
!!! Помним : сколько в слове гласных, столько и слогов.
Ребенок должен написать слово и поставить знак ударения.
Указывается количество гласных и согласных звуков в слове.
Выписываются в столбик все буквы слова. Рядом с каждой буквой в квадратных скобках указывается звук. Если буква обозначает два звука, выписываются оба звука. Если буква не дает звука (ъ или ь знак), рядом ничего не пишется.
Затем для гласных звуков пишется "гласный" и определяется ударный он или безударный.
Для согласных звуков пишется "согласный", затем определяется твердый или мягкий, парный или непарный по мягкости, звонкий или глухой, парный или непарный по звонкости.
Что такое звуко-буквенный анализ слова? Как правильно его делать? На уроках русского языка в начальных классах часто дают подобное задание, однако не все ученики успевают понять во время занятия, как правильно осуществлять разбор. Давайте внимательно изучим этот вопрос.
В отличии от многих европейских языков, где «как слышится, так и пишется», в русском правила написания могут быть достаточно сложными. Почему, например, мы говорим «карова», а пишем «корова»? Вспомним о всеми любимом новогоднем дереве: почему «ёлка», а не «йолка»?
Казалось бы, сочетание букв даст такой же результат. А значит, ученик, не знающий правил написания слов и не понимающий смысла транскрипции, которую мы пишем при звуко-буквенном анализе, будет многие понятия записывать неверно.
Более того, умение писать и читать транскрипции очень пригодится при изучении иностранного языка, в частности - английского. Правила написания слов там весьма сложны - даже запутаннее, чем в нашем родном - а значит, не научившись разбирать содержимое квадратных скобок, вы не сможете и свободно разговаривать!
Первое, что требуется от школьника - написать транскрипцию. Она оформляется в Чем ещё она отличается от обычной записи слова? Во-первых, в ней отсутствует мягкий знак. Вместо привычного «ь» мягкость обозначается запятой справа сверху от согласной. Вы же помните, что гласные не обладают таким параметром?
Некоторые буквы совсем не встречаются в транскрипции: это «я», «ю», «е» и «ё». Вместо них будут использоваться либо обозначения из двух фонем: «й» + гласный, либо только их «парный» гласный. Вы замечали, что эти буквы легко заменить? «Е» - то же, что и «йэ», а «ю» можно представить как «йу». Именно это и требуется в транскрипции.
Давайте посмотрим на звуко-буквенный анализ слова «моряк». Здесь мы видим сразу несколько характерных деталей. Во-первых, это наличие безударной гласной «о», которая превратится в «а». Что ещё вы замечаете? Правильно, согласный «р» является мягким. Обозначим это запятой над буквой в соответствующем месте. Наконец, сама «я» превратится в «а» - вы же не слышите звука «й», когда произносите это слово?
Итак, напишем «моряк». Звуко-буквенный анализ представим в квадратных скобках справа: [мар’ак]. Вот и всё, первую часть задания мы выполнили!
Забегая вперед, укажем на ещё одну деталь: количество букв и звуков в слове может различаться. Например, в слове «сталь» будет 5 букв, но всего 4 звука. А вот «ящик» покажет с точностью противоположные результаты - четыре против пяти.
Каждый из звуков, представленных в транскрипции, является фонемой. Все они обладают параметрами, которые вы должны научиться выделять.
Согласные могут быть твёрдыми и мягкими, в зависимости от положения в слове. Например, в разобранном нами «моряке» «р’» является мягкой. А вот в слове «ров» та же буква будет представлена в качестве твердого «р».
Ещё одним показателем будет пара «звонкий-глухой». Помните, «Б-п», «в-ф», «г-к» и так далее. Одна из них является звонкой, а вторая - глухой. Некоторые фонемы могут быть только звонкими: это «р», «н», «м», «л». Такие звуки называются сонорными - в их образовании участвует носовая полость.
Обратите внимание, что при проведении звуко-буквенного анализа знаки, обозначающие звонкие фонемы, подвергаются оглушению в конце слова. Например, «гриб» предстанет в виде транскрипции как [гр’ип]. Узнаете омоним - аналогично звучащее слово? Сезонная болезнь - грипп - произносится точно так же.
Чтобы преподаватель не придрался к оформлению задания, давайте посмотрим, как это делать в соответствии с правилами.
Запишите слово, которое требуется разобрать, с большой буквы. Теперь поставьте тире, а справа от него - открытую квадратную скобку. Когда вы составите транскрипцию, вы её сюда впишете. Не забудьте закрыть её симметричной квадратной скобкой.
Ниже, под исходным словом нужно вертикально написать все его фонемы - это те знаки, которые составляют транскрипцию. Обратите внимание, что при звуко-буквенном анализе согласная вместе с показателем мягкости составляет единую сущность! Например, в слове «река» - [р’эка] - первой фонемой будет не «р», а «р’». Обязательно запомните это.
Напротив каждой полученной фонемы - там, где мы написали их «в столбик» - укажите все их возможные параметры. Сюда относятся и мягкость-твердость, и противопоставление «звонкий-глухой». Напротив каждого знака напишите, соответственно, гласный он или согласный.
Давайте разберем ещё один пример. Выберем для проведения звуко-буквенного анализа слово «класс». Наша задача совсем проста. В транскрипции отличаться от оригинальной записи будет только концовка… Но мы ведь и не знаем, как представлять сдвоенные согласные! Ответ прост - вместо двух букв мы напишем одну.
Итак, «класс» предстанет перед нами как [клас]. Здесь «К» - твёрдый глухой согласный, «Л» - твёрдый и звонкий. Вслед за гласной «А» укажем «С» - твёрдый и глухой.
Не забудьте указать количество букв и количество звуков. Например, в последнем разобранном нами слове имеется 5 букв, но всего 4 звука. В целом, это всё, что нужно преподавателю в этом задании! Теперь выберите любой другой пример и сделайте звуко-буквенный анализ слова самостоятельно.
Когда вы подрастете, вы узнаете, что все гласные каждого существующего на планете языка, как и все согласные, сводятся к одной единственной табличке. Они обладают двумя параметрами: подъемом и рядом. Например, гласные «и», «ы» и «у» относятся к одному подъему и различаются рядом - соответственно, передним, средним и задним. И наоборот: «ы» и «а» - гласные одного ряда - среднего, а вот подъемом различаются. В первом случае он верхний, а во втором - нижний.
Если вы хотите связать свою жизнь с изучением языка - стать переводчиком, исследователем родной речи, преподавателем соответствующих предметов, то вам обязательно нужно будет выучить эти тонкости. Впрочем, это кажется сложным лишь на первый взгляд.
Правильное выполнение данного задания поможет в дальнейшем разобраться и в иностранных языках. Во-первых, вы будете грамотнее писать. А помимо этого, вы сможете четче разграничивать звуки, что очень важно на первом этапе освоения нового для вас языка.
Выполняйте задания вовремя, и тогда учеба станет приносить больше удовольствия и отнимать меньше времени!
Статьи по теме: | |
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности Положение о бухгалтерском учете и отчетности рф
2. Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского... Нагорная проповедь иисуса христа евангелие от матфея
Нагорная проповедь, это наиболее продолжительный текст от имени Иисуса... Рецепт: Постные банановые панкейки - без соды и разрыхлителя
Сперва приготовим вишневый соус, чтобы ко времени готовности постных... |