Евгений яковлевич савицкий краткая биография. Генерал от инфантерии михаил савицкий

Черноморской губернии (ныне Краснодарского края) 11 (24) декабря 1910 года. Русский. Член КПСС с 1931 года.

В Советской армии с 1929 года. В 1932 году окончил военную школу пилотов. С 1937 года на командных должностях: командир звена, эскадрильи, полка. В 1941 году командовал 29-й истребительной авиационной дивизией на Дальнем Востоке.

На фронтах Великой Отечественной войны воевал с января 1942 года. В том году занимал должности командующего ВВС 25-й армии, командира 205-й (Кировоградской) истребительной авиационной дивизии, командующего авиагруппой 17-й воздушной армии. В декабре 1942 года назначен командиром 3-го истребительного авиационного корпуса, коим он руководил до конца войны. К марту 1944 года в воздушных боях генерал-лейтенант Савицкий сбил 15 самолётов противника.

Звание Героя Советского Союза ему было присвоено 11 мая 1944 года за умелое руководство корпусом и 107 боевых вылетов, в которых он сбил 15 самолётов противника.

К концу войны на счету Савицкого значилось 22 сбитых лично и 2 в группе самолётов противника. 5 июня 1945 году Савицкий был награждён второй медалью Золотая Звезда.

В 1948 году назначен командующим авиацией ПВО. В 1955 году окончил Академию Генерального штаба.

Звание Маршал авиации присвоено в 1961 году.

С 1966 года назначен заместителем главнокомандующего Войсками ПВО страны. С 1980 года в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР.

Избирался депутатом Верховного Совета СССР 6-го созыва. Был кандидатом в члены ЦК КПСС.

Дочь Савицкого Светлана стала лётчиком-космонавтом, совершила два полёта в космос и также дважды удостоена звания Героя Советского Союза.

Скончался в 1990 году в Москве.

Награды

  • Лауреат Ленинской премии 1978
  • Заслуженный военный лётчик СССР
  • 3 ордена Ленина
  • Орден Октябрьской Революции (23.12.1980)
  • 5 орденов Красного Знамени
  • Орден Суворова 2 степени
  • Орден Кутузова 2 степени
  • Орден Отечественной войны 1 степени,
  • 2 ордена Красной Звезды
  • Орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» II-й и III-й степени
  • Медали
  • Иностранные ордена

Память

  • Бронзовый бюст Героя в Новороссийске .
  • Похоронен на Новодевичьем кладбище
  • Памятная табличка на доме где жил Савицкий Е.Я в г. Москве
  • В честь Савицкого Е. Я. названа улица в Москве в микрорайоне Щербинка Южного Бутова, в июне 2010 года на одном из домов открыта памятная доска.

Библиография

  • В небе над Малой землей. Краснодар, 1980;

В годы Великой Отечественной войны командовал истребительной авиадивизией, авиагруппой, а с декабря 1942 года 3-м истребительным авиакорпусом. Участвовал в боях под Москвой, Сталинградом, на Украине, в Белоруссии, в Висло-Одерской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях. Произвел 216 боевых вылетов, сбил 22 фашистских самолета лично и два - в группе.


Евгений Яковлевич Савицкий родился в семье железнодорожника. По национальности русский. Член КПСС с 1931 года. В Советской Армии с 1929 года. В1932 году окончил Военную школу летчиков. Командовал авиаполком, а с мая 1941 года авиационной дивизией.

Звание Героя Советского Союза Евгению Яковлевичу

Савицкому присвоено 11 мая 1944 года. 2 июня 1945 года он удостоен этого звания вторично. Награжден также многими орденами и медалями.

После Великой Отечественной войны Е. Я. Савицкий окончил Академию Генерального штаба. 6 мая 1961 года ему присвоено звание маршала авиации. Он был депутатом Вер

ховного Совета СССР шестого созыва. На XXII съезде партии избирался кандидатом в члены ЦК КПСС. В настоящее время находится на ответственной работе в войсках ПВО. Он заслуженный военный летчик СССР.

Сумрачным и холодным был этот весенний день. С северо-востока вот уже сутки дул сильный, студящий

ветер. Он срывал сухую прошлогоднюю траву и со свистом выдувал песчаную пыль из-под железных плит взлетно-посадочной полосы. Клочья низких облаков закрывали солнце, а в воздухе мелькали легкие снежинки. Порывы ветра подхватывали их на лету, гнали вдоль взлетной полосы и, наигравшись вдоволь, опускал

и на землю. Погоды, как говорят летчики, не было.

В тесном стартовом домике многолюдно. Большинство из собравшихся - молодежь. Молча дымят папиросами, вслушиваясь в телефонный разговор командира с дежурными синоптиками. Ждут улучшения погоды.

Всегда так бывает, - сокрушается широкоплечий,

с открытым волевым лицом майор в кожаной куртке, - только соберешься молодых вывозить - откуда ни возьмись «сложняк» начинается. А когда ждешь «сложняк», как назло, полный штиль...

Не успел майор закончить, как в громкоговорителе раздался щелчок и отрывистый голос дежурного:

- «Дракон», вас

понял. Посадку разрешаю...

На лицах молодых летчиков появилось нескрываемое удивление: «Посадка? Кто это в такую погоду? Чей позывной?» Многие вопросительно посмотрели на майора, который уже проталкивался к выходу и на ходу басил:

Хозяин неба прилетел. Сейчас будет классная посадка. Есть

на что посмотреть.

Не поняв, о ком идет речь, но предвидя что-то интересное, молодежь повалила в маленькую дверь домика.

Издали доносился гул реактивного двигателя. С каждой секундой он становился все отчетливее и резче. Выскочив из пелены облачности и пройдя над аэродромом, самолет исчез в

серой мгле. Вскоре гул его снова стал нарастать, но уже с противоположной стороны, и над дальним концом аэродрома появился едва заметный, расплывчатый силуэт истребителя. Потом контуры стали отчетливее. Машина легко коснулась земли и побежала по взлетной полосе.

Вот это посадка! - воскликнул к

то-то восторженно. - В такую погоду и так сесть. Здорово! - и, словно сговорившись, несколько летчиков в один голос обратились к майору с вопросом: - Кто это прилетел?

- «Дракон» - позывной нашего командующего. Его в войну так прозвали. А еще его звали хозяином неба. Фашисты знали позывной и че

ртовски боялись генерала. Смелый, отважный человек, дважды Герой, а биография самая простая...

Вот она, эта биография.

В 1930 году комсомол послал Евгения Савицкого учиться летному делу. Путь, который прошел молодой летчик в армии, необычен по своему стремительному темпу и в то же время т

ипичен для многих талантливых советских летчиков. В 1937 году старший лейтенант Савицкий командовал звеном. Прошло совсем немного времени, и ему доверили эскадрилью, а потом и полк. В 1941 году, будучи уже майором, он принял под свое командование авиационную истребительную дивизию.

Летный почерк

Савицкого, не устававшего тренироваться в полетах, утвердился на Дальнем Востоке. Его самолет узнавали в воздухе не только по бортовому номеру, но и по чистоте полета, по умению летать увлекательно, красиво.

В полете он наслаждался скоростью и маневренностью своего истребителя. Мастерство Савиц

кого как летчика и воздушного стрелка было признано всеми, кто видел его в воздухе.

Весть о войне застала Евгения Яковлевича Савицкого на далеких границах Родины. Опытный пилот, летающий на самолетах нескольких типов - бомбардировщиках, штурмовиках и истребителях, - он стал настойчиво просить

ся в действующую армию. Но ответ на его рапорт задерживался. Дни проходили, а приказа о новом назначении все не было.

Савицкий - тогда он имел большой налет - ходил молчаливый, угрюмый. Даже полеты, которые он так любил, не могли разогнать тревогу ожидания. Собранный, воспитавший свою волю коман

дир и летчик, он сосредоточенно слушал сводки Совинформбюро, сообщения о зверских бомбежках мирных городов и сел, о положении на фронте. Савицкий рвался туда, где кипели настоящие воздушные схватки, где решалась судьба Родины. Иначе он не мог: комсомол и партия учили Евгения Савицкого всегда быть та

м, где наиболее тяжело.

Прошел месяц, другой, третий. Незаметно подкралась и зима. Обжигающие ледяные ветры гуляли по восточным просторам, лютовали они и по лесам и полям Подмосковья. Морозные туманы окутывали изрытую воронками и траншеями землю, застилали по-зимнему бледный диск солнца. Не суме

в взять Москву с ходу, фашистские полчища обошли ее плотным полукольцом. Враг готовился к осаде столицы.

Наконец из Москвы пришла долгожданная телеграмма. Савицкого переводили в часть, которой было поручено охранять воздушные подступы к сердцу Родины, ее промышленные объекты, жизнь и безопасност

ь москвичей. То, чего так долго ждал Евгений Яковлевич и о чем он неустанно мечтал, сбылось.

Суровое это было время. Чтобы штурмовать Москву и подступы к ней с воздуха, гитлеровское командование формировало специальные соединения бомбардировщиков. Одно из них носило название «Легион кондор». В с

остав этого подразделения входили лучшие немецкие асы, «прославившие» себя зверскими налетами на города Западной Европы. С ними-то и предстояло встретиться Евгению Яковлевичу в московском небе.

Надолго останется у него в памяти один из первых воздушных боев за Москву. Вечерело. На заснеженном по

ле аэродрома в ожидании команды стояли замаскированные истребители. Неожиданно объявили тревогу.

Вражеские самолеты подходили к Можайску. Шли они плотным строем, группа за группой. Бомбардировщики пытались прорваться сквозь заслон ПВО. На перехват воздушных целей вместе с другими летчиками части

вылетел и подполковник Савицкий.

Быстро темнело. В небе кое-где появились бледные лучи прожекторов. Грохотали зенитки. Временами сумерки разрывал холодный свет сигнальных ракет.

Группа Савицкого пронеслась в темноте неба. Летчикам передали направление движения самолетов противника. Первая в

олна бомбардировщиков шла несколько выше. Ломая строй неприятельской армады, раскалывая ее, завязывая воздушные бои с истребителями прикрытия, наши летчики старались заставить врага повернуть назад. Эфир наполнился треском, обрывками фраз, немецкой речью.

Перехватчики действовали стремительно и

точно. Савицкий пристроился в хвост одной из вражеских машин. Преследуя фашистский самолет, он бил по нему короткими очередями, но опытный враг упорно продвигался вперед, делая виражи и отвороты, уходя от огня. Расстояние между самолетами то уменьшалось до того, что столкновение казалось неизбежным,

то увеличивалось, когда фашисту удавалось удачно выполнить маневр. Боевой азарт охватил Савицкого. Он до предела увеличил скорость и резко пошел на сближение. Еще одна, последняя очередь - и вражеская машина, вспыхнув желтым пламенем, свалилась на крыло и пошла вниз. Начало было положено!

ли дни воздушных сражений. Евгений Савицкий торопился наверстать упущенное. Его азарт возрастал с каждым полетом. Летал он много, летал днем и ночью, порой чаще рядовых летчиков, на самые различные задания. Часть, которой он командовал, выполняла роль ПВО, охраняя воздушные пространства объектов, по

ддерживала наземные войска, штурмовала вражеские позиции, сопровождала бомбардировщиков. Савицкий умело руководил частью, лично показывал пример во многих воздушных боях. Счет сбитых им самолетов противника непрерывно рос.

Шел второй год войны. Евгений Яковлевич все больше и больше познавал маст

ерство летчика-командира. Опыт его обогащался от сражения к сражению. После московских боев он дрался в небе Кубани, над Воронежем, в районе Сталинграда...

В конце 1943 года, после сражения у волжской твердыни, Евгению Яковлевичу Савицкому было присвоено звание генерал-майора авиации. Вскоре его

назначили командиром 3-го истребительного авиационного корпуса, сформированного из опытных летчиков-дальневосточников.

На войне никому не бывает легко: ни рядовому, ни командующему. А вот забот, да и ответственности, у командира большого ранга, конечно, несоизмеримо больше. Он в ответе не за од

ин бой, не за исход одного задания, если даже в его выполнении принимает участие большая группа самолетов, а за операцию в целом.

О размерах операций военных лет позволяют судить хотя бы такие цифры. Двухсоттысячная армия противника удерживала узловые пункты на Крымском плацдарме. Условия местно

сти, неподступные оборонительные сооружения - все это затрудняло действия нашей пехоты. Надежда возлагалась на авиацию. В боях за Севастополь - только влечение одной недели с 5 по 12 мая - она провела 13 000 самолето-вылетов. Каждые сутки на врага обрушивались многие тысячи бомб и реактивных снарядо

в. В воздушных боях и на аэродромах за это время было уничтожено более 500 неприятельских самолетов.

Велика заслуга в этой операции и летчиков, которыми командовал генерал Савицкий. Штаб корпуса провел большую подготовительную работу, наладил четкую связь со взаимодействующими частями...

от началось. Ожесточенные бои шли на земле и в воздухе. Южное небо, казалось, набухло от дыма пожарищ и пороховой копоти войны. В одном из воздушных сражений был подбит самолет Савицкого. Осколком снаряда генерала ранило в голову, но он продолжал бой. И только после того как в наушниках прозвучало:

«В воздухе только наши!», генерал стал искать выход из тяжелого положения.

С большим трудом ему удалось посадить горящий самолет на нейтральной территории: между нашими и вражескими позициями. Немцы видели, где сел советский летчик, и открыли по этому месту ураганную стрельбу. Помогли наши мином

етчики, которые не только подавили огневые точки врага, но и сумели перенести раненого генерала в расположение своих позиций.

Сутки в штабе корпуса ничего не знали о судьбе командира. Когда же Савицкий после короткого пребывания в полевом госпитале вновь вернулся для командования частями соедине

ния, его ожидала новость: ему присвоили звание Героя Советского Союза.

И снова схватки в воздухе. Вместе с наземными войсками 3-й авиационный истребительный корпус продвигался на запад.

С 1 декабря 1944 года корпус, которым командовал генерал Савицкий, вел боевую работу по поддержке войск 1-

го Белорусского фронта. Савицкий отлично руководил частями корпуса и, несмотря на большую загруженность, сам много летал на боевые задания. За короткий срок он произвел 43 вылета и сбил 4 вражеских самолета. Своим мужеством, отвагой и героизмом генерал Савицкий вдохновлял весь летный состав корпуса

на боевые подвиги. Именно в это время за смелость и дерзость в воздухе летчики прозвали его хозяином неба.

В период наступательных действий войск 1-го Белорусского фронта корпус генерала Савицкого во многих операциях должен был прикрывать танковые части. Успех наступления зависел как от общего г

осподства наших истребителей в воздухе, так и от четкого взаимодействия танков и истребителей на всех этапах операции. Летчики не подвели.

Последняя битва - битва за Берлин завязывалась на Висле. Исход исторического сражения решали прежде всего маневр и удар на уничтожение, глубина, размах и особ

енно темп наступления. В операции «Висла - Одер» особенно ярко проявилось военное мастерство генерала Савицкого.

План действия авиации разработали заранее. В нем было продумано все: сосредоточение танков, прорыв и первые дни их действий в глубине расположения противника. Во всех этих планах гене

рал Савицкий особое внимание уделял организации средств связи, управлению истребителями, аэродромному маневру и маневру частей аэродромного обслуживания.

В то время как танки стремительно продвигались вперед, истребители контролировали воздушное пространство над наступающими войсками и вели непр

ерывную воздушную разведку перед фронтом и на флангах полосы действия танков. Для ускорения передачи разведывательных данных передовым танковым отрядам была установлена специальная радиоволна - «разведчик». На эту волну настраивались радиостанции самолетов-разведчиков и танков.

Такая общность ра

диоволны давала истребителям возможность непосредственно помогать передовым танковым группам. Был, например, случай, когда самолеты-разведчики заметили наши танки, остановленные артиллерийским огнем противника. Летчики связались с танкистами по радио и сообщили им координаты батареи, препятствовавше

й продвижению танков, а сами атаковали ее и подавили. Танкисты заняли очень важный опорный пункт.

Гитлеровцы не выдерживали ударов взаимодействующих наземных и воздушных боевых средств, и поэтому бои были скоротечными. Однако враг оказывал упорное сопротивление. Нередко обстановка на фронте ухуд

шалась. В эти тяжелые и горячие дни трудно было генералу Савицкому оставаться на командном пункте или в штабе соединения. Он рвался в небо, сам хотел водить на воздушные бои своих асов. Но обстоятельства «приковывали» его к земле. Он, командир, в ответе за действия многих. Умом он это понимал, но се

рдцем завидовал тем, кто, вернувшись после воздушного боя, не успев передохнуть и заскочить в столовую, вновь вылетал на очередное задание...

Много жестоких воздушных боев вели летчики на путях к Берлину. Операция «Висла - Одер» требовала от авиационных командиров смелых решений, гибкого маневра

истребителей. Сложность здесь заключалась в том, что танки стремительно продвигались вперед, отрываясь от пехотных частей порою на 100 - 150 километров. Такие большие расстояния требовали увеличения радиуса действий самолетов, ибо в полосе продвижения танков не было пригодных к эксплуатации аэродро

мов. Если же пойти на остановку танковых колонн, не брать рубежи с ходу, то это могло вызвать много жертв при дальнейшем движении вперед, и борьба за Берлин затянулась бы.

Несмотря на сложность обстановки, аэродромный маневр частей, возглавляемых генералом Савицким, был осуществлен успешно. Случ

алось даже так, что истребительные части занимали новые аэродромы задолго до того, как в этот район входила наша пехота. Командир корпуса понимал, что переброска целых полков в тыл врага, работа авиации с аэродромов, находящихся на территории противника, связаны с определенным риском, но другого реш

ения быть не могло.

Успех наступления танковых колонн во многом зависел от того, насколько удачно будет организовано их прикрытие. Это учитывал и враг, поэтому схватки в воздухе не прекращались.

Танки уходили вперед. Перебазироваться и вести боевую работу авиации с захваченных аэродромов, ко

торые находились, по сути дела, в глубоких тылах противника, становилось все сложнее. Большую помощь в охране действующих аэродромов оказывал технический состав авиационных частей и специально выделенные танковые подразделения. Техникам приходилось не только готовить самолеты к повторным вылетам, но

и с оружием в руках защищать подступы к местам стоянок своих истребителей.

Однажды, когда зеленая ракета известила о немедленном взлете, обнаружилось, что бетонированная полоса аэродрома заминирована. Головная группа самолетов, которой предстояло срочно сделать несколько вылетов, не имела ни лю

дей, ни специальных приспособлений для того, чтобы обезопасить взлет. Поле аэродрома сплошь покрывали глубокие воронки от бомб и снарядов. Однако выход был найден: истребители, рискуя повредить шасси или скапотировать на нос, взлетали и садились на узкую грунтовую площадку.

Генерал Савицкий вмес

те со своим командным пунктом следовал с передовыми группами. Его позывной «Дракон» был хорошо известен фашистам. Появление машины генерала в воздухе вызывало среди них панику. Вступать в единоборство с советским генералом хваленые асы не решались.

В одном из воздушных боев над Одером Савицкий в

стретился с фашистским самолетом незнакомой конструкции (позднее выяснилось, что это был двухтурбинный реактивный истребитель МЕ-262, на который гитлеровское командование возлагало большие надежды). Генерал атаковал противника, но превосходство гитлеровца в скорости сразу сказалось. Огонь же с дальн

их дистанций по скоростной и маневренной машине был малоэффективен. Надо было что-то предпринимать. Расстреляв остатки боекомплекта, Савицкий продолжал преследовать и ложно атаковать новый немецкий самолет. Это была схватка вооруженного с невооруженным. Чувствуя свое преимущество, фашистский ас стал

нападать смелее, но Савицкий искусно увертывался от огня. Рискуя столкнуться с машиной противника в воздухе или попасть в сферу действия его пушек, генерал вплотную приближался к самолету и фотографировал его во всех ракурсах. Фашист ушел, но снимки впоследствии помогли многим нашим летчикам изучит

ь новую технику противника и найти методы борьбы с ней.

Величайшее сражение на Берлинском направлении, между Вислой и Одером, затихало. Последний на его счету - 22-й фашистский самолет Савицкий сбил в конце войны в небе Берлина. Столицу Германии защищали тогда гитлеровцы из известных авиацион

ных эскадр «Мелъдере» и «Удет». Советские соколы из корпуса генерала Савицкого сбили в боях за Берлин около 200 самолетов. Это только над Берлином. Всего же за время войны части корпуса произвели 28860 боевых вылетов и уничтожили 1653 вражеских самолета. На 216-м боевом вылете закончил войну Евгений

Яковлевич Савицкий. Родина-мать снова высоко оценила его доблесть и наградила второй- «3олотой Звездой».

Давно отгремели залпы военных лет. Но летное мастерство генерала продолжает совершенствоваться. В 1948 году в День Воздушного Флота над Тушинским аэродромом в Москве пронеслась пятерка реакт

ивных истребителей. Ее возглавлял генерал-лейтенант Савицкий. Над центром летного поля демонстрировался высший пилотаж - пилотаж нового качества. История авиации еще не видела подобного. Пять стремительных краснозвездных птиц взлетали, кружились, проделывали замысловатые фигуры и снова шли крыло в к

рыло, как нарисованные.

Менялись марки реактивных самолетов, увеличивались высоты и скорости их полетов, сложнее становилось оборудование. И все это время Евгений Яковлевич Савицкий успешно познавал искусство пилотирования новых боевых машин. Любовь к летной профессии рождала все большее маст

ерство. В воздухе он чувствовал, что сливается с машиной в единое целое, что ручка управления является как бы продолжением мускулов его крепких рук.

* * *

Генерал вошел в стартовый домик, снял шлемофон и обвел взглядом летчиков:

Что приуныли, орлы? Нет погоды? Летать можно и на земл

И генерал стал показывать на макетах и моделях тактические приемы воздушного боя.

Надо хорошо представлять каждый маневр и какой временной выигрыш он дает. Учитывать каждую секунду. Порой одной секунды достаточно, чтобы победить.

И он рассказал о бое с новым фашистским «мессершмитто

Дважды Герой Советского Союза Савицкий Евгений Яковлевич

Родился 24 декабря 1910 года в городе Новороссийске (Краснодарский край), в семье рабочего. Окончил школу ФЗУ, работал шофёром. С 1929 года в Красной Армии. В 1932 году окончил Сталинградскую военную школу лётчиков. Служил на Дальнем Востоке.

С 1941 года майор Е. Я. Савицкий в действующей армии. В конце 1941 — начале 1942 гг. проходил боевую стажировку под Москвой; с мая по ноябрь 1942 года — командовал 205-й ИАД; с декабря 1942 года по май 1945 года — 3-м ИАК. Сражался на Воронежском, Юго-Западном, Сталинградском, Северо-Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 1-м и 3-м Белорусских фронтах.

11 мая 1944 года командир 3-го истребительного авиационного корпуса (8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт) генерал-майор Е. Я. Савицкий за умелое руководство корпусом, 107 боевых вылетов, в которых к марту 1944 года сбил 15 самолётов противника, удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны командир того же корпуса (16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) генерал-лейтенант авиации Е. Я. Савицкий совершил 216 боевых вылетов, в 110 воздушных боях сбил лично 22 и в составе группы 2 самолёта противника. 2 июня 1945 года награждён второй медалью «Золотая Звезда».

После войны на ответственных должностях в ВВС Советской Армии. С 1948 года командующий авиацией ПВО. В 1955 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1961 года — Маршал авиации. С 1965 года Заслуженный военный лётчик СССР. С июня 1966 года заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны. С 1980 года — в Группе генеральной инспекции Министерства обороны СССР. На XXII съезде КПСС избирался кандидатом в члены ЦК. Депутат Верховного Совета СССР 6-го созыва. Автор книг — «В небе над Малой землёй», «Небо — для смелых», «Я — „Дракон“ Атакую!..», «Полвека с небом». Умер 6 апреля 1990 года.

Награждён орденами: Ленина (трижды), Октябрьской Революции, Красного Знамени (пять), Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (дважды), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени; медалями, иностранными орденами. Бронзовый бюст установлен на родине.

Легендарный авиационный командир и признанный воздушный боец, свой первый «Мессер» он сбил под Москвой в конце 1941 года, а последний, лёгкий самолёт связи Fi-156 «Шторх», над самым центром Берлина 27 апреля 1945 года. По традиции, принятой среди советских асов, этот лёгкий, часто безоружный самолёт не был записан на его личный счёт: у рыцарей всех времен лёгкая добыча считалась презренной...

Евгений Савицкий родился 24 декабря 1910 года в Новороссийске в семье железнодорожного стрелочника. В 12 лет, после смерти отца, он покинул родительскую хибару и стал... беспризорным. Потом были детский дом, школа, комсомол, профессия дизелиста, шофёра, рабочего цементного завода. В конце 1929 года в составе группы содействия ГПУ в бою с бандой будущий Маршал принял боевое крещение.

В 19 лет его, пытливого и любознательного комсомольского вожака, направили в Сталинградскую военную авиационную школу, которую он закончил в 1932 году. Затем 2 года служил в училище лётчиком-инструктором, а строевую службу начал в Киеве, уже командиром отряда. В небе цветущей Украины ему довелось летать недолго; вскоре он был назначен командиром 61-го отдельного отряда особого назначения и переведён на Дальний Восток. Там же, на Амуре, уже в должности командира 31-й истребительной авиационной дивизии, застала его война.

На фронт майору Е. Савицкому удалось вырваться в ноябре 1941 года, на стажировку. В считанные дни разобравшись с необходимыми штабными делами, он, занимая должность комдива, как командир звена принял участие в боевой работе на истребителе ЛаГГ-3. В первом же боевом вылете сбил Ме-109, сам попал под удар — спасла бронеспинка. Под Новый год его неожиданно вызвал командующий Западным фронтом Г. К. Жуков и приказал уничтожить здание, где располагался штаб немецкого корпуса. Несмотря на сложные погодные условия, лётчик чётко провёл результативную штурмовку — Савицкий удачи не упускал.

Лишь летом 1942 года, после настойчивых просьб и рапортов, ему удалось вернуться на фронт. Командующий ВВС 25-й общевойсковой армии полковник Е. Я. Савицкий был назначен командиром 205-й истребительной авиационной дивизии, входившей во 2-ю Воздушную армию. С новым назначением он потерял в должности, но попал в действующую армию. «Предложили бы эскадрилью, звено, наконец, — и на это, скорее всего, согласился бы. Бог с ней, с высокой должностью, мне было не до чинов — лишь бы сражаться с врагом, бить его, гнать с нашей земли к чёртовой матери!.. А должности — дело наживное, такая война скоро не кончится», — вспоминал позднее Евгений Яковлевич.

С момента возвращения на фронт Савицкий воевал исключительно на «Яках», в совершенстве освоив все типы истребителей этой марки, став её горячим патриотом, показав не только высокое лётное, но и немалое дипломатическое искусство.

Следует отметить тот факт, что существует несколько фотографий Савицкого на фоне именного самолёта Ла-5 — построенного на средства трудящихся Горьковской области ("Эскадрилья «Валерий Чкалов»). При этом, на одном из фото он стоит рядом со своим ведомым В. Меркуловым.

В боях под Харьковом и Сталинградом он проявил себя зрелым и грамотным командиром, а оптимизм и энергичность, с какими он решал самые сложные задачи, создавали впечатление удачливости молодого комдива... В начале 1943 года он был назначен командиром 3-го истребительного авиационного корпуса и приступил к формированию этого соединения. С ним Е. Я. Савицкий прошёл всю войну, громя врага в боях на Кубани, иад полями Украины и в небе Крыма, при освобождении Белоруссии, Польши и далее — вплоть до Берлина.

В марте 1943 года полковнику Е. Я. Савицкому было присвоено первое генеральское звание. В начале апреля он был вызван к И. В. Сталину, который обрисовал задачи корпуса в грядущем сражении, и уже 20 апреля в составе 4-й Воздушной армии лётчики корпуса провели свои первые бои, сбив за день 47 самолётов противника.

В этот день один неприятельский бомбардировщик уничтожил сам командир корпуса. А через неделю его Як-1 был сбит очередью стрелка с Ju-87. Савицкий приводнился с парашютом, и вновь ему повезло: он был подобран катерниками неподалёку от своего родного Новороссийска.

После Кубани в составе Южного (позднее 4-го Украинского) фронта, 3-й ИАК под командованием генерал-майора Е. Я. Савицкого участвовал в боях на реке Молочной, под Никополем, в Крыму. За 107 боевых вылетов и 15 самолётов противника, сбитых к марту 1944 года, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Для генерала Савицкого были характерны передовые взгляды на боевое применение авиации. В полках его корпуса прошли обкатку и утвердились многие новинки боевой техники: здесь и радиолокационные станции, и самые современные модификации «Яков», и новейшие системы вооружения истребителей. Как командир он сумел создать условия роста боевого мастерства подчинённых ему лётчиков. Тщательно планируя боевые задания, он сам частенько поднимал свой истребитель в составе ударных и прикрывающих групп, совершал боевые вылеты с большинством лётчиков своего корпуса, вникал в нюансы быта и технического обслуживания. Под его командованием сражались такие выдающиеся лётчики-асы, как С. Моргунов и И. Фёдоров, П. Тарасов и М. Пивоваров, А. Осадчиев и Н. Павлушкин, В. Меркулов и С. Маковский.

Вечером 11 мая 1944 года в воздушном бою над мысом Херсонес, последним оплотом немцев в Крыму, самолёт Савицкого, уже «севший на хвост» очередному Ме-109, был подбит прямым попаданием зенитного снаряда. Он сумел перетянуть на свою территорию и тут же, на заросшей кустами поляне, приземлил машину на фюзеляж. При посадке получил компрессионный перелом 3-х позвонков, но остался в строю. Вечером этого запомнившегося на всю жизнь дня он узнал о присвоении ему званий Героя Советского Союза и генерал-лейтенанта авиации.

Из Крыма корпус Савицкого был переведён в Белоруссию, где принял участие в поддержке с воздуха частей, занятых в операции «Багратион». Позднее его лётчики обеспечивали прикрытие и поддержку 5-й армии и 3-го Гвардейского мехкорпуса, осуществлявших наступление на Вильнюс.

В ходе Висло-Одерской операции его корпусу, только что полностью перевооружённому на Як-3, было поручено прикрытие переправ через Вислу. В условиях быстрого наступления советских войск вопросы базирования возникали весьма остро. В паре со своим ведомым С. Самойловым он неоднократно лично разведывал новые аэродромы и площадки, опробывал их пригодность. В Восточной Пруссии во время весенней распутицы несколько полков корпуса взлетали и садились на участок шоссе, длина и ширина которого были вдвое меньше нормативных требований... Первым с импровизированного аэродрома взлетел сам Савицкий.

В небе Германии он одержал последние 3 победы (последнюю официально — 11 марта 1945 года), доведя счёт до 22 самолётов противника, сбитых лично и 2 — в группе с товарищами (ещё 2 самолёта он уничтожил на земле). Здесь же Савицкий совершил свой последний, 216-й боевой вылет. А всего 3-й ИАК за 2 года своего существования сбил 1953 вражеских самолёта.

Говоря о фактическом боевом счёте Савицкого, следует помнить, что его последняя личная победа, одержанная 27 апреля 1945 года над Берлином, на была включена в официальный список. Кроме того, на его счёт можно записать ещё одну групповую победу. Сам Евгений Яковлевич пишет об этом случае так:

«...В тот же день мне вместе с группой майора Слизень удалось поработать с нового аэродрома Парубанок. Связавшись по радио с танкистами, мы вылетели на перехват вражеских истребителей и сбили 4 самолёта. Одного из „Фоккеров“ я мог бы записать на свой боевой счёт, но делать этого не стал. Немец, получив добрую порцию от кого-то из наших, пытался выйти из боя и уже дымил. Моя очередь, как мы это называли, лишь добила подранка...»

Генерал Е. Я. Савицкий был всегда там, где накалялась обстановка. Будучи лётчиком высшего класса и отличным воздушным бойцом, он обладал безграничной смелостью и отвагой и вдохновлял личным примером лётчиков корпуса на героические подвиги. Отлично разбираясь в обстановке и в вопросах применения авиации, он всегда изыскивал новые приёмы боевых действий истребителей, которые обеспечивали бы победу над врагом.

Наиболее полно его талант лётчика и военачальника проявился в Висло-Одерской и Берлинской операциях, где руководимый им лётный состав в ожесточённых боях нанёс огромный урон вражеской авиации и надёжно прикрывал войска 1-го Белорусского фронта.

О высоком лётном мастерстве Савицкого говорит случай, который произошёл в июне 1945 года, когда его Як-3, был условно атакован английским «Темпестом». Комкор принял навязанный ему воздушный бой и трижды зашёл в хвост условному противнику, обыграв его по всем пунктам...

Вскоре после войны он был назначен начальником Управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС. Занимая высшие посты в командовании ВВС и ПВО, Савицкий всегда с особенным интересом и вниманием относился к лётной работе. Он был среди пионеров советской реактивной авиации, именно ему принадлежала идея группового высшего пилотажа на реактивных самолётах, блестяще воплощённая во многих воздушных парадах. Ему довелось освоить десятки типов истребителей — от И-2 до МиГ-21, налетать 1,5 года — время, рекордное для истребителя, совершить 5586 посадок. Свой последний полёт он провёл 1 июня 1974 года, в возрасте 63 лет. Дочь Евгения Яковлевича, Светлана, стала лётчиком-космонавтом, дважды Героем Советского Союза, совершила 2 полёта в космос.

В его послужном списке были должности командующего авиацией ПВО и замглавкома войск ПВО страны, он был Маршалом авиации и дважды Героем, членом правительства и автором многих книг, но всегда, со времени своего первого полёта в 1930 году и до самой смерти в 1990 году, он прежде всего оставался лётчиком. Похоронен прославленный воздушный боец в Москве на Новодевичьем кладбище.



В Военно-воздушных силах проводятся торжественные мероприятия по случаю 100-летия со дня рождения талантливого военачальника и воздушного аса дважды Героя Советского Союза маршала авиации Евгения Яковлевича Савицкого. Он из плеяды солдат Победы, проявивших исключительную отвагу и мастерство, поднявших величие подвига во имя Родины на недосягаемую высоту.

В 1954 году на сборах командиров авиазвеньев, которые проводились регулярно, впервые довелось увидеть воочию командующего авиацией ПВО генерал-лейтенанта Савицкого - довольно высокого, элегантного, подвижного, быстрого в мыслях и делах. Командующий лекций не читал, он делал комментарии и приводил яркие примеры на многих занятиях.
«...Вас выводят в зону боя. Что вы будете делать?» - спрашивал он у аудитории.
- Немедленно занимать превышение и готовиться к атаке.
- По теории всё верно. Однако наши радиолокационные станции пока ещё не так совершенны, скорее всего, вас выведут только в район расположения цели. Имея превышение, вы вряд ли быстро увидите на фоне земли закамуфлированные самолёты НАТО. Держитесь ниже: на фоне неба самолёт обнаружить проще. А когда обнаружите, тогда уж незамедлительно занимайте позицию с превышением для атаки».
Пройдёт 25 лет, и фигура командира звена, за значимость которой боролся генерал Савицкий, во многом утратит свои позиции. «Почему аварийность у вас на порядок ниже?» - спросил как-то один из преемников Савицкого у командующего ВВС ГДР.
- Потому что у нас главная фигура в авиации - командир звена, а у вас за всё спрашивают с командира авиаполка, - прозвучал ответ командующего.
С нестандартными решениями и подходами талантливого военачальника Савицкого приходилось сталкиваться потом не раз. Приземляется как-то пилот после выполнения полёта... и мать честная! Обе плоскости Як-28П в гофрах после «подхвата» - самолёт полностью выведен из строя. Естественно, пилота за это «отчехвостили», доложили о ЧП в округ. И вдруг через четыре часа в Гудауте на истребителе приземляется командующий авиацией ПВО Евгений Савицкий. Осмотрел помятый самолёт, отвёл в сторону пилота. Думали, не летать больше нашему «асу»! А командующий забрал его на должность лётчика-испытателя во Владимировку. «Он, конечно, самолёт угробил, - объяснил своё решение командующий, - но зато спас десятки жизней».
Однажды в Новосибирске пилот Привалов «по-чкаловски», на бешеной скорости пролетел под мостом через реку Обь в районе городского пляжа на истребителе
МиГ-17П. Тут же из Кремля последовала команда: воздушного хулигана с должности снять. Маршал Савицкий вызвал нарушителя в Москву: в чём дело?
- Да надоело по небу ползать, товарищ командующий, - откровенно признался пилот. - В авиации исчезает чкаловский дух. Полёты «блинчиком» ведут в тупик, аварийность этим не сократишь, наоборот, она будет нарастать.
Пилота в должности оставили, вскоре он был назначен заместителем командира эскадрильи, а позже - заместителем командира авиаполка.
Откуда же столько интересных идей и неординарных подходов у человека, выросшего в рабочей семье, в заштатном на тот момент Новороссийске? В жизни и службе Савицкому ничего не давалось легко: он знал, каких усилий воли и труда требуют смелые решения. Он сам стал инструктором-новатором, которому начальник авиаучилища командир корпуса Иван Богослов стал персонально доверять особо важные задания. Евгений Яковлевич был талантлив во многом: блестяще пилотировал самолёт и вёл воздушные бои, мастерски водил автомобиль, не имея музыкального образования, на трофейном пианино свободно озвучивал популярные мелодии.
До начала войны, прибыв переводом в 61-й авиаотряд особого назначения, капитан Савицкий увидел застой и рутину. Новый командир резко увеличил интенсивность полётов повышенной сложности, приказал учиться стрелять не по стационарной, а по подвижной мишени, - одним словом, оживил лётное дело. Получив в своё распоряжение худший в округе 29-й истребительный авиаполк, капитан Евгений Савицкий не стал протестовать - сел в кабину, взлетел и продемонстрировал каскад сложнейших фигур, промчавшись в заключение над самой землёй вверх колёсами.
«Вот так отныне будем летать!» - озадачил он стоявших в строю пилотов, большинство из которых были старше его по возрасту. Ему поверили. Через год полк занял в округе первое место, получив переходящее Красное знамя.
С началом Великой Отечественной войны комдив Савицкий, назначенный на должность в 28 лет (!), рвётся на фронт, но добивается лишь разрешения на короткую стажировку. Савицкий выезжает под Москву: ходит в бой рядовым пилотом, ведомым пары. Здесь сбивает свой первый самолёт, получает первый боевой орден и первую взбучку за то, что в воздухе «рассыпал» звено. В общем, приобретая боевой опыт, он готовился к предстоящим боям под Сталинградом, Воронежем, на Кубани. Отправляясь в житницу Советского Союза, комкор Савицкий в пожарном порядке формирует 3-й авиакорпус из малообстрелянных воздушных бойцов. К началу жарких боёв в апреле 1943 года мы имели на Кубани всего 600 боевых самолётов. У немцев же в активе было 800 боевых машин, и до 200 бомбардировщиков они могли привлекать из Донбасса.
«...Мы прилетели на Кубань штатным составом. Немцы стянули туда все сливки - отборные эскадры «Рихтгофен», «Мельдерс», «Удетт», «Зелёное сердце» с бубновыми тузами, тиграми и пантерами по бортам, разбросали листовки с описанием несметных побед своих асов, - вспоминал участник тех боёв Грант Ишханов. - Далеко не в критических ситуациях мы потеряли несколько экипажей. На следующее утро в полк прилетел Савицкий.
- Как дела? - окинув взглядом строй пилотов, спросил генерал.
Строй молчал: сказать было нечего.
- Ну, ясно. Наслушались баек, начитались листовок. Немец на эти вещи мастак. Посмотрим, какой он мастак в бою. Самолёт мне. Любой! - сдвинув брови, приказал комкор. - Кто пойдёт в бой со мной?
Опытные пилоты взметнули руки вверх.
- Нет, полетишь вот ты, молодой! - он ткнул пальцем в стоящего на фланге новичка.
Пара взлетела. Только через полчаса вырвалось в эфир: «Я Дракон, атакую! Прикрой...» И снова тишина. Через 40 минут самолёты приземлились. Савицкий буквально выпрыгнул из кабины. Бросив командиру полка: «Мне срочно надо на другой аэродром, он вам расскажет всё», кивнул в сторону ведомого.
- Братцы! Бубновых бить можно! Командир сейчас двоих завалил! - дрожащим от волнения голосом начал рассказывать лётчик. Весть о воздушном бое Савицкого быстро разнеслась по полкам, и хвалёные фашистские «тузы» начали гореть. За три недели жарких боёв фашисты потеряли в небе Кубани около 1.200 боевых машин...»
Высокое лётное мастерство, физическая подготовка, хладнокровие и воля часто выручали генерала не только в бою. При базировании корпуса в Крыму разведка донесла, что в Плоешти (Румыния) должен приземлиться шеф люфтваффе Герман Геринг. Поступило распоряжение - попытаться его уничтожить. Савицкий на трофейном «мессершмитте» вылетел на опасное задание лично. Барражировал в районе военного аэродрома Плоешти долго, однако Геринг так и не прилетел. Топлива на обратный путь не хватило, пришлось сесть в районе Бельбека в степи. А тут три советских солдата с карабинами.
- Хенде хох!
- Товарищи, я свой! - вылезая из самолёта с немецкими крестами, с неподдельным спокойствием произнёс пилот.
Генерал тогда убедил-таки бойцов доставить его в штаб...
Пройдя Южный фронт, жестокие бои в Белоруссии и Прибалтике, сбив лично 22 самолёта противника плюс 2 в группе, получив две Золотые Звезды Героя Советского Союза, генерал Савицкий встретил победу в Берлине. А уже в 1948 году сравнительно молодой генерал возглавил истребительную авиацию ПВО страны, хотя на должность претендовали и маршалы. Этому предшествовали некоторые обстоятельства.
Летом 1945 года над советской зоной оккупации в воздухе Савицкий неожиданно был атакован английским истребителем. Выйдя из-под удара, после нескольких сложных фигур пилот Савицкий зашёл «союзнику» в хвост и так прижал его, что атаковавший вынужден был позорно бежать. Главнокомандующий советскими оккупационными войсками Жуков был взбешён этим происшествием. Но в кабинете Жукова генерала неожиданно потребовал к телефону Сталин.
- Здравствуйте, товарищ Савицкий. Доложите, что за сражение с нашими союзниками вы устроили?
- Товарищ Сталин, он первый атаковал меня в нашей зоне, - ответил пилот и поведал детали.
- Получается, что вы победили его в навязанном вам тренировочном бою?
Савицкий рассказал о превосходстве советского «Яка» над «Тайфуном», пояснив, что победить не составило особого труда.
- Значит, наша техника лучше?..
- Несомненно, лучше, товарищ Сталин!
- Хорошо. Продолжайте командовать корпусом...
В 1948 году, посмотрев в Тушино первый групповой пилотаж пятёрки реактивных истребителей, ведомой Савицким, Сталин обратился к главнокомандующему ВВС маршалу авиации Вершинину:
- Вы долго ищете кандидата на должность командующего истребительной авиацией ПВО. Эта авиация будет реактивной. Кто лучше знает такую авиацию? Тот, кто на ней летает. Вот пусть Савицкий и возглавит её...
Генералу Савицкому пришлось создавать организационную структуру авиации ПВО практически с нуля, превратив её в главное на тот период средство защиты советского неба. С 1955 по 1975 год было пресечено свыше 30 фактов нарушения Госграницы СССР, 13 самолётов-нарушителей было сбито или принуждено к посадке. При генерале Савицком управление авиации войск ПВО было исключительно авторитетным и сплочённым коллективом. О Евгении Яковлевиче с теплотой и уважением отзывались все, с кем ему довелось служить и работать в разные периоды. Большинство из них отмечали высокие профессиональные и нравственные качества человека и руководителя, простоту и доступность, верность слову и дружбе. Но никто не знал его лучше, чем его близкие, родные ему люди:
«Будучи строгим, отец тем не менее никогда не навязывал собственной воли, - вспоминает дочь маршала, лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Светлана Евгеньевна Савицкая, - говоря, что каждый должен заниматься тем делом, которое ему более по душе. Ни брата, ни тем более меня к полётам он не подталкивал. Мы выбрали небо сами...» Так что уникальная, единственная в мире авиационно-космическая, звездоносная династия образовалась стихийно.
Маршал авиации Евгений Яковлевич Савицкий был глубоко государственным человеком. Даже находясь в группе генеральных инспекторов Минобороны СССР, он продолжал активно работать. Таким он и останется навсегда в памяти и сердцах потомков.

Светлана Савицкая установила восемь мировых рекордов в пилотировании, став настоящим асом. Она стала второй после Терешковой женщиной, покорившей космос. Этими достижениями она добавила славы своей фамилии. Ее отец - маршал Савицкий, пилот-ветеран Великой Отечественной и кавалер двух золотых звезд Героя.

Жизнь всей этой семьи связана с небом. Лидия Павловна, жена легендарного аса, тоже была во время войны доблестной летчицей, за свои подвиги она награждена боевым орденом, «Красной Звездой».

Евгений Савицкий воспитывался в обычной трудовой семье. В 1917 году он, осиротев, покинул отчий дом. Судьба беспризорника изменилась после того, как он попал в детдом, а затем в ремесленное училище. После ФЗУ он, работая на цементном заводе, освоил несколько рабочих профессий и проявил способности к освоению сложной техники.

Следуя девизу тех лет «Комсомолец - на самолет!» девятнадцатилетний юноша стал учвоенлетом 4-й Сталинградской авиашколы, где упорно изучал материальную часть и осваивал навыки пилотирования. После ее окончания будущий маршал Савицкий распределяется в Дальневосточный военный округ, где уже в 1929 году применяет полученные знания во время боевых операций на границе.

К началу войны он уже опытный летчик, обучающий новое поколение молодых пилотов. Майор Савицкий рвется на фронт, но ему отказывают, мотивируя нужностью высококлассных инструкторов в тылу. Осенью 1941 года ему все же удается попасть в боевую часть как стажеру. Истребитель ЛаГГ-3 - его первая боевая машина, и летчик использует все ее возможности, сбивая «Мессершмитт - 109» и чуть не погибая сам. Новый, 1942 год, Савицкий Евгений Яковлевич отмечает, выполняя задание особой важности, нанося сверхточный удар по немецкому штабу.

Настойчивость пилота дает результаты, его назначают командовать 205-й авиадивизией, с которой ему довелось пройти славный боевой путь. ВВС - особый командиры-летчики участвуют в воздушных боях наравне со всеми. Теперь он летает на «Яках», которым сохраняет верность все четыре страшных года. Исключение составляет именной «Лавочкин-5» с надписью «Валерий Чкалов» на фюзеляже, подаренный тружениками-горьковчанами.

В 1944 году самолет был сбит огнем зениток противника, при вынужденной посадке ас получил травму позвоночника. В тот день ему присвоили воинское звание генерал-лейтенанта и наградили первой звездой Героя.

Всего в течение войны летчик Савицкий сбил двадцать два вражеских самолета, не считая групповых побед и штабного «Шторха» уже над Берлином. Кстати, именно на таком мог попытаться сбежать от возмездия Адольф Гитлер.

После войны герой не почил на лаврах, а осваивал новые типы самолетов и руководил учебной работой в ВВС Савицкий стал автором увлекательных книг о советской авиации и истории войны в воздухе.

В 63-летнем возрасте прославленный пилот совершил свой последний в жизни полет. Можно лишь догадываться о тех эмоциях, которые он испытывал, поднимая в воздух сверхзвуковой перехватчик. Возможно, вспоминал свой Як-3…

Ушел из жизни маршал Савицкий в 1990 году, не дожив до развала страны, которую любил и защищал, как мог.

Старые летчики не умирают, они взлетают и остаются на небесах.

gastroguru © 2017