Как название церковного собора. Церковные соборы

Одно из основных свойств Божьих – Его вездесущие, поэтому молиться православному христианину можно везде, в любом месте. Но есть места исключительного присутствия Божия, где Господь находится особенным, благодатным образом. Такие места называются храмами Божиими или церквами. Храм есть освященное здание, в котором верующие славословят Бога, благодарят Его за полученные благодеяния и молятся Ему о своих нуждах. Центральные, чаще всего наиболее величественные храмы, в которых собирается духовенство из других ближайших церквей по поводу общих торжественных богослужений, называются соборными , или просто соборами.

Храм Спаса-на-Крови. Санкт-Петербург

По подчиненности и местоположению храмы делятся на:

Ставропигиальные – храмы, находящиеся в непосредственном управлении Святейшего Патриарха и Синода.

Кафедральные – являются главными храмами для правящих архиереев той или иной епархии.

Приходские – храмы, в которых совершаются богослужения местных приходов .

Кладбищенские – находящиеся либо на территории кладбищ, либо в непосредственной близости от них. Особенностью кладбищенских храмов является то, что здесь постоянно совершаются заупокойные службы. Обязанность местных священнослужителей – совершение по требованию родственников литий и панихид о тех, кто похоронен на кладбище.

Храмовое здание имеет свой, устоявшийся в течение веков, архитектурный облик со своей глубокой символикой. Главное, усвояемое православному храму символическое значение, – это Царство Божие в единстве трех его областей: Божественной, небесной и земной. Этим определяется наиболее распространенное трехчастное деление храма: алтарь, собственно храм и притвор ("или трапеза). Эти три части православного храма знаменуют собой разные области бытия: алтарь – область бытия Божия, собственно храм – область ангельского мира и притвор – область земного бытия. Все три части храма в своей совокупности являют собой образ всего мироздания во главе с Богом, его Творцом и Создателем.

История возникновения православных храмов

Первым православным храмом, по свидетельству Евангелия, была Сионская горница. Перед Своим распятием Господь заповедал ученикам отыскать горницу большую, устланную, готовую () и приготовить все, что нужно для празднования иудейской Пасхи. В этой горнице и состоялась Тайная Вечеря Господа Иисуса Христа со Своими учениками. Здесь Христос омыл ученикам ноги и Сам совершил первую Евхари́стию – Таинство претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь. При этом Господь заповедал апостолам, а в их лице и всем христианам, совершать то же и так же в Его воспоминание.

Сио́нская го́рница – прообраз христианского храма, как особо устроенного помещения для молитвенных собраний, богообщения, совершения таинств и всего христианского богослужения. В Сионской горнице в день Пятидесятницы апостолы, собравшиеся для молитвы, удостоились обещанного им Сошествия Святого Духа. Это великое событие положило начало устройству земной Христовой Церкви. Первые христиане продолжали почитать Ветхозаветный иудейский храм, куда ходили для молитвы и проповеди Евангелия еще не уверовавшим иудеям, но новозаветное Таинство Евхаристии совершали в других помещениях, какими в то время были обычные жилые дома. В них для молитвы отводилась комната, наиболее удаленная от внешнего входа и уличного шума, называвшаяся у греков "и́косом", а у римлян "э́кусом". По внешнему виду икосы представляли собой продолговатые (изредка двухэтажные) комнаты, с колоннами по длине, делившими иногда икос на три части; причем среднее пространство икоса могло быть выше и шире боковых.

Гонения на христиан со стороны иудеев полностью прервали связь апостолов и их учеников с Ветхозаветным храмом, который был разрушен римлянами в 70 году н. э.

Одноглавый храм Петра и Павла на Бую, XIV-XVI вв. Псков

Храмы в форме круга (круг, не имеющий ни начала, ни конца, символизирует вечность) говорят о бесконечности существования Церкви, ее нерушимости в мире по слову Христа: Создам Мою, и врата ада не одолеют ее ().

Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду , приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом, Божия свидетельствует о своей роли путеводительницы к жизни Будущего Века.

Пятиглавый храм Христа Спасителя. Москва

Храмы в форме корабля – самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что , подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.

Девятиглавый храм Покрова Божьей Матери (собор Василия Блаженного), середина XVI в. Москва

Шлемовидная форма купола Спасского собора Андроникова монастыря, XV в. Москва

Существовали и смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы. К примеру, характерно смешение крестообразной формы храма снаружи с круглой формой внутри. Или прямоугольной формы снаружи и круглой внутри. Все эти формы храмостроительства Церковь сохранила до наших дней.

Купол в форме луковицы у Воскресенского храма, XVII в. Каргополь

Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами , которые символизируют духовное небо. Купола же, в свою очередь, непременно увенчиваются крестами , как знамением искупительной победы Христа. Православный крест , воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму , иногда в его основании находится полумесяц, имеющий очень много присваиваемых ему символических значений, одно из которых – якорь христианской надежды на спасение по вере в крестные заслуги Христа. Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой – это жизнь Будущего Века.

Разное количество глав у храмового здания обуславливается тем, кому они посвящены.

Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.

Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).

Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.

Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.

Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов.

Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.

Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Форма и цвет купола также имеют символический смысл. Например, шлемовидная форма символизирует ту духовную брань, которую Церковь с момента своего основания ведет с силами зла. Форма луковицы символизирует пламень свечи, о которой свидетельствует Евангелие: И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (). Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте Небесного Иерусалима.

По цвету купола также можно определить, кому посвящен храм. Поскольку золото символизирует Небесную Славу, то купола золотятся у храмов, посвященных Христу и двунадеся́тым праздникам (двенадцать главных праздников церковного года, исключая Праздников Праздник – Пасху). Купола синие со звездами являются свидетельством того, что храм над которым они воздвигнуты посвящен Богородице , потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Храмы с зелеными куполами посвящались Пресвятой Троице , потому что зеленый – цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым , увенчивались как зелеными, так и серебряными куполами.

Поскольку каждый храм посвящается Богу в память того или другого священного события или угодника Божия, то и название он получает соответствующее, например: Троицкий, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, храм святителя Николая, Преподобного Сергия Радонежского, храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и т. д.

Кроме того, городские и некоторые другие храмы имеют географическую «привязку»: Покрова, что на Рву; Николы на Болвановке; вмч. Георгия в Ендове.

Соботки →
Словник : Слюз - София Палеолог . Источник: т. XXXa (1900): Слюз - София Палеолог, с. 648-649 ( · индекс ) Другие источники : ЕЭБЕ : МЭСБЕ


Соборы церковные (синоды, σύνοδοι, concilia) - в обширном смысле так называются собрания представителей церкви для обсуждения и разрешения вопросов и дел вероучения, религиозно-нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины вероисповедных христианских обществ. В праве каждой христианской вероисповедной церкви в понятие о С. вносятся особые специальные признаки, указывающие на личный его состав и объем ведомства. Так, в православной и армяно-грегорианской церквах соборами в точном смысле именуются собрания пастырей и учителей церкви, составляющиеся, согласно церковным правилам и законам государства, для утверждения истин веры, для благоучреждения дел церковных, для установления, поддержания и развития порядка и дисциплины в церкви; в римско-католической - собрания епископов, прелатов и докторов под председательством митрополита, примаса и патриарха или папы, или уполномоченных от него - для регулиривания дел веры, религиозной жизни и дисциплины; в протестантских церквах - собрание пасторов и представителей от общин церковных и правительства для совещаний по вопросам религии и церковной жизни. Синоды или соборы существовали в церкви во все времена или в виде временных собраний, или - в некоторых самостоятельных церквах - в форме постоянных учреждений. Они существуют и в настоящее время в различных странах и вероисповедных церквах. Основания для существования в строе церкви соборов заключаются в вероучении основателя церкви (Матф. XVIII, 18, 15-20; Иоан. XVII, 17,21-26), в примере апостолов, составлявших собор в Иерусалиме (Деян. гл. XV), в природе церкви, как вероисповедного общества, в принципах исторического развития устройства церкви, и в том, что многие вопросы, возникающие среди членов церкви из религиозных верований, не могут быть иначе разрешены, как через посредство С. Самое слово - συν όδός, по-русски - С., по-латыни concilium, отсюда concile, Concilien и проч., означает путь, по которому вместе приходят к одной цели. В истории христианской церкви различаются две главные категория С.: вселенские (см.) и поместные. Такое различие и разделение в настоящее время принимается церквами православной, римско-католической, армяно-грегорианской и др.; но каждая из этих церквей признает неодинаковое число С. с значением вселенских, и не все С., признаваемые такими в одной из них, принимаются с тем же значением в прочих церквах. Поместными (τοπικαί σύνοδοι), или частными (S. particulares), С. в православных, римско-католической, армяно-грегорианской и в других издавна существующих вост. церквах называются собрания епископов и других иерархов какой-либо одной местной, самостоятельной (автокефальной) или вероисповедной церкви или какой-либо определенной ее области (страны, государства, местности, провинции), составляющиеся для разрешения вопросов и дел, возникающих в ее пределах касательно вероучения, строя, управления и дисциплины. Деление вселенской христианской церкви на поместные и вероисповедные, а равно каждой поместной и вероисповедной церкви на области, совершалось в истории по условиям времени, места и обстоятельств политической, народной и религиозной жизни населения христианского и разнообразилось в различным странах мира и в различные времена; вместе с тем разнообразились и формы устройства и управления отдельных церквей и церковных областей и их учреждений. С. или синоды, как церковные учреждения, удерживались в строе поместных и вероисповедных церквей, но не в одинаковом виде, подвергаясь в разных странах и церквах и в разные времена в своих частных названиях, в организации, в значении и объеме ведения разнообразным видоизменениям, но с сохранением начала коллегиальности. Посему во вселенской христианской церкви, как и в каждой поместной православной и каждой вероисповедной церкви, С. имеют свою историю, исходным началом которой служит законодательство вселенской церкви первых девяти веков христианства. С. называются по городам, в которых они происходили (антиохийский, сардикийский, арелатский, московский, базельский и т. п.), по географическому положению церквей, представители которых в них участвовали (С. восточной црк., западной црк.), по названиям церквей, в строй которых они входили (С. константинопольской церкви, антиохийской, римской, карфагенской и т. п.), по именам стран, где собирались (испанские, малоазийские), по народностям (С. русской, сербской, румынской церквей), по вероисповеданиям (С. православной, римско-католической, армяно-грегорианской, лютеранской церквей), по титулам председателей или церковных учреждений (митрополитанские, патриаршие, областные, монастырские, епархиальные), по составу членов (архиерейские, народно-церковные, смешанные), по их числу (великие, малые, большие, меньшие), по продолжительности (временные, постоянные). В древней России были временные С., называвшиеся по городам, где собирались (киевские, московские); в XVII в. при патриархах различались С. великие и «из прилучившихся» архиереев в Москве; при Петре вместо временных С. учрежден был при местоблюстителе «освященный С.» постоянный, а в 1721 г. - св. прав. синод. Созвание временных С. с 1721 г. прекратилось; лишь в новейшее время созывались в Казани и Киеве епископы некоторых епархий для совещаний, но без авторитета С.; сохранилось лишь за административным учреждением лавр название «духовного С.». В армяно-грегорианской церкви, в пределах России, высшее церковно-правительственное учреждение именуется эчмиадзинским синодом. По уставу ев.-лютеранской церкви в России, существуют синоды в округах пробстских и консисториальных и генеральный синод ев.-лютеранский. В праве римско-католической церкви, кроме вселенских, различаются С. национальные, провинциальные и епархиальные (diocesanae synodi). Организация церковных С. устанавливалась обычаями и правилами церкви вселенской (1 всел. 5 и др.) и поместных, а в некоторых странах, в новые времена - светскими законодательствами, при участии органов церковной власти. По действующему праву во всех странах, строй церковных С., объем власти и круг предметов ведения их определяются правилами, узаконениями и статутами каждой местной церкви, изданными и применяемыми с одобрения, санкции или, по меньшей мере, с ведома государственной власти; но принципиальные правила вселенской церкви относительно С. поместных церквей и ныне сохраняют авторитетное значение источника права почти во всех христианских странах, в особенности с населением православного, римско-католического и армяно-грегорианского исповеданий. Соборам церквей поместных, вероисповедных и территориальных присваивается в определенных местным законодательством церковным или государственным пределах власть устроять, развивать и поддерживать порядок в местной церкви, во всех сторонах ее устройства и управления, в частности - издавать правила, составлять проекты правил для представления правительству, обсуждать, устранять и исправлять учения, несогласные с общим церковным учением, в высшей инстанции разрешать споры и пререкания касательно правоотношений и предметов церковных, судить высших иерархов, иметь высший надзор в церкви и в православных странах - избирать и поставлять епископов и других высших иерархов. Распределение видов власти между соборными учреждениями в разных церквах в настоящее время весьма разнообразно. В русской и элладской православных церквах постоянным синодам предоставлены все виды высшей церковной власти в стране; в церквах константинопольской, сербской и румынской в австрийских владениях законодательная церковная власть принадлежит народно-церковным С., судебная - архиерейским С., административная - особым учреждениям. В римско-католической церкви судная власть в высших инстанциях получила еще в средние века организацию, отдельную от соборной власти. В немецких протестантских территориальных церквах синодам в новейшие времена дана определенная организация, с предоставлением им права составлять и обсуждать проекты относительно церковного устройства и управления, для представления правительству; административная и судная власть оставлена за церковными советами и консисториями. Постановления С. поместных и вероисповедных церквей имели, как и в настоящее время имеют, обязательное значение лишь в той области, из представителей которой состояли ее члены. Правила некоторых поместных С. древней церкви, выразившие общецерковное правосознание, были, однако, приняты православной, римско-католической и армянской церквами в состав общецерковного законодательства и потому признаются и в настоящее время источником права. Во всех православных поместных и в армянских церквах таким авторитетом пользуются правила поместных С.: анкирского (314-315 гг.), неокесарийского (315), гангрского (ок. 340), антиохийского (341), лаодикийского (364), сардикийского (347), карфагенского (318), константинопольских 394, 864 и 879 гг. В римско-католической церкви таким же авторитетом пользуются первые семь из перечисленных С. и еще С. ельвирский (в Испании, ок. 300 г.). Историческое значение местных С. в развитии церковного права каждой вероисповедной и поместной церкви оценивается по степени их влияния на церковную жизнь. В каждой почти стране и вероисповедной церкви существуют сборники соборных правил и литературные исследования о С.

Ср. Турчанинов, «Историческое исследование о С. русской церкви» (М., 1829); Григорович, «О С. русской церкви» (М., 1866); Zhishman, «О С. восточных церквей» (1867); Hefele, «Conciliengeschichte».

СОБОРЫ ЦЕРКОВНЫЕ, обладающие догматическими и каноническими полномочиями собрания епископов, созываемые для обсуждения важнейших вопросов церковной жизни и вероучения и принятия соответствующих решений. В Римско-католической церкви «вселенскими» называются соборы, на которые приглашены все епископы и которые тем самым представляют весь христианский мир; соборы же, на которые приглашается только часть высшего духовенства, считаются «поместными», или «частными». Последние могут быть «провинциальными» или «пленарными» – в зависимости от того, созываются ли они в рамках отдельной епархии (или диоцеза) или же в рамках всей страны. Церковные соборы (в том числе и поместные) пользуются юридическим авторитетом в религиозных вопросах, который превосходит законодательные полномочия отдельных епископов. В этом заключается отличие соборов от епископских конференций, которые не являются законодательными собраниями.

В соответствии с римско-католическим каноническим правом общецерковный собор созывается лишь папой Римским, и постановления этого собора вступают в силу только в том случае, если они подтверждены и одобрены Св. Престолом. В принципе, для участия в соборе приглашались только «резидентные» епископы (т.е. те, которые действительно управляют епархией), но позднее эта привилегия была распространена на кардиналов и титулярных епископов, аббатов, глав монашеских орденов или особых мужских монашеских конгрегаций, которые (как, например, иезуиты) не подчиняются епископам или кардиналам. Все вышеперечисленные обладают правом решающего голоса, остальные участники собора (в частности, теологи) – только совещательным голосом.

Соборы называются по месту, где они проводились. Римско-католическая церковь признает вселенскими 21 собор (Пизанский собор 1409, созванный как вселенский, впоследствии был дезавуирован). Восточные (православные) церкви признают вселенскими только 7 первых соборов, состоявшихся до разделения церквей, а протестанты признают авторитет лишь первых четырех из них. 21-й (по католическому исчислению) Вселенский собор – II Ватиканский собор – был созван папой Иоанном XXIII в 1962 и продолжался при его преемнике Павле VI до 1965.

Ниже перечислены вселенские соборы, признаваемые Римско-католической церковью, с кратким изложением их решений.

(1) I Никейский (325). Осудил арианство и вынес определение относительно «единосущия» Сына Отцу, которое позже вошло в Никейский символ веры .

(2) I Константинопольский (381). Осудил македониан, отрицавших божественность Святого Духа. Подтвердил и дополнил вероопределение, принятое на I Никейском соборе.

(3) Эфесский (431). Осудил несторианство, отрицавшее ипостасное единство (единство божественной и человеческих природ) в воплотившемся Слове – Христе. Признал правомерность именования «Богородица» применительно к Деве Марии.

(4) Халкидонский (451). Осудил монофизитство , или евтихианство, постановив, что Христос обладал двумя природами и был истинным Богом и истинным человеком.

(5) II Константинопольский (553). Осудил за уклонение в несторианство нескольких епископов и богословов, прежде всего – Феодора Мопсуестийского, Феодорита Киррского и Ивы Эдесского. См. также НЕСТОРИЙ .

(6) III Константинопольский (680–681). Осудил монофелитов и постановил, что Христос обладал двумя волями – божественной и человеческой (см. также МОНОФЕЛИТСТВО).

(7) II Никейский (787). Осудил иконоборцев и постановил, что почитание икон и священных изображений не есть идолопоклонство.

(8) IV Константинопольский (869–870). Осудил Фотия, патриарха Константинопольского.

(9) I Латеранский (1123). Первый общецерковный собор Западной церкви. Утвердил Вормсский конкордат и принял закон о церковных инвеститурах.

(10) II Латеранский (1139). Принял меры для преодоления схизмы антипапы Анаклета II и издал постановления против ростовщичества, симонии и других пороков.

(12) IV Латеранский (1215). Принял ряд постановлений, направленных на реформу церкви, учредил обязательную ежегодную исповедь и причащение на Пасху и утвердил догмат о в таинстве евхаристии.

(13) I Лионский (1245). Осудил императора Священной Римской империи Фридриха II за преследования церкви.

(14) II Лионский (1274). Добился временного воссоединения Восточных (православных) церквей с Римом и постановил, что выборы нового папы должны начинаться спустя десять дней после кончины его предшественника.

(15) Вьеннский (1311–1312). Упразднил орден тамплиеров, призвал к крестовому походу для освобождения Святой Земли, принял учение об отношении души и тела в человеке и осудил т.н. спиритуалов – секты фратичеллов, дульчинистов, бегардов и бегинок.

(16) Констанцский (1414–1418). Принял ряд постановлений, касающихся реформы папства и церкви, осудил Уиклифа, приговорил к сожжению Яна Гуса и положил конец великой западной схизме, низложив и заключив в тюрьму антипапу Иоанна XXIII (Балтазара Коссу).

(17) Флорентийский (1438–1443). Утвердил примат папы в противовес сторонникам соборной реформы, настаивавшим на том, что общецерковный собор должен обладать большей властью, чем папа, и предпринял попытку воссоединиться с Восточными (православными) церквами.

(18) V Латеранский (1512–1517). Разграничил полномочия папы и общецерковного собора, осудил философов, учивших, что душа смертна и едина для всего человечества, и призвал к крестовому походу против турок.

Обычай созывать Соборы для обсуждения важных церковных вопросов идет с первых веков христианства. Первый из известных Соборов был созван в 49 году (по другим данным — в 51-м) в Иерусалиме и получил название Апостольского (см.: Деян 15, 1-35). На Соборе обсуждался вопрос соблюдения христианами из язычников требований Моисеева закона. Известно также, что апостолы собирались для принятия общих решений и ранее: например, когда вместо отпадшего Иуды Искариота был избран апостол Матфий или когда были избраны семь диаконов.

Соборы были как Поместные (с участием епископов, других священнослужителей и иногда мирян Поместной Церкви), так и Вселенские.

Соборы Вселенские созывались по особо важным церковным вопросам, имеющим значение для всей Церкви. На них присутствовали по возможности представители всех Поместных Церквей, пастыри и учители со всей Вселенной. Вселенские Соборы являются высшей церковной властью, они совершаются под водительством Святого Духа , действующего в Церкви.

Православная Церковь признает семь Вселенских Соборов: I Никейский; I Константинопольский; Ефесский; Халкидонский; II Константинопольский; III Константинопольский; II Никейский.

I Вселенский Собор

Он проходил в июне 325 года в городе Никее в правление императора Константина Великого. Собор был направлен против лжеучения александрийского пресвитера Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Святой Троицы, Сына Божия, от Бога Отца и учил, что Сын Божий есть только высшее Творение. Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил догмат о Божестве Иисуса Христа: Сын Божий есть Истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, единосущен с Богом Отцом.

На Соборе были составлены первые семь членов Символа веры.

На I Вселенском Соборе было также постановлено праздновать Пасху в первое воскресенье после наступления полнолуния, которое приходится на период после весеннего равноденствия.

Отцы I Вселенского Собора (20-е правило) отменили земные поклоны в воскресные дни, так как праздник воскресенья является прообразом нашего пребывания в Царстве Небесном.

Были приняты и другие важные церковные правила.

Он проходил в 381 году в Константинополе. Участники его съехались, чтобы осудить ересь Македония, бывшего арианского епископа. Он отвергал Божество Духа Святого; учил, что Дух Святой не есть Бог, называл Его сотворенною силою и притом служебною Богу Отцу и Богу Сыну. Собор осудил пагубное лжеучение Македония и утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.

Никейский Символ веры был дополнен пятью членами. Работа над Символом веры была завершена, и он получил название Никео-Цареградского (Царьградом по-славянски назывался Константинополь).

Собор был созван в городе Ефесе в 431 году и направлен против лжеучения Константинопольского архиепископа Нестория, который утверждал, будто Пресвятая Дева Мария родила человека Христа, с Которым Бог потом соединился и обитал в Нем, как в храме. Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву не Богородицей, а Христородицей. Собор осудил ересь Нестория и постановил признавать, что во Иисусе Христе со времени воплощения соединились два естества: Божественное и человеческое . Также было определено исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком , а Пресвятую Деву Марию — Богородицей .

Собор утвердил Никео-Цареградский Символ веры и запретил вносить в него изменения.

О том, насколько злочестива ересь Нестория, свидетельствует рассказ в «Луге духовном» Иоанна Мосха:

«Пришли мы к авве Кириаку, пресвитеру лавры Каламонской, что около священного Иордана. Он рассказывал нам: “Однажды я видел во сне величественную Жену, облаченную в порфиру, и вместе с Ней двух мужей, сиявших святостью и достоинством. Все стояли вне моей кельи. Я понял, что это — Владычица наша Богородица, а два мужа — святой Иоанн Богослов и святой Иоанн Креститель. Выйдя из кельи, я просил войти и сотворить молитву в моей келье. Но Она не соизволила. Я не переставал умолять, говоря: «да не буду я отвержен, унижен и посрамлен» и многое другое. Видя неотступность моей просьбы, Она сурово ответила мне: «У тебя в келье Мой враг. Как же ты желаешь, чтобы Я вошла?» Сказав это, удалилась. Я пробудился и начал глубоко скорбеть, вообразив, не согрешил ли я против Нее хотя бы помыслом, так как кроме меня никого в келье не было. После долгого испытания себя я не нашел в себе никакого прегрешения против Нее. Погруженный в печаль, я встал и взял книгу, чтобы чтением рассеять свою скорбь. У меня была в руках книга блаженного Исихия, пресвитера иерусалимского. Развернув книгу, я нашел в самом конце ее две проповеди нечестивого Нестория и тотчас сообразил, что он-то и есть враг Пресвятой Богородицы. Немедленно встав, я вышел и возвратил книгу тому, кто мне ее дал.

— Возьми, брат, обратно свою книгу. Она принесла не столько пользы, сколько вреда.

Он пожелал знать, в чем состоял вред. Я рассказал ему о своем сновидении. Исполнившись ревности, он немедленно вырезал из книги два слова Нестория и предал пламени.

— Да не останется и в моей келье, — сказал он, — враг Владычицы нашей Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии!”»

Он проходил в 451 году в городе Халкидоне. Собор был направлен против лжеучения архимандрита одного из константинопольских монастырей, Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Евтихий учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество совершенно поглощено Божеством, и признавал во Христе только естество Божественное. Ересь эта получила название монофизитства (греч. моно — один, единственный; физис — природа). Собор осудил эту ересь и определил учение Церкви: Господь Иисус Христос есть Истинный Бог и истинный человек, во всем подобный нам, кроме греха. При воплощении Христа Божество и человечество соединились в Нем как едином Лице, неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно .

В 553 году в Константинополе был созван V Вселенский Собор. На Соборе обсуждались сочинения трех епископов, скончавшихся в V веке: Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского. Первый был одним из учителей Нестория. Феодорит резко выступал против учения святителя Кирилла Александрийского. Под именем же Ивы было в обращении послание к Марию Персу, в котором содержались непочтительные отзывы о решении III Вселенского Собора против Нестория. Все три сочинения этих епископов были осуждены на Соборе. Поскольку Феодорит и Ива отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью, то сами они не подверглись осуждению. Феодор Мопсуетский не раскаялся и был осужден. Собор также подтвердил осуждение ереси Нестория и Евтихия.

Собор был созван в 680 году в Константинополе. Он осудил лжеучение еретиков-монофелитов, которые, несмотря на то что признавали во Христе два естества — Божеское и человеческое, учили, что у Спасителя только одна — Божественная — воля. Борьбу с этой распространенной ересью мужественно вели патриарх Иерусалимский Софроний и константинопольский монах Максим Исповедник.

Собор осудил монофелитскую ересь и определил признавать в Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое — и две воли. Человеческая воля во Христе не противна, а покорна Божественной воле . Наиболее ясно это выражено в евангельском рассказе о гефсиманской молитве Спасителя .

Спустя одиннадцать лет соборные заседания продолжились на Соборе, который получил именование Пято-шестой , так как дополнил деяния V и VI Вселенских Соборов. На нем решались в основном вопросы церковной дисциплины и благочестия. Были утверждены правила, согласно которым должна управляться Церковь: восемьдесят пять правил святых апостолов, правила шести Вселенских и семи Поместных Соборов, а также правила тринадцати отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами VII Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов и составили так называемый Номоканон — книгу церковных канонических правил (по-русски — «Кормчая книга»).

Этот собор также получил название Трулльского: он проходил в царских палатах, именуемых Трулльскими.

Он проходил в 787 году в городе Никее. Еще за шестьдесят лет до Собора возникла иконоборческая ересь при императоре Льве Исавре, который, желая облегчить магометанам переход в христианство, решил отменить почитание святых икон. Ересь продолжалась и при последующих императорах: его сыне Константине Копрониме и внуке Льве Хазаре. VII Вселенский Собор был созван для осуждения ереси иконоборчества. Собор определил почитать святые иконы вместе с изображением Креста Господня.

Но и после VII Вселенского Собора ересь иконоборчества не была окончательно уничтожена. При трех последующих императорах были новые гонения на иконы, и они продолжались еще двадцать пять лет. Только в 842 году, при императрице Феодоре, состоялся Поместный Константинопольский Собор, который окончательно восстановил и утвердил иконопочитание . На Соборе был установлен праздник Торжества Православия , который мы с тех пор отмечаем в первое воскресенье Великого поста.

gastroguru © 2017