Эссе «Мои ученики – мои герои. Эссе «Моя педагогическая философия» Вся гордость учителя в учениках

Еще совсем недавно я сидела за партой и мне казалось, что сложного, выйти и рассказать урок. Смотрела на учителей и мечтала о будущем. Время бежит очень быстро. И вот я уже стою в классе перед своими учениками. Во мне сейчас много противоречивых мыслей, как донести до воспитанников материал, чтобы им было не скучно.

Еще в школе меня интересовала информатика, но я хотела заняться более сложным - программированием. Мир не стоит на месте. Сейчас у нас век новых технологий, которые быстро меняются. Уже после института меня заинтересовала робототехника. Разработав программу, я поставила перед собой цель научить детей учиться, заинтересовать их своим предметом. Не даром Л.Н. Толстой сказал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

Но я еще тогда не знала, какой это ответственный труд - быть учителем, что мне предстоит учить не только детей, но прежде всего себя. А может ли быть совершенным учитель, который не учится у своих учеников? Ведь дети по-иному смотрят на мир.

Робототехника очень сложное занятие, а т.к. я в этом деле впервые, мне порой сложно, иногда хочется все бросить, но когда на занятий дети с горящими глазами занимаются конструированием меня вдохновляет это. Дети очень любопытны, им все интересно знать. Они часто задают простые вопросы, на которые иногда сразу и не ответишь. Ко мне приходят разные дети, но я старюсь, чтобы во мне они видели не просто учителя, а верного друга и помощника. Я хочу пробудить в них любознательность, стремление к прекрасному, готовность помочь себе и другим. Мои ученики не боятся высказывать своё мнение, даже если оно окажется ошибочным, ведь ошибка - путь к творчеству. Каждый мой ученик знает, что если он сегодня ошибся, это никак не повлияет на моё отношение к нему как к человеку.

Просмотр содержимого документа
«Эссе на тему "Мои ученики - мои учителя"»

Стрекалина А.В.

Эссе на тему: «Мои ученики – мои учителя».

«Учитель лишь до тех пор остается учителем, пока сам учится. Как только он перестает учится, он перестает быть учителем» К.Д. Ушинский.

Еще совсем недавно я сидела за партой и мне казалось, что сложного, выйти и рассказать урок. Смотрела на учителей и мечтала о будущем. Время бежит очень быстро. И вот я уже стою в классе перед своими учениками. Во мне сейчас много противоречивых мыслей, как донести до воспитанников материал, чтобы им было не скучно.

Еще в школе меня интересовала информатика, но я хотела заняться более сложным – программированием. Мир не стоит на месте. Сейчас у нас век новых технологий, которые быстро меняются. Уже после института меня заинтересовала робототехника. Разработав программу, я поставила перед собой цель научить детей учиться, заинтересовать их своим предметом. Не даром Л.Н. Толстой сказал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себелюбовьк делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

Но я еще тогда не знала, какой это ответственный труд – быть учителем, что мне предстоит учить не только детей, но прежде всего себя. А может ли быть совершенным учитель, который не учится у своих учеников? Ведь дети по-иному смотрят на мир.

Робототехника очень сложное занятие, а т.к. я в этом деле впервые, мне порой сложно, иногда хочется все бросить, но когда на занятий дети с горящими глазами занимаются конструированием меня вдохновляет это. Дети очень любопытны, им все интересно знать. Они часто задают простые вопросы, на которые иногда сразу и не ответишь. Ко мне приходят разные дети, но я старюсь, чтобы во мне они видели не просто учителя, а верного друга и помощника. Я хочу пробудить в них любознательность, стремление к прекрасному, готовность помочь себе и другим. Мои ученики не боятся высказывать своё мнение, даже если оно окажется ошибочным, ведь ошибка – путь к творчеству. Каждый мой ученик знает, что если он сегодня ошибся, это никак не повлияет на моё отношение к нему как к человеку.

Я считаю, что современный учитель должен выстраивать свои цели так, чтобы они соответствовали потребностям и особенностям учеников. Должен уметь анализировать полученные результаты и учитывать в будущем свои ошибки. А главное уметь прислушиваться к потребностям детей. «Ребенок всегда способен преподать взрослому три урока: он весел безо всякой причины, всегда чем-то занят и умеет любой ценой добиваться желаемого» Марк Твен.

Наша профессия требует постоянного совершенства. Мы не должны стоять, мы должны постоянно идти вперед. В этом и помогают дети. А моя главная задача создать условия для развития творческих способностей, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, поощрять их индивидуальные склонности и дарования.

в росте посеянных им семян.
Дмитрий Менделеев
Учитель – прекрасная профессия, самая древняя и почитаемая. Каждый учитель делает самое важное дело на Земле. Именно учитель формирует личность нового поколения, закладывает основы будущего.

В стенах школы сменяется одно поколение мальчишек и девчонок другим, меняются взгляды, вкусы, мода, люди, власть. Но неизменно остаётся главным человеком в школе – учитель.

Учитель для меня не профессия, не работа, не хобби…. Для меня « учитель» - это моя жизнь. Я не работаю, я живу учителем. Мне нравится быть учителем. Я - учитель биологии. Моя роль как учителя - знакомить детей с жизнью в разных её проявлениях. И я иду на экскурсию в природу, общаюсь с детьми и помогаю им раскрыть тайны окружающего мира, наслаждаться природой и испытывать радость от общения с ней.

Учитель, который любит свою работу, любит и уважает детей, считается с их мнением , учит учиться, помогает человеку стать Человеком. Никакие самые чудесные машины и технологии не смогут заменить живое человеческое общение. Школа – второй дом, и от того, какие в этом доме родители, зависит будущее её обитателей. Школа должна дать ребёнку возможность самовыражаться, самоутверждаться. Учитель должен в каждом ученике увидеть хорошее, помочь поверить в свои силы.

С годами я всё больше и больше понимаю, какая огромная ответственность ложится на плечи учителей. Раньше, когда я была молодым специалистом, мне казалось, что достаточно детям дать глубокие прочные знания, влюбить в свой предмет, заинтересовать, а в дальнейшем они найдут этим знаниям применение. Я следила за новинками методической литературы, сама много читала, применяла нестандартные уроки. Но практика показала, что как бы хорошо учитель не был подготовлен в теоретическом и методическом плане, этого не достаточно для успешного выполнения задач, стоящих перед современной школой. Учитель не только преподаватель, учитель – это ещё и воспитатель. Чтобы шагать в ногу со временем, сегодня мало сформировать гармонично развитую личность: здоровую физически, с определённой учебной базой, со сводом правил нравственного поведения. Главная задача современной школы – научить детей жить в постоянно меняющемся мире. Задача учителя – помочь ребёнку найти самого себя в этой жизни, свою «нишу». Моя цель – это создание условий для развития способностей каждого ученика. Из этой цели вытекает задача: в любом ребёнке увидеть хорошее, развивать его, помочь поверить в свои силы. Именно поэтому я стараюсь создать условия для развития способностей каждого ученика.

Я - учитель, я дарю детям счастье познания, помогаю им познавать себя, поверить в свои возможности, добиться успеха. И в этом мне помогают идеи развивающего обучения. Развитие ребёнка должно идти через его творческую деятельность. Содержание биологии включает факты, понятия, законы и теории, позволяющие реализовать принципы и концепции развивающего обучения.


«Скажи мне и я забуду,

Покажи мне и я запомню,

Дай мне действовать самому, и я научусь»…

На каждом уроке я стараюсь учить ребёнка думать, размышлять, обобщать, анализировать, рассматривать различные варианты решения проблемы. У школьников развивается интуиция , воображение, они учатся прогнозировать. В центре всего учебно-воспитательного процесса должна стоять личность ребёнка, ребёнка, которого мы должны подготовить: гибко адаптирующегося, самостоятельно приобретающего знания, с критическим мышлением, грамотно работающего с информацией, коммуникабельным и коммуникативным.

Для реализации этого, я, современный учитель, должна обладать определённым набором качеств: нести ответственность за себя и за других, быть оригинальной, общительной, доброжелательной, обладать чувством юмора, стремиться к самовыражению. Современного учителя должны отличать способность к креативному мышлению, стремление к профессиональному росту, стремление к общей и педагогической культуре, высокий уровень знаний в области преподаваемого предмета.

Считаю, что современный учитель тоже должен внутренне развиваться, шагать в ногу со временем, учиться, искать, узнавать, что - то новое.

Наши школьники искренне хотят учиться. Наше главное - урок. Не состоялся он – не состоялся учитель. По - настоящему учитель открыт только ребятам. Их оценка его работы важнее любых авторитарных мнений.

Главное в уроке не только знание своего предмета, умение доступно его преподнести, но и умение уважать детей, верить в каждого из них, быть не только наставником, но и другом. Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда видишь блеск глаз своих учеников.

Любовь и доброта – лучшие помощники учителя в общении с детьми и Природой. Ведь у каждого ребёнка есть потребность не только в общении, но и в эмоциональном контакте. Я не боюсь говорить школьнику, что у него сегодня на уроке всё получается, и часто произношу «молодец», « умница» даже тогда, когда успехи ученика более чем скромны. Ведь это воспитывает уверенность в своих силах, вызывает желание сделать следующий шаг более твёрдым, испытывать чувство похвалы за свой труд, ведь это пробуждает интерес к знаниям. Мои одобряющие слова вселяют в него веру в свои силы, помогают ему твёрдым и крепкими шагами идти по тропинке новых знаний.

Бывает так, что я делаю ребёнку замечание, могу быть строгой и требовательной, но если он чувствует, что я интересуюсь его делами, хочу понять его, искренне помочь, остаться хранителем его тайн, которые он мне доверил, то он примет мои замечания, поверит и сохранит уважение и признательность.

Мои ученики не боятся высказывать своё мнение, даже если оно окажется ошибочным, ведь ошибка – путь к творчеству. Каждый ученик имеет право на ошибку, и никто не должен диктовать ему свою волю. Стараюсь создавать на уроках спокойную, доброжелательную атмосферу. Каждый мой ученик знает, что если он сегодня ошибся, это никак не повлияет на моё отношение к нему как к человеку. Его оценка сегодня – это показатель того, насколько он продвинулся в познании мира , развитии самого себя. Оценка всегда может быть исправлена – таков мой принцип. «Не стыдно не знать, стыдно - не учиться»

Мне комфортно в школе, мне нравится наблюдать за тем, как вчера ещё робкий и неуверенный в себе человечек совершенствуется и набирает силу с каждым днём, вот он уже уверенно выступает на школьной конференции, ещё один шаг и он - молодой перспективный учёный.

Почему среди всех профессий я выбрала именно профессию учителя?

Наверное, потому что, взяв ребёнка за руку, я могу увести его в интересный и увлекательный мир биологической науки. Я могу наблюдать, как поднимаясь по лестнице знаний, растут и развиваются мои ученики, а вместе с ними расту и совершенствую своё умение и я. Нельзя не испытать чувство удовлетворения от работы, когда на одну ступеньку рядом со мной становится мой ученик, и я понимаю, что он может и должен идти дальше самостоятельно.

Сейчас у меня подрастает собственный ребёнок. Дочке 11 лет. Конечно, у меня ещё многое не получается в воспитании дочери, в отношении с моими детьми – учениками, но я знаю, к чему мне надо стремиться в своей работе, в своей жизни….

Я – учитель! Каждый день я открываю школьную дверь и прихожу в класс. Звенит звонок и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их светлые, ясные глаза – любопытные, добрые, верящие, оценивающие каждый мой шаг.

И я, маленькая частица Вселенной, дарю им счастье познания и общения, ведь я – человек, учитель, биолог, помогающий ученикам познать себя, поверить в свои возможности, добиться успеха, не потеряв при этом нравственные ориентиры: доброту, совесть, честь.

МБСОШ №17 г.Орла, Бредихина Н.В. Страница

Ксения Васюник

В интервью с известными педагогами, тренерами, режиссёрами, журналисты часто задают вопрос : «Чему вас научили ваши подопечные?» Если речь идет о взрослом человеке-ученике, то вопрос уместен, но если речь идет о дошкольниках, актуально ли ставить такой вопрос? Могут ли дети трех , четырех, семи лет чему-то научить взрослого человека – педагога! Давайте попробуем разобраться!

«МОИ УЧЕНИКИ – МОИ УЧИТЕЛЯ »

Утро. Группа детского сада. В большие окна только начинают пробиваться лучи солнца. Все вокруг хранит молчаливое ожидание. Я – воспитатель, Ксения Игоревна, тихонько работаю ножницами, готовлю материал для своих озорников.

Стрелки часов идут. Из раздевалки начинают доноситься голоса. И вдруг дверь распахивается, и на пороге появляется улыбающийся белокурый мальчик – это Андрей.

Здравствуй, Красная Шапочка! – говорит мне Андрей, - ты уже отнесла пирожки Бабушке?

И в тот же миг мое скромное платье превращается в темную жилетку и красную юбку с белым фартуком, на голове появилась красная шапочка, а в руках корзинка. Вокруг щебечут птицы. Вместо стен раскинулся хвойный лес. Ковер группы стал мягкой моховой поляной, шум воды из крана – извилистой живописной рекой.

Все эти чудесные превращения произошли, потому что мы перенеслись в «мир иллюзий» . Этот мир, непременно сопровождает детство, где не иссякает яркий, свежий, фантазийный взгляд, на казалось бы обычные вещи. Там, цвета кажутся ярче, небо - голубее, а деревья - выше. Можно накормить печеньем плюшевого мишку, слетать на ракете в космос, прыгать и петь от души, не думая о времени.

Мои воспитанники не дают мне забыть эту прекрасную пору, каждый день я возвращаюсь в тот мир снова и снова. Дети помогли мне научиться видеть необычное в обычных вещах.

Давайте заглянем в группу немного позже, после завтрака. Чем сейчас занимаются там.

Группа дежурных, в цветастых фартуках, заканчивает уборку со столов. Кто-то из ребят умывается после еды, кто-то рисует, кто-то рассматривает картинки в книжке, а кто-то играет в игрушки.

Несколько детей подходит ко мне, и спрашивают :

Ксения Игоревна, а чем мы сегодня будем заниматься?

Давайте отправимся в путешествие! – предлагаю я, слегка повысив голос, чтобы все услышали. Путешествие – волшебное слово. Глаза ребят отрываются от начатых дел, и они уже готовы к новым приключениям.

Да! Но нам нужен корабль! – восклицают дети .

Из кубиков, стульев, кусков ткани мы соорудили корабль для предстоящего путешествия. Быстро распределили роли команды на судне, и подняли якорь.

Полный вперед!

Пока корабль набирает ход, мы изучаем маршрут по карте. Через Балтийское море в Атлантический океан и плывем на юг, вдоль побережье Африки на остров Мадагаскар.

Наш корабль быстро продвигался вперед. По пути мы наблюдали разные особенности природного рельефа : горы, равнины, низменности, плоскогорье. Замечали особенности различных климатических зон. И вот!

Впереди остров!

Нас встретили местные жители. Они поделились с нами своим горем. Недавно у них был сильнейший ливень, который смыл все хижины из пальмовых листьев. Мы с ребятами решили им помочь построить новое жилье, и принялись за работу. У нас получились красивые, удобные и оригинальные дома. Хорошая работа! Жители Мадагаскара остались довольны.

Сегодня моей задачей было : научить ребят ориентироваться по карте, строить из деталей конструктора устойчивые дома с фундаментом, познакомить с различными климатическими зонами и особенностями рельефа.

Ребенок в детском саду учится не только мыть руки одеваться, кушать, но и ежедневно получает знания. Всё, чему мы хотим его научить , необходимо преподносить на понятном ему языке, то есть через иллюзорный – игровой мир.

И снова мои ученики – мои учителя . Они помогли понять, что учитель и ученик должны разговаривать на одном языке, чтобы понимать друг друга.

Вечер. За окнами темно. Горят фонари. А в группе тепло и комфортно. Мы с ребятами вернулись с прогулки и уютно устроились на ковре. Разговариваем о том, как прошел день, об изменчивой осенней погоде и разных мелочах. Ребята эмоционально обсуждают возникающие вопросы : Почему идет дождь? Почему листья опадают и шуршат под ногами? Куда улетают птицы и зачем? Почему в октябре идет снег? Какими цветами рисовать осень?

И вдруг, Алексей задает интересный вопрос :

Почему правая рука называется правой?

Детский коллектив забурлил. Вариантов ответов было много : потому что она справа, потому что мы ей рисуем, потому что мы ей все делаем … Кто-то пытался объяснить свою точку зрения в виде рисунка, кто-то показывал на себе. Но ничего не вышло! Ответ так и не был найден. Мы с ребятами решили разобраться в этом вопросе дома, а завтра вернутся к обсуждению. Ведь задача педагога направлять цепочку детских рассуждений, помочь разобраться, не давая готовых ответов.

Да, порой мне, в работе с детьми, бывает не просто ответить на все их любознательные вопросы. Иногда вопросы ставят меня в тупик, тогда я честно сознаюсь, что не знаю ответа, но обязательно прочитаю об этом и поделюсь с ними.

Дети держат меня в постоянном напряжении, учат меня познавать мир детально, до мельчайших подробностей, нюансов. Отвечая на их вопросы, я сама учусь и узнаю новое, нахожу неизвестное в известном.

Закончен день. Мои озорники разошлись по домам. И я возвращаюсь в реальный мир. Идя домой по вечернему городу, размышляя о прошедшем дне и о предстоящих делах, я ловлю себя на мысли : «Мои ученики - главные учителя в моей жизни , и мои лучшие друзья. Я могу с гордостью сказать, они научили меня многому. Заразили своей любознательностью, желанием сделать этот мир лучше, чище, добрее. Я счастлива, что работаю в детском саду, и решила посвятить свой жизненный путь детям».

«Ребенок всегда способен преподать взрослому три урока : он весел безо всякой причины, всегда чем-то занят и умеет любой ценой добиваться желаемого».

Марк Твен

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».

К. Д. Ушинский

Публикации по теме:

«Дети-лучшие люди на свете» (говорят дети 11) Из личного архива:Сеня(6л) Вечер-дома,сидим с сыном в детской. (В детской комнате обычно смотрим только детские каналы,помогаю сыну разбирать.

«Дети-лучшие люди на свете» (говорят дети 12) Из личного архива: (сеня 4,6л) Укладываю детеныша вечером спать. -Мам,расскажи мне сказку перед сном. -Сень,сил нет,устала,расскажи ты.

Эссе «Дети-живые цветы Земли» Дети – живые цветы Земли. На свете - много профессий, и все они нужные и интересные. Сократ писал: «Не профессия выбирает человека, а человек.

Конспект интегрированного занятия учителя-дефектолога и учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ЗПР ГБОУ Гимназия № 1748 "Вертикаль" СП ДО "Теремок" КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯУЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА И УЧТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ.

Наверняка многие молодые, а иногда и не очень, учителя задаются одним простым вопросом: “Почему мои ученики меня не любят?”. И правда, казалось бы, приветливый и добрый педагог, который уважает своих учеников, должен по умолчанию получать то же самое взамен. Но, оказывается, не все так просто. Очень часто, имея даже самые светлые побуждения и искреннюю любовь в сердце, обратно мы получаем совсем не то, что ожидаем. Обнадеживает то, что в большинстве случаев эта ситуация поправима: уважение и признание учеников можно вернуть, а ваш авторитет поднять на самую верхнюю точку школьного флагштока. Все зависит от решений, принимаемых нами как учителями, которые способствуют либо повышению, либо потере уважения наших учеников.
Давайте рассмотрим несколько самых распространенных причин, по которым ученики могут испытывать к вам неприязнь.

  1. Класс вам неподконтролен.

Представьте, что вы находитесь на семинаре, который проводит уважаемый профессор. Вам интересно послушать то, о чем он рассказывает, но один из слушателей постоянно перебивает его, всех остальных и в том числе вас, а профессор при этом не делает ровно ничего, чтобы его остановить. В аудитории становится шумно и уловить нужную информацию просто невозможно. В итоге вы раздражены и уходите с разочарованием из-за того, что не получили информацию в нужном объеме, а авторитет профессора, не способного возразить бестактному слушателю, безвозвратно потерян.

То же самое чувствуют и ваши ученики, когда вы не справляетесь с дисциплиной в классе. Попробуйте, помимо вашей любви к детям, подключать еще и логику с холодным рассудком. Посмотрите на себя со стороны, пересмотрите тон и характер общения с детьми, представьте каждого хулигана по отдельности и попытайтесь выработать план действий эффективный по отношению к каждому из них.

  1. Вы не слышите своих учеников.

Во время занятий ученикам приходится слушать вас и то, чему вы их учите. Вы требуете от них внимательности и усидчивости. А слушаете ли вы их, даете ли возможность говорить? Если на ваших уроках звучит в основном лишь ваш голос, попробуйте применить несколько приемов, которые помогут вашим ученикам ощутить, что их тоже слушают и, самое главное, слышат:

  • возьмите за привычку обсуждать какую-либо тему вместе со своими учениками хотя бы раз в неделю. Иногда можно даже проводить экспериментальные уроки, в течение которых будут говорить только дети (учитывая, конечно же, определенный порядок этого разговора);
  • в течение года просите учеников заполнять анкеты, ответы в которых помогут вам понять, какие из применяемых вами методов работают, а какие нет. Сообщайте о своих выводах ученикам, обсуждайте интересующие вас и их моменты. Пусть работа над вашими отношениями будет коллективной, а беседы доверительными;
  • если вы учитель словесности, то попробуйте применить такой интересный прием: заведите “классный журнал”, в котором ученики каждый день могли бы писать небольшие заметки на самые различные темы, например, о том, что их волнует, что им нравится на ваших уроках, какое у них сегодня настроение и т. д. Давайте им на полях короткие ответы (например: “Да, иногда я тоже люблю дождливую погоду”). Это поможет вам установить доверительные отношения и прочную связь с вашими учениками.
  1. Вам стоит пересмотреть свои приоритеты.

Очень часто случается так, что учитель видит себя в роли руководителя, в плохом смысле этого слова. Он ожидает всеобщего признания, чувствует свое превосходство и всячески показывает это своим поведением, иногда даже не осознавая это. Поведение учителя, сравнимое с поступками самовлюбленного директора , не приносит плодов. И в первом, и во втором случае “подопечные” недолюбливают своего руководителя. Посмотрите на себя с другой стороны. Возможно, стоит сделать ставку на более доверительные, партнерские отношения?

  1. Не нужно бояться показаться глупым.

Не бойтесь, например, извиниться перед ребятами за то, что в прошлый четверг вы были в плохом настроении и позволили себе накричать на учеников без особой на то причины. Не бойтесь выглядеть глупым или слабым, вы, в конце-концов, тоже живой человек. Ученики очень внимательны к вашим слабостям. Если вы найдете силы признать ваше “поражение” и весело посмеяться над ним вместе с классом, это гарантировано поднимет уровень вашего авторитета перед ребятами. В противном же случае, вы приобретете стойкую репутацию диктатора.

  1. Вы забыли о “золотом правиле”.

Всем знакомо утверждение о том, что к окружающим нужно относиться так, как хочешь, чтобы относились к тебе. То же самое касается и преподавания. Наверняка вам доводилось ощущать раздражение по отношению к учителям, с которыми вы сталкивались на протяжении жизни. Убедитесь, что вы не повторяете их ошибок. Прислушивайтесь к себе и придерживайтесь простого правила: учите так, как хотите, чтобы учили вас, дарите небольшой кусочек вашей души с каждым новым уроком.

Вам слово:

Какая из указанных причин стала лично для вас открытием? Поделитесь с нами комментариями.

Эссе

«Я и мои ученики»

Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 9

Рыбак Татьяна Юрьевна

Чехов

2015 год

«Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь».
В. О. Ключевский

Осень…На улице стало холодно…Природа оделась в яркие желтые краски…Время скоротечно…Еще совсем недавно я была ученицей средней школы, изучала русский язык и литературу, ходила на дополнительные задания, готовилась к экзаменам. Я с большим интересом наблюдала за своим учителем русского языка и литературы, и мне всегда казалось, что его работа – это неповторимое искусство. Галина Михайловна проводила уроки искусно, интересно и увлекательно. Именно она определила мой выбор профессии. Именно наблюдая за ее работой, я решила стать учителем. Мой учитель привил мне любовь к родному языку и литературе. Прошло пять лет…И теперь я работаю в школе учителем русского языка и литературы.

За моими плечами всего один год работы, но я с большой уверенностью могу сказать, что за этот год я прошла «воду, огонь и медные трубы»! Частенько за этот короткий срок я задавалась вопросом о правильности выбранной мною профессии. Особенно тяжело было в конце года, когда физические и эмоциональные силы уже на исходе. Но в выборе своей профессии я не усомнилась ни разу!

Так что же такое школа и школьные будни?.. Это невыученные уроки, забытые тетради, рано повзрослевшие дети и их родители, часто требующие от педагогов невозможного…А еще это ужасный и жуткий монстр по имени ФГОС…И вот тут-то, среди этой суеты, все всегда забывают о том, что есть в школе еще и думающие дети, которые умеют удивительно тонко чувствовать, мгновенно откликаются на твои слова, относятся к тебе как ко второй маме, с уважением, любовью и трепетом…

Так какие они, мои ученики? Конечно, разные. Под моим попечительством находятся дети 7 и 11 классов. Все они очень разные, совершенно не похожи друг на друга. Есть и отличники, которые ловят каждое твое слово, и двоечники, которые сидят на уроках в ожидании звонка на перемену, и хулиганы, которые каждый день придумывают что-то новое. Все вместе они превращают мою школьную жизнь в интересное и захватывающее приключение. И пусть даже порой это приключение сопровождается трудностями…На мой взгляд, трудности, переживания, даже потраченные нервы – это шаг для педагога вперед, толчок в развитии его личностных качеств и профессиональной деятельности.

На данный момент я являюсь классным руководителем 11 класса. Я считаю свой класс особенным, потому что детей в классе мало, но они все совершенно разные и по характеру, и по поведению, и даже по посещаемости и успеваемости. Каждый день они «выкидывают» что-то новое: то уроки прогуляют по разным причинам(например, вместо алгебры и геометрии им захотелось пойти в кино) или, забыв дома тетрадь или не сделав домашнее задание, придумывают такие истории, что их можно поставить на одну ступень с русскими писателями. Каждый день они заставляют меня импровизировать как в общении с ними, так и в обучении их. Вот это и есть движение только вперед, а не простаивание на месте.

Но не только я учу их гуманному поведению и своему предмету. Они тоже преподают мне свои уроки. Например, учат меня тому, что нужно верить в людей, не торопиться думать обо всех плохо. А самое главное, что школа – это движение не в одну сторону, вперед, а навстречу друг другу! Мы очень сильно ошибаемся, говоря о том, что детям «плевать» на педагога, им безразлично, что мы чувствуем…И у меня есть доказательство! Как-то раз на уроке меня очень огорчил своим поведением 7 класс. Вели себя настолько ужасно, что желание объяснять и показывать новый материал пропадало, потому что слушали лишь единицы, а все остальные занимались своими делами, и, естественно, на замечания никто не реагировал. Я настолько расстроилась, что глаза заблестели и проступили слезы…Но я нашла в себе силы сдержаться и не показать виду, что я вот-вот готова разреветься. Закончился урок, началась перемена. Я ходила по коридору туда-сюда, но никак не могла успокоиться. Неужели я такой плохой педагог, или я не могу заинтересовать их? Мои размышления развеял звонок. По расписанию у меня был русский язык в 11 классе. В класс я зашла с наигранной улыбкой, зачем детям знать, что я чем-то расстроена, и как ни в чем не бывало начала вести урок. Но тут одиннадцатиклассники, которые поняли, что со мной что-то не так, хором спрашивают: « Татьяна Юрьевна, Вы что, не знаете, как жить надо, так мы Вас мигом научим, говорите, что у Вас там случилось?» Весь класс рассмеялся, и я вместе с ними. От моих огорчений не осталось и следа. Однако это была не шутка, ребята говорили совершенно серьезно. До сих пор им благодарна за эти слова, ведь они интуитивно почувствовали, что я нуждаюсь в поддержке.

Конечно, иногда болит сердце от осознания своей беспомощности: например, я не в силах заставить ходить в школу и учиться ученика-одиннадцатиклассника, который предпочитает проводить время в компаниях… Я не в силах победить серость, лень и «нелюбопытство»: на собраниях приходи тся долго убеждать родителей , объясняя , что дети должны учиться…Но все эти неудачи мои – это не повод опускать руки и сдаваться. Если признать, что неудачи «завладели» мной, то значит я слабый человек…Я считаю, что, встретив преграды на своем пути, нужно идти вперед и только вперед, порой даже и не оглядываться, с уверенностью в себя и своих детей двигаться к намеченной цели!

Дети, любого возраста, воспитания и образования, они всегда будут детьми, приносящие нам и радость, и трудности. А какой же должен быть тогда педагог, чтобы идти в ногу с современными детьми? Отвечая на этот вопрос, я не хочу и не буду основываться педагогическую деятельность. Все это мы прекрасно знаем, все это каждый из учителей изучал в университете, а сейчас просто оттачивает полученные знания на деле. Я хочу напоследок посоветовать каждому учителю следовать постулатам, которым меня научили мои дети:

    нужно верить в людей, не т оропиться думать обо всех плохо;

    д ети верят в то, что света и добра в мире больше, чем зла и мрака. Нам бы поддержать эту веру…

    с годами дистанция между взрослыми и детьми увеличивается, а учителям нужно сделать так, чтобы этого разрыва не было, чтобы мы, взрослые, сумели сохранить в себе хотя бы капельку «детскости».

Я далека от мысли, что я гениальный педагог. Но один из моих главных принципов – НЕ НАВРЕДИ. Ведь я знаю, что рана, полученная от учителя, кровоточит очень-очень долго.

Я благодарна своим ученикам за все и уверена, что они тоже благодарны мне. Ведь, как мне кажется, мы движемся вместе навстречу друг другу! Мои ученики – это теперь неотделимая часть моей жизни, часть меня…И теперь я не представляю свое будущее без них…

А закончить свои размышления мне бы хотелось стихотворением великого русского князя Константина Константиновича Романова. Его слова мне сказала моя любимая учительница русского языка и литературы, Галина Михайловна Бухарова, в качестве напутствия. Я надеюсь, что в них вы тоже найдете для себя повод для стремления вперед и совершенствования своей педагогической деятельности.

Что корабль под всеми парусами,
‎Гавань тихую забыв,
Уносимый буйными ветрами
‎Мчится смел и горделив
В голубом потешиться просторе
‎С прихотливою волной, -
Ты стремишься в жизненное море,
‎Увлекаемый судьбой.
В добрый час! Не бойся урагана,
‎Перед бурей не робей,
Не страшись ни мели, ни тумана,
‎Ни обманчивых зыбей!
Смелым Бог владеет: полон силы,
‎Полн отваги юной будь,
Не бросай надёжного кормила
‎И держи прямее путь.
Чист душой стремись неустрашимо
‎Полон веры в подвиг свой
И борись, борись неутомимо
‎С бурной жизненной волной!

gastroguru © 2017