Слова из 3 слогов для дошкольников. Правила деления на слоги

Каждый день мы общаемся с разными людьми, делимся знаниями, выражаем свои эмоции и ощущения с помощью речи. Наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов, слова состоят из слогов, а слоги - из одной гласной или сочетания гласных и согласных. Мы даже не задумываемся о том, как строятся слоги и слова, какими они бывают. И, вообще, что такое слог и из скольких слогов может состоять слово? Имеют ли особые названия слова, состоящие из одного и более слогов? Сейчас мы немного окунёмся в фонетику и орфографию русского языка и подробно разберём слова, имеющие в своём составе всего лишь один слог.

Вконтакте

Буквы и звуки русского языка

В русском языке 33 буквы и 42 звука. Как и буквы, звуки бывают гласными и согласными. Гласных звуков всего 6 (а, о, у, ы, и, э) - они образуют 10 гласных букв (а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я). Все гласные звуки делятся на ударные и безударные. Согласных звуков 36 ([б] - [б’]; [п] - [п’]; [в] - [в’]; [ф] - [ф’]; [г] - [г’]; [к] - [к’]; [д] - [д’];[т] - [т’]; [ж]; [ш]; [з] - [з’]; [с] - [с’]; [л] - [л’]; [м] - [м’]; [н] - [н’]; [р] - [р’]; [й’]; [х] - [х’]; [ц]; [ч’]; [щ’]) - они образуют 21 согласную букву (б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, у, ф, х, ц, ч, ш, щ). Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими. Есть ещё две буквы, не обозначающие звуков, - это Ъ знак и Ь знак.

Деление слов на слоги

Гласный звук или сочетание гласного звука с группирующимися вокруг него согласными звуками, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха, называются фонетическим слогом . Однако нужно помнить, что фонетический слог и слог для переноса могут не совпадать. Например, по правилам переноса слов нельзя оставлять на строке и переносить одну букву (бата-рея , а не батаре-я ).

Именно гласные звуки являются слогообразующими, поэтому в слове выделяется столько слогов, сколько в нём имеется гласных звуков:

Это слова, которые имеют всего один гласный звук и, соответственно, всего один фонетический слог.

Односложные слова состоят:

Заключение

Таким образом, односложные слова состоят из одного слога, который содержит в себе одну гласную букву. В составе этого слога могут быть шесть и семь букв, только одна из которых является гласной, а другие - согласные. Помимо односложных слов, есть двусложные, трёхсложные, четырёхсложные, пятисложные и даже десятисложные слова, состоящие из двух и более гласных звуков и имеющие два и более слога. В русском языке таких слов очень много, причём к ним относятся не только существительные, но и прилагательные, числительные, глаголы, наречия, местоимения, союзы, предлоги.

УПРАЖНЯЛОЧКА

(русский язык)

2 класс
Деление слова на слоги

Правила Переноса слов

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОГА:

Слоги – это части слова , на которые оно делится при произнесении.

Например:

Ок–но, а–ку-ла, ве-ре-те-но, пя-ти-э-таж-ный
Сколько букв может быть в слоге?

Слог может состоять из одной буквы, но обязательно гласной , а из согласной – никогда. Слог может состоять и из двух, трех и нескольких букв, но гласная буква обязательно одна и есть в каждом слоге.

Гласный звук образует слог.
Как определить количество слогов в слове?

Сколько в слове гласных , столько и слогов.

Например:

Лист, ко а , де е о, ли ст-ве н-ни а , при-клю е и -е
Как называются слова, в которых один слог, два слога , три слога?

Слова, в которых один слог, называются односложными,

Слова, в которых два слога , - двусложными,

Слова, в которых три слога, - трёхсложными.

Как слова делятся для переноса?

Для переноса слова делятся на две части.

Делить слова для переноса можно только по слогам , но при этом одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.

Какие слова переносить нельзя?

Слова, состоящие из одного слога, и слог, состоящий из одной буквы, переносить нельзя.

Например: класс, осы, юла.

Как можно перенести слова с буквами Й,Ь,Ъ?

Буква Й при переносе не отделяется от гласной.

Например: май – ка, зай - ка.

Буквы Ь и Ъ при переносе не отделяется от согласной.

Например: боль - шой , подъ - езд.
Как можно перенести слова с двойными согласными буквами?

При переносе слова с двойными согласными одна буква остаётся на строчке, а другая переносится.

Например: кас - са, рас - сказ.
ЗАПОМНИ!

1. Слог разрывать нельзя.


  1. Слова из одного слога не переносятся.

  2. Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке .
Деление слов на слоги и перенос слов могут не совпадать .
КАРТОЧКА №1
Допиши слог так , чтобы получилось слово.

ре…

лу…

боч…

но…

гор…

коч…

печ…

но…

чай…

ша…

ко…

ме…

лу…

ре…

ко…

КАРТОЧКА №2
Составь слова из последних слогов слов. Запиши полученные слова.
Облака, кора, отмель - …

Сало, ступа, вата - …

Купи, перо, снежок - …

Пальма, орлы, ерши - …

Много, чучело, носок - …

Муза, поезда, удача - …
КАРТОЧКА №3 Из каждого слова выбери определённый слог и составь с ним новое слово.

Пример : ка ша, ре ка, та релка – карета.

Колос, рота, ваза – ___________________________

Молоко, невод, таракан – _____________________

Коса, лото, боксёр – __________________________

Баран, рана, банка – __________________________
КАРТОЧКА №4
Раздели слова, где можно, на слоги.
утро торт труба крот работа прыгуны галстук спорт выставка ураган сосны лисица лист волк дубок ствол брусника тропы бор туманы

КАРТОЧКА №5
Запиши предложения, расставляя знаки препинания. Раздели на слоги имена детей.
хороша, дворе, горка, нашем, в

Её, ребята, сделали

Наташа, возили, Яков, снег, и

Скатывали, и, Зоя, снег, Юля, комья, в

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________

КАРТОЧКА №6
Назови изображённые предметы. Запиши слова, разделяя их на слоги.


____________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА №7
Подчеркни слова, которые нельзя переносить:
Крайний, змейка, ежи, оса, олени,

Сказка, ёжик, Игорёк, печаль, юла.

КАРТОЧКА №8
Укажи слова, неверно поделённые чёрточкой для переноса:
Ле – йка, май – ка, оси – на, гу – лять, гу – лять,

Уро – жай, э – таж, угол – ьки, Иль-я, Жа-нна.

КАРТОЧКА №9

Запиши слова - названия предметов с делением для переноса.



______________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА №10

Прочитайте текст. Раздели слова для переноса.
Сегодня холодная погода. На солнышке ярко горят кружевные снежинки. На ветках дерева сидит стайка воробьев. Они громко чирикают.

КАРТОЧКА №11
Запиши текст, расставляя знаки препинания. Подчеркни слова, которые нельзя делить для переноса.

Фрукты и овощи могут расти в теплице круглый год камешки и питательная смесь заменяют им землю вместо солнца загораются яркие лампы вот что придумал человек
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА №12
Измени слово так , чтобы его можно было разделить для переноса.

Придумай свои два примера.
Дом - __________, ____________ - ______________ ,

Клён - __________, ____________ - ______________ .

КАРТОЧКА №13
Выпиши слова, в которых встречается буква с. Раздели эти слова для переноса.
Я – ластик, я – резинка,

Чумазенькая спинка.

Но совесть у меня чиста –

Помарку стёрла я с листа.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА №14

День настал.

И вдруг стемнело.

Свет зажгли, глядим в окно.

Снег ложится белый – белый…

Отчего же так темно?

КАРТОЧКА №15
Прочитай стихотворение. Подчеркни слова, которые нельзя переносить.
Летний вечер тих и ясен;

Посмотри, как дремлют ивы;

Запад неба бледно – красен,

И реки блестят извивы.
КАРТОЧКА №16
Раздели слова для переноса. Подчеркни слова, которые переносить нельзя.
Альбом, семья, пью, кольцо, копьё, пальто, лью,

Угольки, платье, горький, шьёт, банька, пень.
КАРТОЧКА №17
Прочитай пословицы. Слова с буквами Й, Ь разбей для переноса.
Авось и к нам на двор солнышко взойдёт.

Без собаки зайца не поймать.

Без хозяина – двор, а без хозяйки изба плачет.

Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает.

Бобы не грибы , не сеешь – не взойдут.

Не зная броду, не суйся в воду.
КАРТОЧКА №18
Прочитай пословицы. Подчеркни слова, которые не переносятся.
У кого жить, тому и служить.

Умей шутить, умей и отшучиваться.

Что ни день, то новость.

Семь дел в одни руки не берут.

Добро и во сне хорошо.

Худ обед, коли хлеба нет.
КАРТОЧКА №19
По определению угадай слова с двойными согласными. Запиши их. Раздели для переноса.
Солёная вода для засолки овощей - ________________ .

Помещение в школе, где идёт урок - _______________ .

Шестой день недели - __________________________ .

Обучение животных послушанию - ________________ .

Игра в мяч, который бросают друг другу через сетку ракеткой - __________________________________ .

Асфальтированная дорога - ______________________ .

Игра с мячом или шайбой на льду - ________________ .

КАРТОЧКА №20

Прочитай народные приметы. Раздели слова для переноса.
В марте воробьи гнёзда вьют.

Парит – перед дождём.

Солнечный дождь быстро пройдёт.

Снег прилипает к деревьям – к теплу.

Длинные сосульки - к долгой весне.

Большая роса в мае – к урожаю огурцов.

Проблема деления слов на слоги в русском языке является одной из наиболее сложных в современной лингвистике и до конца не решенной. Это связано с отсутствием единого понимания сущности слога. Невозможность зафиксировать признаки слога как единого целого, фонетическая невыраженность границы между слогами приводит некоторых лингвистов к мысли, что слогораздела в русском языке вообще не существует.

Сейчас действуют две основные теории слогов: Р. И. Аванесова (Московская фонологическая школа) и Л. В. Щербы (Ленинградская фонологическая школа). Правила деления на слоги в этих двух теориях несколько различаются. Ленинградская школа делит на слоги так, как привычно слуху советского гражданина и как раньше учили во всех российских школах (и поэтому ее правила называют в народе "старыми"), а Московская совершенно иначе ("новые правила").

Но поскольку на данный момент ни одна из этих школ другую не опровергла, в разных учебниках правила слогоделения могут быть сформулированы по-разному, в зависимости от того, позицию какой фонологической школы разделяет автор учебника.

Если раньше мы делили слова на слоги и переносили эти слова по одному и тому же правилу, мы придерживались теории Щербы. В теории Аванесова этими процессами управляют 2 разных правила и деление слова на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова для переноса. Так, слово кошка следует делить на слоги согласно теории Щербы так: кош-ка, согласно теории Аванесова так: ко-шка.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас - приставка, счит - корень; а, нн - суффиксы; ый - окончание).

Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный .

На слоги по Аванесову слово делится так: ра-ссчи-та-нный .

"Старые" правила деления на слоги. Ленинградская школа Щерба Л.В

1. Слова делятся на слоги. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

2. Звук й не образует слога, его нельзя отрывать от предшествующей гласной. Пример: лей-ка, май-ка, пой-те, строй-ка.

3. Нельзя отрывать буквы ь и ъ от предшествующей согласной. Пример: сядь-те, силь-ный, крыль-цо, подъ-езд.

4. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной. Надо делить слова на слоги так: кар-тин-ка, ре-бя-та, ка-лит-ка, ла-герь.

5. Если в слове стоит 2 согласные подряд, слогораздел проходит между ними. Если более 2 согласных подряд, слогораздел идет фактически так, как удобнее произносить. Примеры: праз - дник, солн-це.

"Новые" правила деления слов на слоги в русском языке (Московская школа. Литневская Е. И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников. М., 2006)

1. В слове столько слогов, сколько гласных; два гласных не могут находиться в пределах одного слога.

Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка. Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок - о-бо-док; страна - стра-на; ночник - но-чник; миниатюра - ми-ни-а-тю-ра.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.

Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.

Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй - закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий - закрытый).

В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.

В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.

То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет - у-е-зжать, а деление слова для переноса - уез-жать.

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться. Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц]. При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.

5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:

Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;

Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный.
Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка. То есть если после сонорного согласного следует парный по глухости / звонкости согласный, граница слогов проходит между ними. Пример: Спар-так.

Если после й следует любой другой согласный, граница слогов проходит между ними: лай-ка, лай-нер.

Если обобщить правило более доходчиво:

Слова "разрубаются" на слоги после каждой гласной. Сколько гласных, столько слогов.

НО: если после гласной стоят р, рь, л, ль, м, мь, н, нь и за ними есть еще парная согласная, они (сонорные и сонорные с ь) отходят к предыдущему слогу; если после й есть любой другой согласный, й отходит к предыдущему слогу.

Если же этих согласных 2 одинаковых (нн, мм, лл... , 2 любых сонорных, парных, сначала парный потом непарный), они отходят к последующему слогу.

Чтобы не запутаться, освежите в голове и правила переноса >>

Как определить, сколько слогов в слове? В слове столько слогов, сколько в нем гласных

Примеры слов с одним слогом: звук, волк, класс, гусь, ёж, слон, жук, ель, зверь, змей, стол, гриб, лист, дверь, стул, дом, лось, речь, пень, зубр, кот, край.
Примеры слов с двумя слогами: ответ, гласный, медведь, яма, аист, урок, язык, заяц, зайцев, якорь, ёжик, осень, юла, орех, змея, лиса, ястреб, друзья, чайник, белка, оса, длинный, удар, русский, окно, Юра, арбуз, чайка, утюг, ива, ёлка, тетрадь, морковь, огонь, утка, коньки, ухо, школа, пчела, муха, июнь, ящик, вьюга, иней, мальчик, стакан, деньки, сказка, метель, Юля, Яша, олень, солнце, семья.
Слова, в которых 3 слога: учитель, огурец, урожай, ягода, какие, яблоко, овощи, воробей, согласный, попугай, ученик, ударный, деревья, карандаш, Мария, азбука, бабочка, линия, кастрюля, Россия, большая, прописи, аллея, ёлочка.
Слов с четырьмя слогами: обезьяна, велосипед, акация.
Слова, в которых 5 слогов: ударение, математика, литература, белоголовый.

Потренируемся в делении на слоги?

Сколько слогов в слове ЗВУК? 1 гласная, значит 1 слог звук.

Сколько слогов в слове ОГУРЕЦ? 3 гласных, значит 3 слога: о|гу|рец, слово делится на слоги одинаково по "старым" и "новым" правилам.

Сколько слогов в слове УЧИТЕЛЬ? 3 гласные, значит 3 слога: у|чи|тель, слово делится на слоги одинаково по "старым" и "новым" правилам.

Сколько слогов в слове ОТВЕТ? 2 гласных, значит 2 слога. По теории Щербы делим на слоги как от|вет, по Аванесову о|твет.

Сколько слогов в слове ГЛАСНЫЙ? 2 гласных, значит 2 слога. По Щербе делим глас|ный, по Аванесову гла|сный.

С удовольствием поможем разделить на слоги любое слово. Свои вопросы задавайте в комментариях.

— это один гласный звук или гласный в сочетании с одним или несколькими согласными звуками, которые в процессе говорения произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха.

Необходимо различать фонетический слог и слог для переноса слова.

Деление слова на слоги — это характеристика звучащей речи. По составу слог может состоять из одного, двух или более звуков. В речевом потоке мы слышим именно слоги, из которых складываются слова, поэтому фонетический слог (слог) — это наименьшая единица произнесения слова, а звук — кратчайшая единица речи.

В состав слога обязательно входит гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько гласных: го-ло-ва, о-го-род — по 3 слога.

Для малышей!Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово. На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.

Ударные и безударные слоги.

В словах, состоящих из двух и более слогов, один слог обычно является ударным, а остальные — безударными.

Ударные слоги произносятся с большей силой и большей длительностью, чем безударные.

В русском языке ударение подвижное. Оно может стоять на любом слоге слова (в начале слова, в середине или в конце слова) и может перемещаться при изменение формы слова: вой-нА — вОй-ны, тра-вА — трА-вы .

Слова могут состоять

  • из одного слога — односложные слова : лес, вес, ум, ель ;
  • из двух и более слогов — многосложные слова : ре|ка (2 слога — 2 гласные) , под|бе|ре|зо|вик (5 слогов) и т.д.

Открытые и закрытые слоги.

  • Открытые слоги заканчиваются на гласный: тра ва [тра -ва], го ра [га -ра], ко ро ва [ка-ро -ва], мо лния [мо -лн’и -й’а ], весна [в’и -сна]. Таких слогов большинство.
  • Закрытые слоги заканчиваются на согласный:

    дом [дом ], вой на [вай’ -на] , карт уз [кар-т ус], корп ус[кор-п ус], желт еть[жыл-т’ эт’]

    Закрытые слоги встречаются

    • в конце фонетического слова,
    • в середине слова при стечении двух и более согласных:
      • после [й’] ,
      • после непарных по звонкости-глухости [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] , за которыми следует парный по звонкости-глухости согласный).

Слова могут состоять из одного открытого слога (да, бра ), из двух или нескольких открытых слогов (ра-ма, во-ро-на ), из одного или нескольких закрытых слогов (нет, лень, лен-тяй, мой-ка, кон-тей-нер ), из открытых и закрытых слогов (при-рост, во-ди-тель ).

Разбиение слова на слоги и количество слогов указываются при . Деление на слоги производится по фонетической транскрипции, а не по орфографической записи слова, так как слог — это фонетическая единица и характеризует звучащую речь.

Деление на фонетические слоги

осуществляется по закону восходящей звучности (т.е. слышимости звука на расстоянии): неначальный слог всегда строится от менее звучного звука к более звучному. В порядке увеличения звучности (содержанию голоса или тона) звуки распределяются так:

  1. глухие (состоят из шума) и звонкие (состоят из шума и тона) — шумные
  2. сонорные (преобладание тона над шумом)
  3. гласные (голос без шума) звуки.

Сонорные звуки являются более звучными, чем шумные, поэтому слогораздел может проходить после сонорного перед шумным. Например:

карман — 132232 ,где каждая цифра обозначает номер звучности (1 — шумные, 2 — сонорные, 3 — гласные) Слогораздел может проходить между цифрами 3 и 2 или между двумя сонорными 22: ка-рман (13-2232) , кар-ман (132-232);
вра-жда (123-113), во-лна (13-223) или вол-на (132-23), ве-сна (13-123)

В неначальных закрытых слогах начало всегда строится по принципу восходящей звучности, напр.: воль-ный (13 2-23 2) .

Начальный слог может начинаться с любого согласного (ра-порт ), с сочетания двух согласных (ста-ло, враг ), с сочетания трех согласных (стра-на ), а также с гласного (о-боз ). Начальный слог может завершаться гласным, а также любым сонорным при допустимом делении на слоги, когда слогораздел проходит между сонорными: о-браз, до-ска, нор-ма, воль-но .

Таким образом при сочетании нескольких согласных между двумя гласными в середине слова слогораздел (граница между слогами) проходит

  • после [й’] перед любой другой согласной: сай-а, вой-на — слог, оканчивающийся на й — закрытый ;
  • после сонорных звуков (непарных звонких Л, М, Н, Р — [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]) перед следующим шумным (глухим или парным звонким звуком): кол|ба [кол|ба], лам|па [лам|па] ;
  • в остальных случаях слогораздел проходит после гласного звука, перед стечением согласных: молоко [мо|ло|ко], сестра [с’и|стра], весна [в’и|сна], волна[во|лна] .

Фонетический слог и слог для переноса слова

Необходимо различать фонетический слог и слог для переноса слова (см. ). Они могут не совпадать, хотя в большинстве случаев слова переносятся по слогам: ре-ка, боль-ной, вой-на .

Несовпадения фонетического слога и слога для переноса возникает по следующим причинам:

Причина несовпадения фонетического слога и слога для переноса Слово фонетический слог слог для переноса
При переносе нельзя оставлять на строке или переносить на следующую строку одну букву,но фонетический слог существует юла й’у-лА не переносится
идея и-д’э-й’а не переносится
Одинаковые согласные при переносе разбиваются, а в фонетическом слоге дают один долгий согласный звук касса ка-с:а кас-са
При переносе учитывается морфемное строение слова лесной л’и-сной’ лес-ной (лес — корень)
разбить ра-зб’ит’ раз-бить (раз-приставка)
отличия при стечении согласных пёстрый п’о-стрый’ пё-стрый, пёс-трый, пёст-рый

Список использованной литературы.

  • Баранов М.Т. Русский язык: справочные материалы: пособике для учащихся общеобразоват. учреждений, М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М. Шанского – 11 изд. – М.: Просвещение, 2009
  • Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x.
  • Русская грамматика; под ред. Н.Ю.Шведовой и др.- м.: Наука, 1980

Вашему вниманию представлены 20 карточек. На них изображены как слоги, так и отдельные буквы. Каждая карточка содержит основные, наиболее употребительные сочетания. Остальные можно составить из отдельно представленных букв. Все буквы традиционно разделены на синие (согласные) и красные (гласные).

Для работы вам потребуется распечатать карточки и разрезать их по линиям, чтобы каждый слог был отдельно. Лучше наклеить их на плотную основу.

Слоги с Буквами Б и В


Слоги с Буквами Г и Д



Слоги с Буквами Ж и З



Слоги с Буквами К и Л



Слоги с Буквами М и Н



Слоги с Буквами П и Р



Слоги с Буквами С и Т


Слоги с Буквами Ф и Х



Слоги с Буквами Ц и Ч



Слоги с Буквами Ш и Щ




Игры с карточками:

1. Чтобы ребенок предпринял первые шаги в чтении по слогам, сначала учим с ним сочетания с какой-нибудь гласной буквой, например, «а», а затем с другими гласными («о», «у» и т.п.).

2. На следующем этапе можно переходить к «сборке» слов. Для начала это должны быть простые слова, состоящие из одного или пары слогов (па-па, ми-ша, кот, дом, ру-ка и т.д.). Это должны быть слова из окружения малыша.


3. «Собери слова»: выбирается карточка с одним слогом. Из имеющихся слогов ребенок добавляет карточки, чтобы получилось полноценное слово. Примеры:

МАлина

зиМА

поМАда

Собрав слово, нужно его еще и прочитать.

4. «Отгадай слово»: выкладываем первый слог, а ребенок подбирает окончание. Если он испытывает затруднения, можно подготовить картинки-подсказки или словесные описания-задагки. Другой вариант – подбор первого слога к выложенному последнему.

5. «Цепочка»: из слов составляется цепочка, в которой последний слог предыдущего слова становится первым для следующего.


6. «Найди слог»: среди выложенных карточек со слогами (лучше, если их будет не слишком много, около 5) найти тот, который называет ведущий.

7. Даем задание ребенку составить слово из двух слогов. Затем усложняем задачу и собираем слова из 3 и 4 слогов. Последний вариант – собрать слово более чем из 4 слогов.


8. «Классная игра». Эта игра предназначена для большого количества участников (например, для класса или детсадовской группы). Карточки в произвольном порядке выкладываем на горизонтальную поверхность (стол, пол) или прикрепляем на вертикальную (обычную или магнитную доску, стену). Для начала количество карточек не должно быть очень большим. Выбирают двух участников. Ведущий называет слог. Дети ищут его среди выложенных слогов. Кто нашел первый, забирает карточку и занимает свое место. К проигравшему выходит еще один участник из группы. Ведущий называет следующий слог, и все действия повторяются. Выиграет тот, кто соберет больше слогов.


В качестве продолжения игры можно попросить детей собрать из слогов слово.

Узнайте, что еще должен знать и уметь ребенок в этом возрасте.

gastroguru © 2017