Сценарий мероприятия по литературе на тему "от экологии природы к экологии души". Сценарий внеклассного мероприятия" родная природа" Образ природы в лирике сценарий мероприятия

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тёпловская средняя общеобразовательная школа

Литературная гостиная

(Разработка внеклассного мероприятия)

учитель русского языка и литературы,

классный руководитель 7 класса

(стаж классного руководства 3,5 года).

2014 г.

Сценарий внеклассного мероприятия

«Очарованье русского пейзажа»

Данное мероприятие разработано для учащихся 7 класса.

Целью мероприятия является введение учащихся в мир русской поэзии, воспитание любви школьников к русской природе, родному краю.

Задачи:

Образовательные: расширить кругозор учащихся о творчестве поэтов, художников, композиторов; познакомить детей с творчеством талантливых людей-земляков, выработать умение владеть речью.

Развивающие : развивать познавательные качества, творческие способности учащихся, формировать их мировоззрение;

Воспитательные: воспитывать любовь к русской природе, к родному краю, прививать чувство эстетического наслаждения при встрече с произведениями искусства.

Оборудование :

1.Компьютер, мультимедийное устройство;

2. Презентация (Приложение 1;)

3.Фотографии с изображением природы;

4.Выставка рисунков «Природа глазами детей»;

5.Выставка картин художника-земляка;

6. Портреты поэтов.

Оформление:

Расставлены 4 стола, покрытые бархатной тканью, на столах - свечи. Окна закрыты тканью с изображением времен года. На стенах картины природы художника – земляка Хализова В.И., выставка рисунков «Природа глазами детей», фотографии родной природы в разное время года. На доске портреты поэтов и название внеклассного мероприятия. По ходу мероприятия показывается презентация, которая содержит изображение картин И.Шишкина «Иней», «Рябинка», «Февральская лазурь» И. Грабаря, А. Саврасова «Иней», « Оттепель», « Грачи прилетели», «Весна», «Радуга», «Первая зелень» Остроухова, «Сенокос», «Летом» А. Пластова, «Заросший пруд» В. Поленова и фотографии природы родного села.Презентация сопровождается музыкой П.И.Чайковского «Вальс цветов», «Октябрь», А. Вивальди «Зима», «Времена года», «Лето», «Весна», романсом С. Есенина «Отговорила роща золотая», песней Э. Хиля «Березовый сок»). Цель презентации - эмоциональное воздействие, способствующее нравственному воспитанию учащихся.

Ожидаемые результаты:

    Личностный рост;

    Развитие коммуникативных навыков;

    Снижение эмоционального напряжения, улучшение эмоционального самочувствия;

    Развитие литературных способностей;

    Формирование интереса к работе «гостиной»;

    Создание творческого коллектива, способного работать в команде.

Ход мероприятия.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов».

Выходят ведущие.

Ведущий 1 (Слайд 1). На фоне музыки : Природа…. Прикройте на минуту глаза... Каждый из вас представит любимый уголок родного края, на каждого нахлынут самые приятные воспоминания, каждый вспомнит любимые строчки стихотворений о природе.

Ведущий 2. Стихи, музыкальные произведения, картины, посвященные природе, оказывают благотворное влияние на душу человека, словно заново открывают ему красоту родной земли, учат бережно относиться к ней.

Ведущий 3 Поэт Ф.И.Тютчев писал:

Природа – не слепок,

Не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ведущий 1 Не всем дано услышать этот язык. Понять его. Для поэтов, композиторов, художников природа – неиссякаемый источник вдохновения. И многие стихи, музыкальные произведения, картины родились благодаря любви к ней.

Люби зеленый скат холмов,

Луга, измятые моей бродящей тенью,

Прохладу лип и кленов шумный кров-

Они знакомы вдохновенью…

Ведущий 2 Красота природы, смена времен года, а каждое из них - осень, зима, весна и лето – неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Есть живописцы, которые все свое творчество посвятили изображению природы. Мы называем их пейзажистами. Это А. Саврасов, И. Шишкин, И. Левитан и многие другие.

Звучит фрагмент произведения П. И. Чайковского «Октябрь».

Ведущий 3 Величава золотая осень! Чист и прозрачен воздух. Осень вплетает березам золото в кудри.

Уже румянит осень клены,

А ельник зелен и тенист.

Осинник желтый бьет тревогу.

Осыпался с березы лист

И как ковер устлал дорогу.

Ведущий 1 Очень точно передал осеннее настроение Петр Ильич Чайковский в своем произведении «Октябрь» из цикла «Времена года». Отрывок из этого произведения звучит сейчас.

Ведущий 2. (Слайды 2,3). Глядя на картины «Осень» И. Шишкина, «Рябинка» И. Грабаря, невольно вспоминаешь тютчевские строки.


(1 ученик читает стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»)

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

Ведущий3 . Осень была любимым временем года А.С. Пушкина. В это время года он чувствовал прилив бодрости. Дождь и слякоть его не пугали:они не мешали прогулкам верхом-единственному развлечению в это рабочее время – и поддерживали горячку поэтического труда. «Осень чудная, -писал он Плетневу, - и дождь, и снег, и по колено грязь».

Ведущий 1 . Никакое другое время года не представлено так широко и ярко в пушкинском творчестве, как осень.

(2 ученик читает отрывок стихотворения «Осень» А. С. Пушкина)

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.

Ведущий 2. Многие стихи легли в основу романсов. Вашему вниманию предлагается прослушать романс на стихотворение Сергея Есенина «Отговорила роща золотая».

Звучит романс « Отговорила роща золотая…» (Слайд 4).

Ведущий 3. Хороша наша русская зима! (Пауза) Огромное снежное покрывало застилает все вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. Наигравшись вдоволь, еще раз удивит нас зимушка февральскими лазурями, ярким солнцем, бодрящим воздухом и светом.

Ведущий 1. Красота морозного зимнего утра и переливающегося всеми цветами радуги инея удивительно точно передана в произведении Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».

Ведущий 2. (Слайд 5) И в картине И. Шишкина « Иней». Ее зимние краски иссиня - голубого неба, фиолетово-синих теней на ослепительно белом снегу, очертания золотисто-бордовых стволов и веток деревьев вызывают у нас приподнятое настроение, прилив сил – одним словом, радость жизни. Как всякое произведение искусства.

Ведущий 3 Всмотритесь внимательнее в картины, на которых изображена природа зимой, и прослушайте произведение Вивальди «Зима». И вы увидите и услышите, как удивительно похожи эти произведения, как усиливает музыка впечатление, полученное глядя на картины. (Слайды 7,8).


Звучит музыка Вивальди «Зима».

Ведущий 1 Подлинными шедеврами являются стихотворения русских поэтов, посвящённые зиме.

(3 ученик стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимой»)

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой .

(4 ученик читает стихотворение С. А. Есенин "Берёза")

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Ведущий 2 Вот и наступила весна! (Пауза) Весна – время пробуждения природы. Отзвенела последняя капель, почернел снег, появился первый подснежник. (Пауза) Это пробуждение очень точно можно услышать в произведении Вивальди «Весна» из его цикла «Времена года».

Звучит музыка А. Вивальди «Весна».

Ведущий 3. Весна – время пробуждения природы, бурного ее цветения.

(Слайды 8,9,10,11).Вы видите здесь пейзажи русских художников, посвященные разным периодам весны.


Ведущий 1. Картины рассказывают нам о нежном цветении кустов, первой зелени, свежести весеннего дня.

Ведущий 2. Весна вдохновляла и поэтов.

(5 ученик читает стихотворение Е. Баратынского «Весна,весна! Как воздух чист!»)

Сценарий праздника

"В ГОСТИ К ПРИРОДЕ"

Данный праздник рассчитан на младший и средний школьный возраст. Может проводиться во время классных часов в школе, в лагерных сменах.

Цель мероприятия – воспитать у детей любовь к природе и познанию родного края.

Оформление: Зал (кабинет) украшен детскими рисунками на тему «Природа – наш дом». Можно организовать выставку книг. «Писатели о природе», развесить репродукции картин о природе.

Оборудование: магнитофон, карандаши, фломастеры, ножницы, скотч.

Эпиграфы:

"Пойми живой язык природы –

И скажешь ты: прекрасен мир!"

И.Никитин.

"Не то, что мните, вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык".

Ф.И.Тютчев.

"Берегите земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя".

Е Евтушенко.

"Человек – дело рук природы,

Он существует в природе,

Он подчинен её законам.

П.Гольбах.

Подготовительный этап:

    Нарисовать рисунки на тему Природа – дом каждого человека".

    Подготовить инсценировку любого стихотворения, песни или басни о природе.

    Для конкурса экологические знаки заранее мозаикой разрезать плакат с картой Северной Осетии (или экологической символикой) по количеству команд.

В конкурсах может участвовать от 2 до 5 команд, в составе 8 – 20 человек.

Тихо звучит музыка: песни о природе, записи с голосами птиц и т.д. (входят 2 ведущих и чтец).

Ведущий 1

Здравствуйте, друзья. Сегодня мы с вами пойдем в гости к Природе. Мы говорим о вашем внутреннем ощущении окружающего мира, поймем значение экологии в жизни человека. В пути нас ожидают интересные конкурсы и соревнования. А в путешествие с нами отправятся команды (идет представление команд ). В пути мы прибегнем к помощи жюри, которое оценит ваши успехи (представление жюри ).

Мы любим лес в любое время года,

Мы слешем речек медленную речь…

Всё это называется Природа,

Давайте же всегда её беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить.

Природой называется все это

Давайте же с Природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым

Всё это называется - Природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

Ведущий 2

Вот мы с вами и подошли к первой остановке в нашем путешествии, под названием «Дом, в котором мы живем». Давайте поговорим о нашей планете. Какая же она, наша земля? Это огромный шар, окруженный слоем воздуха. На поверхности Земли можно встретить много живых существ: животных, растений, микроорганизмов, грибов. Одним из представителей фауны нашей планеты является человек. Если бы всех людей можно было построить в плотную колонну, в каждом ряду которой по 60 человек, то длины её хватило бы, что бы опоясать нашу планету по экватору.

Ведущий 1

Разнообразен животный и растительный мир Земли. Мы знаем многих его представителей. Ну а теперь проведем небольшой аукцион «Фауна нашей Республики». Команды по очереди называют представителей животного мира Северной Осетии. Та команда, которая назовет последнее слово, побеждает.

Ведущий 2

Правильно, в природе творческие люди черпают вдохновение. Чаще всего воспевается родная природа. Недаром существует выражение: «спасем природу – спасем Родину». Человек, умеющий понимать и ценить красоту природы, постарается не причинить ей вред, не делать Родине “больно”.

Ведущий 1

Ну а теперь остановимся на «Солнечной полянке». Здесь очень красиво и так легко дышится… Все мы любим дышать чистым воздухом, пить вкусную чистую воду, кушать экологически полезные продукты. Но из-за сильного загрязнения окружающей среды с каждым годом делать всё это становиться всё сложнее.

Что же такое окружающая среда? Это удивительный мир растений и животных, разнообразные живописные ландшафты. Это – наша Природа.

Ведущий 2

Ребята, вы видите, что наша природа может оказаться в опасности? Давайте ей поможем! Все вы знаете о знаках дорожного движения. Одни из них позволяют что-либо делать, другие – запрещают. Теперь вы проявите свою фантазию и придумайте экологические знаки, а к ним небольшие лозунги призывы. Вам поможет экология души. Пусть выйдут по 3 человека с команды. Пока они творят, мы продолжим своё путешествие.

(участники конкурса получают бумагу, рисуют на чистой стороне листа)

Ведущий 1

К природе дружно мы идем,

Ей любовь свою несем.

И в дороге не скучая

Викторину проведем.

Ведущий 2

Ребята, отвечайте на вопросы, которые мы поочередно будем задавать командам. Знающие ответ поднимают руки.

(жюри подсчитывает количество верных ответов).

    Как называется наука о доме (экология)

    Самая овощная сказка (Чиполино)

    Что такое флора (растительный мир)

    Какой овощ вызвал бессонницу у настоящей сказочной принцессы (горох)

    Как называется коллекция специально собранных и засушенных растений (гербарий)

    Что такое фауна (животный мир)

    Какая птица самая большая в мире (страус)

    Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов (кукушка)

    Какая птица самая маленькая в мире, питается нектаром растений (колибри)

    Самая известная нелетающая птица на южном полюсе (пингвин)

    Какой цветок искали в сказке «12 месяцев» (подснежник)

    В сказках о нем говорят «косолапый», кто он (медведь)

    Дерево, которое цветет позже всех, его цветки ароматные и помогают при простуде (липа)

Ведущий 1

Играя мы подошли к нашей следующей остановке – «Ручеёк». Все люди любят отдыхать на природе. Но при этом нельзя забывать, что мы приходим к ней в гости. Когда вы ходите к родственникам и друзьям в гости вы оставляете после себя мусор? Идя в гости к природе. Тоже нельзя оставлять после себя беспорядок. Помните: оставленная бумага до полного разложения лежит 2 года, консервные банки – около 90 лет, полиэтиленовый пакет – несколько веков. Осколки стекла даже через несколько тысяч лет приносят вред: это не только порезы, но и лесные пожары, когда осколки играют роль линзы.

Ведущий 2

Если, идя в лес, на полянку, на речку мы с вами будем соблюдать несложные правила поведения на природе, то тем самым окажем большую помощь в охране нашей Родины.

Давайте проверим, как хорошо вы знаете как вести себя в гостях у природы. Команды по очереди называют правила поведения на природе, - назвавшая последнее правило побеждает.

Ведущий 1

Видно, что вы все знаете, как вести себя в гостях у Природы и надеемся, что следуете этим правилам. Поэтому лесные жители, обитатели водоемов будут рады видеть вас у себя дома.

Ведущий 2

А пока мы добрались до нашей очередной остановки «Не проходите мимо!». Здесь уже заждались наши художники. Посмотрим, как они справились со своей задачей.

(участники показывают нарисованные экологические знаки и зачитывают лозунги )

Интересные работы, но смотрите, листочки складываются как пазлы. Подождем немного, пока наши участники соберут их и скрепят скотчем. А что у нас получилось на обратной стороне? (зачитывают хором).

Ведущий 1

Во время путешествия мы упоминали, что тематика природы очень часто встречается в произведениях поэтов и писателей. На остановке «Праздничное настроение» мы посмотрим как команды подготовили своё домашнее задание

(команды показывают подготовленные заранее инсценированные стихотворения, песни или басни о природе ).

Ведущий 2

Ведущий 1

Наше путешествие закончилось. Посмотрим, каких результатов достигли команды

(жюри подводит итоги, идет награждение )

Мы речь свою вели о том,

Что вся Земля – наш общий дом,

Наш общий дом, красивый дом,

И мы с рожденья в нем живем!

Еще о том вели мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Не забывайте никогда, -

На нас надеется Земля!

Ведущий 2

Ребята! Давайте никогда не забывать, что мы часть природы и заботиться о ней как о себе.

Русская природа, широкая, необъятная и ранимая, как славянская душа, являлась одной из излюбленных тем многих знаменитых поэтов. Современные поэты, увы, не переняли умение чувствовать природу так же остро, как их талантливые предшественники. А ведь именно единение человека с природой позволяет испытывать те эмоции, которые заставляют писать ярко, живо, восторженно.

Природная красота как произведение искусства

Русская природа поистине уникальна. Она, при всей своей простоте, пробуждает в человеке глубокие чувства, заставляет ценить и любить окружающее великолепие. Лишь созерцание природы способно дарить человеку ощущение гармонии и абсолютного, ничем не замутненного счастья.

Благоговение перед этой красотой, вовсе неважно, простилается ли перед вами зеленое поле или заснеженный лес, всегда пробуждает в человеке размышления о жизни, о смысле существования и истоках истины.

Стихи о природе русских поэтов многогранны. Русская поэзия всегда стремилась научить читателя не только ценить красоту, но и черпать в ней душевные силы. Как бы ни было плохо и темно на душе, человек на лоне природы всегда успокаивается, находит внутри себя гармонию и надежду на лучшее. За увяданием приходит расцвет - и замерзшая земля вновь оживает при встрече с весной.

Так, поэт Николай Рубцов писал:

Выпал снег - и все забылось,

Чем душа была полна!

Сердце проще вдруг забилось,

Словно выпил я вина.

Никто не понимает красоту русской природы лучше творческого человека, который чувствует гораздо больше, чем мы, практичные прагматики. Порою в жизненной спешке мы не замечаем окружающей красоты.

Александр Сергеевич о русской природе

Пожалуй, ни один русский поэт о природе не писал так эмоционально и ярко. Пушкин со свойственной ему мудростью и умением тонко подбирать нужные слова восхвалял красоту осени - это его любимая пора года, которой посвящено множество стихов. Поэт описывал царившую вокруг красоту, старался объять необъятное, уделяя особое внимание деталям. По его стихам можно смело писать пейзажи.

Пожалуй, одно из самых знаменитых стихотворений, в которое поэт вложил всю любовь к этой золотой поре года:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

Афанасий Фет. Цените каждое мгновение

Афанасий Фет, поэт чистый и искренний, писал о природе постоянно. Афанасий обладал удивительной способностью четко описывать привычные нам природные явления, которые мы по глупости не замечаем. Каждое его слово пропитано любовью к природе и стремлением донести до читателя, как мало он замечает в своей жизни. А ведь ценно каждое мгновение - порыв ветра в лицо, прикосновение божьей коровки к руке, ласка солнечного луча.

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

Природа и внутренний мир

Поэты, которые как никто тонко чувствуют не только свою душу, но и душу каждого своего читателя, связывают природу с внутренним миром человека. Нет, описание пейзажей и другие детали природы не являются фоном - они связаны с настроением лирического героя нитями, видимыми не каждому.

Так, Пушкин в своем стихотворении "Цветы последние милей" показывает, насколько гармонично все в природе и во внутреннем мире - рождение и смерть, рост и увядание. Также Александр Сергеевич любил обращаться к природным явлением, как к живым существам.

Множество стихов на тему времен года можно найти и у других великих русских писателей: Лермонтова, Блока, Тютчева, Есенина. А вот о бессмертном хулигане Есенине следует поговорить подробнее.

Есенин о природе

Выросший в деревне Сергей Есенин любил и понимал русскую природу лучше любого городского жителя. Он писал о ней много, красиво и душевно, часто соединяя с любовной лирикой. Сергей Александрович учит читателя любить Родину искренней и чистой любовью, невзирая на ее несовершенства - покосившуюся избу, старый клен, небогатые хлеба. Но они наши, близкие и родные. Русская природа в стихотворениях поэта настолько ярко описана, что живо предстает перед мысленным взором читателя во всем своем великолепии.

Немало строчек Есенин посвятил и животным, которых очень любил с детства. В некоторых своих стихах он обращается к братьям нашим меньшим, как к старым товарищам. Есенин искренне восхвалял природную красоту и мечтал, что однажды человек одумается и перестанет уничтожать ее. Увы, течение времени мало что способно изменить, пока люди не изменят себя.

«СТУПЕНЬКИ В МИР ПРИРОДЫ» « Родная природа в произведениях русских писателей»

МКОУ «Очкуровская СОШ»


  • Богата и разнообразна природа нашей Родины. Много в ней дремучих лесов, широких степей и многоводных рек. Человек считает себя хозяином на планете. Но разумно ли он к ней относится?
  • С давних времен человек и природа тесно взаимосвязаны. Человек – часть природы. Но и растения, животные тоже части природы. Природа – наш общий дом. По-гречески «дом» - «экос», а наука «логос». Наука о природе называется «экология».
  • Сегодня наш природный дом оказался в большой опасности.


«Родная природа в произведениях русских писателей» (для детей младшего и среднего возраста)


  • Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь... Все это называется - природа. Давайте же всегда ее беречь!

Михаил Пляцковский


Виталий Бианки Лесная газета. Сказки и рассказы

В основе всех лесных сказок, рассказов и повестей Виталия Бианки лежат его собственные научные наблюдения над жизнью леса и его обитателей. Нельзя не полюбить милых мохнатых и пернатых героев Виталия Бианки, когда он рассказывает об их повадках, о ловкости, хитрости, умении спасаться и прятаться. С волнением следим мы за приключениями маленького путешественника Пика из рассказа «Мышонок Пик», знакомимся с бедным муравьишкой, которому во что бы то ни стало нужно попасть домой до захода солнца.


Мамин-Сибиряк Д.Н. Серая шейка. Сказки и рассказы

  • Героев рассказов Мамина – Сибиряка не возможно не полюбить: они добродушны, трудолюбивы, отзывчивы на чужие страдания. Перед читателем произведений Д.Н.Мамина – Сибиряка раскрывается картина величественной уральской природы, с её дремучими лесами, извилистыми реками, тихими озерами и бесчисленным количеством зверей, птиц, рыб; раскрывается большая человеческая душа простого труженика, обыкновенного русского человека, сумевшего заботой и любовью сделать животных сделать своими друзьями и помощниками.

Константин Паустовский Заячьи лапы. Рассказы и сказки

  • Образность и волшебность русского языка неуловимым образом связаны с природой, с бормотанием родников, журавлиной стаей, с угасающими закатами; отдаленной песней девушек на лугах и тянущим издалека дымком костра.
  • Он поистине обладает необыкновенным даром передавать звуки, краски и запахи природы, рисовать таинственный и пленительный мир.

Михаил Пришвин Кладовая солнца. Рассказы о природе

  • Михаил Пришвин охотник и путешественник. Он оставил огромное богатство в виде небольших рассказов описывающих родную природу в прозе во всех ее проявлениях. Короткие рассказы о природе, небольшие описания тех наблюдений, тех ощущений и чувств от прогулок, которые оставляли в его сердце растения, деревья и маленькие обитатели леса.

Георгий Скребицкий Лесное эхо. Неведомые тропы

  • Из книги «Неведомые тропы» юные читатели узнают о том, как интересна жизнь любых, даже самых обычных животных, учит понимать и любить нашу сказочно- богатую родную природу.
  • В книгу «Лесное эхо» вошли рассказы о первых шагах будущего натуралиста, и проводится мысль, как важно с малых лет бережно относиться к природным богатствам.

Вера Чаплина «Мои питомцы»

  • В книге «Мои питомцы» рассказывается о повадках животных и дружбе человека и зверя. Рассказы полны комических ситуаций, которые порой случаются с нами при более близком знакомстве с «очаровательными» зверятами. То, что вытворяют при этом зверята, может легко вывести из себя даже очень спокойного человека, и Вера Чаплина остроумно, но без насмешки рассказывает об этом. В книге рассказывается о трогательной дружбе ребят с домашними и прирученными дикими животными .

Евгений Чарушин

Ребячий восторг, который Чарушин на протяжении всей жизни испытывал перед природой, он передал в своих рассказах. Произведения помогают воспитать в детях чувство сострадания, любви к природе и ответственности в отношениях с окружающим миром.

С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа.


Ольга Васильевна Перовская Ребята и зверята

  • Ольга Васильевна Перовская - автор нескольких книг для детей Ее лучшее произведение "Ребята и зверята" оказало большое влияние на развитие детской литературы. В книгу вошли рассказы о дружбе ребят с животными, спокойно и плавно повествует о обычных на первый взгляд, но столь важных для детей моментах их жизни. . Рассказы писательницы отличает искренность, легкость.

Николай Сладков Лесные сказки

Милые и трогательные истории о лесных животных с замечательными, красочными иллюстрациями. Вместе с героями этой книжки, смешными и добрыми зверушками, ребенок отправится в чудесное путешествие по волшебному миру сказки. Хотите вместо душной городской квартиры очутиться в настоящем лесу? Достаточно дойти до книжной полки, взять любимую книгу, устроиться в уютном уголке и… вы уже там. В лесу вам откроется немало интересного!


Дорогие ребята!

  • Вряд ли найдется сегодня человек, которому пришлось бы доказывать, что природу необходимо беречь. Борясь за сохранение животного мира и природы в целом, мы бессознательно или осознанно отстаиваем все лучшее, что есть в нас. Нужно помнить о том, сколько радости дарит нам окружающий мир. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому что человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека – может.

Берегите природу!



Список используемой литературы:

  • Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках: Вып.2.-М.: Школьная библиотека,2006.-256с.
  • Сохраним планету голубой и зеленой: Вып.5.-Волгоградская областная универсальная научная библиотека им.М.Горького,1998.
  • Библиотечные уроки.Выпуск 2. Обучение школьников основам ББЗ.1-11 классы/М.:Глобус,Волгоград:Панорама,2007.
  • Тубельская Г.Н. Детские писатели России. Сто тридцать имен: Библиограф. справочник.- РШБА,2007.-492с.,илл.

Внеклассное мероприятие.

Тема: Природа в поэзии и музыке.

Цели: познакомить с произведениями русских поэтов и писателей о родной природе; познакомить с произведениями композиторов Э. Грига, А. Вивальди; выявлять связь произведений литературы с другими видами искусств, формировать у детей чувство прекрасного, понимать эмоционально-нравственные переживания героев и авторов произведений.

Оборудование:

1. Портреты К. Паустовский

М. Пришвин

Э. Грига

С. Есенина

А. Вивальди

2. Выставка книг различных писателей о природе.

3. Картины природы, репродукции Шишкина.

4. Произведения композиторов А. Вивальди «Зима», «Весна», Э. Григ «Утро».

Музыка и стихи – это прекрасное, без чего человек не может жить. А без чего ему еще трудно прожить? (природы)

Сегодня мы с вами будем говорить о природе в музыке и стихах.

Писатель К. Паустовский, с произведениями которого вы познакомитесь на уроках чтения, сказал чудесные слова: «… и если мне иногда хочется жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей природы. Любовь к родной природе – один из самых важнейших признаков любви к своей родине.»

Очень много написано стихов и рассказов о природе. Но сегодня мы поговорим и ближе познакомимся с творчеством поэта С. Есенина.

С. Есенин родился в 1895 году 221 сентября в Рязанской губернии, в селе Константиновке. Его родители были простые крестьяне. С 2-х лет его отдали на воспитание к зажиточному деду по матери. С. Есенин был в детстве неутомимым выдумщиком и заводилой по части детских забав. За это его часто ругала бабушка, но она очень любила его. В долгие зимние вечера она рассказывала ему сказки, пела песни, читала духовные книги.

Свои первые стихи он написал в 8-9 лет. Некоторые сказки, которые были с плохими концами, он переделывал на свой лад.

С. Есенин очень любил природу – она для поэта была чудесным и необъятным храмом, в котором все было прекрасно. На первый взгляд, в природе нет броских запоминающихся картин, молодой поэт неожиданно и смело открывает новые краски.

1-й учебник

Задремали звезды золотые

Задрожало зеркало затона

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона

Улыбнулись сонные березки

Распрепали шелковые косы

Шелестят зеленые сережки

И горят серебряные росы…

А композитор М. Протасов сочинил песенку, которую сейчас споют ребята 4 кл. «Выглянуло солнышко»

Может ли песня внести радость в наше сердце? А природа?

В ней есть душа, язык. Только, к сожалению, не каждому дано услышать и понять этот язык. Но многим талантливым людям (как поэт С. Есенин, композитов А. Вивальди удалось понять язык природы и полюбить ее всем сердцем) поэтому они создали так много произведений. Но не только писатели, поэты, композиторы смогли услышать язык природы, посмотрите как прекрасно передали нам красоту природы художники Шишкин, Левитан и другие.

Певец природы М. Пришвин не уставал говорить, что природа и человек – это одно целое.

Очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить и ценить природу. И жизнь станет для вас богаче и интереснее. Кто любит природу, тот не срубит дерево, не сорвет цветок, не обидит беззащитное животное. (песня «Не дразните собак»)

Мне бы очень хотелось, чтобы вы сами научились слышать не только ушами, но и сердцем и шорох листьев, и шелест травы, и журчание ручейка, и пение птиц, чтобы вы научились любить и жалеть все живое в лесу и сам лет – это необыкновенное чудо природы.

Говорят, что жизнь не прошла даром, если человек посадил хотя бы одно деревце. Все еще не успели сделать это, так постарайтесь оберегать уже посаженные леса. А кто скажет какое сейчас время года? (зима)

Назовите зимние месяцы?

А кто подготовил нам стихи о зиме? (конкурс стихов о зиме)

А сейчас мы с вами послушаем музыкальное произведение композитора Антона Вивальди «Зима». Вот как композитор понял и передал нам язык зимней природы. (слушание «Зима»)

Вслед за зимой идет прекрасное время года – весна. Весна – это время пробуждения природы, всё радуется теплому солнышку, время сна прошло. Начинает таять снег, бегут ручьи, птицы поют свои песни. Попросим ребят прочитать свои стихи о весне. (стихи о весне)

Композитор Вивальди уже совсем другой музыкой передает нам пробуждение природы весной. (слушание «Весна»)

Хорошо в лесу и в поле летом. Прослушайте, как поэт И.С. Никитин описывает пробуждение дня в своем стихотворении «Утро»

Утро

Звезды меркнут и гаснут

В огне облака

Белый пар по лучам расстилается

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается

Дремлет чуткий камыш

Тишь, безлюдье вокруг

Чуть приметна тропинка росистая

Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет вода серебристая…

Очарование наступающего дня поэт выразил словами, а композитор музыкой. Э. Грин «Утро» (слушание)

2-й ученик

«Отворила роща золотая

Березовым, кудрявым языком

И журавли, печально пролетая

Уж не жалеют больше ни о ком».

Слова С. Есенина положены на музыку. Такие песни называются – романсы (исполнение или слушание романса на стихи Есенина).

С. Есенин ушел из жизни в 30 лет, но оставил нам замечательное наследие, - свои стихи – чудо поэзии.

Читайте его стихи и поэмы и вы наслаждайтесь поэзией С. Есенина.

Но сегодня дети подготовили нам стихи не только С. Есенина, но и других поэтов, которые воспели красоту природы, каждый по своему. (конкурс еще не прочитанных стихов)

В природе строгий порядок. Все в ней крепко связано. Живут по строгим законам и растения, и насекомые, рыбы, птицы, звери.

3-й ученик

Мы любим лес в любое время года

Мы слышали речек медленную речь

Все это называется природа

Давайте же всегда ее беречь!

В лучах ромашка солнечного цвета

Такие, что светлей на свете жить

Природой называется все это

Давайте же с природою дружить

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым

Все это называется природа

Давайте же сердца ей отдадим Прощальный вальс танцует с небом лето Дрожит в окне вечерняя звезда Природой называется все это Давайте же любить ее всегда!

Мы сегодня услышали много прекрасных произведений о природе.

Подведение итогов конкурса стихов. Награждение.

Надеюсь, что вы еще больше будете любить и охранять природу, научитесь ее слушать и видеть не только глазами, но и сердцем, не будете причинять зла и конечно я думаю кто-то из вас захочет взять и почитать поэта С. Есенина.

gastroguru © 2017