Линейный крейсер страсбург. Линейные корабли типа «Дюнкерк

Сергей Сулига

Линейные корабли «Дюнкерк» и «Страсбург»

Москва-1995 – 34 с.

Первенцы эры быстроходных линкоров

«Дюнкерк» в 1940 году

«Дюнкерк» и «Страсбург» запомнились не только тем, что стали первыми французскими капитальными кораблями, построенными после первой мировой войны. Они полноправно считаются первенцами нового поколения боевых судов- поколения быстроходных линкоров, ставших символом морской мощи в 30-40-х годах. Таким образом, в истории военного кораблестроения они могут претендовать на такое же почетное место, что и построенный после русско- японской войны английский «Дредноут». Ведь именно закладка «Дюнкерка» стимулировала новый виток гонки морских вооружений, конечно, не такой масштабный, как перед первой мировой войной, но вызвавший появление суперлинкоров доселе невообразимых размеров и мощи: кораблей типов «Бисмарк», «Литгорио», «Айова», «Ямато», «Ришелье» и других.

Вряд ли французские кораблестроители, в отличие от проектировщиков «Дредноута», думали, что их новый корабль произведёт революцию в военно- морской технике. В принципе они ведь решали довольно узко поставленную задачу – создать корабль, способный быстро справиться с новыми немецкими быстроходными дизельными броненосцами, которые стали больше известны как «карманные линкоры». Ho впервые примененные на «Дюнкерке» принципы горизонтальной и подводной защиты, мощные универсальные и зенитные батареи в многоствольных установках, свидетельствующие о возрастании роли на море новых Видов вооружения-авиации и подводных лодок, стали неотъемлемым атрибутом всех последующих проектов линейных кораблей.

Внешний вид «Дюнкерка» не смог не вызвать саркастической усмешки военно-морских эстетов, десятилетиями воспитывавшихся на симметричных профилях броненосцев, дредноутов и крейсеров. Ho как раз здесь французы не были оригинальны – носовое расположение всей главной артиллерии при сильно сдвинутых в корму надстройках, единственной дымовой трубе и орудиях вспомогательного калибра в башнях они заимствовали у построенных в 20-х годах английских линкоров «Нельсон» и «Родни», которые бы могли считаться предвестниками новой эры вместо «Дюнкерка», если бы не их 23-узловая скорость, ставившая эти новые корабли в один ряд с последними дредноутами первой мировой войны. Скованная жесткими рамками Вашингтонского договора 1922 года по суммарному тоннажу своего линейного флота, Франция сначала пошла по пути строительства кораблей умеренного размера. И здесь сулившая большую экономию веса «нельсоновская» схема расположения орудий главного калибра оказалась как нельзя кстати, равно как и взятый от тех же «нельсонов» наклон главного броневого пояса, увеличивавший эффективность бортовой защиты. Но французы, не раз привыкшие ¦удивлять военно-морской мир всякими новинками, не могли себе позволить заимствовать чужую идею, не внеся в неё что-то своё. Этим «чем-то» стали четырехорудийные башни, наконец-то появившиеся на «Дюнкерке» после серии недостроенных дредноутов и нереализованных проектов.

К сожалению, судьба не позволила «Дюнкерку» и «Страсбургу», имевшим такие неплохие «исходные данные», достойно проявить себя в годы второй мировой войны. Уж слишком быстро Франция выбыла из борьбы, а её прекрасным кораблям пришлось сражаться не столько с противником, против которого они и создавались, сколько с союзниками. И именно под английскими снарядами, торпедами и бомбами проверялась прочность защиты «Дюнкерка» и скоростные качества «Страсбурга».

Проектирование и постройка

Франция, вступила и первую мировую войну с флотом суммарным водоизмещением 690000 г, однако современных кораблей п нем было мало. Например, совершенно отсутствовали линейные и быстроходные легкие крейсера. Занимая долгое время второе место по морским силам после Британии, она за восемь лет после появления «Дредноута», сделавшего все существующие линкоры устаревшими, так и не смогла оправиться от шока, пропустив вперед Германию и США. Даже самые новые французские корабли типа «Курбэ» (12 305-мм орудий с бортовым залпом в 10 стволов) уже не отвечали требованиям времени, значительно уступая пр мощи так называемым супердредноутам, вооруженным 343-381-мм артиллерией. 30 марта 1912 года Франция приняла так называемый Mopской Закон, по которому к 1922 году следовало иметь в составе флота 28 дредноутов, включая несколько линейных крейсеров, но этой грандиозной программе не суждено было реализоваться. В ходе войны вошли в строй всего три линкора типа «Прованс» (10 340-мм орудий) и были спущены четыре из пяти линкоров типа «Нормандия» (12 340- мм орудий в 4-орудийных башнях). Ho поскольку судьба страны решалась на сухопутном фронте, военный и промышленный приоритет был отдан армии, которой пришлось отдать даже часть предназначенных для этих кораблей 340-мм и 140-мм орудий. К строительству ещё четырёх супердредноутов типа «Лион» с 16-ю(!) 340-мм орудиями, заказы на которые планировали выдать в январе-апреле 1915 года, так и не приступили. Работы над линейными крейсерами (также с главным калибром в Четырехорудийных башнях) вообще не продвинулись дальше стадии предварительных проектов.

"Прованс", "Бретань" и "Лоррэн" (вверху) стали последним подкреплением французского линейного флота в первую мировую войну (1916 г., 23320 т, 20 уз., 10 340/55, 22 138,6/55, 4 TA, броня борта 160-270, башен 250-400, барбетов 250-270 мм)

"Нормандия", "Лангедок", "Фландр", "Гасконь" и "Беарн" (внизу) были заложены перед самой войной, чтобы образовать с тремя линкорами типа "Прованс" две полные дивизии (24832 т, 21,5 уз., 12 340/45, 24 138,6/55, 6 TA, броня борта 120-300, башен 250-340, барбетов 284 мм)

"Лион", "Лиль", "Дюкэн" и "Турвиль" (29600 T1 23 уз., 16 340/45, 24 138,6/55) должны были стать развитием типа "Нормандия". Заказы на них планировалось выдать в 1915 году, но е началом мировой войны Франции стало не до закладки линкоров

Проекты линейных крейсеров 1913 года, сверху вниз: конструтора Жиля (28100 т, 28 уз, 12 340-мм орудий, броня 270 мм), конструктора Дюран-Виля (27065 т, 27 уз., броня 280 мм) вариант "А" с 8 340- мм орудиями и вариант "В" с восемью 370-мм орудиями

К 1920 году работы на строившихся линкорах окончательно прекратились. Одним из главных аргументов в пользу такого решения послужило появление в строю и на стапелях Британии, США и Японии горадно более мощных кораблей. Продолжать постройку значило ценой значительного напряжения подорванной войной промышленности обременить флот линкорами, заведомо уступавшими по силе возможным противникам. Высшие чины флота всё ещё считали линкоры основой боевой мощи, но состояние французской экономики не позволяло не только приступить к строительству новых кораблей этого класса, но и перепроектировать под новые требования тип "Нормандия" или "довести до ума" проекты линейных крейсеров. Разделились и мнения по поводу того, каким должен стать тип нового линкора. Интересно отметить, что морской бюджет на 1920 год включал ассигнования на опыты с 457-мм орудием, боеприпасами к нему и опыты с броней. Но, думается, сделано это было больше из желания не ударить в грязь лицом перед другими державами и показать, что и Франция кое на что способна. Ведь проекты с орудиями аналогичного (и даже большего) калибра уже появились в Британии и Японии. Но в конце-концов Франции пришлось смириться с потерей первых ролей на море. Недостроенные корпуса кораблей типа " "Нормандия" пошли на слом и только "Беарн" удалось ввести в строй, но … в качестве авианосца.

Линейный корабль типа «Дюнкерк»

Линейные корабли типа «Дюнкерк» - являются типом линкоров французского флота времён Второй мировой войны. В 1930-х годах было построено 2 единицы таких линкоров: «Дюнкерк» и «Страсбург».
«Дюнкерк» строился в условиях жесткой экономии ограничений Вашингтонского соглашения для противостояния немецким карманным линкорам типа «Дойчланд». Его стандартное водоизмещение составило 26 500 т. Главная артиллерия «Дюнкерка» (восемь 330 мм орудий) была расположена в носу в двух четырёхорудийных башнях. 1 мая 1937 он официально вошёл в состав французского флота. 17 мая корабль вышел из Бреста для участия в Спитхедском морском параде по случаю коронации английского короля Георга VI. В 1938 году совершил поход в Дакар и Вест-Индию, после чего вошёл в состав Атлантического флота и с 1 сентября 1938 стал флагманом вице-адмирала Марселя Женсуля.
Немецкие «карманные линкоры» находились у побережья Испании, в то время как международная обстановка осложнилась в связи с чехословацким вопросом. 14 апреля 1938 «Дюнкерк» во главе специального отряда эсминцев и крейсеров вышел для сопровождения учебного крейсера «Жанна д"Арк», который возвращался из Вест-Индии. В мае 1939 года «Дюнкерк» принимал в Бресте английский флот Метрополии, а с конца мая по начало июня принял участие в совместных манёврах французского атлантического и английского флотов. В июле адмирал Женсуль перенёс свой флаг на вошедший в состав флота «Страсбург». Систершипы несли службу вместе, а в августе 1939 года были переведены в состояние боевой готовности.
После того как Италия объявила о строительстве линкоров типа «Литторио» стандартным водоизмещением 35 000 т, французский парламент были выделены средства на строительство второго линкора - «Страсбург». Для того чтобы «Страсбург» мог противостоять более мощным орудиям итальянских линкоров, его бронирование было усилено.
С началом Второй мировой войны «Страсбург» и «Дюнкерк» и «Страсбург» совместно с кораблями Британского Королевского флота охраняли морские пути в Атлантике от немецких рейдеров. После капитуляции Франции линкоры находились в Мерс-эль-Кебире. При попытке британской эскадры заставить сдаться корабли вишистской Франции, чтобы предотвратить их захват Германией, оба линкора прорвали блокаду, и перешли в Тулон. Там в ноябре 1942 года они и были затоплены французскими экипажами.
Специалистами линкоры типа «Дюнкерк» оцениваются весьма неоднозначно. Они хорошо смотрелись на фоне линкоров времени Первой мировой войны, но при сравнении с более поздними быстроходными линкорами, такими как «Литторио», «Бисмарк» и «Айова», имели слишком малый калибр орудий и достаточно слабое бронирование. Некоторые специалисты отмечают, что благодаря высокой скорости и достаточно мощному вооружению, по концепции их можно отнести к линейным крейсерам.

Вашингтонское морское соглашение, подписанное в 1922 году, предусматривало ограничение количества боевых кораблей, находящихся на вооружении подписантов – США, Англии, Франции, Италии и Японии. При этом французский флот был неполным, поэтому для него было сделано исключение: они могли построить два линкора водоизмещением по 35 000 тонн каждый. Однако французы не спешили укомплектовывать свои ВМС. Их усилия были направлены на сухопутное вооружение. И только в тот момент, когда появилась информация о том, что строит свои «карманные» линкоры (так в шутку прозвали их дредноуты малого размера), конструкторы начали разрабатывать новый проект.

Два линейных корабля типа «Дюнкерк» (Dunkerque-Сlasse) были заложены в начале 30-х годов. Они стали первыми быстроходными линкорами, построенными после Первой мировой войны. Головное судно, в честь которого было получено имя класса, заступило на службу в 1937 г. Спустя два года на вооружение был принят второй дредноут «Страсбург».

Конструкция и вооружение линкоров типа «Дюнкерк»

Проектировщики очень внимательно отнеслись к разработке корпуса – его размерам и общей конструкции. Многочисленные математические вычисления позволили определить оптимальные формы и соотношение габаритов корабля для обеспечения хорошей скорости. Длина судна составила 215 м, полное водоизмещение находилось в пределах 35-36 тысяч тонн. «Дюнкерк» был легко узнаваем в море благодаря высокой надстройке, расположенной ближе к носовой части.

Линкор описываемого типа строился в качестве противодействия немецким «Дойчланд», которые оснащались 283-мм пушками главного калибра. Защита французского дредноута рассчитывалось исходя из силы удара германских кораблей. Система бронирования была позаимствована у американцев, работал принцип «все или ничего». Главный броневой пояс имел толщину 225 мм. Башенные надстройки основного вооружения обшивались 250-мм и 330-мм пластинами.

Энергетическая установка имела компактные размеры. Двигатель, состоящий из четырех турбин Парсонс, обеспечивал мощность 110 960 л.с. на «Дюнкерк» и 112 000 л.с. на «Страсбурге». Это обеспечивало максимальную скорость хода 29,5 и 30 узлов соответственно. Дальность плаванья достигала 16 400 морских миль.

Вооружение линкоров типа «Дюнкерк»

  • 8 пушек калибром 330 мм (330 mm/50 Model 1931), разработанные и произведенные во Франции специально для «Дюнкерк». Артиллерия размещалась по 4 орудия на двух башнях, расположенных в носовой части перед главной надстройкой. Выбор четырехорудийных установок был обусловлен экономией места и веса на корабле.
  • Универсальные вспомогательные орудия также были разработаны специально для описываемого класса кораблей. 130-мм пушки (130 mm/45 Model 1932/1935) размещались на корме на 3 четырехорудийных башнях и по 1 двухорудийной установке с каждой стороны борта в середине судна.
  • Зенитная артиллерия была представлена 37-мм техникой (37mm/50 Model 1925/1933) в количестве 10 единиц и 8 модулями спаренных 13,5-мм пулеметов (13,2mm Hotchkiss M1929).
  • Авиационное вооружение было представлено 3 гидросамолетами «Луар-130» и 1 катапультой.

Служба

В начале Второй мировой войны оба дредноута типа «Дюнкерк» принимали активное участие в поиске «карманных линкоров» Германии. Однако неожиданная капитуляция Франции вынудила их прекратить военные действия. Планировалось, что французские корабли останутся под своими флагами и не будут участвовать в сражениях. Англия не была уверена в этих договоренностях, поэтому в 1940 году атаковала французский , базировавшийся на африканской базе Мерс-эль-Кебир. В результате нападения «Дюнкерк» получил множественные ранения и сел на мель. Спустя время его отбуксировали в порт и начали ремонт. В 1942 году, чтобы избежать захвата немецкими ВМС, оба линкора были взорваны членами экипажа.

Первый проект новой капитальной единицы был выполнен в 1926 году. Предусматривалось создать линейный крейсер предназначенный для уничтожения «вашингтонских» крейсеров и нападений на конвои, охраняемые линкорами. Получился довольно странный корабль водоизмещением 17500 тонн, имевший скорость 34-36 узлов, очень слабое бронирование и вооружение из четырёхорудийных башен с 305-мм орудиями, размещёнными асимметрично по бортам. Этот проект был признан неудачным.

Оживление в проектировании капитальных кораблей началось во Франции после известия о закладке в Германии первого карманного линкора . К 1930 году был подготовлен проект линейного крейсера водоизмещением 25000 тонн с бронированием, защищающим от 280-мм снарядов карманников и вооружённый 305-мм орудиями. После ряда корректировок, в частности усиления вооружения, к 1931 году проект был готов, но строительство началось лишь через год из-за противодействия французского парламента.

После получения известия о закладке в Италии двух линкоров типа «Литторио» было принято решения о строительстве второго корабля типа «Дюнкерк», но с усиленным бронированием. На строительство «Страсбурга» депутаты выделили деньги незамедлительно.

Конструкция

«Дюнкерк» проектировался в условиях жестких ограничений по водоизмещению (парламентарии хотели получить корабль подешевле), что предопределило использование на нём нетрадиционных решений. Так, для экономии веса вся артиллерия главного калибра располагалась в носу, в двух четырёхорудийных башнях - впервые в мире. Для снижения уязвимости башни были сильно разнесены по длине корпуса, а внутри делились на две полубашни, разделённые броневой переборкой. Главный калибр выбирался из расчёта надёжного поражения карманных линкоров. Огонь непосредственно на корму был невозможен, но сектора обстрела башен были весьма велики - 286° нижняя и 300° верхняя. 330-мм орудия могли посылать 570-кг снаряды на дальность до 41700 метров . Управление огнём осуществлялось с помощью одного командно-дальномерного поста на вершине башенноподобной надстройки, кроме того дальномеры были в каждой башне.

Также впервые «Дюнкерк» получил универсальную артиллерию. Впрочем, её пригодность для целей ПВО оказалась условной - четырёхорудийные башни 130-мм орудий получились слишком неповоротливыми, а сами пушки недостаточно скорострельными . Лёгкая зенитная батарея совершенно не отвечала требованиям Второй мировой войны, но этот недостаток был характерен для всех предвоенных линкоров.

Бронирование рассчитывалось на противостояние 280-мм снарядам карманных линкоров. Оно выполнялось по принципу «всё или ничего». Броневой пояс толщиной 225 мм был установлен внутри корпуса и защищал лишь артиллерийские погреба и силовую установку. Далее, в нос и корму «Дюнкерк» был совершенно не защищён. Французский линкор стал первым капитальным кораблём, спроектированным с учётом воздушной опасности. Броневая палуба была необычайно толстой по меркам предшествующих лет - её толщина достигал 115 мм над энергетической установкой и 130 мм над артиллерийскими погребами . Сравнительно надёжной считалась также и система противоторпедной защиты.

Нетрадиционные решения позволили выбрать для корабля весьма острые обводы носовой части, благодаря чему «Дюнкерк» развивал высокую скорость при умеренной мощности турбин. На испытаниях он показал 31,06 узла при форсировании энергетической установки. Новая компоновка позволила также разместить всё авиационное оборудование и шлюпки в корме, подальше от дульных газов тяжёлых орудий. По мнению участников Спитхедского парада 1937 года, «Дюнкерк» признавался самым красивым военным кораблём.

Файл:Dunkerque plan.jpeg

«Дюнкерк». Профиль

«Страсбург» строился по проекту, скорректированному с учётом возможного столкновения с новыми итальянскими линкорами, вооружёнными 381-мм орудиями. В силу этого бронирование было усилено. Так, толщина бортового пояса достигла 283 мм, что с учётом наклона 11,3° давало приведённую толщину 340 мм.

Служба

«Дюнкерк» - заложен 24 декабря 1932 г., спущен 2 октября 1935 г., вошёл в строй 1 мая 1937 г.

«Страсбург» - заложен 25 ноября 1934 г., спущен 12 декабря 1936 г., вошёл в строй 6 апреля 1939 г.

Большую часть карьеры эти корабли провели вместе. «Дюнкерк», вступивший в строй раньше успел совершить несколько заграничных плаваний и поучаствовать в Спитхедском морском параде по случаю коронации Георга VI . C началом войны оба корабля вошли в состав Рейдерского соединения (Force de Raid ), базировавшегося на Брест . В связи с ожидаемым вступлением в войну Италии оба корабля в апреле 1940 года перешли в Мерс-эль-Кебир на Средиземном море. Принимали участие в поисках германских рейдеров совместно с британскими кораблями.

Литература

  • Сулига С. «Дюнкерк» и «Страсбург». - М.: 1995.
  • Балакин С. А. Дашьян. А. В. и др. Линкоры Второй мировой. - М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2005.
  • Dumas R. Les cuirasses Dunkerque et Strasbourg. Nantes, Marines editons, 2001.
gastroguru © 2017