Никто не забыт: жители района хранят память о погибших летчиках в годы Великой Отечественной. Никто не забыт: жители района хранят память о погибших летчиках в годы Великой Отечественной Оборона ценой жизни

Как ни удивительно, но многие жители Северного Чертанова не знают, что еще сравнительно недавно тут был... аэродром!

Чертановские краеведы - совершенно особый, очень дотошный народ. Честь им и хвала, заботливым собирателям старины и деталей недавнего времени. Только благодаря их усилиям история района пополняется подробностями. То же самое происходит и с «жизнеописанием» аэродрома - например, относительно его границ краеведы спорят до сих пор. Но пусть в спорах рождается истина. Главное, что он - был!

ЭХО ВОЙНЫ

Чертановский учебный аэродром 2-й Военно-авиационной школы первоначального обучения (ВАШПО) находился на краю крупного в те времена леса, севернее станции метро «Южная».

В 1968 году в газете «Вечерняя Москва» появилась заметка о страшной находке на Кировоградской улице. Прокладывая кабель, рабочий зацепил ковшом экскаватора какой-то металлический лист. Оказалось, это часть обшивки самолета с хорошо различимой красной звездой. Перед изумленными строителями и приехавшими по их сигналу специалистами возникла покореженная часть самолета военной поры.

После заметки нашлись свидетели тогда еще не столь давней истории - бывшие работники ВАШПО. Много сделали для восстановления деталей истории и местные школьники: с их помощью установили номер войсковой части, имена членов экипажа, разыскали и пригласили в Москву родственников погибших. В октябре 1971 года установили и Памятный знак с именами погибших летчиков и винтом разбившегося самолета, а спустя четверть века, 9 мая 1995 года, был открыт мемориал памяти - вертикально стоящее крыло самолета с красной звездой.

Очень многое сделал для его открытия Совет ветеранов. Сейчас за памятником приглядывают ученики школы № 851. Но какова же была судьба аэродрома?

ОБОРОНА ЦЕНОЙ ЖИЗНИ

В октябре 1941 года гитлеровцы на невероятной скорости двигались к Москве по Варшавскому шоссе - разведка сообщала, что их фактически никто не сдерживает. По тревоге подняли пехотные и артиллерийское училища - их решили бросить на Варшавку, чтобы хоть как-то сдержать натиск немецкой армады. Истребительной авиации было поручено задерживать немцев любой ценой - чтобы дать возможность Западному фронту хоть как-то укрепить позиции под Можайском. Героически сражались в том числе и летчики 173-го авиаполка, который дислоцировался на аэродроме в Остафьеве. Ночью 12 октября экипаж одного из самолетов в составе командира Юрия Тихомирова, штурмана Алексея Ончурова и стрелка-радиста Павла Вороны получил приказ бомбить танки врага под Юхновом. Все было против - нелетная погода, плотная облачность, сильный дождь с ранним снегом... Но задание было выполнено. Самолет уже был готов отправиться обратно, когда его настигли зенитки врага. Осколками снаряда, разорвавшегося внутри кабины, убило штурмана...

Пилот Юрий Тихомиров был тяжело ранен, но как-то развернул загоревшийся самолет над Варшавским шоссе. Только дотянуть до Остафьева машина не смогла - спикировав вниз, она врезалась в землю на краю учебного аэродрома в Чертанове. Кабина ушла в землю так глубоко, что останки пилота были извлечены лишь спустя годы...


ВЕХИ ИСТОРИИ

Но откуда же взялся в Чертанове аэродром? Полученные тут перед войной земли ВАШПО использовала для начального обучения пилотов. Исследователи сомневаются, была ли тут взлетнопосадочная полоса как таковая - возможно, она особо была и не нужна. Но бензохранилище и ангар для боеприпасов были точно.

После окончания войны аэродром передали ДОСААФ, он стал гражданским. Тут учили летать планеристов, а кто-то из старожилов вспоминал, что самолеты использовали для обработки близлежащих колхозных угодий, следы которых были видны еще в 1970-е.

В 1949 году владельцем аэродрома стал Второй московский аэроклуб - известный, статусный, имеющий славную историю и историю верно хранящий.

Как уже говорилось, по поводу четких границ аэродрома краеведы до сих пор спорят. Но условно их можно очертить так: между домом № 7 по Чертановской улице и домом № 10, корп. 1, по Кировоградской. В 1960-х годах, считают некоторые исследователи, поле могло расшириться. Анализ фотографий аэродрома, выложенных в сеть Вторым московским аэроклубом, позволил некоторым исследователям предположить, что часть поля располагалась и в районе домов № 15–19 по Сумскому проезду.

Не все еще ясно с «биографией» аэродрома. Но все - в руках неравнодушных краеведов. В сети на форумах люди обсуждают детали, анализируют снимки, и когда-нибудь и в этой истории не останется белых пятен.

СПРАВКА

Историю погибших экипажей летчиков изучала писатель-историк Светлана Ярославцева. Уже были известны имена «тройки» Тихомирова, а в канун 70-летия Победы в Великой Отечественной она рассказала о другом экипаже, в который входили штурман Н. Герасименко, стрелок-радист Н. Клопоток, стрелок О. Нейланд и, возможно, командир, пилот М. Тревгода.

Post Views: 760

В 1936 году вторая военная школа начального обучения пилотов (2-я ВАШПО) для организации учебного аэродрома получила площадку 91 га рядом с деревней Чертаново. К 1941 г. здесь разместились взлетно-посадочная полоса для учебных самолетов, бензохранилище и ангар для боеприпасов. В октябре с приближением врага на этот аэродром передислоцировали истребительный полк противовоздушной обороны Москвы (?).

В начале октября 1941 года немецкие войска начали наступление на южном фланге обороны Москвы (часть плана "Тайфун"). Беда была в том, что между Юхновым и Москвой не было сколь-нибудь крупных воинских частей – все силы были брошены на запад, под Вязьму, а сибирские дивизии еще не подошли. Командованию пришлось бросить на юг, всех кого можно было собрать. Навеки вписан в историю подвиг курсантов Подольских артиллерийского и пехотного училищ, задержавших врага на земле.

Летчики 77 смешанной авиадивизии (командир Герой Советского Союза, полковник Иван Диомидович Антошкин) наносили удары по скоплениям немецких танков и автомашин. Погода в эти дни была отвратительной и авиация работала на предельно малых высотах и видимостях. За несколько дней жестоких боев дивизия понесла огромные потери (к примеру, в 173 СБАП осталось всего 2 машины), но продолжала сражаться.

12 октября 1941 г. бомбардировщик СБ-2 (к 41 году устаревшая и к тому-же легкоподжигаемая машина) 173-го авиаполка скоростных бомбардировщиков 77-ой смешанной авиадивизии, вылетел в 23:17 с аэродрома Дубровицы,для нанесения бомбового удара по танковой колонне фашистов в районе города Юхнова. Самолет был подбит, и по какой-то причине не вернулся ни в Дубровицы, ни во Власьево (куда к исходу дня д.б. перебазироваться 173 СБАП).

Боевой экипаж дотянул поврежденную машину до аэродрома в Чертаново, но самолет упал на взлётное поле. Курсанты сбили пламя, обнаружили тела двух летчиков. Передняя кабина глубоко ушла в землю и извлечь тело штурмана не удалось. Школа в тот момент переводилась на новое место дислокации, и на опустевшем аэродроме не было техники, необходимой для этого. 13 октября школа перебазировалась в Ардатов.
По полетному заданию, найденному в планшете командира, тогда же в 1941 г. установили состав и имена членов экипажа: командир звена лейтенант Тихомиров Юрий Петрович, штурман лейтенант Ончуров Алексей Яковлевич и стрелок-радист сержант Ворона Павел Александрович. Тела Юрия Тихомирова и Павла Вороны отправили в тыл для захоронения. Комиссар 2-й эскадрильи Сергеев написал донесение о случившемся в штаб ВВС.

18 сентября 1968 года ковш экскаватора СУ-161 Мосфундаментстроя извлек из земли кусок металлической обшивки самолёта с ясно различимой красной звездой. Далее из земли достали два авиадвигателя, бортовые пулемёты, искорёженные винты, личные вещи лётчиков и останки одного из членов экипажа.

Ученики школы № 629 (располагавшейся тогда в здании по адресу Б. Юшуньская, 14) под руководством Л.И. Кузнецовой, вместе с Советом ветеранов взялись за поиски. После публикации в «Вечерней Москве» появились свидетели трагедии, бывшие сотрудники 2-й ВАШПО, которые сообщили, что имена погибших были определены по найденным лётным книжкам ещё в 1941 г. С их помощью установили номер войсковой части, имена членов экипажа, разыскали и пригласили в Москву родственников погибших.

Экипаж СБ-2:
- командир звена, пилот, лейтенант Юрий Петрович Тихомиров (1919 г.р.);
- стрелок-бомбардир-наблюдатель, лейтенант Алексей Яковлевич Ончуров (1918 г.р.);
- стрелок-радист, сержант Павел Александрович Ворона (1919 г.р.)

На месте гибели героев в Чертаново в 1970 году был установлен обелиск с именами героев, а 1 октября 1971 (1969?) года у здания школы № 629 (Большая Юшуньская ул., 14) был открыт памятник "Защитникам московского неба". Ныне школа №629 закрыта, в здании работает ГОУ Центр внешкольной работы ЮЗАО. При Центре в Историко-краеведческом музее района Зюзино возобновлена небольшая экспозиция (на одном стенде) в честь героического экипажа.

Идея установить памятник рядом с местом гибели экипажа возникала с начало 80-х годов. Свободное место для памятного знака выделили в стороне от реального места аэродрома - между корпусами 1 и 2 дома № 10 по улице Кировоградской

Через четверть века, 9 мая 1995 года при активном участии районного Совета ветеранов был открыт открыт мемориал памяти - поставленное вертикально металлическое крыло самолета с красной звездой, обелиск с мемориальной доской, рассказывающей о героическом экипаже, и вторым покореженным винтом СБ-2.

Авторы памятника - скульптор А.М. Рылеев и архитектор М.И. Судаков. В работе по созданию памятника принимали участие члены районного Совета ветеранов поэта-фронтовик Анатолий Цветков, В.И. Бахтин. Лазарь Иосифович Раппопорт, супрефект МО Е.И. Муленков.

Тут же расположена и могила лейтенанта Алексея Ончурова с его портретом (спорное утверждение).

Распоряжением правительства Москвы N 1173-ПП от 21 декабря 1999 г. памятник был включен в Государственный список памятников истории и культуры г.Москвы под названием "Учебный аэродром (фрагмент) в Чертаново".

Над памятником шефствует школа №851. Каждый год 12 октября и 9 мая у памятника проводятся торжественные мероприятия.

В Музее Зюзинской волости (Керченская, 6 к.3) экипажу Тихомирова посвящена маленькая экспозиция.

Памятник погибшим лётчикам между Кировоградской 10-1 и Кировоградской 10-2. Другие мои фотографии этого памятника, подробную информацию о погибших лётчиках, о датах установки памятника и об истории чертановского аэродрома Вы можете почитать на отдельной странице .

Мемориал, установленный в Парке 30-летия Победы (55°37"1"N 37°35"57"E)
Сам парк заложен 29 октября 1974 года. Фото камня о закладке парка.
Данный монумент установлен предположительно лишь в 2006 году, до этого на его месте был этот небольшой обелиск.
Много фотографий разных лет этого Парка можно посмотреть .
Фотография админа 2009 года:

Советская зенитка в Парке 30-летия Победы. Установлена в 1998 году по инициативе руководителя местного клуба автомотостарины "Автозавр" В.П. Крутиня.

Немецкая разбитая противотанковая пушка PAK-40 (ПАК-40) в Парке 30-летия Победы. Установлена в 1998 году по инициативе руководителя местного клуба автомотостарины "Автозавр" В.П. Крутиня.
Фотография админа 2009 года:

ДОТ в Парке 30-летия Победы. Открыт 26 ноября 1997 года. Это воссозданный ДОТ, то есть во время войны его тут не было. Но в Чертанове есть и настоящие ДОТы времён Великой Отечественной Войны в Битцевском лесу. Например этот на границе леса и яблоневого сада бывшего совхоза "Красный Маяк" (фотография неизвестного из Викимапии). Много фотографий и описаний различных фортификационных сооружений в Битцевском лесу Вы можете посмотреть .
Фотографии админа 2009 года:

Памятник детям - узникам фашистских лагерей в Парке 30-летия Победы. У памятника всегда цветы и мягкие игрушки. Вторая половина 2000-х годов.
Фотография админа 2009 года:

Монумент у метро "Пражская" в честь дружбы СССР и Чехословакии "Космонавты". 1985г.
Фотография админа 2009 года:

Памятник воинам - жителям Покровского, Бирюлева, Покровских Выселок и Красного, которые погибли или скончались от ран в годы Великой Отечественной войны. Памятник установлен 6 ноября 2004 года на Старопокровском кладбище - ссылка на сообщение об открытии. Инициаторы открытия памятника - и депутат Государственной Думы Владимир Груздев , чьё имя упоминается на Памятнике. Официальная страница кладбища -

Каждый год в середине октября в районе Чертаново Северное на месте крушения военного самолета собираются люди, чтобы отдать дань памяти летчикам. Они погибли в 1941 году, защищая Москву от немецко-фашистских захватчиков.

12 октября здесь прошел митинг памяти, в котором приняли участие ветеран Великой Отечественной войны, почетный председатель местного Совета ветеранов Валентин Федорович Колониченко, заместитель главы управы по работе с населением Анастасия Маковская, председатель местной молодежной палаты Алексей Лукоянов, а также ветераны, школьники, учащиеся колледжа №34 и жители района. Одним из организаторов стал муниципальный депутат Владимир Лебедев.

«Это традиционное мероприятие, которое было приурочено к годовщине гибели экипажа. Ведь сегодня очень важно не забывать историю нашей страны. Наш долг — хранить память о великом подвиге народа, чтить историю его доблести, высокого патриотизма и силы духа», — отметил Лебедев.

Участники митинга вспомнили, как 12 октября 1941 года самолет СБ-2 173 авиаполка скоростных бомбардировщиков был подбит при выполнении боевого задания - нанесения удара по танковой колонне фашистов в районе города Юхнова. Экипаж почти дотянул поврежденную машину до аэродрома, который был расположен недалеко от этого места. И все же упал на взлетное поле, пилоты погибли.

В средине девяностых годов был установлен памятник между домами 10, корп. 1 и 10 корп. 2 на Кировоградской улице недалеко от станции метро «Южная». Монумент представляет поставленное вертикально металлическое крыло самолета с красной звездой и обелиск, рассказывающей о героическом экипаже.

«Мы видим и покореженный винт СБ-2. Здесь же перечислены имена летчиков погибшего экипажа. В конце девяностых мемориал был включен в государственный список памятников истории и культуры города Москвы под названием «Учебный аэродром (фрагмент) в Чертаново». Но жители района продолжают называть его памятником погибшим летчикам», — пояснил Владимир Лебедев.

Выступая на митинге памяти, Валентин Колониченко вспомнил о том, что одним из инициаторов создания памятника стал житель района, ветеран Великой Отечественной Лазарь Иосифович Рапопорт.

«Для него важно было, чтобы люди всегда помнили о погибших летчиках, возвращавшихся с боевого задания в аэропорт, который находился недалеко от этого места, помнили», — уточнил Колониченко.

Надо сказать, что Лазарь Иосифович имел прямое отношение к авиации. Он с октября 1943-его служил старшим техником по подготовке бомбардировочного вооружения ИЛ-2 к боевым вылетам на Северо-Западном фронте, потом работал инженером по десантному оборудованию самолетов дальней авиации. Многие считают, что появление монумента погибшим летчикам – это лично его заслуга, он очень хотел увековечить память о значимом событии в истории не только района, но и Москвы.

Именно благодаря ему сегодня местные школьники знают о трагических событиях тех лет, которые разворачивались здесь. На митинге памяти выступили ребята из образовательного комплекса №851. Они представили литературно-музыкальную композицию «Летчики» и исполнили знаменитую песню «Бомбардировщики»:

«Мы летим, ковыляя во мгле,
Мы ползем на последнем крыле.
Бак пробит, хвост горит и машина летит
На честном слове и на одном крыле…».

Вот только в отличие от этой песни команда не смогла вернуться на аэродром. В память о событиях 75-летней давности была объявлена минута молчания. Но, конечно же, участники в этот момент вспоминали не только подвиг погибших летчиков. В эту минуту они отдавали дань памяти всем, кто не вернулся с полей сражений той страшной войны.

Расположение аэродрома

Чуть севернее современной станции метро " Южная" с 1941 года до 1949 год был военный аэродром.

В 1941 году вторая военно-авиационная школа перво начального обучения (ВАШПО) для организации учебного аэродрома получила площадку недалеко от деревни Чертаново. Тут размещались - взлетно-посадочная полоса для учебных самолетов, бензохранилище и ангар для боеприпасов. В октябре, в связи с приближением фашистов к столице, на этот аэродром возможно передислоцировали 173-й истребительный полк противовоздушной обороны Москвы. Этот период (1941-1949) жизни аэродрома не оставил нам фотографий, в отличии от периода последующего (об этом дальше). Есть лишь немецкая аэрофотосъёмка 1941-1942 годов, которую Вы можете посмотреть . Возможно видимая белая полоса на снимке является ВПП (взлётно-посадочной полосой) аэродрома или же, если это не она, возможно ВПП как таковой не было - было поле для взлёта. Также этот снимок пока неполный - к сожалению нет участка от нынешнего сквера до нынешней Сумской улицы. Про местонахождение ВПП читайте также дальше по тексту.

С 1950-х годов аэродром был передан ДОСААФ и стал гражданским учебным аэродромом и использовался для полётов планеристов а также (по воспоминаниям местного жителя ) для опыления самолётами близлежащих колхозных полей. С 1949 года аэродромом владел Второй Московский Аэроклуб (источник ).. Взлётно-посадочная полоса (ВПП) аэродрома 40-х годов располагалась на месте нынешнего сквера. Причём её расположение по оси восток-запад более логично, так как ось север-юг имеет бОльший перепад по высоте. Также это месторасположение ВПП более благоприятствует розе ветров. Или же, возможно, как таковой ВПП не было, а было "поле", то есть некая площадь для взлёта и посадки самолётов. По воспоминаниям жителя деревни Чертаново Н.В.Черногорова аэродром находился на месте нынешнего дома 7 по Чертановской улице среди пшеничных полей. Именно на этот аэродром 12 октября 1941 года летел самолёт, который упал на взлётное поле между нынешними домами 10-1 и 10-2 по Кировоградской улице. Причём во всех источниках указывается, что самолёт "упал на взлётное поле ". На этом месте поставлен памятник. Таким образом очерчены границы "поля" (ВПП): Чертановская 7 - Кировоградская 10-1 . Но позже, в 1950-х и 1960-х годах поле условно могло расширится, так как на аэродроме стали прозводиться запуски лёгких планеров, не требовательных к ВПП как таковой. В сети имеется 20 фотографий этого аэродрома, выложенных Вторым Московским Аэроклубом - (эти фотографии приводятся и в этой статье - ниже по тексту). Анализ этих некоторых фотографий позволяет предположить, что эти фотографии могли быть сделаны немного западнее - примерно из районов домов 15-17-19 по Сумскому проезду. Вероятно "поле", на котором взлетали планеры - продолжалось почти до леса. То есть - "поле" 1960-х годов могло не совпадать с "полем" 1940-х годов, хотя и включало его. Местный житель вспоминает, что в 1960-е года аэродром был почти на месте нынешнего торгово-развлекательного центра "Глобал-Сити", что в свою очередь позволяет предположить, что в 1960-х годах учебный аэродром ДОСААФ и аэродром, используемый для опыления колхозных полей были расположены в разных концах "расширенного" поля 1940-х годов. Так как на некоторых фотографиях аэродрома видны деревенские дома, это позволяет сделать вывод, что они были сделаны на месте нынешнего сквера или на месте нынешней школы 728, так как в других частях "поля" деревенских домов не видно.

В январе 2010 года мне прислали ответное письмо из Второго Московского Аэроклуба, где подтвердили, что фотографии с тэгом "Чертаново" действительно сняты в нашем Чертанове, а не в деревне Чертаново Волоколамского района Московской области, где в 1930-е - 1940-е годы тоже был военный аэродром, на который даже приезжал Чкалов. Кстати э то весьма путает многих исследователей, когда они ищут нужную информацию в сети. Будьте внимательны! Также в письме было сказано, что на нынешнее расположение Второго Московского Аэроклуба в Пахомово Тульской области приезжают ветераны и они могут рассказать подробности об аэродроме в Чертанове.

Итак фотографии аэродрома:

Фотография № 1 , где отлично видны Зюзинские дома: Оригинал .

Вот те же Зюзинские дома на карте 1964 года:

Утверждения некоторых краеведов о том, что эта фотография была сделана на месте будущего эксперементального района Северного Чертанова считаю безосновательными. В качестве аргумента этой версии приводится довод, что Зюзинские дома расположены слишком близко от наблюдателя. Я думаю, что это просто эффект наблюдателя при взгляде через открытое пространство. Сейчас на месте аэродрома множество домов и поэтому при взгляде на эту фотографию кажется, что Зюзинские совсем рядом. Также на месте нынешнего эксперементального района Северное Чертаново была довольно пересечённая и заболоченная местность, не позволяющая назвать её "полем" для взлёта планеров. Снимок вполне мог быть сделан с вышеназванных координат на Сумском проезде. Также на некоторых фотографиях аэродрома видны деревенские дома, что позволяет сделать вывод, что эти снимки были сделаны или с места нынешнего сквера или с места нынешней школы 728 и её окрестностей. А один аэродром в одно и то же время не может быть сразу в двух местах - около деревни Чертаново и на пустыре в районе эксперементального района Северное Чертаново, тем более там не было никаких деревенских домов.

Недавно на сайте http://www.wikimapia.org увидел новый вариант нахождения аэродрома - в комментарии к объекту "поле", которое расположено сразу южнее под овалом ипподрома я прочитал, что некая бабуля рассказывала, "что на этом поле в войну был аэродром", а "15 лет назад сапёры вывезли оттуда два десятка авиационных бомб". Мысль интересная и местность ровная, но во-первых маловато поле для взлёта самолётов, во-вторых - больше об этом никто не слышал, вероятно это путаница с настоящим аэродромом, в третьих - если это поле было бы продолжательницей аэродрома 1960-х годов, то такой снимок Зюзинских домов не получился бы, уж слишком это поле западнее и деревенских домов там никогда не было. И главное - не могло быть так рядом ДВУХ военных аэродромов, а один (наш) военный аэродром в известных координатах был точно. А бомбы вполне там могли быть, потому что там недалеко проходила линия обороны во время Великой Отечественной Войны и в самом лесу осталось много артефактов - окопы, блиндажи, доты, колючая проволока и возможно оставшиеся боеприпасы, хотя мне кажется, что боеприпасы - это городская легенда.

С помощью сервиса хорошего сайта etomesto.ru попытался поточнее совместить две карты - современную (google ) и карту 1964 года и позволил себе предположить - где находились точки съёмки фотографий 1 и 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7 (которые находятся ниже по тексту) и направление взгляда фотографа.

По поводу фотографии № 1 получилась большая дискуссия и с помощью убедительных свидетельств Алексей доказал местонахождение точки съёмки по правой стороне нынешней Чертановской улицы около дома 7. Так что на вышеприведённой схеме точка 1 неверна. Спасибо Алексею за дотошность!

Подробнее:

В анализе фотографий № 2 и № 7 мне помог Алексей , за что ему большое спасибо! Вероятно чуть левее оси (2) виден песчаный карьер. Также явно видно понижение, овраг (река Чертановка) и пойму - будущий эксперементальный район Северное Чертаново.

(примечание: это не ТА САМАЯ опора ЛЭП, а другая. Их там много. :)

На фотографии № 7 не видно заводской трубы, потому что труба была построена в промежутке с 1959 по 1963 год. Фотография № 2 сделана в 1964 году, а фотография № 7 - в 1957 году. На карте 1964 года видны два прямоугольных объекта - левый объект ныне принадлежит ФГУП «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина» (ФГУП «НПЦАП»), ранее - специализированный научно-исследовательский институт автоматики и приборостроения - НИИ АП, основанный в 1963 году (), а правый объект - это ФГУП «НПП «Торий», основанный в 1959 году (). Фотография этой трубы в настоящее время - .

А белая гладь на заднем плане на фотографии № 7 - это не вода а вероятно поле с засеянной пшеницей или игра света на обычном поле, на песчаный карьер с фотографии № 2 это не очень похоже а возможно песчаного карьера ещё не было.

Потрясающе подробный и интересный анализ фотографий № 2 и № 7 мне прислал Алексей. Стало совершенно ясно, что фотографии № 2 и № 7 сняты примерно из одного и того же места. Ниже приведён эскиз работы Алексея, советую рассматривать его оригинал .

Думаю фотография № 5 сделана почти с того же места, что и фотография № 1

На фотографии № 3 и на фотографии № 6 явно одинаковые дома - пять домов в ряд и один яркий белый дом справа, на карте 1964 года есть такое же похожее место

Возможно труба - это труба в Котляково.
А на фотографии № 3 , где тоже видны эти дома, трубу закрывает собой девушка-регулировщица.

Расположил фотографию № 4 именно так - потому что она была сделана за 10 лет до остальных в 1955 году и тех деревенских домов, которые мы видим на других фотографиях 1965 года - ещё не было. А деревенская ЛЭП видна - судя по карте 1951 года - есть только одно место, куда можно поставить эту фотографию, что я и сделал

Карта Мосгоргеотреста 1951 года:
Полная версия этой карты - .

1 - Домик, к которому ведёт ЛЭП - вероятно связан с аэродромом.
2 - Территория за ограждением. А не бензохранилище ли это?
3 - предположительный взгляд фотографии №4
4 - одинокое строение на пустыре, тоже заставляет задуматься.

Интересный и душевный рассказ о происходивших в 1959 году на Чертановском аэродроме событиях можно прочитать .

Фотографии

Галерея фотографий аэродрома Чертаново 1950-1960-х годов с сайта Второго Московского Аэроклуба . . (кликабельно!) Год фотографии есть в её названии. Также все эти фотографии Вы можете посмотреть в .

Памятник лётчикам

Ночью 12 октября 1941 года экипаж в составе командираЮрия Петровича Тихомирова, штурмана Алексея Яковлевича Ончурова, стрелка- радиста Павла Алексеевича Вороны получил приказ бомбить танки врага в районе Юхнова. Летчики летели на самолёте СБ-2 и принадлежали 173-му авиаполку, который базировался на Оствфьевском аэродроме (южнее Бутово). Погода была нелетной, высота облачности 300 м,дождь со снегом, видимостьограничена. Но экипаж выполнил задание и разбомбиливражеские танки. От зенитного огня противника самолет сильно пострадал. Внутри кабины разорвался снаряд, осколками которогобыл убит штурман АлексейОнчуров.Тяжело раненый пилотЮрий Тихомиров сумел развернуть горящий самолет инад Варшавским шоссе повел его в Остафьево . Связь с экипажем прервалась после того, как стрелок- радист Павел Ворона сообщил, что самолет горит.Не сумев приземлитьсяв Остафьеве, горящий двухмоторный самолет в крутомпике врезался в землю на краю учебного аэродрома вЧертанове. Курсанты сбили пламя, обнаружили теладвух летчиков. Передняякабина глубоко ушла в землю, и извлечь тело штурмана не смогли. Школа в тотмомент переводилась нановое место дислокации, ина опустевшем аэродромене было техники, необходимой для этого. По полетному заданию, найденному впланшете командира, тогдаже установили состав иимена членов экипажа. Тела Юрия Тихомирова и Павла Вороны отправили в тылдля захоронения. Комиссар2 й эскадрильи Сергеев написал донесение о случившемся в штаб ВВС. Где захоронены летчикинеизвестно.

За новые детальные подробности и за информацию про Остафьево спасибо известному краеведу и ныне депутату муниципального собрания Зюзино Светлане Ярославцевой. (газета "Муниципальный Вестник" за январь 2012г. )

Экипаж:
- командир звена, пилот, лейтенант Юрий Петрович Тихомиров (1919 (род. в г.Куйбышев) - 1941)
- стрелок-бомбардир-наблюдатель, лейтенант Алексей Яковлевич Ончуров (1918 (род. в деревне Немовщина Свечинского района Кировской области) - 1941);
- стрелок-радист, сержант Павел Александрович Ворона (1919-1941)
О самолёте СБ-2 Вы можете почитать и .

В 1968 году между первым и вторым корпусами дома номер 10 по Кировоградской улице тянули кабель. Ковш экскаватора извлёк кусок металлической обшивки самолёта с ясно различимой красной звездой. Далее из земли достали два авиадвигателя, бортовые пулемёты, искорёженные винты, личные вещи лётчиков и останки одного из членов экипажа. Следопыты зюзинской школы № 629 по названию завода-изготовителя и номерам двигателей, а также дате выпуска винтов установили имена членов погибшего экипажа.

Документальных подтвержений о том, что А.Ончуров похоронен на этом месте - нет.

На месте гибели самолёта в 1970 году был установлен обелиск с именами героев, а 1 октября 1971 года у здания школы № 629 (Большая Юшуньская ул., 14) был открыт памятник "Защитникам московского неба". Фотографии в 2007г. сделал Александр : (кликабельно)

9 мая 1995 года стараниями поэта-фронтовика Анатолия Цветкова, другими членами Совета Ветеранов - В.И. Бахтина и Л. И. Раппопорта, а также супрефекта муниципального района Е.И. Муленкова, между домами 10-1 и 10-2 по Кировоградской улице был открыт мемориал памяти. Авторы памятника - скульптор А.М. Рылеев и архитектор М.И. Судаков. Он представляет из себя поставленное вертикально металлическое крыло самолёта с красной звездой и обелиск с мемориальной доской, рассказывающей о героическом экипаже, и вторым покорёженным винтом СБ. Тут же расположен и памятник лейтенанту А.Я.Ончурова с его портретом, на нём ещё раз перечислены имена лётчиков погибшего экипажа. Распоряжением правительства Москвы N 1173-ПП от 21 декабря 1999 г . памятник был включен в Государственный список памятников истории и культуры г.Москвы под названием "Учебный аэродром (фрагмент) в Чертаново" .

"Постановление Правительства Москвы от 21 декабря 1999 г. N 1173 "О включении в Государственный список памятников истории и культуры г.Москвы памятного места, связанного с историей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., расположенного по адресу: Кировоградская ул., вл.10"

В связи с 58-й годовщиной битвы под Москвой, а также в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране и использовании памятников истории и культуры" Правительство Москвы постановляет:

1. Включить в Государственный список памятников истории и культуры г.Москвы памятное место "Учебный аэродром (фрагмент) в Чертаново", расположенное по адресу: Кировоградская ул., вл.10, связанное с гибелью при защите Москвы в октябре 1941 года экипажа бомбардировщика СБ-3 173-го авиаполка 77 АД ВВС КА в составе:
- командира звена, пилота, лейтенанта Юрия Петровича Тихомирова (1919-1941);
- стрелка-бомбардира-наблюдателя, лейтенанта Алексея Яковлевича Ончурова (1918-1941);
- стрелка-радиста, сержанта Павла Александровича Вороны (1919-1941).
2. Отнести указанный объект к памятникам истории и культуры местного значения.
3. Префекту Южного административного округа до 1 июня 2000 г. оформить совместно с Главным управлением охраны памятников г.Москвы соответствующую охранную документацию.
4. Главному управлению охраны памятников г.Москвы осуществлять постоянный контроль за сохранностью и содержанием памятника истории и культуры.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Ресина В.И.

Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков"

С годами обелиск несколько утратил былую свежесть, поэтому управа и районный Совет ветеранов Чертанова Северного решили к 22 июня 2006 года отреставрировать памятник и добавить новую гранитную плиту. Нужда в ней возникла благодаря поисковикам, которым удалось найти фотографию командира экипажа Юрия Тихомирова. Теперь на гранитной плите два портрета - Юрия Тихомирова и Алексея Ончурова.

gastroguru © 2017