Шизофрения рисунки. Душевнобольное искусство

Перевод для – Светлана Бодрик

Шизофрения – тяжелое психическое заболевание, симптомами которого могут быть неадекватное социальное поведение, слуховые галлюцинации и характерные расстройства восприятия реальности. Оно часто сопровождается другими, менее серьезными психическими расстройствами, такими как депрессия и тревога.

Само собой разумеется, что люди, страдающие шизофренией, обычно оказываются неспособными работать или поддерживать отношения с другими людьми. 50% людей с диагнозом шизофрения также злоупотребляют алкоголем или наркотиками, стараясь таким образом справиться с болезнью.

Но есть и другие люди, которые ищут утешение не в наркотиках и спиртных напитках, а в искусстве.

Представленные здесь рисунки были созданы людьми, страдающими шизофренией. Глядя на некоторые из них, обычный человек может испытывать чувство тревоги, а для создателей эти работы помогают сделать видимым то, что их волнует, терзает, не дает покоя. Стремление к рисованию – это попытки оформить и упорядочить свой внутренний мир.

«Электричество заставляет вас парить» – рисунок Карен Блер, страдающей шизофренией.

Обратите внимание на разнообразие настроений, которое отобразилось на лицах существ-наростов на голове этого человека – наглядный пример того, в каком смятении может пребывать больной шизофренией.

Эти две фотографии были сделаны неизвестным художником-шизофреником, который пытался запечатлеть гнетущий кошмар своих мыслей.

Это сложный рисунок с нагромождением лиц был сделан художником Эдмундом Moнселем в начале 1900-х годов. Как полагают, он был шизофреником.

Этот рисунок был найден в старо й психиатрической больнице , его создатель страдал параноидной шизофренией.

Так Эрик Бауман изобразил свой гнусный недуг.

В 1950 году Чарльз Штеффен, находясь на лечении в психиатрической больнице, рьяно занялся искусством, рисуя даже на оберточной бумаге. Его рисунки указывают на то, что он, видимо, был одержим идеей перевоплощения.

Этот художник страдает редкой параноидной шизофренией, болезнь вызывает у него визуальные галлюцинации. На рисунке одно из его видений – фигура под названием «Дряхлость».

Жутко, странно, но, вероятно, это точное изображение того, что чувствует больной шизофренией.

Этот рисунок под названием «Сущность мании» изображает шизофрению как призрачную угрозу.

«Безумные» рисунки и картины Карен Мэй Соренсен, страдающей шизофренией, недавно стали доступны для просмотра огромному количеству людей, т.к. она разместила их в своем блоге.

Кошки Луи Уэйна – рисунки, относящиеся к началу 1900-х годов. Работы художника в период болезни видоизменялись, но тематика оставалась прежней. Серию из фракталоподобных кошек Луиса часто используют в качестве динамической иллюстрации изменения характера творчества в процессе развития шизофрении.

Рисунок Джофра Драака.

На этой картине художник воплощает в образ слуховые галлюцинации, связанные с этим заболеванием.

Этот больной художник чувствует так, словно он сам для себя является ловушкой.

Джофра Драак нарисовал это в 1967 году. Так с точки зрения больного шизофренией выглядит ад, описанный в произведении Данте.

Возможно, мы никогда не узнаем, что происходит в сознании тех, кто страдает шизофренией. Дальше всего в понимании этого мы можем продвинуться, когда знакомимся вот с такого рода искусством. Большинство этих рисунков и картин могут показаться нам страшными и наполненными негативом, но для самого художника положительным моментом является то, что он нашел способ избавиться от этого негатива, выплеснув свои тревоги и страхи на бумагу.

Есть удивительные рисунки,может быть эти люди все таки непризнанные гении?

М.Н., 36 лет, паранойдная форма шизофрении. Образования - три класса. Несмотря на изначально низкий интеллектуальный уровень, больная разработала сложную бредовую концепцию. Содержание бреда было весьма своеобразным: больная считала, что с какой-то планеты на Землю занесена лаборатория под названием “система Плутон”. Эта лаборатория находится на инопланетном корабле, а цель её - изучение и порабощение землян. Рисовала она в режиме “автоматического письма”: ставила на листе точку и далее “рука сама водила по бумаге”. При этом часто не могла объяснить смысл нарисованного, говорила, что содержание рисунка не её, что “тот, кто водит рукой, знает и смысл”.

М.Н., параноидная шизофрения - “Курящий электронный человек”.

М.Н., параноидная шизофрения - “Углоед. Я не смеюсь, - но своё дело делаю?!+”.

М.Н., параноидная шизофрения - “Кто я теперь? Урод: то ли свинья, то ли человек. Я нуждаюсь уединённостью от всего Мира”.

М.Н., параноидная шизофрения - “Для управления человеком, его мыслями на него одевают невидимый скафандр, соединённый с аппаратом конструирования мыслей”.

Зарисовка зрительных галлюцинаций. Больной полинаркоман, употреблял гашиш, опий, эфир, кокаин.

А.З., шизофрения - “Трудно и очень трудно спастись. Но надо! Жить нужно. Всем!”.

А.З., шизофрения - “Один не получил добычу. Разшибся об скалу”.

А.З., шизофрения - “Спасать старика тоже надо! Даже птица Это знает”.

Л.Т., шизофрения. Болезнь протекала в виде приступов, различных по структуре. Это были фазовые депрессии или маниакально-экстатические состояния, сопровождающиеся видением ярких фантастических образов, сказочных, космических, иноплатентных сюжетов. Её рисунки и комментарии к ним были воспроизведены братом, человеком, профессионально владеющим живописью. Больная ярко, эмоционально рассказывала ему, что “присутствовала при гибели мира”, когда всё вокруг взрывалось и рушилось, “в дыме и грохоте огромными вереницами летели человеческие черепа” и “нанизывались” на её голову, “в голове расселились орды всякой нечисти, змей и прочего, они вели между собой войну”.

Л.Т., шизофрения - “Гибель мира и ужас”.

Л.Т., шизофрения - “Цветок тоски”.

Л.Т., шизофрения - “Безумие”.

Л.Т., шизофрения - “Я лишаюсь физической оболочки и остаётся одно - великое, гармоничное, божественно-светлое и прекрасное психическое “Я” ”.

А.Б., 20 лет, шизофрения. Сохранилось лишь несколько рисунков этого автора. В них отражены такие характерные для данного заболевания явления как “материализация” мыслей, ощущаемых больным как нечто вещественное, схизис (расщепление психики): “здесь всё вразброс - органы чувств, сердце, время и пространство”.

А.Б., шизофрения - “Вне времени и пространства”.

А.Б., шизофрения - “Мысли - вещи (овеществление мыслей)”.

Н.П., шизофрения с бредовыми идеями изобретательства. Считал, что вполне можно изобрести аппараты, которые без топлива, только благодаря избранной форме и “гравитации”, будут обеспечивать движение.

С.Н., 20 лет, параноидная шизофрения. Болезнь проявилась во время службы в армии. Возможно, в противовес жестокой и грубой действительности больного стали посещать мысли об ином, лучшем мире, о Боге.

С.Н., параноидная шизофрения - “Мои мысли слышны и видны: то, о чём я думаю, слышат все, и на экране появляются мысли-картины”.

С.Н., параноидная шизофрения - “Я слышу голос Бога. Он вкладывает мне в голову всё устройство мира и души”.

И вот еще:

А.Ш., 19 лет, шизофрения. Заболевание началось в 13-14 лет с изменений характера: стал замкнутым, утратил все контакты с друзьями, родными, перестал ходить в школу, уходил из дома, проводил время в церкви, монастырях, библиотеках, где “занимался философией”, сам писал “философские трактаты”, в которых излагал своё видение мира. Именно в это время начал рисовать в очень странной манере. По словам родителей раньше никогда не рисовал, и для них было неожиданно, что в сыне открылся талант живописца, хотя его рисунки и были странными, непонятными.


Медицина, "Я" и "Лимонная птица"

"Он скоро умрёт (Автопортрет)"


В 18 лет был призван в армию, начал службу в городе Архангельске. Именно здесь произошла манифестация заболевания: появились бредовые идеи, галлюцинации, депрессия, делал неоднократные попытки к самоубийству. Поступив в отделение был практически недоступен для контакта, но лишь в беседах с лечащим врачом (Муратовой И.Д.) приоткрывал мир своих психопатологических переживаний. Много рисовал: часть рисунков принёс с собой, иные были нарисованы уже в стационаре. Лечащий врач поощряла его стремление рисовать, предоставляла бумагу, краски. При выписке он подарил врачу коллекцию своих рисунков. В дальнейшем эта коллекция стала основой музея творчества душевнобольных, и по настоящий день используется в учебных целях.

На многих рисунках А.Ш. присутствует образ птицы, названной им “лимонной”. Это образно-символическое отображение внутреннего мира больного, того, чем он живёт, отгородившись от реальности. (Последнюю он, как правило, изображал в раздражающем красном цвете)


"Субстанция"

"Сущность живописца"

"Женщина с кошкой

"Извращенцы"

болезнь

"алкоголик и алкоголизм"

"головная боль"

"Моя голова"


Пациент психиатрической клиники А.Р. впервые взялся за краски и карандаши уже в больнице. Его работы, несомненно, будут интересны не только лечащему врачу, но и широкому кругу ценителей искусства.



А.Р. - "Лабиринты снов"

Вл.Т.,35 лет, хронический алкоголизм. В психиатрическую больницу поступал неоднократно в связи с повторными алкогольными психозами. Его болезнь была отягощена неблагополучной наследственностью - родная сестра страдала шизофренией. Все рисунки, отражающие психопатологические переживания выполнены по выходе из психоза и в светлом промежутке (вне запоя). Автор имел неоконченное художественное образование, профессионально владел техникой живописи.


В рисунке “Мои руки занимают всю комнату” отражена патология восприятия, аутометаморфопсия (соматоагнозия, “нарушение схемы тела”), нарушение восприятия размеров собственного тела, отдельных его частей. Руки, ноги или голова кажутся очень большими/маленькими или очень длинными/короткими. Это ощущение коррегируется взглядом больного на конечности или прикосновением. Наблюдается при шизофрении, органических поражениях головного мозга, интоксикациях и в других случаях.

Рисунки на фоне приёма LSD

Первый рисунок был готов через 20 минут после первой дозы (50 мкг)

Эксперимент проходил в рамках программы правительства США по исследованию препаратов, изменяющих психику, в конце 50-х годов минувшего века. Художник получил дозу LSD-25 и коробку с карандашами и ручками. Ему нужно было нарисовать врача, сделавшего ему инъекцию.
Cо слов пациента: “Состояние нормальное.. пока никаких эффектов”


Талантливые и душевнобольные люди - это как две стороны одной монеты. Не зря ведь нестандартно мыслящих, неординарных, особенных людей называют ненормальными и сумасшедшими, а художникам, чьи картины не укладываются в общепринятые рамки и остаются непонятыми зрителем, советуют пройти курс медикаментозной и психотерапии. Конечно, можно сколько угодно пенять на узколобость и зашоренность таких "советчиков", но в чем-то они правы. А чтобы в этом убедиться, стоит лишь взглянуть на картины, которые рисуют пациенты психоневрологических клиник и диспансеров.


О творчестве мы однажды писали на Культурологии, проводя параллели с картинами Босха, Дали и современных сюрреалистов. И были недалеки от истины. Как известно, Сальвадор Дали был эпатажным сумасбродом с нестандартным поведением и странными реакциями на окружающих. А за вдохновением он часто наведывался в психлечебницы, где рассматривал картины пациентов, которые словно открывали для него двери в другой мир, далекий от земного, реального мира. Душевное здоровье Ван Гога также под вопросом, ведь неспроста он сам лишил себя уха. Но его картинами мы восхищаемся по сей день. Быть может, через время такими же популярными будут и картины кого-либо из нынешних пациентов отделения психоневрологии, с чьими работами мы сегодня и знакомим наших читателей.





Авторы этих картин - люди с тяжелой, зачастую трагической судьбой, и таким же трагическим диагнозом в медкарте. Шизофрения и маниакальная депрессия, неврозы и расстройства личности, навязчивые состояния и алкоголический психоз, последствия увлечений наркотиками и сильнодействующими медикаментами, все это накладывает глубокий отпечаток на личность пациента, существенно искажает его мышление и взгляд на мир, и выплескивается наружу в виде картин, схематических рисунков или другого вида творчества. Не зря ведь душевнобольным людям в обязательном порядке прописан курс арт-терапии, а их творческие работы коллекционируется и выставляются в музеях и галереях не только России, но и зарубежных стран.







Еще в середине 70-х годов в России был открыт первый (и, вероятно, единственный) Музей творчества душевнобольных. Сегодня он закреплен за кафедрой психиатрии и наркологии, и по-прежнему открывает двери как для любопытных посетителей, так и для тех, кто занимается научным исследованием сумасшествия и гениальности человека.

О том, что психическими расстройствами страдали Ван Гог и Камилла Клодель, вспоминается легко. А кому из российских деятелей искусства был поставлен тот же печальный диагноз? Нет, это не Кандинский или Филонов, гипнотизирующие своей живописью, а художники, чьи полотна подчас были вполне реалистичны. Изучаем вместе с Софьей Багдасаровой.

МИХАИЛ ТИХОНОВИЧ ТИХОНОВ (1789–1862)

ЯКОВ МАКСИМОВИЧ АНДРЕЕВИЧ (1801–1840)

Дворянин Полтавской губернии и художник-любитель, Андреевич был членом Общества соединенных славян и одним из самых активных декабристов. Во время восстания 1825 года служил при Киевском арсенале. Арестовали его в январе следующего года, и при разборе дела выяснилось, что он призывал к цареубийству, поднимал воинские части на восстание и так далее. Осудили Андреевича в числе самых опасных заговорщиков, по I разряду, приговорив к 20 годам каторжных работ. Блестящего поручика отправили в Сибирь, где со временем он сошел с ума, и через 13 лет ссылки умер в местной больнице - видимо, от цинги. Работ его сохранилось крайне мало.

АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ ИВАНОВ (1806–1858)

Будущий автор «Явления Христа народу» прибыл в Италию 24-летним молодым человеком, выигравшим пенсионерскую поездку. В этих теплых краях он остался почти на всю свою жизнь, постоянно сопротивляясь приказам о возвращении. Больше 20 лет он упорно писал свое полотно, жил замкнуто, вел себя мрачно.

Среди русской диаспоры циркулировали слухи о его душевном нездоровье. Гоголь писал: «Угодно было некоторым провозгласить его сумасшедшим и распустить этот слух таким образом, чтобы он собственными ушами на всяком шагу мог его слышать». Друзья художника защищали его, утверждали, что это клевета. Например, граф Федор Толстой сообщал в своем рапорте, что художник Лев Киль после приезда императора в Италию «употребил все интриги, чтоб не допустить государя по мастерским наших художников, а особливо Иванова не терпит и выставляет сумасшедшим мистиком и успел уже надуть это в уши Орлова, Адлерберга и нашего посланника, с которым до гадости подличает, как везде и у всех».

Однако поведение Иванова ясно свидетельствует, что эти слухи все-таки имели под собой почву. Так, Александр Тургенев описал гнетущую сцену, когда вместе с Василием Боткиным они позвали как-то художника на обед.

«- Нет-с, нет-с, - твердил он, всё более бледнея и теряясь. - Я не пойду; там меня отравят. <…> Лицо Иванова приняло странное выражение, глаза его блуждали...
Мы с Боткиным переглянулись; ощущение невольного ужаса шевельнулось в нас обоих. <…>
- Вы итальянцев еще не знаете; это ужасный народ-с, и на это преловкие-с. Возьмет да из-за бортища фрака - вот эдаким манером щепотку бросит... и никто не заметит! Да меня везде отравливали, куда я ни ездил».

Иванов явно страдал манией преследования. Биограф художника Анна Цомакион пишет, что свойственная ему и раньше мнительность постепенно разрослась до угрожающих размеров: боясь отравы, он избегал обедать не только в ресторанах, но и у знакомых. Иванов готовил себе сам, брал воду из фонтана и порой питался одним хлебом и яйцами. Частые жестокие боли в желудке, причины которых он не знал, внушали ему уверенность в том, что кому-то периодически удается подсыпать ему яд.

АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ТЫРАНОВ (1808–1859)

Бывший иконописец, которого подобрал Венецианов и научил реалистической живописи, позже поступил в Академию художеств и получил золотую медаль. Из пенсионерской поездки в Италию он вернулся в 1843 году на грани нервного срыва, как говорят - из-за несчастной любви к итальянке-натурщице. И на следующий год попал в петербургскую психиатрическую больницу. Там его сумели привести в относительный порядок. Следующие несколько лет он провел на родине, в Бежецке, а потом снова работал в Петербурге. Скончался Тыранов от туберкулеза в 51 год.

ПИМЕН НИКИТИЧ ОРЛОВ (1812–1865)

Любители русского искусства XIX века помнят Пимена Орлова как неплохого портретиста, работавшего в манере Брюллова . Он успешно закончил Академию художеств и выиграл пенсионерскую поездку в Италию, куда и уехал в 1841 году. Ему неоднократно приказывали вернуться на родину, но Орлову прекрасно жилось в Риме. В 1862 году 50-летний Орлов, к тому моменту академик портретной живописи, заболел нервным расстройством. Русская миссия устроила его в лечебницу для душевнобольных в Риме. Через три года он умер в Риме.

ГРИГОРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ СОРОКА (1823–1864)

Крепостной художник оказался одним из самых талантливых учеников частной школы Венецианова . Но его владелец, в отличие от хозяев многих других венециановцев, отказался дать Сороке свободу, заставлял его работать садовником и ограничивал как мог. В 1861 году художник наконец получил вольную - от Александра II Освободителя , заодно со всей страной. На воле Сорока защищал свою общину, сочиняя жалобы на бывшего барина. Во время одного из конфликтов 41-летний художник был вызван в волостное правление, которое его приговорило «за грубости и ложные слухи» к трехдневному аресту. Но по болезни Сороку отпустили. Вечером он отправился в горшечный сарай, где повесился. Как написано в протоколе - «от неумеренного пьянства и произшедшей от того грусти и с помешательством рассудка вследствие нажитого дела».

АЛЕКСЕЙ ФИЛИППОВИЧ ЧЕРНЫШЕВ (1824–1863)

В 29 лет этот выходец из «солдатских детей» получил Большую золотую медаль и отправился на пенсию Академии художеств в Италию. Там проявились первые симптомы его болезни, которую в XIX веке называли размягчением мозга. Его нервное расстройство сопровождалось болезнью глаз, ревматическими болями, ухудшением зрения и, конечно, депрессией. Чернышев пытался лечиться в Австрии, Франции и Швейцарии, но положение его только ухудшалось. Через семь лет после отъезда он вернулся в Россию, причем его успехи все-таки были так велики, что Чернышев получил звание академика. Но деградация продолжалась, и в итоге его поместили в заведение Штейна для душевнобольных, где он умер через три года после возвращения в 39-летнем возрасте.

ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ ФЕДОТОВ (1815–1852)

Когда автору «Сватовства майора» и других хрестоматийных полотен исполнилось 35 лет, его состояние духа начало стремительно ухудшаться. Если раньше он писал сатирические картины, то теперь они стали депрессивными, полными ощущения бессмысленности жизни. Бедность и тяжелая работа при недостатке света привели к ухудшению зрения и частым головным болям.

Весной 1852 года началось острое психическое расстройство. Современник пишет: «Между прочим, он заказал себе гроб и примерял его, ложась в него». Затем Федотов придумал себе какую-то свадьбу и стал транжирить деньги, готовясь к ней, зашел ко множеству знакомых и в каждой семье посватался. Вскоре Академию художеств известили из полиции, что «при части содержится сумасшедший, который говорит, что он художник Федотов». Его поместили в частное заведение для страждущих душевными болезнями венского профессора психиатрии Лейдесдорфа, где он бился об стену головой, а лечение заключалось в том, что его били в пять кнутов пять человек, чтобы усмирить. У Федотова были галлюцинации и бред, состояние его ухудшилось.

Больного перевели в больницу «Всех скорбящих» на Петергофской дороге. Его друг писал, что там «он в бешенстве кричит и буйствует, носится с мыслями в небесном пространстве с планетами и находится в положении безнадежном». Умер Федотов в том же году от плеврита. Наш современник психиатр Александр Шувалов предполагает, что художник страдал шизофренией с синдромом острого чувственного бреда с онейроидно-кататоническими включениями.

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ВРУБЕЛЬ (1856–1910)

Первые симптомы болезни появились у Врубеля в 42 года. Постепенно художник становился все более раздражительным, буйным и многословным. В 1902 году семья уговорила его показаться психиатру Владимиру Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», что тогда лечили весьма жестокими средствами, в частности ртутью. Вскоре Врубель был госпитализирован с симптомами острого психического расстройства. В клинике он с перерывами провел последние восемь лет жизни, за два года до смерти полностью ослепнув. Умер он в 54 года, нарочно простудившись.

АННА СЕМЕНОВНА ГОЛУБКИНА (1864–1927)

Самая знаменитая из женщин-скульпторов Российской империи во время учебы в Париже дважды пыталась покончить с собой из-за несчастной любви. На родину она вернулась в глубокой депрессии, и ее сразу положили в психиатрическую клинику профессора Корсакова. Она пришла в себя, но в течение жизни с ней случались приступы необъяснимой тоски. Во время революции 1905 года она бросалась на сбрую коней казаков, пытаясь остановить разгон толпы. Ее привлекли к суду как революционерку, но отпустили как душевнобольную. В 1907 году Голубкину приговорили было к году в крепости за распространение революционной литературы, но из-за психического состояния дело было опять прекращено. В 1915 году тяжелый приступ депрессии снова уложил ее в клинику, и несколько лет она не могла творить из-за своего душевного состояния. Дожила Голубкина до 63 лет.

ИВАН ГРИГОРЬЕВИЧ МЯСОЕДОВ (1881–1953)

Сын известного передвижника Григория Мясоедова также стал художником. Во время Гражданской войны он воевал на стороне белых, затем оказался в Берлине. Там он применил свои художественные навыки для выживания - стал подделывать доллары и фунты, чему он научился еще в армии Деникина. В 1923 году Мясоедов был арестован и осужден на три года, в 1933 году он снова попался на фальшивомонетничестве и сел в тюрьму на год.

В 1938 году мы видим его уже при дворе княжества Лихтенштейн, где Мясоедов становится придворным художником, портретирует князя и его семью, а также делает эскизы почтовых марок. Однако в княжестве он жил и работал по фальшивому чехословацкому паспорту на имя Евгения Зотова, что в итоге выяснилось и привело к неприятностям. Его жена, итальянская танцовщица и циркачка, на которой он женился еще в 1912 году, оставалась с ним все эти годы, помогая переживать неприятности и сбывать подделки.

До этого в Брюсселе Мясоедов написал портрет Муссолини, во время войны он тоже был связан с нацистами, в том числе из власовцев (немцев интересовало его умение подделывать деньги союзников). Советский Союз потребовал у Лихтенштейна выдать коллаборационистов, однако княжество отказало. В 1953 году супруги по совету экс-командующего РНА германского вермахта Бориса Смысловского решают переехать в Аргентину, где через три месяца 71-летний Мясоедов умирает от рака печени. Художник страдал тяжелой формой депрессивного расстройства, что видно по картинам его последнего периода, полным пессимизма и разочарования, например по циклу «исторических кошмаров».

СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ КАЛМЫКОВ (1891–1967)

ХХ век - это время, когда появляются художники, которые не сошли с ума, а, наоборот, стали художниками, будучи уже сумасшедшими. Интерес к примитивизму, «искусству аутсайдеров» (арт-брют) создает им большую популярность. Один из них - Лобанов. В семь лет он переболел менингитом и стал глухонемым. В 23 года попал в первую психиатрическую больницу, через шесть лет - в больницу «Афонино», откуда не выходил до конца жизни. В «Афонино» благодаря руководству психиатра Владимира Гаврилова, который верил в арт-терапию, Лобанов начал рисовать. В 1990-е годы его наивные произведения, выполненные пастой от шариковой ручки, стали выставлять, и он приобрел большую известность.

ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ ЯКОВЛЕВ (1934–1998)

Один из самых запоминающихся представителей советского нонконформизма в 16 лет почти лишился зрения. Потом началась шизофрения: с юности Яковлев наблюдался у психиатра и время от времени ложился в психиатрические лечебницы. Зрение у него сохранилось, но из-за искривления роговицы Яковлев видел мир по-своему - с примитивными контурами и яркими красками. В 1992 году почти 60-летнему художнику в Институте микрохирургии глаза Святослава Федорова отчасти вернули зрение - что любопытно, это не повлияло на стиль. Работы остались узнаваемыми, только более проработанными. Он много лет не выходил из психоневрологического интерната, где через шесть лет после операции и скончался.

Перед вами рисунки 18-летней девушки по имени Кейт, которой год назад поставили страшный диагноз - шизофрения. Она видит странные галлюцинации, которые потом рисует, чтобы попробовать разобраться со своими мыслями. Кейт решила показать всем, с чем ей приходится жить и сопроводила свои рисунки пояснительными комментариями.

"На протяжении многих лет мне ставили несколько диагнозов. В 17 лет, наконец, был поставлен диагноз шизофрении, когда мои родители поняли, что мое психическое здоровье ухудшается".

"Я рисую много своих галлюцинаций, так как рисунок помогает мне справиться с этим".


"Неодушевленные предметы будут выглядеть как картина Ван Гога: извращенные и резкие".

"Это птичка, она поет мне".

"Это цитата художника по имени Джори, и это было то, что говорило со мной. Моя депрессия заставляет меня чувствовать себя никчемной, как муха. Эти иллюстрации отражают мою болезнь".

"Этот человек выползает из вентиляционного отверстия в моем потолке и производит щелканье, или я вижу, как он выползает из-под предметов".

"Это автопортрет".

"Вот пример из бестелесных глаз, которые я вижу. Они появляются в курганах или на моих стенах или полах. Они деформируются и двигаются".

"Моя самооценка находится на самом низком уровне, и я чувствую себя незначительной. Мне всегда хотелось бы превратиться в «красивого» человека".

"Организация, общение, паранойя, депрессия, беспокойство и управление моими эмоциями – они ведут большую борьбу за меня".

"То, с чем я живу, нелегко, и это может быть изнурительным, но я не живу на улицах, крича о похищениях инопланетян.Это не значит, что нет таких людей - есть. Тем не менее, есть такие же люди, как я, которые просто сидят дома, запертые в своей комнате. Это спектр симптомов с различной степенью тяжести. Опыт каждого человека уникален".

gastroguru © 2017